Нестандартные упражнения по анализу произведений XIX века по курсу "Мир и человек в литературе"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему
Дидактический материал для учащихся 10 класса по анализу произведений XIX века по курсу "Мир и человек в литературе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upr_didakt.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения по анализу произведений XIX века
по курсу
«Мир и человек в
литературе»
Составитель: Обухова В. Е.
1.1. В романе Толстого несколько сотен действующих лиц — однако в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»?
1.2. Среди перечисленных топонимических реалий романа одна лишняя: Никольское,
Богучарово, Лысые Горы, Отрадное. Исправьте фактическую ошибку. Вспомните, с судьбой
каких героев связаны три топонимических центра романа.
1.3. Расставьте перечисленные события в хронологической последовательности.
Судьба каких героев романа связана с этими событиями?
- смотр союзных войск под Ольмюцем (смотр проводит Александр I);
- смотр под Браунау (смотр проводит Кутузов);
- Аустерлицкое сражение;
- переход через реку Энс;
- Шенграбенское сражение.
1.4. Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого — закрепление за
персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и затем многократное ее повторение. Так, жена князя Андрея запоминается «беличьим личиком» и приподнятой «верхней
губкой с чуть черневшимися усиками», Пьер — массивной фигурой, неуклюжестью и «дружелюбными глазами». Попытайтесь по одному-двум «штрихам к портрету» угадать персонажа романа:
а) оголенные белые, полные плечи;
б) черные глаза, большой рот;
в) сухое лицо;
г) лучистые глаза, тяжелая походка,
д) плешивая голова, плоское лицо.
- Среди многочисленных «военных» героев романа своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с оружием?
- Записки и отрывки из писем разных героев романа приводятся без подписи их автора. Назовите имя адресата. С какими событиями в жизни героев связано каждое письмо?
а) «Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным
своего полка и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно — жив он или нет».
б) «Тогда отец назначил мне срок один год, и вот уже шесть месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении.
Ежели бы доктора не задерживали меня здесь на водах, я бы сам был в России, но теперь
возвращение мое я должен отложить еще на три месяца».
в) «Если у вас, граф (или князь), нет в виду ничего лучшего и если перспектива вечера
у бедной больной не слишком вас пугает, то я буду очень рада видеть вас нынче у себя между семью и десятью часами» (пер. с франц.).
1.7. Приведенными ниже цитатами представлены две исторические фигуры — персонажи «Войны и мира». Распределите авторские характеристики в две группы в соответствии
с тем, какого персонажа они представляют. Какова авторская позиция по отношению к каждому из этих героев?
а) ..., в расстегнутом мундире, из которого... выплыла на воротник его жирная шея,
сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники и почти спал.
б) Он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то,
что он скажет и сделает теперь, — есть история. <...> Глаза его отуманились, он подвинулся,
оглянулся на стул... и сел на него против портрета. Один жест его — и все на цыпочках вы
шли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.
в) Расплывшиеся губы ... дрожали, и на глазах были слезы.
г) Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему по
дали обедать. <...> ... с трудом жевал жареную курицу...
д) Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голо
сом, он сидел на складном стуле... Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить.
е) Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног.
ж) Общее выражение лица ... было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
- Вспомните, какие события романа связаны с именами Тихона Щербатого, капитана Тимохина, капитана Тушина. С кем из главных героев «Войны и мира» связаны судьбы этих персонажей? Как завершается романная судьба каждого из них?
- В домах и кабинетах каких героев должны находиться перечисленные предметы:
а) токарный станок с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками;
б) бочонок (используется в качестве кресла);
в) большой стол, на котором лежали книги и планы:
г) большой стол, на котором стояли вазы с фруктами;
д) высокий стол для писания стоя;
е) стол, состоявший из двери, положенной на два бочонка;
ж) хрустальные, с вензелем графа, рюмки?
Какова роль предметной детализации при создании художественного образа у Толстого?
1.10. Описывая определенные реалии так, как видят их его герои, Толстой, чтобы
быть точным, часто переназывает привычные вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так, в
«Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена — «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями:
а) окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько
пушек, было самое важное место в сражении;
б) вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма;
в) большой, наполненный чем-то и открытый ящик;
г) крашеные картоны, изображавшие деревья;
д) французские лепешки.
