рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС (линия учебников под редакцией Коровиной В.Я.)
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Ханбекова Инна Николаевна

данная программа разработана для 7 класса ФГОС (линия учебников Коровиной В.Я)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел, тема урока

Элементы содержания темы урока

(основные понятия)

Требования к уровню подготовки учащихся)

УУД

Формы контроля

д/з

дата

ВВЕДЕНИЕ

план

факт

1.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема

литературы.

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса.

 Цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства;

Понимать  природу художественного образа и своеобразие художественной действительности; умение пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию из пособия «Читаем, думаем, спорим» и использовать ее в собственных высказываниях; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных художественных произведений.

Познавательные

Выделяют и форму-лируют познаватель-ную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.

Регулятивные:Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.

Комуникативные:Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Личностные:Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Тест, вопросы и задания (с. 5-6)

Сочинение-рассуждение по восточно-му высказы-ванию, при-веденному В.П.Астафь-евым (с. 5)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2.

Предания как поэтическая автобиография народа.

Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление)

 определение понятия «предание»;

понимать  своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа; умение пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания.

Познавательные:Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Регулятивные:Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Личностные:Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

Чтение преданий, вопросы к ним (с. 10), вопросы 1-2 (с. 10)

Задание 3 (с. 10), чтение статьи В.П. Аникина «Былины» (с. 11-15), вопрос и за-дание к ней (с. 15)

3.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович - эпический герой. Сказка и былина

 определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера;

умение составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования

Познавательные:Умеют заменять термины определениями.  

Регулятивные:Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Коммуникативные:Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Личностные:Знание основных принципов и правил отношения к природе.

Выразительное чтение, харак-теристика героев, вопросы и задания 1-4 (с. 35, к былине «Садко»), вопрос рубрики «Устное народное творчество и живопись» (с. 35)

Составление тезисного плана статьи «О собирании, исполнении, значении былин», выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1-4 (с. 17), 1-3, 5 (с. 23

Задание 5 (с. 35, к былине «Садко»), чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», вопросы и за-дания к ней (с. 35).

4.

ВН ЧТ Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы.

какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря.

Умение воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.)

Познавательные:Знают теоретический материал по теме

Регулятивные:Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные:Умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные:Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий.

Выразительное чтение, харак-теристика героев, вопросы и задания 1-4 (с. 35, к былине

Анализ эпизода поединка Ильи Муромца с Соловьем –разбойником. Задания 2, 5 (с.35)

Задания 3 (с. 44), 4 (с. 49), вы-полнение рисунка по мотивам фольклорных произведений.

5.

Пословицы и поговорки

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

 определение понятий «пословицы» и «поговорки», пословицы и поговорки народов мира;

понимать  жанровые особенности пословиц и поговорок;

умение объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в разговорную повседневную речь.

Познавательные:Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные:Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать

Личностные:Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий

Конкурс на знание пословиц и пого-ворок, вопросы и задания 1—2 (с. 44), 1-3 (с. 49), 1-6 (с. 49, рубрика «Обога-щайте свою речь»), работа со словарем В.И.Даля, сборниками пословиц и по-говорок.

Задания 3 (с. 44), 4 (с. 49), вы-полнение рисунка по мотивам фольклорных произведений

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

6.

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)

 особенности поучения как жанра литературы;

понимать  смысл поучения Владимира Мономаха;

умение выразительно читать текст,

определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе

Познавательные:Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Регулятивные:Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

Коммуникативные:Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Личностные:Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.

Выразительное чтение, во-просы и зада-ния 1-3 (с. 52), 1-2 (с. 54)

Задания 3—4 (с 54)

7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности

Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини

 содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои;

умение воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев; видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций.

Познавательные:Определяют основную и второстепенную информацию.

Регулятивные:Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные:Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе

 Личностные:Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий

Вопросы (с. 63)

Подготовка к письменной работе по произ-ведениям фольклора и древнерус-ской литер

8.

Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество»; «Древнерусская литература».

Сочинение на одну из тем

1.        Какое воплощение нашла народная   мудрость в произведениях устного
народного творчества?

2.        Что воспевает народ в героическом эпосе?

3.        Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

4.        В чем значение древнерусской
литературы для современного читателя?

 особенности композиции сочинения-рассуждения.

Умение выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений.

П-е:Структурируют знания.

Р-е:Оценивают  достигнутый  результат.

