Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_druzhby.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Н.Толстой. Тема дружбы в рассказе «Кавказский пленник»
Урок литературы в 5 классе.
Цель: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные: формирование представлений об агрессивности как антиценности; смелость и решительность, пренебрежение к смерти, готовность стоять на своем, противостояние агрессии (Жилин); отсутствие нравственной опоры – любви к людям -как причина агрессивности (Костылин); противопоставление ненависти к иноверцам, кровной мести за измену вере законам гуманизма, человечности;
Метапредметные:
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
Предметные:
- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «рассказ», «портрет»; умение пересказывать прозаическое произведение или отрывок из него.
Методы и формы обучения: деятельностный подход, АМО, поисковый, репродуктивный, групповая и парная работа.
Оборудование: экран, мультимедийный аппарат, презентация к уроку, задания группам
Основные понятия: рассказ, портрет.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
3 минуты | - Здравствуйте, ребята. Выйдите ко мне и образуйте круг. Рассчитайтесь на 1 и 2. Первые номера повернитесь к 2-ым и повторяйте за мной. - Здравствуй, друг! - Как дела? - Где ты был? - Я скучал… - Ты пришёл! - Хорошо! А теперь вторые повернитесь к следующим за вами первым. Повторите с самого начала | Повторяют действия за учителем. | Регулятивные: - волевая саморегуляция; настрой на работу. |
3 минуты | - Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? - Сядьте на свои места и запишите в группе на листочек те слова, которые ассоциируются со словом «дружба». - Тема нашего урока – «Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» - Какие задачи вы хотите решить сегодня при анализе рассказа? | - О дружбе. Дети записывают на листочке ассоциации Записывают тему в тетрадь. Определяют для себя цели. | Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
4 минуты | - Послушайте, какие исторические события легли в основу рассказа. (Индивидуальное выступление) – 1,5 минуты Действие происходит на Кавказе. XIX век… На Кавказе идет тяжелая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – они сражались за свою землю и свободу. Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшим с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своем дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно» По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя, мирный чеченец Садо, с которым ехал Лев Николаевич, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил ее своему другу Льву Николаевичу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Лев Николаевич, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее, он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло Садо и Льва Николаевича. Они успели приблизиться к Грозной, где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование. - Назовите главных героев рассказа. - По сюжету два офицера, два приятеля попадают в плен, но почему рассказ назван «Кавказский пленник»? – в единственном числе? - Посмотрите, какими качествами должен обладать настоящий друг? - Оба наших героя отличаются этими качествами? Или герои не похожи друг на друга? | Выступает ученик с мини-докладом. Отвечают на вопросы учителя. Проявляют разные личностные качества в одних и тех же условиях. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. Учатся внимательно слушать собеседника. |
12 минут | - Сегодня на уроке в группах мы займемся сравнительной характеристикой двух героев. Что значит сравнивать? - По каким признакам мы можем сравнить этих героев? (на слайде – подсказка) - Что такое «портрет»? - У каждой группы – свое задание. Дома вы плотно поработали с текстом, поэтому составить сравнительную характеристику героев вам не составит труда. Раздает задания группам. 1 группа. Портреты героев. Как герои оказались в плену? Перескажите эпизод. Как ведут себя герои, какие качества души и характера проявляют? 2 группа. Как офицеры ведут себя в плену? Чем занимаются? Как к ним относятся татары? Какие части речи преобладают при характеристике Жилина и Костылина? Сделайте вывод: какие черты характера проявляют герои? 3 группа. Первый побег. Подготовка и реализация. Как ведут себя герои? Как рассказчик описывает действия, мысли, чувства каждого из них? Какие черты характера проявляют герои? 4 группа. Второй побег. Кто помог Жилину? Почему? Какова судьба героев? Сделайте вывод о качествах характера героев по этому эпизоду. – 10 минут | - Найти общее и различия в их характерах. - Внешние черты (портрет) - Поступки. - Отношение к другим героям - Чувства, речь. - ПОРТРЕТ в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. Работа в группах. Жилин – удалой, смелый, отважный. Костылин – физически слабый человек. нарушил уговор – не разъезжаться; ведет как трус и предатель Жилин: решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка. мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела. Костылин: Бездействует и стонет. Дина – вера (арабский) | Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения Логические: - анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Личностные: смыслообразование Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества |
1 минута (23 мин.) | - Любите жизнь, радуйтесь каждому дню. И дарите эту радость окружающим. | ||
20 минут | Выступление групп. Учитель задает корректирующие. Уточняющие вопросы. – 13 минут Перед вами листок с двумя графами. Передавая листок друг другу, заполните графы теми чертами характера, которые присущи каждому из героев. Подумайте. Время – 1 минута. Теперь сравните записанные слова с ассоциациями, которые возникли у вас при слове «дружба». Отметьте в таблице совпавшие понятия галочкой – 1,5 минуты Подумайте и сделайте вывод, кого мы можем назвать настоящим другом в этом рассказе и почему. – 2 минуты Ребята, даже фамилии характеризуют героев. Подумайте, от каких слов произошли фамилии. Обсудите в парах. Начинает 1-ый вариант, по 30 секунд. – 1,5 минуты. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед. Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова: «На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». | Дети выступают. Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу – Релли Тейбл Сравнивают, анализируют, сопоставляют, делают выводы. Работают в парах – Таймд Пэа Шэа. | Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные: - волевая саморегуляция. - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. |
2 минуты | - Какие качества друга присущи вам? Над какими еще предстоит работать? Покажите мне свое настроение. | Личностные: понимают нравственные законы жизни Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| Письменная работа «Хотел бы я иметь такого друга, как Дина? Почему?» - 800 рублей самэри или «Почему рассказ назван «Кавказский пленник»? | Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема дружбы в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник"
Тема дружбы в были Толстого «Кавказский пленник» . Дружба между народами.Цель:Развить понятие дружбы как истинной ценности в литературе, проанализировать, как это вечная ценность помогает р...
Урок чтения и развития речи по теме: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник "
Конспект и презентация к уроку...
Игра по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник"
Игра предназначена для учащихся 5 класса. Может быть проведена как на уроке, так и во внеурочное время. Игра включает в себя 7 туров. Есть игра со зрителями (тест). Учащимся предлагаются разные ...
Л.Н.Толстой. Тема дружбы в рассказе «Кавказский пленник»
Л.Н. Толстой...
Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс
Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс. Урок сопровождает презентация. Нужно найти фильм, снятый по рассказу. Фильм киностудии "Грузия-фильм". Режиссе...
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина".
Тип урока: урок усвоения новых знаний.Форма урока: беседа.Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации...
Презентация к уроку литературы по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина"....