Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме
1. Это второй урок в теме «Н.В. Гоголь». Тема сложна для восприятия, так как детям Гоголь знаком еще только по ранним, романтическим повестям из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а при изучении этой повести учащиеся знакомятся с еще неизвестной им гранью таланта писателя. Повесть довольно объемна, в ней встречается много архаизмов. Во время изучения повести ведется исследовательская работа над ее идейным содержанием, отмечаются художественные особенности произведения, дается характеристика персонажей. В процессе анализа текста ведется словарная работа. На уроке мотивацией является формирование осознания ценности взаимосвязи со старшим поколением применительно к семейным отношениям учащихся.
2. Тип урока: комбинированный (формирование речевых навыков, монологической, диалогической речи, работа по формированию навыка анализа художественного текста, развитие творческих способностей учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starosvetskie_pomeshchiki._konspekt_uroka.dokument_microsoft_word.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.
Цели:
- Познакомить учащихся с идейно-художественными особенностями повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики».
- Формировать умение анализировать художественный текст, давать характеристику литературным персонажам; развивать навыки само- и взаимоконтроля.
- Воспитывать внимательное отношение друг к другу, взаимное уважение на примере героев повести.
Методические приемы: анализ текста; беседа; комментированное чтение; составление плана, акцентное чтение, составление кластера.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя; тексты «Старосветских помещиков»; рисунки учащихся, ТСО.
Ход урока
- Оргмомент
Наш урок я хочу начать с вопросов: «Как часто вы вспоминаете о своих бабушках и дедушках? С какими чувствами вы вспоминаете о них?» А вот как писал на эту тему Н.В. Гоголь в повести «Старосветские помещики».
- Как вы понимаете название повести? (Сочетание слов «старый» и «свет» настраивают на восприятие произведения о прежних временах, возможно, патриархальных, в повести идет речь о представителях старшего поколения).
- Что мы с вами должны выяснить на нашем уроке? ( О чем же хотел нам рассказать Гоголь в «Старосветских помещиках»? Какова главная идея повести, образы, художественные особенности?)
Работать мы с вами будем в группах, каждый получит возможность проявить себя.
- Оформление доски
«…Теперь я живу в деревне, совершенно такой, какая описана незабвенным Карамзиным. Мне кажется, что он копировал малороссийскую деревню: так краски его ярки и сходны с здешней природой.» Из письма Н.В. Гоголя И.И. Дмитриеву. | Портрет Н.В. Гоголя. (1809 – 1852) | Пушкин охарактеризовал повесть «Старосветские помещики» как «шутливую, трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слезы грусти и умиления». |
- Беседа
Мы продолжаем знакомиться с творчеством Н.В. Гоголя. Нам знакомы некоторые романтические произведения раннего творчества Гоголя.
- Назовите их. (Учащиеся называют повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»).
- Каковы их особенности? (Это произведения, сочетающие в себе реалистическое и фантастическое, построенные на национальном колорите, написанные с юмором особым, сказовым языком).
А сегодня мы познакомимся с еще одним произведением, по-новому раскрывающим еще одну грань таланта Н.В. Гоголя – «Старосветскими помещиками». Определить принадлежность к определенному направлению в литературе довольно сложно – повесть построена на реальных жизненных событиях, однако очень ярко видна сентиментально-идиллическая (записать на доске) традиция в духе Карамзина, есть и элементы фантастического в духе раннего Гоголя.
(Обратим внимание на доску - слайд).
- Впервые напечатано в сборнике «Миргород» в 1835г.
- Описание хутора старосветских помещиков связывают с родовым имением Гоголя – Васильевкой, где он провел лето 1832г. (год создания повести).
3. Возможные прототипы героев повести – дед и бабка писателя Афанасий Демьянович и Татьяна Семеновна Гоголь-Яновские.
- Работа с текстом
-Теперь обратимся к тексту повести. Послушайте начало произведения. Какие картины представляются вам, когда вы слушаете эту часть повести?
Начало текста до слов «Но обратимся к рассказу» читает учитель. - О каких старичках идет речь в начале повести? (Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна)
- Какими вы их представляете?
