Конспект урока литературы с презентацией для 10 класса на тему: "Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого".
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Корнилова Жанна Валерьевна

Представлен подробный конспект урока литературы, форма работы - групповая, задания, которые  даются  каждой группе, даны в приложении. Презентация к уроку помогает реализовать цели урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_10.docx41.45 КБ
Office presentation icon tostoy.ppt958 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10-б классе на тему:

«« Красота любовной и пейзажной  лирики А. К. Толстого».

(«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения...» и другие)

                                                    «И всюду звук, и всюду свет ,

И  всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

А.К.Толстой

ЦЕЛЬ:         познакомить учащихся с любовной и пейзажной  лирикой А.К.Толстого, показав  красоту и искренность  человеческих отношений на примере стихотворений, их анализа.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что вам действительно близко, понятно, чем вы живете и дышите: о любви. И первый вопрос  сегодняшнего урока: «Что такое любовь?»

/Ответы учащихся./

Вы знаете, что каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Сколько людей, столько и мнений. Для кого-то любовь- это страсть, для кого-то сладостная мука, для кого-то просто физическая близость, а для кого-то – это желание видеть любимого человека счастливым.

А для кого-то, например, А. К. Толстого любовь – вся жизнь:

                                                 «И всюду звук, и всюду свет ,

И  всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

Слово учителю. (слайд 1)

Мне бы хотелось бы прочитать одно из стихотворений, которое, на мой взгляд, отражает писательскую и жизненную концепцию А. К. Толстого.        

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами -

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

? Какова идея данного стихотворения

? как вы понимаете смысл метафоры « двух станов не боец»

-- В своей борьбе за правду Т. отстаивает независимость поэта, его право на спор с разными направлениями и лагерями, право вольно воспевать красоту и любовь.

О красоте и любви и будем мы с вами говорить сегодня на уроке.

Итак, запишем тему урока:

«Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого» (слайд 2)

Какова будет цель нашей работы??? (слайд 3)

Домашним заданием было подготовить сообщение о жизни и творчестве А. К. Толстого.

  1. Проверка домашней работы.  Рассказ уч-ся о жизни и творчестве А. К. Толстого. (Знакомство с фактами из биографии А.К.Толстого. (слайд 4, 5, 6)

3. Изучение нового материала (анализ стихотворений. Работа в группах) Как мы уже узнали, с 1950-ых г.  вся любовная лирика А. К. Толстого посвящена только Софье Андреевне Миллер (урожденной Бахметевой), женщине незаурядной, умной, волевой, прекрасно образованной (она знала 14 языков), но непростой судьбы. Он страстно влюбился, любовь его не осталась без ответа, но соединиться они не могли — она была замужем, пусть и неудачно. Спустя 13 лет они смогли наконец-то пожениться, и брак их оказался счастливым. Толстой всегда скучал без Софьи Андреевны, даже в коротких разлуках.)

Он постоянно молился за жену и благодарил Бога за дарованное счастье:

 «Если бы у меня был Бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа — быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо!»

(из писем А.К.Толстого Софье Андреевне)

 «Мой друг, пойми всё, что заключено в этих словах: настал день, когда я нуждаюсь в тебе, чтобы просто иметь возможность жить. Приди, чтобы оживить поэзией эту прозу».

«Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять,- и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, - всё лишь свет и счастье…»

        Любовная лирика А.К.Толстого.

 «Средь шумного бала, случайно…»  (слайд 9,10)

Обсуждение стихотворения.

  • Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну?  (в ней была тайна, загадка)
  • Какие стилистические фигуры помогают показать эту загадку? (оксюморон: Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь;

смех твой, и грустный, и звонкий)

синтаксический параллелизм, анафора.

 (Читатель становится свидетелем многолюдного и шумного бала, в суете которого появляется незнакомка в маске («тайна твои покрывала черты»). Её лица не видно, но её тонкий стан, задумчивый вид, печальный взгляд - всё воспроизведено с поистине живописной зримостью. И всё же в портрете незнакомки есть какая-то неопределённость, недоговорённость. Лирический герой ещё сам полон неопределённых чувств — ему и грустно, и одиноко, ему ещё только кажется, что он полюбил, он ещё сам в этом окончательно не уверен. «Мимолётное виденье» растревожило его душу, лишило покоя, наполнило его сердце неясными грёзами (недаром в стихотворении возникает параллель с пушкинским к «Я помню чудное мгновенье...»; у Толстого — «В тревоге мирской суеты», у Пушкина — «В тревогах шумной суеты»).

