"Творческие мастерские"
презентация к уроку по литературе по теме
Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Развивать данную концепцию помогает технология творческих мастерских.
Данная презентация предлагает познакомится с педагогической технологией – творческой мастерской. Технология мастерских ведет свое начало от идей французских учителей, образовавших «Французскую группу нового воспитания”. Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, психологов Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В основе поведенческой структуры урока – демократизм, творчество, вера в себя.
Презентация знакомит с алгоритмом проведения мастерской:
- Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).
- Работа с материалом ( текст, схемы, краски, модели, проект).
- Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
- Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
- Творчество.
На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем. Главная цель мастерской на уроках литературы – организовать работу по развитию связной речи, показать и передать способы работы, исследования, анализа произведения. Обучение в мастерских организовывается на деятельностном подходе, коллективном способе обучения Занятия строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости каждого ученика. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.
Результатом совместной деятельности в рамках мастерской является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)
Разные типы мастерских позволяют расширять возможности урочной организации обучения. Мастерская может представлять собой обобщение и систематизацию знаний по теме в творческой форме, может носить психологический характер и быть направлена на решение проблем личностного плана и развитие психических процессов; могут иметь поисковый, научно-исследовательский характер и требовать выполнения опережающего домашнего задания.
Творческая мастерская – условие для развития литературно-творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_masterskie.pptx | 631.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Французская группа нового образования» возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана во Франции. Объединение возглавлял Анри Бассис (известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель) и его жена и соратник Одет Бассис . Группа разработала технологию « atelie », которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге. В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других. Творческая мастерская. История возникновения
- мастерские творческого письма; - мастерские построения знаний; - мастерские по самопознанию; - мастерские отношений и ценностных ориентаций; - проектные мастерские Типы творческих мастерских
Принципы построения занятий в творческих мастерских занятость всех обучающихся сотрудничество совместный поиск сотворчество самостоятельность опережающий поиск Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху .
Модели организации творческих групп 1 модель 2 модель сильные учащиеся слабые учащиеся средние учащиеся Учащиеся делятся на группы, в каждой из которых есть слабые, средние и сильные Главная установка - У С П Е Х
Первый этап Индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли. Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской. «Социализация», т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы. Алгоритм работы мастерской
Второй этап Обращение к новой информации и ее обработка. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая или индивидуальная работа. Социализация . Общая рефлексия и выход на новую систему проблем. Алгоритм работы в мастерской
Алгоритм работы творческой мастерской Копилка творческих работ Проблемная ситуация, вопрос, задание. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других. Поиск, дальнейшее исследование (обращение к справочникам, учебникам, Интернет- ресурсам). Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект). Индивидуальное и коллективное творчество.
Активное восприятие обучающимися учебного материала. Творческое осмысление учебного материала. Саморазвитие обучающихся. Повышение интереса к процессу обучения. Развитие креативности. Повышения уровня грамотности. Повышение навыков аргументированного разговора и письма. Развитие социальной компетенции. Задачи технологии творческой мастерской
Глобальные обобщающие творческие проекты. Отдельные задания по теме или циклу тем. Направления деятельности
Составление схем, таблиц, шифров по теоретическому и практическому материалу литературных произведений , мифов . Составление карт (географических, мифологических, сказочных, карт-схем, карт-коллажей ). Создание цветовых психоэмоциональных картин, отражающих внутреннее состояние героя в развитии Результаты практической деятельности
Рисование иллюстраций к произведениям, комиксов, диафильмов, музыки в цвете, этнического орнамента ; Составление покадровых сценариев, написание киносценариев (отрывков); Составление цитатных планов, сюжетных планов, цитатных портретов. сценариев (отрывков) Результаты практической деятельности
Изготовление экспонатов в музей литературных редкостей; Выпуск литературных газет, журналов; «Узнай меня!», поиск прототипов, угадывание героев по портрету, детали, реплике; Подготовка и участие в «Турнире ораторов», «Конкурсе знатоков афоризмов» Результаты практической деятельности
Создание эскизов костюмов героев произведения , защита эскизных работ; Создание презентаций, фильмов, анимационных проектов. Результаты практической деятельности
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ МАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВ ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЭКСКУРСИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КРУГ ЧТЕНИЯ ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА АВТОР И ЕГО ТВОРЧЕСТВО
Терминологический словарь Индуктор – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Мастерская педагогическая – такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного и коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знания, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности – формирование информационного запроса; общая рефлексия (в конце мастерской) – выход на новую систему проблем. Социализация – предъявление собственного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. С. Позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотетические подходы к из реализации. Творческое письмо – творческий продукт, созданный в процессе самостоятельного постижения истины. Гиперссылки
Благодарим за ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника
Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...
Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс
Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»
Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...
Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»
В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...
Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ
cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...