К-е: Умеют создавать связный текст

Л-е: Освоение личностного смысла учиться.

Сочинение-рассуждени

Чтение вступительной статьи В.И. Коровина о М.В.Ло-моносове (с. 65-66)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

9.

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова.

Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление)

 факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды;

понимать особенности поэтического языка

М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы;

уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов)

Познавательные:Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Регулятивные:Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

Коммуникативные:Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Личностные:Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.

Вопросы и задания 1—2 (с. 66), 1-3 (с. 67). 1-2 (с. 67-68, рубрика «Обо-гащайте свою речь»)

Вопросы и за-дания 1—2 (с. 66),письменно

10.

Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина.

Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества.

Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений;

 

понимать философский и иносказательный смысл стихотворений;

уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»)

Познавательные:Определяют основную и второстепенную информацию.

Регулятивные:Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные:Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе

 Личностные:Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий

Выразительное чтение, вопросы и задания 1-4 (с. 71), 1-2 (с. 71, рубрика «Развивайте дар слова»)

Задание 3 (с. 71, руб-рика «Развивайте дар слова»), чтение статей об А.С. Пушкине (с. 72-75), задание 3 (с. 76

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА

А.С. ПУШКИН

11.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни…», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений)

 историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка;

 

умение воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому.

П:Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Р:Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К:Умеют представлять конкретное содержание в устной форме

Л:Уважение личности и ее достоинства.

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 86-87)

Составление устного рассказа «Памятник одному из героев "Песни..."» или создание киносценария по балладе А.С. Пушкина, чтение фрагмента драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»

12.

Проза А.С. Пушкина.

«Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.

История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений).

 содержание повести, определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе;

понимать  ее идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина;

уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.)

П:Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Р:Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

К:Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Л:Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны.

Описание иллюстра-ций, вопросы и задания 1—4 (с. 112-113)

Вопросы и задания 5-6 (с. 113), 1-2(0.113,

рубрика «Обогащайте свою речь»

13.

Художественное совершенство и человечность повести

А.С.Пушкина.

Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы.

Понимать идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе);

уметь анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика (его сострадание, «память сердца»,«внутренний нерв» повести), особенности языка повести (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение повести.

П:Выделяют и формулируют проблему.

Р:Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

К:Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

 Л:Уважение личности и ее достоинства

сообщение о жизни и творчестве писателя

Задание 3 (с. 113, руб-рика «Обогащайте свою речь»), чтение вступительной статьи И.Л. Андроникова о М.Ю. Лермонтове (с. 114-117),

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

14.

М.Ю. Лермонтов.

Душа и лира поэта.

Слово о поэте. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется

желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа.

Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа;

уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст.

П:Строят логические цепи рассуждений.

Р:Осознают качество и уровень усвоения.

К:Демонстрируют способность к эмпатии.

Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния.

Пересказ вступительной статьи о М.Ю. Лермонтове, во-просы к ней (с. 118), сооб-щения, выра-зительное чте-ние, элементы анализа текста, вопросы и за-дания 1—2 (с.

Вопросы

и задания 3—6 (с. 135-136

15.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме.

причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу;

понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе;

уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы.

П:Выделяют и формулируют познавательную цель

Р:Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Л: Уважение ценностей семьи.

Выразительное чтение, харак-теристика ге-роев, вопросы и задания 3—6 (с. 135-136), 1-3 (с. 140, рубрика «Развивайте дар слова»)

Чтение статьи «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» (с. 136-138), выразительное чтение стихотворе-ний поэта

16.

Нравственный поединок героев поэмы.

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы.

 нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни про царя Ивана Васильевича,

понимать  основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев;

 умение составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом.

П:   Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Р:  Определять цель выполнения заданий на уроке

К:  Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.

Л:   Готовность к равноправному сотрудничеству

Выразительное чтение, харак-теристика ге-роев, вопросы и задания 3—6 (с. 135-136), 1-3 (с. 140, рубрика «Развивайте дар слова»)

Чтение статьи «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» (с. 136-138), выразительное чтение стихотворе-ний поэта

молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

17.

РР  Подготовка к написанию сочинения по «Песне...».

Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Темы сочинений: «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич. Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?»

Умение самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами.

П: Структурируют знания.

Р: Оценивают  достигнутый  результат.

