Рабочая программа по литературе для 8 класса. УМК под ред. В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 8 класса. УМК под пед. В.Я. Коровиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               

Пояснительная записка

   Рабочая программа по литературе в 8  классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2008 г.

   Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 8 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2012 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2010 г.

   Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана  на 70 часов (из расчёта 2 урока в неделю).

   В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений, развивающим устную и письменную речь учащихся.

Содержание дисциплины

   Цели литературного образования определяет характер конкретных задач, стоящих перед учащимися на уроках литературы:

   - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

   - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

   - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

   - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

   Изучение литературы в 8-ом классе – это второй этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-ом классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

   Большое внимание в программе уделяется изучению литературы XX века, так как необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанров, их многообразию и развитию.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8-ого класса

К концу учебного года восьмиклассники должны знать и уметь:

   - видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

   - обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

   - видеть своеобразие решения общей проблемы писателями разных эпох;

   - комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

   - привлекать критическую статью для интерпретации художественного произведения;

   - различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

   - определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

   - сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

   - выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности в пределах общего жанра;

   -  осмысливать художественную деталь, её связь с другими деталями и текстом в целом;

   - видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

   - находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения и мотивировать ими выбор жанра;

   - сопоставлять жизненный материл и художественный сюжет произведения;

   - выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

   - сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

   - писать отзыв об экранизации эпического произведения, о телеспектакле;

   - писать рецензию на произведение отечественной и зарубежной литературы;

   - редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Литература

  1.  Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2012 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.
  2. Ерёмина О. А. «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2010 г.
  3. Чернец Л. В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Безносов Э. Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа.
  5. Золотарёва И. В., Крылова Т. А. Поурочные разработки по литературе, 8 кл., М.: Просвещение, 2003 г.
  6. Пустошкина А. А. Современные открытые уроки литературы, 8-9 классы – Ростов н/Дону, 2003 г.
  7. Чижов Д. Г. Тесты: Литература, 8 класс. Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 г.

Тематическое планирование по дисциплине «Литература»

Наименование

разделов и тем

Максималь-

ная

нагрузка учащегося, ч.

Из них на развитие

речи,

ч.

Из них на внеклассное чтение,

ч.

Сочи-

не-

ния

1.

Вводный урок

1

-

-

-

2.

Устное народное творчество

2

-

-

-

3.

Из древнерусской литературы

3

1

1

-

4.

Из русской литературы XVIII века

4

1

-

1

5.

Из русской литературы XIX века

27

6

5

4

6.

Из русской литературы XX века

21

6

2

1

11.

Из зарубежной литературы

12

-

1

-

12.

Итого

70

14

9

6

Календарно-тематическое планирование

по литературе в 8  классе

Тема урока    

Кол-во

часов

Дата

Дом.

зад.

Введение.

1

1.

Знакомство с учебником-хрестоматией. Русская литература и история.

1

Пересказать учебную статью стр. 3-4.

Устное народное творчество

2

2.

Русское народное поэтическое творчество.  Лирические и хороводные песни. Исторические песни. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Пересказать предание «О покорении Сибири Ермаком».

3.

Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.

1

Сочинить или найти частушки о школьной жизни, прочитать к уроку внеклассного чтения «Житие Сергия Радонежского».

Из древнерусской литературы

3

4.

Житие как жанр древнерусской литературы.

Вч «Житие Сергия Радонежского». Духовный подвиг святого Сергия.

1

Прочитать «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

5.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

Рр Устная характеристика князя Александра.

1

Подготовить выразительное чтение по ролям указанных отрывков.

Тема урока    

Кол-во

часов

Дата

Дом.

зад.

6.

Повесть «Шемякин суд». Осуждение судопроизводства.

1

Подготовить сообщение о Д. И. Фонвизине.

Из русской литературы VIII века.

4

7.

Д. И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Идейно-тематическое содержание произведения. Чтение и изучение комедии. Тема крепостного права и воспитания в произведении.

1

Прочитать 2-ое, 3-е действия комедии.

8.

Тема крепостного права и воспитания в комедии «Недоросль».

1

Дочитать комедию «Недоросль» до конца.

9.

Тема Отечества и тема нравов придворного дворянства в комедии «Недоросль».

Рр Подготовка к сочинению «Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?».

1

Написать сочинение.

10.

Классицизм как литературное направление. Фонвизин и классицизм.

1

Пересказать учебную статью на стр. 74-77.

Из русской литературы XIX века.

27

11.

И. А. Крылов – поэт и мудрец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.

1

Пересказать статью о Рылееве на стр. 88-89.

Тема урока    

Кол-во

часов

Дата

Дом.

зад.

12.

К. Ф. Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» - произведение русского гражданского романтизма. Историческая тема думы.

1

Подготовить сообщение об А. С. Пушкине.

13.