- В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души» (И. Г. Чернышевский). Объясните значение этого определения.
- Психолог-«диалектик», Толстой нередко избегает развернутого изображения того или иного психологического состояния — причем в тех эпизодах, которые могли бы стать самостоятельными психологическими этюдами, представляющими человеческое переживание в его динамике. Так, например, смерть Пети Ростова заставляет всегда веселого и живого Денисова издать «звуки, похожие на собачий лай» — эта единственная строчка вобрала в себя его трагическое переживание Петиной гибели. Приведите примеры подобного использования отдельной детали как средства психологической характеристики персонажа.
- Какова роль пейзажных подробностей в воссоздании психологического облика персонажа в романе «Война и мир»9 Приведите примеры значимых детален и обоснуйте их художественные функции.
- Повествование в «Войне и мире» строится с позиции авторского всеведения. Однако целый ряд эпизодов «увиден» глазами персонажа и несет на себе отпечаток его субъективности. Приведите примеры таких эпизодов.
2.1. Среди каждого перечисления названий стихотворений Некрасова есть «четвертый
лишний». Вычеркните лишнее название. Какие сквозные мотивы и темы русской поэзии получают выражение в перечисленных стихотворениях Некрасова9
а) «Белинский В. Г.», «На смерть Шевченко», «Смерть поэта», «Памяти Добролюбова»;
б) «Пророк» («Не говори: «Забыл он осторожность!»), «Поэту» («Где вы — певцы
любви, свободы, мира...»), «Поэт и толпа», «Поэт и гражданин»;
в) «Еду ли ночью по улице темной...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «В дороге», «Тройка».
2.2. Среди перечисленных ниже литературных журналов середины XIX века найдите
те, с которыми была связана литературная деятельность Некрасова. Расскажите об участии
Некрасова в каждом из выделенных вами изданий.
«Современник», «Русский вестник», «Пчела», «Отечественные записки».
2.3. Лирические произведения Некрасова часто определяют как «стихотворные рас
сказы», «стихотворные новеллы»; тем самым внимание акцентируется на повествовательном
начале поэтического текста. Обоснуйте эти жанровые характеристики, проанализировав стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...», «Размышления у парадного подъезда»,
«Вор», «Утро». Обратите внимание на то,
- что становится основой лирического сюжета стихотворения:
- где происходит описываемое в стихотворении действие;
- какие подробности происшествия попадают в поле зрения автора;
- каков ракурс изображаемых событий;
- как строится авторская позиция в стихотворении.
2.4. Сопоставьте две картины Петербурга — пушкинскую и некрасовскую. Какие реалии попадают в поле зрения каждого из поэтов? Каков ракурс изображения Петербурга и эмоциональный колорит поэтической картины в каждом отрывке? В чем образ некрасовского Петербурга полемичен по отношению к пушкинскому?
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла...
(«Медный всадник»)
Грязны улицы, лавки, мосты, Каждый дом золотухой страдает; Штукатурка валится — и бьет Тротуаром идущий народ... От природы отстать не желая, Зацветает в каналах вода...
... С какой-то тоской безотрадной Месяц с ясного неба глядит На Неву, что гробницей громадной В берегах освещенных лежит, И на шпиль, за угрюмой Невою, Перед длинной стеной крепостною. Наводящей унынье и сплин...
(«Кому холодно, кому жарко!», из цикла «О погоде»)
2,5, В каждой паре приведенных ниже стихотворных фрагментов один принадлежит перу Некрасова. Найдите некрасовский отрывок (и назовите автора второго стихотворения); свой выбор обоснуйте. Выделите характерные особенности некрасовского пейзажа:
- реалии природного мира, представленные в стихотворении;
- сочетание точного изображения различных элементов пейзажа и их субъективной оценки;
- эмоциональный тон пейзажной картины,
а) Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
И снег, до окошек деревни лежащий, И зимнего солнца холодный огонь — Все, все настоящее русское было, С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы...
б) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный. И лучезарны вечера...
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одца...
Грустную думу наводит она.
в) Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной.
Река луговая...
Но что?.. Какой вдали мелькнул волшебный луч? Восточных облаков хребты воспламенились; Осыпан искрами во тьме журчащий ключ; В реке дубравы отразились.
