Решение логических задач на движение и время.
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Урок физики в 10 физико-математическом классе, проведенный в день Лицея и посвященный памяти великого поэта А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 53.01 КБ |
презентация к уроку | 687.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 10 физико-математическом классе, проведенный в день Лицея и посвященный памяти великого поэта А.С. Пушкина.
Составила: учитель физики высшей категории, соровсовкий учитель, победитель ПНПО в 2007 году - Лебедева Нина Алексеевна
Тема урока: решение логических задач на движение и время.
Тип урока: комплексное применение знаний.
Цели:
Образовательная: Применение характеристик механического движения к решению логических задач.
Развивающая : развивать логический и операционный стиль мышления, развивать умения и навыки решения логических задач на движение.
Воспитывающая: формировать интерес к изучению физики через анализ произведений А.С.Пушкина
Оборудование урока: мультимедийный комплекс (экран, проектор, ПК), презентация подготовленная учителем, раздаточный материал
Временная диаграмма урока.
№ этапа | Содержание этапа урока | Время (мин.) |
1. | Актуализация проблемы урока учителем | 2 |
2. | Рассказ учителя | 15 |
3. | Разбор задачи | 5 |
4. | Работа в группах | 10 |
5. | Проверка заданий | 6 |
7. | Итоги урока .Рефлексия урока | 2 |
Выступление учителя (сопровождается слайдами презентации) Приложение 1
В 2010 году Россия отметит светлую дату - 210 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И хотя всё дальше и дальше удаляется от нас та эпоха, Пушкин, преодолевший время и пространство, остаётся с нами. Первый не по нумерации, а по силе любви к нему русского народа. Александр Сергеевич был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху начала девятнадцатого века.
Видные мыслители, политики, деятели науки и искусства не могли пройти мимо открытий в области точных и естественных наук. А это, в той или иной степени, накладывает отпечаток на формирование их собственного мировоззрения. Слайд 1.
В Др. Афинах существовали три гимназии. Одну из них в 335 г до Н.э. основал древнегреческий философ Аристотель. А поскольку она располагалась за городом в садах близ храма Аполлона Лакейского, её назвали «ликей» (или «лицей» по другой транскрипции). Нередко название данной школы также трактовалось как "волчья школа" или "школа волчат". Слайд 2.
В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов. Учебная программа была рассчитана на 6 лет. Обучение делилось на 2 курса старший и младший, по три года каждый, с обязательными переходными экзаменами. Образование в Лицее предусматривалось общее, но с преобладанием гуманитарных дисциплин. По окончании учебы род службы выпускники выбирали самостоятельно.
Торжественное открытие Царскосельского Лицея состоялось 19 октября 1811 года. Первый курс. 30 воспитанников, вошел в историю этот учебного заведения под названием пушкинского. Прием лицеистов осуществляли один раз в три года. Численность воспитанников- не более 50 человек, обучение -бесплатное. Слайд 3.
Распорядок учебного дня :
Вставали по звонку и шесть часов. Одевались - шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали вслух по очереди.
- От 7-ми до 9-ти часов - класс.
- В 9 - чай: прогулка - до 10-ти.
- От 10-ти до 12-ти - класс.
- От 12-ти до часу - прогулка.
- В час - обед.
- От 2-х до 3-х или чистописанье или рисование.
- От 3-х до 5-ти - класс.
- В 5-ть - чай: до 6-ти - прогулка: потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам - танцеванье или фехтованье.
- Каждую субботу - баня.
- В половине 9-го часа - звонок к ужину.
- После ужина до 10 часов - рекреация (отдых). В 10-ть - вечерняя молитва - сон.
Программа обучения состояла из предметов «приличных важным частям государственной службы и необходимо нужных для благовоспитанного юноши». Интересен перечень этих предметов. В 1895 г. на младшем, начальном курсе изучались: Закон Божий, языки - русский, латинский, французский, немецкий и английский, логика, история, география, математика, физика и космография; на старшем, основном курсе - русская словесность, языки - французский, немецкий и английский, история, история западной литературы, история церкви, энциклопедия права, права - церковное, государственное, гражданское, уголовное, полицейское, финансовое и международное, статистика, политическая экономия, государственное устройство восточных держав и история философии. Слайд 4.
Расцвет гения Пушкина совпал по времени с самыми значительными событиями в физике и технике. В частности, в 1820 году Г. Эрстедом открыто и А. Ампером детально изучено магнитное действие тока; в 1824 году С. Карно доказаны основополагающие теоремы, относящиеся к работе тепловых машин; в 1826 году - Лобачевский создал неевклидову геометрию; в 1831 году - М. Фарадей открыл явление электромагнитной индукции; в 1834 году - Б. Якоби сконструировал электродвигатель постоянного тока; в этом же году Б. Клапейроном получено уравнение состояния идеального газа; с 1835 года улицы Петербурга стали освещаться газовыми фонарями; в 1837 году пущена в эксплуатацию железная дорога между Петербургом и Царским селом. Слайд 5.