Ощущение недосказанности возникает и потому, что в описании лирической героини сталкиваются противоположные начала: в её дивном голосе слышится и звук нежной свирели, и рокот морского вала, её речь весела, но очи печальны, её смех одновременно «и грустный и звонкий»... Тайна, покрывающая черты незнакомки, — не только маска, но и тайна её судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик.

И такое прошлое у Софьи Андреевны Бахметьевой действительно было: роман с князем Вяземским; дуэль с ним её брата, которого князь убил; невыносимая жизнь в семье, где её считали виновницей гибели юноши; неудачный брак с полковником Миллером. Толстому ещё предстояло перестрадать с любимой «минувшие годы», перечувствовать вместе с ней её прежние «печали и надежды». «Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я; но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий...» — писал поэт в том же 1851 г. Судьба свела их случайно средь шумного бала и на всю жизнь.

Эту тайну он не может раскрыть, эту загадку ему не удается разгадать. Образ женщины соткан из необъяснимых в своей противоположности штрихов: веселая речь, но печальные очи; смех грустный, но звонкий; голос — то «как звук отдаленной свирели», то «как моря играющий вал». За этими противоречиями скрывается, конечно, загадка душевного облика женщины, но ведь они характеризуют еще и смятенность чувств лирического героя, пребывающего в напряженном колебании между отстраненным наблюдением и неожиданными приливами чувства, предвещающего любовную страсть. Прилив чередуется с отливом.

Контрастен не только женский образ, все стихотворение построено на противопоставлениях: шумный бал — и тихие часы ночи, многолюдство светской толпы — и ночное одиночество, явление тайны в буднях жизни. Сама неопределенность чувства позволяет поэту скользить на грани прозы и поэзии, спада и подъема. В зыбкой психологической атмосфере закономерно и художественно оправдано допускаемое поэтом стилистическое многоголосие. Будничное («люблю я усталый прилечь») соединяется с возвышенно-поэтическим («печальные очи», «моря играющий вал»), романтические «грезы неведомые» — с прозаическим «грустно я так засыпаю». Два стилистических плана здесь глубоко содержательны, с их помощью поэт изображает процесс пробуждения возвышенной любви в самой прозе жизни).

  1. Анализ стихотворения «Прозрачных облаков спокойное движенье» (слайд 11)

-Какова идея стихотворения?

-Какими языковыми средствами выражаются чувства лирического героя? Приведите примеры, раскройте их смысловую нагрузку.

-Почему именно осень воспринимается героем как символ «иной красоты»?

-Найдите примеры звукописи, её значение.

-В чем заключается философское значение последнего вопросительного предложении, к кому обращено оно?

Природа становится не просто фоном, но фактом, субъектом творческого процесса, а художественное творчество - органичным продолжением природных процессов, воплощающих Божественный замысел.

Главной трагедией человека считал А.Толстой дробность вдохновения, отсутствие душевного синтеза, внутреннюю нецельность, частичность, невозможность объединить "отдельно взятые черты всецельно дышащей природы".

  Вопросы и задания к стихотворению «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» (слайд 12)
      1. Как отразилась в стихотворении понятие любви?
      2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
      3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?
      4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»? Найдите поэтические тропы, их значение…
      5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?
Красота природы и сила любви имеют в поэтическом вдохновении А.Толстого один и тот же голос, они одинаково говорят "нездешние речи" и как два крыла поднимают душу над землею.  Чувство огромной любви и неизменно сопровождающее его чувство наслаждения красотой мира, позволяет человеку выйти из времени в вечность. Образ Любви в творчестве А.Толстого - воплощение божественного всеобъемлющего начала, торжество вечной жизни - окончательный смысл бытия.

  1. Анализ стихотворения «Коль любить, так без рассудку…»  (слайд 11)
  • Каким предстает лирический герой? Черты характера (вырисован русский менталитет).
  • Определите стих. размер и рифму (хорей, парная)
  • Как портрет Брюллова помогает раскрыть характер А.К.Толстого?

 Работа с афоризмами. (слайд 12)

Любовь - как дерево; она вырастает сама собой,

пускает глубоко корни во всё наше существо и нередко

продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах

нашего сердца.

                        Виктор Гюго, французский писатель (1802-1885)

Любить - это находить в счастье другого

своё собственное счастье.

Готфрид Лейбниц, немецкий философ, математик (1645-1716)

Любовь стоит ровно столько, сколько человек,

который её испытывает.

Ромен  Роллан, французский писатель (1866-1944)

Быть любимым – это больше, чем быть богатым,

ибо быть любимым – значит быть счастливым.

                                Клод  Тилье, французский писатель (1801-1844)

Итог урока. 

В чем философский смысл понятия "любовь" в лирике Толстого?

