Программа по литературе Восточной Сибири 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Жигалова Олеся Викторовна

Для общобразовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_vs_5_klass.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

Писарева Е.Ю./__________/

Протокол №____

от «__» _________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

ФГКОУ СОШ №178

Лобанова В.А./___________/

«__» _________2014г.

«Согласовано»

Директор

ФГКОУ СОШ №178

Брянцева С.А./___________/

«__» _________2014г 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учитель__Жигалова О.В.

Предмет__Литература Восточной Сибири

Ступень образования__II

Класс_____5

Количество Часов неделя/год___1/35

2014- 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа согласована с основными программами по литературе, рекомендованными  Министерством общего и профессионального образования  РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений.

УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ», программы учебного курса и  методических рекомендаций к учебной хрестоматии для учителя. Автором этих пособий является О. Н. Шахерова, ВостСибкнига, Иркутск, 2007 год.

Программа ориентирована на региональный компонент литературного образования, направлена на изучение творчества писателей-сибиряков, призвана обеспечить усвоение основных принципов литературно-художественного развития родного края на значительном отрезке времени: от фольклора народностей, проживающих в Приангарье, до произведений современных писателей. Программа расширяет и дополняет знания учащихся о литературном процессе, даёт представление о жизни народностей региона, как в прошлом, так и в настоящее время.

        Цели обучения курса «Писатели Восточной Сибири»:

  1. формирование представлений об истории и культуре родного края;
  2. формирование знаний учащихся о единстве историко- итературного процесса России, включающего в себя развитие региональных литератур;
  3. формирование эстетического вкуса;
  4. формирование нравственных идеалов;
  5. воспитание патриотизма на основе представлений о литературе и культуре родного края;
  6. воспитание культуры  чтения;
  7. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

.

Рабочая программа «Писатели Восточной Сибири» для учащихся 5-х  классов рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, Иркутской области, развитие духовно – нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Личностные задачи:

  1. воспитание духовной развитой личности;
  2. формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе родного края;
  3. усвоение нравственных ценностей многонационального российского общества;
  4. развитие эстетического осознания собственной духовной причастности к красоте и уникальности природы родного края;

Метапредметные задачи:

     1. смысловое чтение произведений;

     2. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;

     3. умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;

     4. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные задачи/результаты:

  1. привлечение внимания к устному народному творчеству народов Восточной Сибири;
  2. знакомство с особенностями мышления, образа жизни разных народов;
  3. развитие эмоционального восприятия художественных произведений;
  4. умение выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения;
  5. умение самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос;
  6. формулирование собственного отношения к прочитанному произведению;
  7. умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с привлечением образных средств;
  8. формирование навыков анализа произведений с привлечением литературоведческих понятий;
  9. восприятие  на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

 СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА

Устное народное творчество ( 13 часов)

Русская сказка «Бурка, каурка и синегривый конь». Русская сказка «Митя». Бурятская сказка «Упрямый парень», «Желто-пестрая змея и охотник», «Как хан узнал себе цену».Сказка о животных «Жаворонок и обезьяна». Тофаларские сказки «Три мальчика», «Сохатый и кабарга». Эвенкийская сказка «Умусликэн», «Тывгунай – молодец и Чолбан- Чокудлай.

Человек и природа ( 5 часов)

Рассказ С. Устинова «Любопытный бурундук». Рассказ А. Смирнова «Черника- хранитель тысячелетий». Рассказы  В. Распутина «В тайге над Байкалом», «Уроки французского».

Стихи и проза для детей ( 17 часов)

Стихотворения Г. Граубина «До нашей эры», «Свободный час». Стихотворение И. Луговского «Кто разбил лед». Стихотворения Ю. Черных «Веселый разговор», «Необычные гости». Стихотворения братских поэтов. Рассказ А. Шастина «пример для подражания». Сказка М. Самсонова «Мешок снов».Рассказ Г. Михасенко «Тетя Атиса». Рассказ М. Сергеева «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». Рассказ Г. Машкина «Лютня». А. Вампилов « Свидание».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид урока, основные виды деятельности

Вид контроля

Дата

проведения

1

Устное народное творчество (13 часов)

Русская сказка

Восточной Сибири «Бурка, Каурка и синегривый конь».

