Сюжет и композиция |
Вступление |
Автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна |
Отдав должное манере Бояна, автор все же отказывается следовать его поэтическим приемам: повествование будет вестись «по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню» |
Определяются хронологические рамки повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря») |
Рассказывается о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону» |
Поход Игоря |
Встреча с братом Буй Туром Всеволодом | Описание встречи, сборов в поход дано в радостных тонах: братья полны решимости победить половцев |
Знамения | Грозные предзнаменования (солнечное затмение и зловещие звуки в тишине, тревожное поведение зверей, «клик» Дива) контрастируют с настроением воинов и предвещают трагический исход похода. Нежелание Игоря считаться с этими знаками говорит о его честолюбии и самоуверенности, за что впоследствии он поплатится |
Победа войска Игоря в первом сражении | Несмотря на успех в первом столкновении с половцами, вновь появляются грозные предзнаменования грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ...») |
Вторая битва, в которой Игорь терпит поражение | Описание боя прерывается авторским отступлением - воспоминанием о временах Олега Святославовича. Этот исторический экскурс поднимает важнейшую тему "Слова" – тему губительных междоусобиц, из-за которых страдают все «Даждьбожи внуки». Хотя битва происходит в далекой половецкой степи, но последствия поражения Игоря скажутся на Руси: «тугою (горем) взыдоша по Руской земли». Сама природа скорбит о поражении Игоря. Таким образом расширяется хронотоп повествования, события «Слова» приобретают глобальное значение. В еще одном отступлении автор противопоставляет Игорю Святослава Киевского, когда-то разгромившего половцев |
|
Сон Святослава |
Символы сна: черный покров, «вино, с горечью смешанное», жемчуг из пустых половецких колчанов, крик ворон |
Бояре истолковывают сон: «два солнца померкоста» – Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену |
«Золотое слово» Святослава |
Святослав упрекает князей за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход. «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать» |
По мысли Святослава, необдуманный поход северских князей принес родине великое горе |
Автор «Слова», продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей с призывом вступиться «за обиду сего времени», «за раны Игоревы». Автор вспоминает князя Всеслава Полоцкого, который также не добился победы, несмотря на временные успехи и выдающиеся качества, так как пренебрегал помощью других князей |
"Золотое слово" Святослава и обращение к князьям с призывом единения – идейный центр произведения |
|
«Плач Ярославны» |
Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться из плена |
«Плачем Ярославны» в поэму вводится тема личной судьбы Игоря |
Построенный по образцу народного причитания, «плач Ярославны» является лирическим центром «Слова» В «плаче» звучат и общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка |
Побег Игоря из плена. Заключение |
Природа помогает Игорю: беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать местонахождение беглеца, дятлы указывают путь, соловьи приветствуют его песнями |
Описание побега тесно связано с «плачем Ярославны», оно насыщено символами, фольклорными образами Ханы Кончак и Гзак спорят о том, как поступить с плененным сыном Игоря Владимиром: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича» |
«Слово» заканчивается «славой» князьям и дружине |
|
Особенности композиции |
Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц повествования к другим |
Место действия переносится от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, из Киева – в Путивль, затем – в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь в Киев |
Особо выделяются три части: Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава и «Плач Ярославны». Они способствуют раскрытию авторского замысла |
Каждая часть «Слова» самостоятельна по теме и окрашена своим особым чувством: формируется музыкальная композиция |
Все темы в «Слове» подчинены одной общей теме родины, все чувства – любви к родине |
Идейное содержание |
Самоуверенность князей, из-за славы и богатства отправляющихся в поход, губительна для всей Руси | Незначительный эпизод русско-половецких войн рассматривается как событие общерусского масштаба |
Для победы над степняками необходимо единство всех князей | Автор обращается с призывом помочь Игорю не только к князьям, чьи уделы могли пострадать от половцев, но и к владимиро-суздальскому князю Всеволоду |
Залогом единения князей является подчинение великому князю киевскому | В "Слове" прославляются победы Святослава Киевского. Автор укоряет Игоря и Всеволода, которые отправились "себе славы искати", с горечью порицает "княжеское непособие". Сам Святослав назван в тексте "отцом" Игоря и Всеволода |
Исторические экскурсы свидетельствуют о том, что феодальные распри всегда губительно сказывались на благоденствии Руси | Олег Святославович, "ковавший крамолы", назван в "Слове" Гориславичем. Автор призывает брать пример с тех князей, которые стремились объединить Русь (Владимир Святославович) |
Особое значение призыв к единению приобретает в связи с тем, что оно было написано перед монголо-татарским нашествием |
Авторские определения жанра |
Слово – жанр ораторской прозы, а именно "учительского", дидактического красноречия, предназначенный для устного воспроизведения перед аудиторией: "Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова" |
Историческая повесть как жанр древнерусской литературы – текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях: "Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича!" |
Песня – жанр фольклора, ритмизированный текст, исполняется под музыку: "Начати же ся той песни по былинамъ сего времени..." |
Вопрос об авторе |
«Слово о полку Игореве» является анонимным произведением, как и многие другие произведения древнерусской литературы |
Выдвигались различные предположения о личности автора: приближенный князя Игоря или киевского князя Святослава, один из близкого окружения галицкого князя Ярослава Осмомысла, участник похода 1185 г., придворный поэт черниговских князей, бродячий народный певец, один из киевских летописцев и т. д. Вопрос об авторе «Слова» остается открытым |
Влияние на русскую литературу |
В древнерусской литературе |
Параллели в "Задонщине" – поэтическом произведении начала XV в. о победе Дмитрия Донского на Куликовом поле | К "Слову" обращались переписчик "Апостола" пскович Диомид (Домид), переписчик "Повести об Акире Премудром" |
В новое время |
Образы и мотивы «Слова» обнаруживаются в творчестве А. Н. Радищева, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. К. Толстого, А. Н. Островского А. А. Блока, В. Я. Брюсова, И. А. Бунина и др. |
«Слово» переведено на многие языки мира. Лучшие переводы: В. А. Жуковского (положительно оценил А. С. Пушкин), М. Д. Деларю, А. Н. Майкова, Л. Мея. В начале XX в. стихи по мотивам «Слова» создает А. А. Блок, переводит «Слово» К. Д. Бальмонт |
Имя «Боян» стало нарицательным (древнерусский певец, гусляр), а выражение «растекаться мыслью по древу» – фразеологизмом |