2.6. Обращения к Музе были традиционны в произведениях русских поэтов. Сопоставьте несколько фрагментов из стихотворений разных авторов; найдите цитаты из лирических произведений Некрасова. Какие поэтические определения характеризуют некрасовскую Музу? Как в них выражается своеобразие поэтической позиции Некрасова?
а) Я Музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне...
б) Как часто ласковая Муза
Мне услаждала путь немой
Волшебством тайного рассказа!
в) Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков...
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей...
г) О Муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа — и моя!
д) Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...
е) Я Музу резвую привел
На шум пиров и буйных споров...
ж) Замолкни, Муза мести и печали!
2.7. Приведенное ниже «стихотворение» составлено из двух поэтических произведений (вспомните названия текстов-оригиналов). Восстановите каждый поэтический текст. В чем сходство и различие позиций Пушкина и Некрасова в понимании роли поэта и назначения поэзии?
Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, — душа в заветной лире Мой прах переживет, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один поэт, неведомый ему.
Я лиру посвятил народу своему, И долго буду тем любезен я народу. Что я ему служил — неведомый ему, Не требуя венца, восславил я свободу.
3.1. Какие эпизоды поэмы объединяют следующих персонажей:
а) Влас, Клим, Орефьевна, Aгап Петров, Ипат;
б) Павлуша Веретенников, Вавила, купец из обувной лавки;
в) Ермил Гирин, Митрий Гирин, Ненила Власьевна, князь?
Какие стороны русской жизни получают отражение в этих эпизодах поэмы?
3.2. По отдельным портретным характеристикам и фактам художественной биографии
узнайте персонажей поэмы. Каков принцип отбора деталей в изображении внешнего облика
персонажей? Какова их роль в воссоздании разных народных типов в поэме?
а) Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле; И сам на землю матушку Похож он: шея бурая... Кирпичное лицо, Рука — кора древесная, А волосы — песок.
О герое известно следующее: когда-то жил в Петербурге, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму; вернувшись в родное село, взялся за соху; дом его сгорел, и уцелели от него только картинки, купленные когда-то сыну.
б) С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал... Дугой спина у дедушки...
Герой был крепостным помещика Шалашникова; за соучастие в убийстве немца-управляющего попал на каторгу; смерть правнука, происшедшая по его недосмотру, заставила его уйти в монастырь; незадолго до смерти вернулся на родину, похоронен рядом с правнуком.
3.3. По законам каких фольклорных жанров строятся следующие фрагменты поэмы?
• Замок — собачка верная:
Не лает, не кусается,
А не пускает в дом!
• Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал Без тела — а живет оно, Без языка — кричит!
- Хвали траву в стогу, А барина — в гробу.
- Нашей-то сторонушки Три года черт искал.
- Падите мои слезоньки
Не на землю, не на воду Не на господень храм! Падите прямо на сердце Злодею моем}'!
Какова роль фольклорных элементов в языковой стихии поэмы?
3.4. Если конь — борзый, сокол — ясный, ворон — черный, горница — светлая, то
какими эпитетами должны сопровождаться существительные удаль, земля, леса, дороженька, Русь? Какие темы поэмы задаются этими понятиями?
3.5. Продолжите список недостающими названиями:
«Соленая», «Солдатская», «Барщинная»...
К какому жанру относятся фрагменты поэмы, помещенные под этими заголовками? Каково их место в композиции поэмы и роль в создании образа Руси?
- В какой из частей поэмы наиболее отчетливо проявляется тяготение к фольклорным жанрам — волшебной сказке, былине? Какие элементы повествования «заимствованы» в ней из фольклора?
- Восстановите сюжетный маршрут семи путешественников. Как организовано художественное пространство «Кому на Руси жить хорошо»? При помощи каких повествовательных приемов оно расширяется?
4.1. По описанию усадьбы определите, в чьем имении вы оказались. Какие детали
описания у Тургенева впрямую соотнесены с характером персонажа?
а) Усадьба... стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой
каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным
входом, представлявшей «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе... К дому с обеих
сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду.
б) ...На скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка... Рядом с
нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У
первой избы стояли два мужика в шапках и бранились.
в) Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались
солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней
иногда пили чай и обедали.
4.2. В двух «фотороботах» запечатлены наиболее примечательные черты разных персонажей «Отцов и детей». Назовите каждого персонажа. Какими деталями должен быть дополнен его «оригинальный» облик?