Подобные прорывы в области науки и техники поражали воображение передовых мыслителей того времени - гуманитариев, политиков или естествоиспытателей. Это в полной мере относится и к великому русскому поэту, который, улавливая сходство всех направлений творческой деятельности человека, писал, что «...вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии».
Идеи научно - технического прогресса отражены в творческом наследии поэта. Так, например, в «Подражании Канту» (1824) можно прочесть такие строки: «Земля недвижна;
неба своды, творец, поддержаны тобой». Казалось бы, можно уличить поэта в незнании устройства Вселенной. Однако в комментариях поэт помещает следующее замечание: «Плохая физика, зато какая рифма!» Это примечание позволяет думать, что Пушкин имел достаточно чёткие знания о том, как соотносятся движения Земли и Солнца и что представляют собой «своды неба».
В литературном наследии Пушкина-лицеиста сохранилась относящаяся к 1813 г. неоконченная шуточная поэма «Монах». Сюжет ее таков. Старого монаха по имени Панкратий совращает дьявол. Спасение от греха одно - молитва, и она помогает. Но то, кому и как уподоблен старый монах четырнадцатилетним автором поэмы, выглядит, на первый взгляд, прямо скажем, неожиданно. Слайд 6.
Из бедного седого простяка
Панкратий вдруг в Невтоны
претворился.
Обдумывал, смотрел, сличал,
смекнул
И в радости свой опрокинул
стул.
И, как мудрец, кем Сиракуз
спасался,
По улице бежавший бос и гол,
Открытием своим он
восхищался
И громко всем кричал:
«Нашел! нашел!»
Сравнение старого монаха с Ньютоном и Архимедом выглядит смешным, но за этим озорством Пушкина-лицеиста стоят вещи достаточно серьезные. Во-первых, в третьей строчке дана краткая характеристика научного метода познание мира. Во-вторых, общеизвестно, что воспитанники Царскосельского лицея получали образование, имевшее ярко выраженную гуманитарную направленность: в частности, они были знакомы с эстетикой Просвещения ХУН! в. с ее стремлением к объединению науки и художественной литературы в целях максимально полного раскрытия естественнонаучной картины мироздания.
Не будучи астрономом, Пушкин был хорошо осведомлен о гелиоцентрической системе Вселенной, о кажущемся и истинном движении небесных тел. Об этом можно судить по содержанию стихотворения «Движение» (1825): слайд 7.
Движенья нет сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходиm,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Серьёзный интерес великого поэта к научным достижениям привёл его к пониманию сложности процесса познания природных явлений и их физических
закономерностей. Он признавал, что критерием обоснованности любой научной теории являются всесторонние знания и опыт, о чём и написал в 1829 году: слайд 8.
О, сколько нам открытий
чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок
трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель..
Л.В.Тарасов в книге «Современная физика в средней школе» (М.: Просвещение, 1990, с. 202) справедливо отмечает в пушкинском тексте ряд принципов современной физики:
- намек на метод последовательных приближений (третья строка);
- понимание того, какую роль в современном научном познании мира играет разрешение парадоксов (четвертая строка);
- отбор из хаоса научной информации (пятая строка).
Некоторые герои произведений Пушкина решают проблемы точных наук того времени. В романе «Евгений Онегин» (1823 - 1831) главный герой увлекается чтением популярных работ Б.Фонтеля, в которых пропагандируются идеи Н.Коперника о гелиоцентрической системе мира. В «Пиковой даме» (1833) автор, анализируя внутренний мир молодого инженера Германа, высказывает мысли, близкие и понятные любому представителю физической науки и это еще не все. Слайд 9.
Д.з.:Творческое задание (для желающих - отметки только 4 или 5) проанализировать любое произведение Пушкина или отрывок с точки зрения физики.
II. Решение логических задач.
Ну а теперь и мы попытаемся усилием своей мысли, включая логику рассуждений
решить несколько задач на движение. Слайд 10.
Пример:
1.Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 18 км, одновременно выезжают два велосипедиста. Скорость одного из них на 5 км/ч меньше скорости другого. Велосипедист, который первым прибыл в В, сразу же повернул обратно и встретил другого велосипедиста через 1 ч 20 мин после выезда из А.На каком расстоянии от пункта В произошла встреча?
Внимание! В условии задачи есть лишнее данное. Определите его и решите задачу, не используя это данное.
Ученик у доски оформляет решение (проверяем решение):
Работа в группах по 4 человека- решение и оформление на отдельном листке и сдают в конце урока учителю.
( Приложение 2)
Приложение 2.
1.Сколько дней без пищи ?
Марсианский межпланетный корабль прибыл с визитом на Землю.
Марсиане едят самое большое один раз в день, либо утром, либо в полдень, либо вечером.
Но едят они только тогда, когда испытывают чувство голода. Они могут обходится без пищи несколько дней.
За время пребывания Марсиан на Земле, они ели 7 раз.
Нам также известно, что они провели без пищи 7 раз утром, 6 раз в полдень и 7 вечеров.
Сколько всего дней за время своего визита Марсиане провели без пищи ?