К: Умеют создавать связный текст

Л: Освоение личностного смысла учиться.

Сочинение-описание, сочинение-рассуждение

Сообщение о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, чтение по-вести «Тарас Бульба»

Н.В.ГОГОЛЬ

18.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести.

 факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве

Н.В. Гоголя, замысел писателя;

понимать  роль исторического фона в повествовании;

умение сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное.

П: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

К:Обмениваются знаниями между членами группы

Л: Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния.

Сообщения, вопросы к статье о Н.В. Гоголе (с. 144), выразительное чтение,харак-теристика героев, элементы анализа текста, вопросы и задания 1, 3-5 (с. 210-211)

Вопросы и задания 2, 6 (с. 210-211), составление словарика диалектных слов из повести

19.

Тарас Бульба и его сыновья.

Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбой героев.

 содержание первых глав, их роль в повествовании, определение понятия «художественная деталь»;

понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа;

 умение отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические.

Сравнительная характеристика Остапа и Анд-рия, художественный пересказ, вопросы и задания 2, 6 (с. 210-211), вопрос рубрики «Литература и другие виды.

Составление устного рассказа-харак-теристики одного из героев повести

20-21.

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. Трагизм конфликта отца и сына.

Столкновение любви и долга. Осуждение предательства.

 основное содержание глав 3-9;

понимать  глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям;

умение отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.

П: Выделяют и формулируют проблему.

Р: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К: Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы  его разрешения.  

Л: Любовь к природе

Сравнительная характеристика Остапа и Анд-рия, художественный пересказ, вопросы и задания 2, 6 (с. 210-211), вопрос рубрики «Литература и другие виды.

Составление устного рассказа-харак-теристики одного из героев повести

22.

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.

Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества.

Знать/понимать

идейную направленность заключительной главы и повести в целом;

умение отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком (битва, гл.9, особенности повторов боевых кличей, обращение автора к воинам, величавые сравнения).

  П:  Выделяют и формулируют познавательную цель.

Р:  Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К:  Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Л: Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание.

Сравнительная характеристика Остапа и Анд-рия, художественный пересказ, вопросы и задания 2, 6 (с. 210-211), вопрос рубрики «Литература и другие виды.

Составление устного рассказа-харак-теристики одного из героев повести

23.

РР Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом

 содержание прочитанного произведения;

понимать  нравственную проблематику повести; умение выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное, объяснять в сочинении способы создания образов (монологи, поступки, внесюжетные элементы, пейзаж, интерьер).

: Структурируют знания.

Р: Оценивают  достигнутый  результат.

К: Умеют создавать связный текст

Л: Освоение личностного смысла

Составление плана сочинения, подбор материалов.

Сочинение, чтение рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», сообщения о жизни и творчестве писателя и по рассказам цикла «Записки охотника»

И.С.ТУРГЕНЕВ

24.

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения.

 факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»;

умение определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей.

П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Р: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения  и делать выбор.

Л: Позитивная моральная самооценка.

Сообщения, выразительное чтение, харак-теристика героев, вопросы и задания 1-2, 4, 6 (с. 223)

Вопросы и задания 3, 5, 7(с. 223)

Сообщения, выразительное чтение, харак-теристика героев, вопросы и задания 1-2, 4, 6 (с. 223)

25-26.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.

Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе».

Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.

 определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности;

понимать  нравственный смысл стихотворений в прозе;

умение определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приемы, использованные автором, их роль.

П: Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Р: Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

К: Понимают возможность различных точек зрения.

 Л: Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—3 (с. 225) Вопросы и задания 4 (с. 225), 1-2 (с. 226).Выучить наизусть по выбору

Вопросы и задания 4 (с. 225), 1-2 (с. 226).Выучить наизусть по выбору

Н.А.НЕКРАСОВ

27.

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

Слово о поэте. Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств, верность долгу. Развитие понятия о поэме.

 факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), жанровые особенности поэмы;

умение определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини.

П: Устанавливают причинно-следственные связи.

Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Л: Уважение ценностей семьи.

Выразительное чтение, анализ эпизода, вопросы и задания 1—3 (с. 244-245)

Вопросы

и задания 4-6 (с. 245)

Выразительное чтение, анализ эпизода, вопросы и задания 1—3 (с. 244-245)

 

28.

H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими.

 рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения, художественные приемы изображения действительности;

умение воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы.