      Светом, дарующим жизнь и воплощающим божественное всеединство в творчестве А.Толстого является Любовь.

Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной

Единое звено,

И выше восходить в сияньи правды вечной

Нам врозь не суждено.

То было в утро наших лет -

О счастие! о слезы!

О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы!

("То было раннею весной")

Любовь не только открывает в человеке духовное зрение, поднимает его над земным бытием, проясняя его смысл, но и приближает к миру людей, пробуждает в нем любовь к ближнему, сострадание и понимание

Любовь воскрешает человека к новой жизни, рождает великолепные порывы вдохновенья, пробуждает высшие творческие стремления. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Самое главное - когда души любящих звучат в унисон, когда даже в разлуке чувствуется нерушимая связь, помогающая преодолеть жизненные невзгоды.

Любовь, усиливая ощущение чуда жизни, окружающей человека красоты, в то же время вызывает тоску по чему-то большему, чем окружающая действительность. Эта тоска по бесконечному, по чему-то таинственно великому - загадочное качество любви.

6.  Домашнее задание.

  • Написать миниатюру (эссе) по выбранному афоризму (1 стр.)
  • Выбрать понравившееся стихотворение А.К.Толстого  и выучить наизусть.

Средь шумного бала, случайно...

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Ответьте на вопросы

  • Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну?  
  • Какие поэтические тропы раскрывают переживания и чувства лирического героя?
  • Для чего используются союзы «но»,  «а», «и»?
  • Какова роль многоточия, восклицательного предложения?
  • Какие стилистические фигуры помогают показать эту загадку? (найдите примеры оксюморона, синтаксического параллелизма)
  • С каким стихотворением А. С. Пушкина созвучно и почему?

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре -

О, не грусти, ты всё мне дорога!

Но я любить могу лишь на просторе -

Мою любовь, широкую, как море,

Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила

Толпы миров воззвала из ночи,

Любовь их все, как солнце, озарила,

И лишь на землю к нам ее светила

Нисходят порознь редкие лучи.

И, порознь их отыскивая жадно,

Мы ловим отблеск вечной красоты;

Нам вестью лес о ней шумит отрадной,

О ней поток гремит струею хладной

И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздробленной

И тихий шепот вербы над ручьем,

И милой девы взор, на нас склоненный,

И звездный блеск, и все красы вселенной,

И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,

Пожди еще - неволя недолга,-

В одну любовь мы все сольемся вскоре,

В одну любовь, широкую как море,

Что не вместят земные берега!

Вопросы и задания к стихотворению «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»
      1. Как отразилась в стихотворении понятие любви?
      2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
      3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?

4.Какие средства выразительности помогают понять чувства лирического героя? Найдите сравнения, метафоры,эпитеты…
5. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»?
 6. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?

Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечный перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет. Землей пережита
Пора роскошных сил и мощных трепетаний;
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лета
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты;
Еще вдоль влажных меж красуются цветы,
А на пустых полях засохшие былины
Опутывает сеть дрожащей паутины;
Кружася медленно в безветрии лесном,
На землю желтый лист спадает за листом;
Невольно я слежу за ними взором думным,
И слышится мне в их падении бесшумном:
- Всему настал покой, прими ж его и ты,
Певец, державший стяг во имя красоты;
Проверь, усердно ли ее святое семя
Ты в борозды бросал, оставленные всеми,
По совести ль тобой задача свершена
И жатва дней твоих обильна иль скудна?

  1. Какова идея стихотворения?
  2. Какими языковыми средствами выражаются чувства лирического героя? Приведите примеры, раскройте их смысловую нагрузку.
  3. Почему именно осень воспринимается героем как символ «иной красоты»?
  4. Найдите примеры звукописи, её значение.
  5. В чем заключается философское значение последнего вопросительного предложении, к кому обращено оно?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...

Конспект урока литературы для учащихся 8 класса."Экспрессивные возможности предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Интегрированный урок проводится после изучения рассказа Л.Н.Толстого "Послебала".Ведётся исследовательский анализ рассказа..Анализируются эпизоды, где наиболее часто встречаются конструкции с однородн...

План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Двухчасовой урок-семинар, в ходе которого учащиеся знакомятся с теорией  Л.Н.Толстого об истинной ценности человека. На материале романа раскрывается психологический процесс становления личн...

Урок по теме:« Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого». («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения...» и другие)

На данном уроке ребята познакомятся с жизнью и творчеством, любовной и пейзажной лирикой А.К.Толстого; закрепят умения работать с учебной литературой, будут совершенствоваться в анализе стихотворений...

Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)

Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче....