Методическая разработка конспекта урока литературы в 9 классе «Система образов «Слова о полку Игореве». Особенности языка и жанра произведения».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Казначеева Наталья Алексеевна

«Слово...», казалось бы, досконально изучено, ему посвящены сотни статей и исследований, однако учёные продолжают ставить новые вопросы, ещё подлежащие разработке и требующие дополнительных ответов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

«Система образов «Слова о полку Игореве».

 Особенности языка и жанра произведения».

Цель урока:

познакомить с образной системой «Слова», его основной идеей; дать понятия патриотизма, честолюбия; работать над выразительным чтением; дать учащимся понятие о художественных особенностях, самобытности содержания, специфике жанра.

Задачи:                                                                                                                      

предметные:

совершенствовать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения поэтического текста;

метапредметные:

уметь работать с материалом лекции, выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы; уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата;

личностные:

воспитание интереса к изучаемой теме; осознавать успешность собственной учебной деятельности, развивать свои творческие способности, работать над культурой речи.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: беседа, урок-лекция

Технология: критического мышления.

Оборудование: учебник, аудиозапись древнерусского варианта «Слова…».

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют.                    Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие планов «Слова…».

Показывают тетради.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Работа с эпиграфом

Уважение к минувшему — вот черта,

отличающая образование от дикости.

А. С. Пушкин

Автор «Слова о полку Игореве» — это Пушкин XII в. Талантливый, разносторонний, покоряющий словом и современников, и нас, далёких потомков. Однако понять его буквально, а тем более разгадать его символику очень трудно. 5000 книг и исследовательских статей XIX-XX вв. посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов, иносказаний, неясных намёков и многозначительных умолчаний, из которых воткана узорчатая ткань этой поэмы, этого учёного трактата, этого страстного патриотического призыва к единству. (Обращение к эпиграфу урока.)

        «Слово...», казалось бы, досконально изучено, ему посвящены сотни статей и исследований, однако учёные продолжают ставить новые вопросы, ещё подлежащие разработке и требующие дополнительных ответов.

Работа с эпиграфом.

  1. Объявление темы. Постановка  цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач.

Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Актуализация опорных знаний 

Беседа по вопросам:

- Какой период охватывает древнерусская литература? (XI до XVII).

- С чем связано возникновение древнерусской литературы?

(с принятием христианства в 988 г. и развития письменности).

- Какой была основная тема древнерусской литературы?

(Основная тема древнерусской литературы - тема Русской земли, её единства и независимости. Она воспевает красоту и величие Русской земли).

- Что такое конволюты? (разные по содержанию рукописи в одну книгу).

- Какие жанры древнерусской литературы вы помните?

Поучение — это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть как правило повествует о важных исторических событиях.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Летопись — повествование о событиях исторической важности, описываемых «по летам», т. е. в хронологической порядке.

-  Назовите специфические особенности ДРЛ. (Историзм, рукописный и церковный характер, литературный этикет, анонимичность, вариативность, патриотизм, гражданственность, поучительный и публицистичный характер).

- Расскажите историю открытия «Слова…».

- Кто открыл произведение? (граф Мусин-Пушкин).

- Когда мир узнал о «Слове…»? (XVIII век).

- Первая публикация? (1800 г.).

- О каких событиях идёт повествование? (1185-1886  неудачный поход князя Игоря на половцев).

 - Время написания: вскоре после похода

- назовите другие источники, в которых идут речь о данном событии? (Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись).

- Какова цель «Слова…»? (Рассказать о «године бед» со времен Владимира до Игоря; прославить Игоря).

- Назовите главную идея? (Показать вред междоусобиц и призыв к объединению русских земель; раздумья о честолюбии и человеческой гордыне).

Анализируют, обобщают, строят монологическое высказывание.

  1. Работа над темой урока

Необычна композиция «Слова...», напоминающая устройство православного храма: подобно тому, как пространство храма разделялось на три главных помещения (нефа), сюжет «Слова...» был разбит на три части:

поход Игоря — речь Святослава — возвращение Игоря. Необычно тесной является его связь с устным народным творчеством, проявляющаяся в характерных для фольклора художественных приёмах, упоминаниях языческих божеств, одухотворённом изображении природы, а также использовании древнейших жанров народной песни — «плача» и «славы» (песенного прославления). Необычен стиль повествования, вплотную приближающийся к стихотворной речи: в нём наблюдается и определённый ритмический рисунок, и поток разнообразных рифм. Необычна виртуозная звукопись, воссоздающая топот копыт, свист стрел, пение птиц, звон колоколов. Всё это вместе взятое производит впечатление настоящего чуда поэтической мысли!