На доске – слайд с иллюстрацией к повести (портреты стариков).
- Найдите описание стариков. Какие слова в их описании являются ключевыми? (всегда улыбался; столько доброты; доброе лицо; с приятностью; спокойная, ясная жизнь).
- Объясните значение слов или словосочетаний:
- буколическая жизнь (идиллическая, мирная, простая жизнь на лоне природы (по названию цикла стихотворений римского поэта Вергилия «Буколики»));
- Филемон и Бавкида (в греческой мифологии благочестивые супруги, дожившие до глубокой старости, которым боги в награду за их взаимную любовь и гостеприимство даровали одновременную смерть, превратив их в два сросшихся дерева);
- камлот (старинная плотная шерстяная ткань);
- палата (название многих административных учреждений; существовали палаты казенная, гражданская и др.);
- компанейцы (полки легкой кавалерии в украинском войске, формировавшиеся из добровольцев. В 1776г. были преобразованы в регулярные части);
- секунд-майор (младший офицерский чин в русской армии с начала XVIII в. упразднен в 1797г.)
ГРУППОВАЯ РАБОТА
Учащиеся отвечают на вопросы карточек. Критерии оценок – полнота, связность ответа, глубина проникновения в авторский замысел.
1 ГРУППА
1.Расскажите, используя цитаты, об особенностях быта и семейного уклада старосветских помещиков. (Описание комнат, привычка к теплоте, комната Пульхерии Ивановны, описание мебели.)
2. Какую роль играет в повести описание поющих дверей?
3. С каким чувством описывает Гоголь девичью?
2 ГРУППА
1. Расскажите, используя цитаты, о хозяйственных заботах Пульхерии Ивановны:
а) приготовление пищи;
б) однократное ревизирование своих лесов (потеря дубков);
2. Почему при таком воровстве дворовых хищения казались незаметными?
3 ГРУППА
1. Расскажите, используя цитаты, о режиме дня стариков.
2.Что было главным в их жизни?
3. Как Афанасий Иванович подшучивал над супругой? Инсценируйте разговор о пожаре.
4. Почему никто в поместье серьезно не страдал от обжорства?
4 ГРУППА
1.Какую роль в судьбе Пульхерии Ивановны сыграла серая кошечка?
2.Почему Пульхерия Ивановна так восприняла исчезновение кошечки?
3.Какие распоряжения отдала помещица перед смертью?
4 Как ее это характеризует?
При ответе пользуйтесь цитатами из текста.
5 ГРУППА
1.Как вел себя на похоронах Афанасий Иванович? Когда он осознал утрату?
2.Что стало главным для Афанасия Ивановича после смерти Пульхерии Ивановны?
3. В чем сходны обстоятельства кончины Афанасия Ивановича и его супруги?
4. Что стало с имением после смерти стариков?
При ответе используйте цитаты из текста.
Оценочный лист:
Критерии оценок | Полнота | связность | Цитирование | Итоговая оценка |
1 вопрос | ||||
2 вопрос | ||||
3 вопрос | ||||
4 вопрос | ||||
Дополнительный ответ (за урок) |
- Выводы
Учащиеся в группах заполняют чистые ячейки концептуального колеса качеств, характеризующих старосветских помещиков, затем выносят их на доску.
Итак, мы с вами поняли, что в образе жизни старосветских помещиков при всей их «приземленности», чревоугодии, неумении хозяйствовать столько наивности, доброты, чистосердечия, трогательной заботы друг о друге, что описание жизни и смерти стариков вызывает чувство умиления и жалости. Их недостатки по сравнению со всепоглощающей силой любви и неприятия зла кажутся смешными причудами. Не случайно Гоголь упоминает греческих Филемона и Бавкиду: в образах старосветских помещиков вырисовывается та идиллическая жизнь, по которой так скучал Гоголь в Петербурге.
- Итог урока
-Чему научила вас повесть «Старосветские помещики»?
-Каковы идейно-художественные особенности повести?