- 0 дней; (b) 1 день; (c) 2 дня; (d) 3 дня; (e) 4 дня; (а) 5 дней;
2.Сколько времени ?
Велосипедист и Пешеход покинули пункт А в одно и то же время и с постоянной скоростью направились в пункт В.
Велосипедист приехал в пункт В и тут же отправился в обратный путь и встретил Пешехода спустя час от того момента, когда они выехали из пункта А.
Здесь Велосипедист снова развернулся и они оба стали двигаться в направлении пункта В.
Когда велосипедист достиг пункта В, он снова повернул назад и снова встретил Пешехода через 40 минут после их первой встречи.
Чему равняется сумма цифр числа, выражающего время (в минутах), необходимое Пешеходу, чтобы из пункта А придти в пункт В?
(a)2; (b) 14; (c) 12; (d) 7; (e) 9.
3. Ищем расстояние между пунктами А и В.
Автобус и грузовик вышли одновременно из пункта А в пункт В.
Грузовик на протяжении всего маршрута ехал со скоростью 40 км/ч, однако посреди пути останавливался на час.
Автобус прошел 1/4 дистанции со скоростью 80 км/ч, остановился на 2 часа,
после чего продолжил движение со скоростью 60 км/ч и прибыл в пункт В за 30 минут до прибытия туда грузовика.
Найти расстояние между пунктами А и В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Немного истории. На окраине Афин близ храма Апполона Ликейского существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем в 335 г до н.э. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга . Царскосельский лицей. Автор проекта создания Лицея М.М.Сперанский
В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов. Учебная программа была рассчитана на 6 лет. Обучение делилось на 2 курса - старший и младший, по три года каждый, с обязательными переходными экзаменами. Образование в Лицее предусматривалось общее, но с преобладанием гуманитарных дисциплин. По окончании учебы род службы выпускники выбирали самостоятельно. . Прием лицеистов осуществляли один раз в три года. Численность воспитанников - не более 50 человек, обучение –бесплатное. Первый курс. 30 воспитанников, вошел в историю этот учебного заведения под названием пушкинского . Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицеи был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Ceлa .
Вставали по звонку в шесть часов. Одевались - шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали вслух по очереди. От 7-ми до 9-ти часов - класс. В 9 - чай: прогулка - до 10-ти. От 10-ти до 12-ти - класс. От 12-ти до часу - прогулка. В час - обед. От 2-х до 3-х или чистописанье или рисование. От 3-х до 5-ти - класс. В 5-ть – чай До 6-ти – прогулка потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам - танцеванье или фехтованье. Каждую субботу - баня. В половине 9-го часа - звонок к ужину. После ужина до 10 часов - отдых. В 10-ть - вечерняя молитва - сон. Распорядок учебного дня Программа обучения состояла из предметов Закон Божий, языки - русский, латинский, французский, немецкий и английский, логика, история, география, математика, физика и космография; на старшем, основном курсе : русская словесность, языки - французский, немецкий и английский, история, история западной литературы, история церкви, энциклопедия права, права - церковное, государственное, гражданское, уголовное, полицейское, финансовое и международное, статистика, политическая экономия, государственное устройство восточных держав и история философии.
Расцвет гения Пушкина совпал по времени с самыми значительными событиями в физике и технике. Анри Ампер 1820 Эмиль Клапейрон 1834 Сади Карно 1924 Майкл Фарадей 1831 Борис Якоби 1834 Ганс Эрстед 1820
Из бедного седого простака Панкратий вдруг в Невтоны претворился. Обдумывал, смотрел, сличал, смекнул И в радости свой опрокинул стул. И, как мудрец, кем Сиракуз спасался, По улице бежавший бос и гол, Открытием своим он восхищался И громко всем кричал: «Нашел! нашел!» Неоконченная шуточная поэма «Монах» 1813 г
Движенья нет, сказал мудрец брадатый . Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. «Движение» (1825)
О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель Физика в произведениях А.С.Пушкина. стихотворение 1829 г.
Гениальный человек гениален во всем.
. Два велосипедиста Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 18 км, одновременно выезжают два велосипедиста. Скорость одного из них на 5 км/ч меньше скорости другого. Велосипедист, который первым прибыл в В, сразу же повернул обратно и встретил другого велосипедиста через 1 ч 20 мин после выезда из А. На каком расстоянии от пункта В произошла встреча? Внимание! В условии задачи есть лишнее данное. Определите его и решите задачу, не используя это данное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления с помощью решения логических задач
Методическая работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач" . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...
Решение логических задач и задач на смекалку. Лист Мебиуса
внеклассное мероприятие...
Решение логических задач с использованием логических квадратов.
Поэтапное решение логических задач для 1 класса, с использованием логических квадратов....
Решение задач на движение.(Скорость, время, расстояние).
Цели урока: ввести понятие скорости как новой единицы измерения.Задачи урока: 1. установить зависимости между величинами – скорость, время, расстояние;2....
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...
Решение логических задач ЕГЭ Построение таблиц истинности логических выражений
Решение логических задач ЕГЭПостроение таблиц истинности логических выражений...