Запись основных фактов.

Работа над текстом: (кратка запись)

Жанры внутри «Слова..»:

Зачин – образец дружинной поэзии;

1 часть – воинская повесть;

2 часть жанр «слова» (торжественное красноречие);

3 часть – плач; концовка – «слава».

1часть – эпос (повествование)

2часть – публицистика (выступление оратора)

3часть – лирическая (плач) и эпическая

- Назовите участников похода?

Участники похода:

Северский князь Игорь Святославович;

его брат Всеволод  Святославович из Трубчевска;

его сын Владимир Игоревич из Путивля;

его племянник Святослав Ольгович из Рыльска.

Главные герои «Слова о полку Игореве» -

князь Игорь Новгород-Северский,

Великий князь Святослав,

жена Игоря Ярославна,

Русская земля, автор.

Композиция «Слова о полку Игореве»:

Зачин – воспоминание о Бояне.

Завязка – Игорь выступает в поход.

Развитие действия – бои с половцами.

Кульминация – «Золотое слово» Святослава.

Развязка – плач Ярославны.

Заключение – величие князей.

Сюжет и композиция

Вступление

Автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна

Отдав должное манере Бояна, автор все же отказывается следовать его поэтическим приемам: повествование будет вестись «по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню»

Определяются хронологические рамки повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря»)

Рассказывается о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону»

Поход Игоря

Встреча с братом Буй Туром Всеволодом

Описание встречи, сборов в поход дано в радостных тонах: братья полны решимости победить половцев

Знамения

Грозные предзнаменования (солнечное затмение и зловещие звуки в тишине, тревожное поведение зверей, «клик» Дива) контрастируют с настроением воинов и предвещают трагический исход похода. Нежелание Игоря считаться с этими знаками говорит о его честолюбии и самоуверенности, за что впоследствии он поплатится

Победа войска Игоря в первом сражении

Несмотря на успех в первом столкновении с половцами, вновь появляются грозные предзнаменования грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ...»)

Вторая битва, в которой Игорь терпит поражение

Описание боя прерывается авторским отступлением - воспоминанием о временах Олега Святославовича. Этот исторический экскурс поднимает важнейшую тему "Слова" – тему губительных междоусобиц, из-за которых страдают все «Даждьбожи внуки». Хотя битва происходит в далекой половецкой степи, но последствия поражения Игоря скажутся на Руси: «тугою (горем) взыдоша по Руской земли». Сама природа скорбит о поражении Игоря. Таким образом расширяется хронотоп повествования, события «Слова» приобретают глобальное значение. В еще одном отступлении автор противопоставляет Игорю Святослава Киевского, когда-то разгромившего половцев

 

Сон Святослава

Символы сна: черный покров, «вино, с горечью смешанное», жемчуг из пустых половецких колчанов, крик ворон

Бояре истолковывают сон: «два солнца померкоста» – Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену

«Золотое слово» Святослава

Святослав упрекает князей за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход. «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать»

По мысли Святослава, необдуманный поход северских князей принес родине великое горе

Автор «Слова», продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей с призывом вступиться «за обиду сего времени», «за раны Игоревы». Автор вспоминает князя Всеслава Полоцкого, который также не добился победы, несмотря на временные успехи и выдающиеся качества, так как пренебрегал помощью других князей

"Золотое слово" Святослава и обращение к князьям с призывом единения – идейный центр произведения

 

«Плач Ярославны»

Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться из плена

«Плачем Ярославны» в поэму вводится тема личной судьбы Игоря

Построенный по образцу народного причитания, «плач Ярославны» является лирическим центром «Слова»

В «плаче» звучат и общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка

Побег Игоря из плена. Заключение

Природа помогает Игорю: беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать местонахождение беглеца, дятлы указывают путь, соловьи приветствуют его песнями

Описание побега тесно связано с «плачем Ярославны», оно насыщено символами, фольклорными образами Ханы Кончак и Гзак спорят о том, как поступить с плененным сыном Игоря Владимиром: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича»

