Конспект урока литературы для учащихся 8 класса."Экспрессивные возможности предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Интегрированный урок проводится после изучения рассказа Л.Н.Толстого "Послебала".Ведётся исследовательский анализ рассказа..Анализируются эпизоды, где наиболее часто встречаются конструкции с однородными членами.Это портретные описания героев, описание мазурки, сцена наказания татарина, в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича. Работа ведётся в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_8_klasse.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок словесности в 8 классе
Подготовила Матвеевой Валентины Геннадьевны, учитель
русского языка и литературы ГКОУ ВО кадетской школы- интерната «Кадетский корпус» имени Д.М. Пожарского
Тема урока. Экспрессивные возможности однородных членов предложения в рассказе Л.Н. Толстова «После бала».
Цель урока: формирование представления о экспрессивных возможностях конструкций с однородными членами предложения через анализ рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Задачи урока.1. Показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе для выражения авторской идеи.
2. Попытаться понять некоторые аспекты мировоззрения Л.Н. Толстого, погрузившись в его язык.
3.Развивать исследовательские способности учащихся.
4. Уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме.
Оборудование: иллюстрации к рассказу «После бала», запись мазурки Ф.Шопена, презентация, исполнение танца мазурки учащимися хореографического кружка, распечатка стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта».
Ход урока.
- Организационно мотивационный этап урока. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
-Чтение стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»
Это утро, радость эта
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод.
Эти нивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья.
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё-весна.
Сегодняшний урок я начала с чтения стихотворения прекрасного поэта А. Фета.
- Как вы думаете, почему? Это урок словесности, где мы обращаемся к прекрасным образцам слова.
Скажите, пожалуйста, сколько предложений в этом стихотворении? Одно. Чем осложнено данное предложение? (В стихотворении поэт использовал однородные члены предложения, обобщающее слово всё).
- А что автор сумел выразить с помощью конструкции предложения с однородными членами предложения? ( Фет рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движение человеческой души)
3. Постановка цели и задач урока. Подведение учащихся к формулировки проблемы урока. Какова проблема урока? Узнать, в каких эпизодах рассказа «После бала» встречаются конструкции предложений с однородными членами и выяснит их роль. Почему из всего многообразия конструкций писатель использует предложения с однородными членами?
4. Актуализация знаний. Систематизация знаний о художественном произведении.
А) Лингвистический эксперимент.
На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Толстого «После бала». А как хорошо вы знаете это произведение, мы сейчас узнаем. Задание. Допишите предложение, взятое мною из рассказа: «Она была прелестна: (высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная)». Сравните с предложением у Толстого.
- Предложение какой синтаксической конструкции выбирает автор? (Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложения с однородными членами)
- Какую цель он преследует? (Это даёт ему возможность лаконично и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние её черты, и качества характера).
- Что значит величественная? (Исполненная достоинства).
Повтор слов улыбка, улыбалась – это характерный толстовский приём, уже не раз отмеченный лингвистами.
5.Исследовательская работа учащихся. Работа в группах. Проверка домашнего задания.
Задание. Выяснить частотность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа.
Слушаем сообщение о результатах исследования.
Вывод. Наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича.
Закрепление нового материала .Анализ эпизодов
1). Портрет Вареньки.
- Какой вам представляется героиня? (нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, звезда)
- А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю восстановить текст как можно ближе к авторскому.
«Она была в … платье с … поясом и в … перчатках, немного не доходивших до …, .. локтей, и в … башмачках.»
- Какие определения преобладают в предложении? (передающие цвет)
- Как называется такой приём? (Цветопись)
-Является ли повтор слова белый речевой ошибкой? Нет
- С какой целью использует его Толстой? Белый цвет-олицетворение чистоты, света,
радости, подчеркивает ощущение праздника, передаёт душевное состояние рассказчика.
- А как ещё Толстой передаёт душевное состояния Ивана Васильевича? Через мазурку.
- Найдите в тексте это предложение. В чём его особенность? «Я танцевал и кадрили …»
- Почему автор повторяет союз и? (мысль выражается эмоционально.) Перестройте это предложение по схеме { о,о,о }Что меняется? Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению.
2). Анализ эпизода – описание мазурки.
- А откуда пришёл этот танец и само это слово?
-Презентация ученика о мазурке
1 слайд. (Там, где Висла сливается с Западным Бугом, на земле Мазовецкой, с давних пор жило смелое польское племя мазуров. Это были лихие наездники и не менее лихие танцоры. Здесь и родился танец, который называют мазуркой. Многое в этом танце связано с образом блистательного кавалериста: особая выправка, пружинистый шаг, пришпоривающие удары каблуков.