П: Строят логические цепи рассуждений.

Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

К: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

Л: Любовь к природе.

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 250)

Чтение баллад А.К. Толстого «Василий Шибанов», «Михайло Репнин»

А.К.ТОЛСТОЙ

29.

А.К. Толстой. Исторические

Баллады «Василий

Шибанов» и «Михайло

Репнин».

Слово об А.К. Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания.

Знать/понимать

факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад;

умение анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики главных героев; выделять художественные приемы, использованные автором для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения.

П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Выразительное чтение,харак-теристика героев, вопросы 1-8 {с. 260)

Задание 9 (с. 260), чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина

30.

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Страшная сила сатиры.

Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании.

 автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика);

умение составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные в романе Д.Дефо и сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Выразительное чтение, сравнительная ка героев, вопросы и задания 1-3 (с. 263), 1-4 (с. 273-274), 1-3 (с. 274, рубрика «Обо-гащайте свою речь»)характеристик

Вопросы и задания 5-8 (с. 274

31.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.

Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке.

 содержание сказки «Дикий помещик»;

понимать  идейно-тематическое содержание сказки;

 умение находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке.

П: Строят логические цепи рассуждений.

Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

К: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

Л: Любовь к природе.

Выразительное чтение, харак-теристика героев, вопросы (с. 276)

Подготовка вопросов к викторине по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тур-генева, Н.А. Не-красова, М.Е. Салты-кова-Щедрина

32.

ВН ЧТ Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках.

 содержание сказок Салтыкова-Щедрина, приемы сатирического изображения (гипербола, гротеск, ирония, смешение реального и фантастического);

 

умение находить аналогичные приемы в самостоятельно прочитанных сказках писателя, создавать

собственные сказки, приводить примеры использования в сказках просторечий, канцеляризмов, объяснять, как употребление их в речи характеризует героев, авторское отношение к героям в разных сказках

П: Строят логические цепи рассуждений.

Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

К: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

Л: Любовь к природе

Сообщения о Л.Н.Толстом (Ясная Поляна, Хамовники в жизни писателя), чте-ние повести «Детство»

Л.Н.ТОЛСТОЙ

33-34.

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя.

 отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна;

умение анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье.

П: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Р: Составляют план и последовательность действий.

К: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Л: Любовь к Родине.

Сообщения, вопрос и задание к статье оЛ.Н. Толстом (с. 278), выразительное чтение, выбо- рочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—3, 6 (с. 294-295)

Чтение статьи Н.К. Гудзия

«Как работал Толстой» (с. 295-296), вопросы и за дания 4-5, 7 (с. 294-295), 1-2 (с. 296)-

35.

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия).

 нравственную проблематику повести;

умение участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать язык Толстого («толстовские» эпитеты,

их роль в произведении).

П: Определяют основную и второстепенную информацию.

Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Л: Представление результатов самостоятельной работы

Выразительное чтение, характеристика героя, вопросы и задания 4—5, 7 (с. 294-295), 1 (с. 296, рубрика «Обога-щайте свою речь»)

Задание 2(с. 296, рубрика «Обогащайте свою речь»), сообщение о жизни и творчестве А.П. Чехова, чтение рас-сказа «Хамелеон»

А.П.ЧЕХОВ

36.

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения.

Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

 оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа;

понимать  тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев;

уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.

П: Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Р: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Л: Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну.

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1— 2 (с. 301), 1-2 (с. 304-305)

Вопрос и задание (с. 304), вопрос 3 (с.

37.

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе.

 содержание рассказа, понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа и ее смысл;

понимать  идейно-тематическую направленность произведения;

умение анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа.

П: Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Л: Чувство гордости за свою страну.

Пересказ, вопрос и задание (с. 304), вопрос 3(с. 305) Вопросы и задания 4 (с. 305), 1-2 (с. 309), 3 (с. 311), 4 (с. 311, руб-рика «Литература, живопись, театр, кино»)

Вопросы и задания 4 (с. 305), 1-2 (с. 309), 3 (с. 311), 4 (с. 311, руб-рика «Литература, живопись, театр, кино»)

38.

ВН ЧТ Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова.

Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя.

Знать/понимать

содержание рассказов, позицию автора;

 

умение видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать - искусство вычеркивать», роль смеха в рассказах А.П.Чехова.