а) В лице его, длинном и худом, с висячими бакенбардами песочного цвета, сказывалось тревожное и тупое выражение, но особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Он был одет в английский съют, на голове красовалась маленькая феска.
б) Кругленькая, низенькая, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками, растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, она полулежала на диване.
Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели ее светлые глаза.
4.3. Библиотека «Отцов и детей»: каждому герою выдайте ту книгу, которую он читает в романе. По какому принципу вы будете отбирать книги для каждого героя?
Николай Петрович Бюхнер. «Stoffund Kraft»
Базаров Пушкин. «Цыгане»
Аркадий труды Либиха
Кукшина Пушкин. «Евгений Онегин»
Арина Власьевна статья Кислякова о женском труде
Василий Иванович романы Жорж Санд
Ситников Мишле. «De l'amour»
Pelous et Fremy «Notions generaies de Chimie» сочинения Горация Дюкре-Дюминиль. «Алексис, или Хижина в лесу»
- Одного из «продолжателей дела Базарова» — Ситникова «жена считает «дурачком и... литератором». Сформулируйте три тезиса, которые «литератор» Ситников — пародийная копия своего учителя — мог бы выдвинуть, сочиняя статью о Пушкине.
- В сюжетах русской классики очень часто встречается дуэль. Вспомните условия, на которых стреляются Базаров и Павел Петрович. Насколько точно эти условия были соблюдены? Как распределяются у Тургенева традиционные функции участников поединка — дуэлянтов, секундантов, врачей?
- Восстановите сюжетный маршрут Базарова и Аркадия. Какова композиционная роль странствий героев? Как отражаются «путевые впечатления» на мировосприятии героев и на их судьбе?
- Узнайте персонажей романа, представленных основными фактами биографии. При помощи каких повествовательных приемов в роман вводится биография персонажа?
пажеский корпус страстное увлечение химией
служба в гвардейском полку изобретение мастики
отставка отъезд в Гейдельберг
отъезд в Баден изучение архитектуры
приезд в имение
отъезд в Дрезден
приезд из своего имения в город
4.8. Сопоставьте авторские характеристики и высказывания в романе двух его персонажей. Какой прием используется для характеристики персонажей? В каких произведениях русской литературы он вам уже встречался?
- ...Вы не признаете никаких авторитетов? Долой авторитеты!
- Да зачем же я стану их Долой!.. Да я их не Долой Маколея!
отрицаю, признавать?.. Мне скажут дело, я Возможность презирать и выражать свое
сжения, ... тол-
4.9. «Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных под чертой, тургеневские. Какие детали пейзажной картины наиболее ярко передают авторское видение природы? Охарактеризуйте функции пейзажа в романе.
Утро было славное, свежее; маленькие ... тучки стояли барашками на ... лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная ... земля, казалось, еще хранила след ... зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.
румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-черный, темный.
4.10. Каково значение слова «нигилист» на языке Аркадия, Базарова, Павла Петровича, Ситникова? Какой круг явлений связан в понимании каждого героя с нигилизмом?
4.11. Вспомните контекстуальные антонимы в романе к слову «нигилист». Какие грани образа нигилиста представлены с их помощью по принципу «от противного»?
4.12. Каково значение в романе следующих имен собственных: Рафаэль, Шиллер, Гете, Жан-Жак Руссо? В репликах каких персонажей они звучат и в пользу какого довода упоминаются?
1.х — Толстой «Война и мир»
2.x — Некрасов. Лирика
3.x — Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
4.x — Тургенев «Отцы и дети»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.
Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...
Игровая технология на уроках литературы. Литературное путешествие по произведениям 19 века (вторая половина).
Данный материал представляет собой урок-игру на основе игровой и информационной технологий обучения.Цели урока:1. Обучающая: ввести в мир литературы второй половины 19 века.2....
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...
урок географии технологии и литературы "История костюма в зеркале литературных произведений 19 века"
Данный урок является интегрированным для учеников 9 класса...
Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.
Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....
Обобщающий урок «Деятельность человека». На основе анализа произведения «Конь с розовой гривой»
Интегрированный урок по обществознанию и литературе для 6 классаРазработка Чудецкого А.Н. и Чинокаловой К.В....
Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы
Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...