Урок чтения и развития речи по теме: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник "
презентация к уроку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
станицы Крыловской Краснодарского края
Учитель письма и развития речи Т.А.Алёхина
ст.Крыловская
2013 – 2014 уч.год
Цель: Познакомить учащихся с идеей рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Задачи:
1) образовательная:
- рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.
2) коррекционно-развивающая:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;
- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
3) воспитательная:
- воспитание общечеловеческих ценностей;
- умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
«На всё добро ответим мы добром,
На всю любовь ответим мы любовью».
Н.Рубцов
- Оргмомент.
- Слово учителя:
- Ребята, мы с вами прочитали рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке?» А также выясним, чему учит нас писатель, какие нравственные уроки преподносит.
Давайте вспомним, что мы узнали. (Слайды 2-4)
- Викторина по повести: (требовать полные ответы)
(жетоны)
— Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль? Запишите слово на доске, выделите корень.
(Ответ. Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).
— Где происходит действие в повести?
— С какой целью Жилин поехал домой?
— Какой уговор был Костылина с Жилиным?
— Что обозначает слово «джигит» (молодец).
— В чем проявляется наблюдательность Жилина?
— В чём заключается трудолюбие Жилина?
— Докажите, что Жилин любил свою мать.
— Сколько времени пробыл Жилин в плену?
— Пытался ли Костылин бежать из плена?
— Почему побег пленников был неудачным?
— Кто помог Жилину в побеге?
— Как сложилась судьба Костылина?
- Словарная работа. (Слайды 5-17)
Но с помощью отдельных слов (лексических единиц) Толстой погружает нас в мир одного из горских народов - татар. Какие это слова? Это слова, взятые из татарского языка, который относится к тюркским языкам.
«Словесный марафон». (см. презентацию)
В повести блестяще воссоздан национальный и исторический колорит горцев. Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим, как вы её усвоили. Я буду называть толкование лексического значения слов, употреблённых в повести для указания на специфические реалии жизни горцев. Ваша задача «узнать» эти реалии и назвать их.
Татарское пиво (буза)
Сдобное кушанье горцев (лепёшки)
Мужской головной убор (чалма)
Стёганое пальто (бешмет)
Деревянная посуда (лоханка)
Ёмкость с узким носком (кувшин)
- Работа в группах. (Слайд 18)
- Работа в группах. Карточки «Узнайте героя»
В карточках - словесный портрет или характеристика героя. Ознакомившись, должны сказать, о ком идёт речь.
«Это большой человек! Он первый джигит был, много русских побил, богатый был. У него было 3 жены и 8 сыновей. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и 7 сыновей убили. Один сын остался и предался русским. Старик поехал и сам предался русским. Пожил у них 3 месяца, нашёл там своего сына, сам убил его и бежал». (Кази-Мугамед).
«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» (Костылин)
«Офицер, барин, невелик ростом, а удал был». (Жилин)
«Тоненькая, худенькая, лет 13 и лицом на чёрного похожа. Глаза чёрные и лицом красивая» (Дина.)
- Физминутка (Слайд 19)
- Перейдем к характеристике главных героев. (Слайды 20-27)
- Кто главные герои? - Жилин, Костылин, Дина.
- Даёт ли Толстой развернутые портреты героев через описание? - Нет, только отдельные характеристики. Читателю предоставляется право самому сделать вывод о личностях героях, самим составить характеристики.
- Как вы думаете, могут ли быть случайными имена героев?
- Что они могут значить?
- Что такое "жила"? - прочное окончание мышц; отсюда слова "жилистый", "двужильный". Так говорят о выносливом, крепком человеке.
Жилин = действие.
- Что такое "костыль"? - палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.
Костылин = бездействие.
Проанализируем, какую роль играет лексическое значение фамилий главных героев. Составим сравнительную характеристику героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают.
