Методическая разработка."Слово о полку Игореве".Своеобразие жанра. Мастерство композиции.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Данный урок - второй из серии уроков по изучению "Слова".Этот урок поможет познакомить учащихся с особенностью жанра "Слова", своеобразием в построении данного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_o_polku_igoreve.pptx.docx | 18.79 КБ |
slovo_o_polku_igoreve.pptx | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы. 9 класс.
Тема урока: «Слово о полку Игореве». Своеобразие жанра. Мастерство композиции.
Цели и задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями построения памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», учить учащихся определять жанровую принадлежность текста, продолжать работу над развитием умения анализировать текст, делать выводы и обобщения, обучать целостному восприятию художественного произведения, продолжить работу со словарем литературных терминов.
Развивающая: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.
Оборудование: тексты «Слова» , презентация, компьютер, интерактивная доска.
Литература: «Вступительная статья В. А. Грихина. М. Воениздат: 1986; «Слово». Вступительная статья Д. С.Лихачева, М.1989; В.Г.Маранцман. Литература. М.1994
Ход урока.
1. Организационный момент. Настрой на урок.
2. Объявление учителем темы урока и запись её в тетрадь.
Своеобразие жанра «Слова». Мастерство и композиция.
( Домашнее задание проверяется по ходу урока: закладки в тексте, выделенные части композиции, ключевые моменты, комментированное чтение)
3. Работа по теме урока. (Слайд 1)
Опираясь на знания учащихся о жанрах Древней Руси (летопись, житие, воинская повесть, слово, поучение и т. п.) и их характерных особенностей, рассматриваем композицию «Слова», проводим комментированное чтение, записываем основные выводы в тетрадь. (Слайд 2)
- Давайте вспомним основные элементы композиции художественного произведения. (Вступление, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение). (Слайд 3)
- Посмотрим, насколько верно вы смогли определить границы этих частей. (Заполнение таблицы: на доске, в тетрадях).
Композиционные части | Основные выводы |
Вступление (выразительное чтение, комментирование, определение жанра)( Слайд 4) |
Вывод: зачин – обращение. Жанр «слова» (простота, сердечность, неизменные «братья», «дети»). |
Экспозиция (зачитываются границы; о чём? о ком?) ( Слайд 5) |
|
Основная часть. Завязка (краткий пересказ) ( Слайд 6) Развитие действия (Слайд 7) (Устное сравнение 1 –ой и 2 – ой битвы, обращение внимания на контрастный ритм повествования, динамику батальных эпизодов - Почему так кратка, мгновенна первая битва и неторопливо, с перебивами, во всех подробностях запечатлена вторая? - Почему так контрастны их краски? - Монотонно ли «Слово»? - Почему вторая сеча – именно она – рождает в произведении образ Русской земли? - Какой вы её увидели, почувствовали, как это удалось передать автору? |
|
Кульминация (комментированное чтение, устный разбор материала) - Почему именно в Киев? - Какова роль в «Слове» великого князя Святослава? (запись в тетрадь) - Каково вам было читать его «золотое слово»? - Какие произведения оно напомнило? - Какой жанр видите в «золотом слове»? - Лирический плач Ярославны (самостоятельно, на дом) |
|
Заключение. (Домашнее задание: закончить работу самостоятельно, сделать соответствующие выводы (аналогично классной работе) |
- По своему сюжету, какой жанр напоминает «Слово»? (Воинская повесть)
4. Обобщение по уроку.
- В чем своеобразие жанра «Слова»? (Самостоятельные выводы)
Общий вывод о мастерстве композиции.
(Литературно – полемический смысл зачина: уход в дорогую старину, к «временам Бояновым», использование автором приема стилизации ( образ Бояна в живописных, причудливых метафорах и ироническое снижение их). Контрастный ритм повествования, контрастная символика картин; психологизм образа Игоря, ритмичность и музыкальность «Слова», его лиризм; полифонизм, слияние батальных и семейных сцен. «Слово» - поэма как жанр произведения.)
5. Выставление оценок (за устные ответы, выразительное чтение, комментирование, пересказ)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воинская повесть Житие Летопись Поучение Слово Сказание Хождение Жанры древнерусской литературы
Вступление Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Заключение Композиция произведения
Вступление (зачин –обращение)
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Лирический плач Ярославны «Золотое слово» Святослава Отступления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве"
папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце....
Методическая разработка урока по поэме "Слово о полку Игореве" (Урок1)
Методическая разработка представляет собой первый урок по поэме "Слово о полку Игореве". Урок с применением ИКТ: содержит ссылки на интернет-ресурсы иллюстративного и контролирующего характера....
Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"»
Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"» представляет собой эвритсическую беседу с учащимися, анализ текста памятника древней Руси, благодаря которым ...
Методическая разработка урока по литературе для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»
Методическая разработкаурока по литературе для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»...
Урок № 1. Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве».
Коспект урока....
Методическая разработка конспекта урока литературы в 9 классе «Система образов «Слова о полку Игореве». Особенности языка и жанра произведения».
laquo;Слово...», казалось бы, досконально изучено, ему посвящены сотни статей и исследований, однако учёные продолжают ставить новые вопросы, ещё подлежащие разработке и требующие дополнительны...