«Слово» заканчивается «славой» князьям и дружине

 

Особенности композиции

Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц повествования к другим

Место действия переносится от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, из Киева – в Путивль, затем – в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь в Киев

Особо выделяются три части: Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава и «Плач Ярославны». Они способствуют раскрытию авторского замысла

Каждая часть «Слова» самостоятельна по теме и окрашена своим особым чувством: формируется музыкальная композиция

Все темы в «Слове» подчинены одной общей теме родины, все чувства – любви к родине

 Идейное содержание

Самоуверенность князей, из-за славы и богатства отправляющихся в поход, губительна для всей Руси

Незначительный эпизод русско-половецких войн рассматривается как событие общерусского масштаба

Для победы над степняками необходимо единство всех князей

Автор обращается с призывом помочь Игорю не только к князьям, чьи уделы могли пострадать от половцев, но и к владимиро-суздальскому князю Всеволоду

Залогом единения князей является подчинение великому князю киевскому

В "Слове" прославляются победы Святослава Киевского. Автор укоряет Игоря и Всеволода, которые отправились "себе славы искати", с горечью порицает "княжеское непособие". Сам Святослав назван в тексте "отцом" Игоря и Всеволода

Исторические экскурсы свидетельствуют о том, что феодальные распри всегда губительно сказывались на благоденствии Руси

Олег Святославович, "ковавший крамолы", назван в "Слове" Гориславичем. Автор призывает брать пример с тех князей, которые стремились объединить Русь (Владимир Святославович)

Особое значение призыв к единению приобретает в связи с тем, что оно было написано перед монголо-татарским нашествием

Авторские определения жанра

Слово – жанр ораторской прозы, а именно "учительского", дидактического красноречия, предназначенный для устного воспроизведения перед аудиторией:

"Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова"

Историческая повесть как жанр древнерусской литературы – текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях:

"Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича!"

Песня – жанр фольклора, ритмизированный текст, исполняется под музыку:

"Начати же ся той песни по былинамъ сего времени..."

 Вопрос об авторе

«Слово о полку Игореве» является анонимным произведением, как и многие другие произведения древнерусской литературы

Выдвигались различные предположения о личности автора: приближенный князя Игоря или киевского князя Святослава, один из близкого окружения галицкого князя Ярослава Осмомысла, участник похода 1185 г., придворный поэт черниговских князей, бродячий народный певец, один из киевских летописцев и т. д.

Вопрос об авторе «Слова» остается открытым

 Влияние на русскую литературу

В древнерусской литературе

Параллели в "Задонщине" – поэтическом произведении начала XV в. о победе Дмитрия Донского на Куликовом поле

К "Слову" обращались переписчик "Апостола" пскович Диомид (Домид), переписчик "Повести об Акире Премудром"

В новое время

Образы и мотивы «Слова» обнаруживаются в творчестве А. Н. Радищева, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. К. Толстого, А. Н. Островского А. А. Блока, В. Я. Брюсова, И. А. Бунина и др.

«Слово» переведено на многие языки мира.

Лучшие переводы: В. А. Жуковского (положительно оценил А. С. Пушкин), М. Д. Деларю, А. Н. Майкова, Л. Мея.

В начале XX в. стихи по мотивам «Слова» создает А. А. Блок, переводит «Слово» К. Д. Бальмонт

Имя «Боян» стало нарицательным (древнерусский певец, гусляр), а выражение «растекаться мыслью по древу» – фразеологизмом

  1. Физминутка

Выполнение упражнений: наклонов, приседаний.

Коллективная разминка.

  1. Рефлексия
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что уже знали ранее?
  • Какие впечатления после знакомства со «Словом»?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

Выучить наизусть отрывок на стр.29-30.

Запись в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект урока литературы "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус"

Конспект урока по поэзии М.Б. Лермонтова предполагает обучение анализу лирического текста на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус"....

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...

Методическая разработка. Конспект урока литературы в 5 классе. «Сфера добра» в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы»

Урок обобщения и систематизации знанийКлючевые слова: экологическая культура, взаимосвязь нравственных и экологических проблем; «сфера добра»....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...

Конспект урока в 9 классе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА"

Урок посвящен художественным особенностям "Слова о полку игореве", значению "Слова..." для русского языка....