2.слайд Мазурка (польск. mazurek) — польский народный танец, который характеризуется быстрым темпом и трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта Мазурка – легкая и жизнерадостная, лиричная и грациозная – отобразила в себе душу польского народа
3 слайд Мазурка – это парный танец. Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя. Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера: он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп. Гордо демонстрирует он свою даму всему залу. Польскому народу свойственны чувство собственного достоинства и гордость. Несмотря на быстрый темп мазурки, движения танцоров, тем не менее, проникнуты именно этими чувствами.
4 слайд «Сколько в этом танце гордости, нежности и вызова, - писал Ференц Лист – В Польше мазурка – не только танец. Она род национальной поэмы, назначение которой – передать пламень патриотических чувств под прозрачным покровом народной мелодии».
Прекрасные, глубоко народные по духу мазурки для фортепиано писал замечательный польский композитор Шопен. В начале 19 столетия мазурка стала популярным бальным танцем. Модные парижские танцмейстеры поспешили придать ей салонный характер. В этом виде мазурку танцевали и в петербургском свете. Но в русской провинции она сохранила подлинные народные черты.
- Звучит музыка Шопена. Исполняется танец «Мазурка».
А теперь прочитаем, как описывает танец Толстой с помощью слова.
- Какие конструкции предложений здесь преобладают? Предложения с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами. Почему? (Мазурка – быстрый танец, с помощью таких предложений передаются движения танца и их характер).
- А в каком эпизоде ещё встречаются такие предложения?
3). Анализ сцены: наказание татарина. Чтение эпизода. Иллюстрации к эпизоду проектируются на экран. Нахождение предложений с однородными членами. Они передают движение и его характерные особенности
- По какому принципу построены эти два эпизода? (Контраст, антитеза)
- В чём ещё проявляется контраст в рассказе? В цвете и в музыке.
Предложения с однородными членами, использованные по принципу контраста, помогают писателю ярче обрисовать внутреннее состояние героя.
4).Анализ эпизода, передающего душевное состояние И.В.. Какова их функция?
- Что чувствовал И. В. на балу? Любовь, блаженство, счастье. Прочитайте предложение, подчеркивающее это состояние. «Я любил и хозяйку …».
- А каково состояние героя после бала, когда он стал свидетелем сцены наказания?
(Он чувствует стыд и тоску.) В данном эпизоде автор использует однородные определения в переносном значении: слово тошнота в переносном значении «отвращение, омерзение – это чувство, вызывающее омерзение. Встречаются нераспространённые однородные сказуемые.
- Какое художественно изобразительное средство использует автор в этом эпизоде? Метафору: «вырвет ужасом», подчеркивающую несовместимость того, что герой увидел с его нравственными принципами.
Подведение итогов.
-Что же стало итогом душевного потрясения И.В.? Его любовь к Вареньке умерла.
«Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра…».
- А что было причиной? Что несовместимо с нравственностью? Жестокость.
- Как вы понимаете это слово? (Проявление безжалостности, беспощадности).
Жестокость, которая приводит к гибели любви, является, по мнению Толстого, одним из самых тяжёлых человеческих пороков.
Рефлексия. Составление словосочетания со словом «жестокость».
7.Комментирование оценок и выставление в дневник.
8. Задание на дом. Написать сочинение по ассоциациям, отталкиваясь от понятия «жестокость».
Урок окончен
Литература, использованная на уроке:
1.Журнал «Русский язык в школе» № 3-4 1992 г.
2. Ю.А. Гвоздарёв «Лингвистический анализ рассказа Л.Толстого «После бала».
3. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией Г.И. Беленького - М.: Мнемозина, 2010 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами (на примере повести И.С. Тургенева "Ася")".
Данный материал представляет собой методическую разработку урока по теме "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами (на примере повести И.С. Тургенева "Ася")". Данный урок не первый ...
урок словесности на тему: "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"
Обобщение знаний об однородных членах предложения на материале рассказа "После бала" Л. Толстого....
Конспект урока литературы в 8 классе "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" (по рассказу Л.Н.Тостого "После бала")
Данные урок интегрированный (литературно-музыкальное искусство), тем самым позволяет "погрузить" учащихся в неповторимую атмосферу русского бала XIX века, "услышать" мелодии вальса, мазурки, пол...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1. выявить детали «оружия» сатиры2. нарисовать это «оружие» 3. посмотреть, в кого и...
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.
Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа....
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема «Разоблачение лицемерия, трусости и угодничества в рассказах А. Чехова».
Данный конспект составлен в сответствии с Рабочей программой по литературе в 5 классе, разработанной с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы под р...
Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.
Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....