Жилин | Костылин |
офицер русской армии; "хоть не велик ростом, а удал был"" сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже"; о нём татары: "ты все серчаешь"; "корош урус" "на всякое рукоделье мастер был" | офицер русской армии; "грузный, толстый, весь красный"; о нём татары "смирный" |
Поведение героев во время нападения татар | |
"доберусь до ружья, я сам не дамся" | "заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости" |
Поведение героев во время побега | |
проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется | не соратник, а обуза; страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует |
- Обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». (Запишите название на доске. Найти главное слово в словосочетании, определить число существительного.)
(на доске – Плен - неволя)
Кто такой пленник?
Тему или основную мысль выражает название рассказа? (казалось бы, на первый взгляд – тема, но, если подумать и посмотреть глубже- …)
Почему называется "Кавказский пленник", а не "Кавказские пленники"?
Почему в единственном числе, ведь пленников было два? (Так автор подчёркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему больше нравится только один герой - Жилин)
- Работа в группах. «Мысль изречённая»
Прочитайте пословицы. Какие из них можно отнести Жилину, какие - Костылину?
Друг до поры – тот же недруг.
Не бросай друга в несчастье.
Велик телом, да мал делом.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Где смелость, там и победа.
Трус и в жизни мёртв.
- Заключительная переменка. Мини-тест.
Поставьте знак "+" или "-":
1. События происходили осенью. (-)
2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)
3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)
4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей. (-)
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)
7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)
8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)
9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+)
10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+)
1 |
| 6 |
|
2 |
| 7 |
|
3 |
| 8 |
|
4 |
| 9 |
|
5 |
| 10 |
|
Взаимопроверка
Оценивание:
- нет ошибок - "5";
- 1-2 ошибки - "4";
- 3-4 ошибки - "3".
- Обобщение.
- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?
Ответ: Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких же как она ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.
Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.
Воспитательный момент: Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.
Обратиться к ЭПИГРАФУ УРОКА.
- Домашняя работа: выписать пословицы и поговорки о дружбе.
ИЛИ нарисовать понравившийся эпизод рассказа
ИЛИ написать небольшое сочинение «Что мне понравилось
в рассказе Толстого «Кавказский пленник».
- Оценки.
Приложение
_____________ | ______________ |
офицер русской армии; "хоть не велик ростом, а удал был"" сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже"; "на всякое рукоделье мастер был" | офицер русской армии; "грузный, толстый, весь красный"; о нём татары говорят "смирный" |
Поведение героев во время нападения татар | |
"доберусь до ружья, я сам не дамся" | "заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости" |
Поведение героев во время побега | |
проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется | не соратник, а обуза; страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует |
Группа 1
______________ | _______________ |
офицер русской армии; "хоть не велик ростом, а удал был"" сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже"; "на всякое рукоделье мастер был" | офицер русской армии; "грузный, толстый, весь красный"; о нём татары говорят "смирный" |
Поведение героев во время нападения татар | |
"доберусь до ружья, я сам не дамся" | "заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости" |
Поведение героев во время побега | |
|
Группа 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения и развития речи по теме: М.Ю.Лермонтов "Бородино"
Разработка урока...
Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.
Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...
Урок чтения и развития речи по теме "Колосок"
Тема Колосок. (Украинская сказка) 3 часть. Задачи: Раскрыть содержание произведения, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения, учить по...
Презентация к уроку чтения и развития речи по теме "Колосок"
Тема Колосок. (Украинская сказка) 3 часть. Задачи: Раскрыть содержание произведения, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения, учить по...
Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень"
Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень" для обучающихся 3 класса с ОВЗ (глухие дети. имеющие ЗПР)...
Конспект урока чтения и развития речи на тему "Дифференциация звуков и букв ж-ш" 1 класс
Урок проводился в 1 классе коррекционной школы. Он построен в форме путешествия в сказку. Используется компьютерная презентация....
Урок чтения и развития речи на тему: "Чтение по ролям I части повести Н.В.Гоголя "Майская ночь ,или Утопленница"
Цель: познакомить обучающихся с содержанием главы «Ганна».Задачи: образовательные - формирование умений обучающихся читать текст по ролям и анализировать прочитанное;коррекционно &nd...