Под запись (на доске – слайд):
- В повести ярко видна сентиментально-идиллическая традиция в духе Карамзина.
- В образах старосветских помещиков Гоголь показывает всепоглощающую силу любви.
- Повесть содержит архаические слова, придающие ей особый колорит.
- В описании жизни помещиков проявляется особое, свойственное Гоголю чувство юмора.
- Оценивание
- Домашнее задание
На выбор:
- Написать мини-сочинение на тему «О каких чертах жизни старосветских помещиков Н.В. Гоголь говорит с юмором?»
- Рассказать о своих дедушках и бабушках, цитируя повесть. (Сочинение)
- Индивидуальные задания (сообщения о творчестве Ф.И. Тютчева).
Материалы для работы по карточкам
1 ГРУППА
1.Расскажите, используя цитаты, об особенностях быта и семейного уклада старосветских помещиков. (Описание комнат, привычка к теплоте, комната Пульхерии Ивановны, описание мебели.)
2. Какую роль играет в повести описание поющих дверей?
3. С каким чувством описывает Гоголь девичью?
2 ГРУППА
1. Расскажите, используя цитаты, о хозяйственных заботах Пульхерии Ивановны:
а) приготовление пищи;
б) однократное ревизирование своих лесов (потеря дубков);
2. Почему при таком воровстве дворовых хищения казались незаметными?
3 ГРУППА
1. Расскажите, используя цитаты, о режиме дня стариков.
2.Что было главным в их жизни?
3. Как Афанасий Иванович подшучивал над супругой? Прочитайте по ролям разговор о пожаре.
3. Почему никто в поместье серьезно не страдал от обжорства?
4 ГРУППА
1.Какую роль в судьбе Пульхерии Ивановны сыграла серая кошечка?
2.Почему Пульхерия Ивановна так восприняла исчезновение кошечки?
3.Какие распоряжения отдала помещица перед смертью?
4. Как ее это характеризует?
(Используйте цитаты при ответах.)
5 ГРУППА
1.Как вел себя на похоронах Афанасий Иванович? Когда он осознал утрату?
2.Что стало главным для Афанасия Ивановича после смерти Пульхерии Ивановны?
3. В чем сходны обстоятельства кончины Афанасия Ивановича и его супруги?
4. Что стало с имением после смерти стариков?
(Используйте цитаты при ответах.)
Оценочный лист:
Критерии оценок | Полнота | связность | Использование цитат | Итоговая оценка |
1 вопрос | ||||
2 вопрос | ||||
3 вопрос | ||||
4 вопрос | ||||
Дополнительный ответ (за урок) |
Оценочный лист:
Критерии оценок | Полнота | связность | Использование цитат | Итоговая оценка |
1 вопрос | ||||
2 вопрос | ||||
3 вопрос | ||||
4 вопрос | ||||
Дополнительный ответ (за урок) |
Оценочный лист:
Критерии оценок | Полнота | связность | Использование текста | Итоговая оценка |
1 вопрос | ||||
2 вопрос | ||||
3 вопрос | ||||
4 вопрос | ||||
Дополнительный ответ (за урок) |
Афанасий Иванович, Пульхерия Ивановна
Доброта
Заботливость
Гостеприимство
Чистосердечие
Взаимное уважение
Простодушие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
Данный урок проводится в 10 классе. Цели урока:Образовательная – раскрыть смысл названия повести, выявить особенности изображения русского национального характера;Воспитательная – формировать у у...
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики».
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»....
«Скучно на этом свете, господа!» Урок по произведениям Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Слово учителя Закрыта последняя страница героической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», напомню последние яркие её строки:...
Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.
Конспект урока в 10 классе...
Русские Филемон и Бавкида, конспект урока с применение технологии РКМЧП (по повести Гоголя Н.В."Старосветские помещики")
На днях от коллеги, преподающей в 8-м классе, услышала: “Что-то не идут у нас «Старосветские помещики». Не понимают и не принимают их ребята”. А действительно, что может стать ...
Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме "Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести"
Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме "Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести"...
Урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
Конспект урока литературы в 6 классе по повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики"....