П: Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Выразительное чтение по ролям, характеристика героев, анализ текста, вопросы и задания 1-2 (с. 309), 1-2,4-6 (с.310-311), 1-3 (с. 311, рубрика «Литература, жи-вопись, театр, кино»)

Создание ки-носценария по одному из рассказов А.П. Чехова, задания 2-3 (с, 313), 2-3 (с. 316), выра-зительное чтение наизусть одного из сти-хотворений русских поэтов XIX века о родной природе

И.А.БУНИН

39.

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании.

Знать/понимать

сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику;

умение составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами.

П: Определяют основную и второстепенную информацию.

Р: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

К: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Л: Уважение русского народа как творца и созидателя.

Выразительное чтение наизусть, анализ текста, вопросы и задания 1—2 (с. 313), 1,3 (с. 316)

Чтение статей об И.А. Бунине (с. 3-7), рассказа «Цифры», за-дание 2 (с. 8)

40.

И.А. Бунин

«Лапти». Нравственный

смысл рассказа.

Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика.

 идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»;

умение выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы -средств, помогающих автору усилить трагизм повествования, уметь оценивать роль художественной детали как средства раскрытия характера героя.

П: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р: Осознают качество и уровень усвоения.

К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Л: Оптимизм в восприятии мира.

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—2 (с. IS), 1-3 (с. 18, рубрика «Развивайте дар слова»)

Задание 3 (с. 18)

41.

РР Стихи русских поэтов XIX о родной природе.

Чтение и анализ стихотворений

В.А. Жуковского «Приход весны»,

 А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край

...», «Благовест», И.А. Бунина «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

 план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы;

умение анализировать небольшое

стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка.

П: Определяют основную и второстепенную информацию.

Р: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

К: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Л: Уважение русского народа как творца и созидателя.

Выразительное чтение наизусть, анализ текста, вопросы и задания 1—2

Выразительное чтение наизусть, анализ текста, вопросы и задания 1—2 (с. 313), 1,3 (с. 316)

42.

ВН ЧТ В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Слово о писателе, изображение главных героев повести, роль искусства в судьбе человека.

Знать/понимать  содержание повести, основную идею произведения о роли искусства в судьбе человека;

умение делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий.

П: Определяют основную и второстепенную информацию.

Р: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

К: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Л: Уважение русского народа как творца и созидателя.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА

43

М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Знать/понимать

автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев;

 

умение делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий.

Р: Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Л: Позитивная моральная самооценка.

Сообщения, вопрос и задание к воспоминаниям и высказываниям о М. Горьком (с. 22), анали-тический пере-сказ, элементы анализа текста, составление плана характеристики героя, вопросы и задания 1-3 (с. 83)

Вопросы и задания 4 (с. 83), 1-2 (с. 88, рубрика «Обогащайте свою

44

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев.

 специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу;

умение видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом.

Р: Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Л: Позитивная моральная самооценка.

Аналитический пересказ, ха-рактеристика героев по плану, вопросы и задания 4 (с. 83), 1-2 (с. 88, рубрика «Обогащайте свою речь»)

Задание 3 (с. 88, руб-рика «Обогащайте свою речь»)

45

РР Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя.

Умение определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное), сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении.

Р: Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Л: Позитивная моральная самооценка.

Аналитический пересказ, ха-рактеристика героев, анализ текста

Задание рубрики «Литература и живопись» (с. 83), вопросы и задания ]—3 (с. 87-88)

46

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование.

Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола).

 содержание легенды, жанровое своеобразие произведения;

 

умение оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою

П: Выделяют и формулируют проблему.

Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Л: Чувство гордости при следовании моральным нормам

Вопросы и за-дания 1—3 (с. 87-88), 4-5 (с. 88, рубрика «Обогащайте свою речь»)

Вопросы и за-дания 1—3 (с. 87-88), 4-5 (с. 88, рубрика «Обогащайте свою речь»)

В.В.МАЯКОВСКИЙ

47

В.В. Маяковский

«Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Роль поэзии в жизни человека и общества.

Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта.

Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов.

 факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»;

понимать  роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе;

умение выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта.

П: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

К: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Л: Чувство гордости при следовании моральным нормам.

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—2 (с. 109), 1-2 (с. 109-110, рубрика «Развивайте дар слова»), 2 (с. 112, рубрика «Обогащайте свою речь»), вопросы рубрики «Литература и другие виды искусства» (с. 112)

Выразительное чтение сти-хотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

48

В.В. Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому.

 понятие о лирическом герое;

 

понимать  тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения; умение видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения.

П: Строят логические цепи рассуждений.

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

К: Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Л: Уважение истории, культурных и исторических памятников

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—3 (с. 111 — 112), 1 (с. 112, рубрика «Обогащайте свою речь»)

Чтение рассказа А.П. Платонова «Юшка»

Чтение рассказа Андреева «Кусака»

49

ВН ЧТ Л.Н. Андреев «Кусака».

Нравственные проблемы

Рассказа.

Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

 сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения;

умение сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа.

П: Строят логические цепи рассуждений.

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

К: Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Л: Уважение истории, культурных и исторических памятников

Аналитический пересказ, ха-рактеристика героев, вопросы и задания 1-2 (с. 91), 1-4, 6 (с. 99) Задание 5 (с. 99),

Аналитический пересказ, ха-рактеристика героев, вопросы и задания 1-2 (с. 91), 1-4, 6 (с. 99) Задание 5 (с. 99),

50.

А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.

 сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание;

умение анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев.

П: Строят логические цепи рассуждений.

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

К: Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Л: Уважение истории, культурных и исторических памятников

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы 1—2 (с. 115), 1,3 (с. 123)

Вопросы и задания 2, 4 (с. 123)

51.

ВН ЧТ А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.

Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова.

 содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя;

понимать  идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте,

взаимопонимании, жизни для других; умение воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.

П: Строят логические цепи рассуждений.

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

К: Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Л: Уважение истории, культурных и исторических памятников

Вопросы и задания (с. 137-138)

Чтение статей о Б.Л. Пастернаке (с. 139-141), вопросы и за-дания 1—3 (с. 143)

52.

РР Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе изученного произведения одного из писателей: М. Горького, В. Маяковского, Л. Андреева, А. Платонова.

 содержание прочитанных произведений;

умение определять основную мысль сочинения, соотносить ее с тем рассказом (рассказами), по которому нужно написать сочинение, уметь вычленить материал, привести примеры, где герой получает сочувствие и где его лишается, развернуть основной тезис и построить план сочинения.

Структурируют знания.

Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

Сочинение-рассуждение

Подготовить презентации о поэтах: Ахматовой,Симонове,Сурикове

53.

ВН ЧТ Урок мужества.

Сведения о поэтах: А. Ахматовой,

 К. Симонове, А. Суркове и др. Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.

 особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне;

умение выразительно читать стихотворения патриотической направленности.

П: Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

, регулируют весь

К: Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Л: Уважение истории, культурных и исторических памятников.

54.

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека.

Понятие о литературной традиции.

 факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции;

 у

меть: анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения.

П: Строят логические цепи рассуждений.

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

К: Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Л: Уважение истории, культурных и исторических памятников.

Вопрос к статье о Ф.А. Абрамове, аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания (167)

Чтение статьи «Из автобиографии» Е.И. Носова (с. 168-170), рассказов «Кукла», «Живое пламя

55.

Е.И. Носов «Кукла».

Нравственные проблемы

рассказа.

Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы

в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа.

 сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения;

умение анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя.

П: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

Л: Чувство гордости за свою страну.

Анализ текста, сравнительный анализ произведений, вопросы и за-дания (с. 170, 176,179)

Чтение авто-биографической статьи Ю.П. Ка-закова (с. 180-181), статьи «Писатели и критики о рассказах Ю.П. Ка-закова» (с. 181-182), рассказа «Т

56.

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

 сведения из жизни писателя, план характеристики героев;

понимать  нравственную проблематику рассказа; умение давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев

П: Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

К: Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Л: Любовь к Родине.

Комментиро-ванное чтение, элементы анализ текста, вопросы и задания 1—2, 4 (с. 195), 1 (с. 196)

Задания 3 (с. 195), 2 (с. 196), опрежающее задание:чтение главы из книги Д.С. Лихачева «Земля родная»

57.

ВН ЧТ «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе.

Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы.

Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

 план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами;

умение воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать

настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и пр., передавать настроение автора при чтении.

П: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

К: Учатся принимать решение и реализовывать его.

Л: Экологическое сознание.

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 143)

Чтение авто-биографической статьи АЛ". Твардов-ского(с. 144-146), статей «Из воспо-минаний об А.Т. Твардовском», «Уроки Твар-довского» (с. 146-147), задания 2—3

58.

А.Т. Твардовский.

Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.

Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Братья», «Снега потемнеют синие...», «Июль-макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое.

 сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое;

умение выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики, размер, высказывать свое впечатление от стихотворения.

Выполняют операции со знаками и символами.

Оценивают  достигнутый  результат.

Планируют общие способы работы.

Любовь к родной природе.  

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1-2 (с. 148), 1 (с. 149) Задание 2 (с. 149),

чтение раздела «Час мужества» (с. 150-158), задание 1 (с. 158)

59.

Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

 автора, биографические сведения о нем, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление);

умение выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, уметь оценивать отношение автора к прочитанному.

Выполняют операции со знаками и символами.

Оценивают  достигнутый  результат.

Планируют общие способы работы.

Любовь к родной природе.  

Комментиро-ванное чтение, вопросы 1—3 (с. 204)

Задание рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 204), чте-ние рассказа М.М. Зощенко «Беда», задания 2, 5 (с. 211)

60.

Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»).

Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький).

Знать/понимать

автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев;

умение видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ.

П: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Р: Сличают свой способ действия с эталоном.

К: Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Л: Признание ценности здоровья, своего и других людей.

Пересказ,

выразительное чтение по ролям, анализ текста, вопросы 1, 3, 4 (с. 211)

Выразительное чтение наизусть одного из стихотво-рений поэтов XX века о родной природе, вопросы и задания 1 (с. 213), 1,3 (с. 219)

61

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

 факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения;

понимать  особенности художественной образности дагестанского поэта;

умение выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Чувство гордости за свою страну.

Выразительное чтение, элементы ана-лиза текста, во-просы (с. 227)

Выразительное чтение наизусть од-ного из сти-хотворений Р. Бѐрнса, задание 2 (с. 230)

62

Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения.

 автор, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть.

Умение выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер; объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта; определять, какие образы и понятия противопоставляются, роль рефрена.

П: Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями.

Р: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

К: Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Л: Оптимизм в восприятии мира.

Выразительное чтение на-изусть, элемен-ты анализа тек-ста, вопросы и задания 1, 3 (с. 230)

Задание 3 (с. 232), сообщение о жизни и творчестве о Дж. Г. Байрона

63.

Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Знать/понимать

автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона;

умение анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении.

П:  Выделяют и формулируют познавательную цель.

Р:  Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К:  Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Л: Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание.

Сообщения, выразительное чтение, эле-менты анализа текста, задания (с. 234)

Чтение раздела «Японские трехсти-шия (хокку)» (с. 235-240), задание 2

(С. 240;

64.

0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

 автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения;

умение видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя.

П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Р: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения  и делать выбор.

Л: Позитивная моральная самооценка

Выразитель-ный пересказ, чтение по ро-лям, задания 2-3 (с. 242)

Чтение статьи о Р.Д. Брэдбери (с. 249-251), рассказа «Ка-никулы

65.

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.

 биографические сведения о Р. Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупреждение»;

умение объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики.

Анализируют условия и требования задачи.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся принимать решение и реализовывать его.

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

Письменный ответ на вопрос: как вы думаете, о чем написал мальчик в записке?

Написать отзыв на любое самостоятельно прочитанное в 7 классе произведение

66.

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

РР  «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек»

 (К. Паустовский). Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.

Знать/понимать

как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического

чувств;

умение обобщать прочитанное и изученное.

П: Структурируют знания.

Р: Оценивают  достигнутый  результат.

К: Умеют создавать связный текст

Л: Освоение личностного смысла учиться

тест

67.

68.

Итоговый урок.

Итоги года. Рекомендации для летнего чтения.

Структурируют знания.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Освоение общемирового культурного наследия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (ФГОС) по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 6 класса  создана на основе федерального  государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Лит...

Рабочая программа по литературе для 5 класса (ФГОС) по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса  создана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными по­ложениями ФГОС  и «Рабочей программы общео...

Программа по литературе 5 - 9 классы предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной.

Программа по литературе 5 - 9 классы предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной....

Рабочая программа. География 9 класс. Предметная линия учебников "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА"

Рабочая программа учителя по географии для 9  класса составлена на основе федерального   государственного образовательного стандарта общего образования,  на основе  программы ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...