Пушкин и история. «История пугачёвского бунта» (отрывки). «Капитанская дочка». История создания произведения.

1

Прочитать главы 1-6 повести «Капитанская дочка».

14.

Гринёв: жизненный путь героя.

1

Прочитать главы 7-12 повести «Капитанская дочка».

15.

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

Дочитать повесть «Капитанская дочка» до конца.

16.

Пугачёв и народное восстание в повести «Капитанская дочка».

Рр Подготовка к домашнему сочинению по повести.

1

Написать сочинение.

17.

Стихи А. С. Пушкина: «19 октября», «Туча», «Я помню чудное мгновенье».

1

Прочитать к уроку внеклассного чтения повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама».

18.

Вч Философско-психологическая повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама».

1

Выучить наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

19.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» -  романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.

1

Дочитать поэму до конца.

Тема урока    

Кол-во

часов

Дата

Дом.

зад.

20.

 Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри – романтический герой. Начальное представление о романтизме.

1

Выучить наизусть указанный отрывок из поэмы.

21.

Рр выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

1

Подготовить сообщение о Н. В. Гоголе.

22.

Н. В. Гоголь О замысле, написании и постановке «Ревизора». Анализ первого действия. Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников.

1

Прочитать второе действие комедии.

23.

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий. Анализ второго действия комедии.

1

Прочитать третье действие комедии.

24.

Хвастовство Хлестакова. Анализ третьего действия.

1

Прочитать четвёртое действие комедии.

25.

Дары города. Анализ четвёртого действия.

1

Прочитать пятое действие комедии.

26.

Лестница славы и позор городничего. Анализ пятого действия комедии. Элементы сюжета.

Рр Подготовка к сочинению по комедии.

1

Написать сочинение, прочитать повесть Н В. Гоголя «Шинель».

27.

Повесть «Шинель». Тема маленького человека. Непримиримый социальный контраст Петербурга.

1

Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать повесть «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».

28.

Вч Повесть Н. В. Гоголя «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».

1

Подготовить сообщение о М. Е. Салтыкове-Щедрине стр. 3-5.

Тема урока    

Кол-во

часов

Дата

Дом.

зад.

29.

М. Е. Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель. «История одного города» - художественно- политическая сатира. «О корени происхождения глуповцев». Пародия на официальные исторические сочинения.

Вч «Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным». Гротескные образы градоначальников.

1

Письменно ответить на вопрос 4 на стр. 14, устно ответить на вопрос 6 на стр. 14.

30.

Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель. Рассказ «Старый гений».

1

Подготовить отзыв на рассказ «Старый гений», индивидуально подготовить сообщение о Л. Н. Толстом.

31.

Л. Н. Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала».

1

Дочитать рассказ «После бала».

32.

Рассказ «После бала». Система образов и персонажей. Конфликт рассказа. Зеркальная композиция. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей.

Рр Подготовка к сочинению по рассказу «После бала».

1

Написать сочинение.

33.

А. С. Пушкин «Цветы последние милей», М. Ю. Лермонтов «Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н Майков «Поле зыблется цветами».

1

Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.

Тема урока    

Кол-во

часов

Дата

Дом.

зад.

34.

Рр Выразительное чтение наизусть стихов о родной природе.

1

Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре», индивидуально – подготовить сообщение о Чехове.

35.

А. П. Чехов: «Моё святое святых…». Трилогия.

Вч «Человек в футляре». «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. Образы собеседников.

1

Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ А. П. Чехова «Крыжовник».

36.

Вч «Крыжовник». «Футляр» примитивного благополучия. Развитие образов собеседников.

1

Прочитать рассказ А. П. Чехова «О любви».

37.

«О любви»: «футляр» ложно понимаемого долга. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Любовь как проверка свободы человека ото лжи перед самим собой. Проблема свободы в трилогии.

Рр Подготовка к сочинению по рассказам А. П. Чехова

1

Написать сочинение, индивидуально - подготовить сообщение об И. А. Бунине.

Из литературы  XX века.

19

38.

И. А. Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Тёмные аллеи».

Вч  Рассказ «Муза».

1

Подготовить сообщение об А. И. Куприне.

Тема урока    

Кол-во

часов

Дата

Дом.

зад.

39.

А. И. Куприн: страницы биографии. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

1

Пользуясь составленной на уроке таблицей дать сравнительную характеристику Николая и Веры, индивидуально – подготовить сообщение об А. А. Блоке.

40.

А. А. Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Символический смысл исторической темы. Стихотворение «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Блока «Россия».

41.

Рр Выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Блока «Россия».

С. А. Есенин – поэт-лирик. Поэма «Пугачёв».

1

Подготовить сообщение об И. С. Шмелёве на стр. 96-97.

42.

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем».

1

Подготовить сообщение об М. А. Осоргине на стр. 108-109.

43.

М. А. Осоргин «Пенсне».

1

Ответить на вопрос 3 на стр. 114.

44.

Отрывки из Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом».  Тэффи «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко «История болезни».

1

Подготовить сообщение об А. Т. Твардовском.

45.

А. Т. Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Тёркин». Возникновение замысла. Главы «От автора», «На привале», «Переправа».

1

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из главы «Переправа».

Тема урока    

Кол-во

часов

Дата

Дом.

зад.

46.

Рр Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы «Василий Тёркин».

1

Дочитать поэму до конца.

47.

«Василий Тёркин» - лироэпическая поэма. Главы «О войне», «О награде», «От автора». Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.

Рр Подготовка к сочинению «Тёркин… Кто же он такой?

1

Написать сочинение.

48.

А. П. Платонов: страницы биографии. Рассказ «Возвращение».

1

Дочитать рассказ «Возвращение» до конца.

49.

Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

1

Подготовить письменный отзыв на рассказ «Возвращение».

50.

Лирическая и героическая песня в годы Великой Отечественной войны, её призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

1

Выучить наизусть понравившуюся песню, обосновать свой выбор, индивидуально подготовить сообщение о В. П. Астафьеве.

51.

Рр Чтение наизусть стихов о Великой Отечественной войне.

В. П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон».

1

Дочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет».

52.

«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Уклад сибирской деревни довоенного времени.

1

Подготовить к уроку внеклассного чтения другие рассказы из книги «Последний поклон».

Тема урока    

Кол-во

часов

Дата

Дом.

зад.

53.

Вч Автобиографический характер книги «Последний поклон».

1

Написать отзыв на прочитанный рассказ.

54.

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе: И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Анализ лирического стихотворения.

1

Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.

55.

Рр Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

Поэты русского Зарубежья о Родине. Анализ лирического стихотворения.

1

Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.

56.

Рр Выразительное чтение  наизусть стихов поэтов русского Зарубежья о Родине. Литература и история.

1

Пересказать учебную статью на стр.231-234.

Из зарубежной литературы.

12

57.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».

1

Прочитать трагедию в полном объёме.

58.

Вч «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности.

1

Ответить устно на вопрос 2 на стр. 250.

59.

Сонеты У Шекспира.

1

Подготовить сообщение о Ж.-Б. Мольере на стр. 253-255.

60.

Ж.-Б. Мольер – французский актёр и драматург. Комедия «Мещанин во дворянстве».

1

Дочитать комедия «Мещанин во дворянстве» до конца.

Тема урока    

Кол-во

часов

Дата

Дом.

зад.

61.

Комедия «Мещанин во дворянстве». Осуждение тех, кто пренебрежительно относится к своему происхождению, к традициям своего класса.

1

Подготовить сообщение о Д. Свифте на стр. 307-309.

62.

Дж. Свифт: страницы биографии. «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…»

1

Прочитать главы произведения, данные в учебнике.

63.

«Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…» Гнев и сатира автора.

1

Подготовить сообщение о В. Скотте на стр. 327-329.

64.

Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа. «Айвенго».

1

Прочитать 1,2 главы романа.

65.

«Айвенго» - роман об английском Средневековье.

1

Дочитать  главы, данные в учебнике.

66.

«Айвенго» - роман о кровавой борьбе саксонских феодалов и крестьян с надменными норманнскими аристократами.

1

67.

Итоги года. Список литературы на лето.

1

68-70

Резервные уроки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС (линия учебников под редакцией Коровиной В.Я.)

данная программа разработана для 7 класса ФГОС (линия учебников Коровиной В.Я)...

Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС к УМК В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс составлена с опорой на материал учебника и требования ФГОС и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. В программу входит пояснительная записка,...

Рабочая программа по литературе 7 класс (ФГОС, 68 ч.) к учебнику Коровиной В.Я.

В прикрепленных файлах представлена Рабочая программа по литературе 7 класс (ФГОС, 68 ч.) к учебнику Коровиной В.Я: пояснительная записка и тематическое планирование с определением основных видов...

Рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС к учебнику В.Я. Коровиной

Рабоая программа по литературе 7 класс ФГОС к УМК В.Я. Коровиной рассчитана на 70 часов в год, соответствует требованиям к результатам освоения ФГОС ООО, содержит разделы: пояснительная записка, плани...

Рабочая программа по литературе 8 класс ФГОС к УМК В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе 8 класс к УМК В.Я. Коровиной рассчитана на 70 часов в год, соответствует требованиям к результатам освоения ФГОС ООО, содержит разделы: пояснительная записка, планируем...

Рабочая программа по литературе 6 класс(УМК под ред. В.Я. Коровиной)

Рабочая программа 6 класс литература УМК под редакцией В.Я. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 7 класс(УМК под ред. В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 7 класс (под ред. Коровиной)...