1

Урок изучения нового материала.

Устный

2

Русская сказка Восточной Сибири «Бурка, Каурка и синегривый конь».

1

Комбинированный урок.

Устный

3  

Русская народная

казка Восточной Сибири «Митя».

1

Урок изучения   нового материла.

Устный

  4

Русская народная сказка Восточной Сибири «Митя».

1

Комбинированный урок.

Устный

 5

Бурятская  сказка «Упрямый парень».

1

Урок изучения   нового материла.

Устный.

6

Бурятская  сказка «Упрямый парень».

1

Комбинированный урок.

Письменный.

                 7

Бурятская сказка «Жёлто-пёстрая змея и охотник».

1

Урок изучения   нового материла.

Устный

8

Бурятская  сказка «Как хан узнал себе цену». Сказка о животных «Жаворонок и обезьяна».

1

Комбинированный урок.

Устный

9

Тофаларские сказки «Три мальчика»,    «Сохатый и кабарга».

1

Урок изучения нового материала.

Устный.

10

Эвенкийская сказка «Тывгунай - молодец  и Чолбон - Чокулдай».

1

Урок изучения нового материала.

Устный

11

Эвенкийская сказка «Тывгунай - молодец  и Чолбон - Чокулдай».

1

Комбинированный урок.

Устный  

12

Эвенкийская  сказка «Умусликэн».

1

Урок изучения нового материала.

Устный

13

 Эвенкийская сказка «Умусликэн».

1

Комбинированный урок.

Устный

Письменный

14

Рассказ С. Устинова «Любопытный бурундук».

1

Урок изучения нового материала.

Устный

15

Рассказ А.Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий».

1

Комбинированный урок

Устный

16

Рассказ В.Распутина «В тайге над Байкалом».

1

Урок изучения нового материала.

Устный

17

Рассказ В.Распутина «В тайге над Байкалом».

1

Комбинированный урок.

Устный

Письменный

18

Рассказ В.Распутина «Уроки французского».

1

Урок обобщения и систематизаций знаний.

Устный

Письменный

19

Стихи и проза для детей (17 часов)

Стихотворения Г.Граубина « До нашей эры»,  «Свободный час».  

1

Урок изучения нового материала.

Устный

20

Стихотворения Г.Граубина  «Если не нравимся», «Русский язык» «Каникулярия».

1

Комбинированный урок

Устный

21

Стихотворение И. Луговского «Кто разбил лёд?».

1

Урок изучения нового материала.

Устный

22

Стихотворения Ю.Черных «Весёлый разговор», «Необычные гости».

1

Урок изучения нового материала.

Устный

23

Стихи братских поэтов о родном городе.

1

Урок изучения нового материала

Устный

24

Рассказ А. Шастина «Пример для подражания».

1

Урок изучения нового материала.

Устный

25

 Сказка Ю. Самсонова «Мешок снов».

1

Урок изучения нового материала.

Устный

26

Сказка Ю. Самсонова «Мешок снов».

1

Комбинированный урок.

Устный

27

Рассказ Г.Михасенко «Тётя Атиса».

1

Урок изучения нового материала.

Устный

28

Основной кофликт в рассказе  Г.Михасенко «Тётя Атиса».

1

Комбинированный урок.

Устный

29

 Художественное своеобразие рассказа Г.Михасенко «Тётя Атиса».

1

Комбинированный урок.

Устный

30

Отзыв о рассказе Г.Михасенко «Тётя Атиса».

1

Урок развития речи.

Письменный

31

Рассказ М.Сергеева «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем».

1

Урок изучения нового материала.

Устный

32

Рассказ Г.Машкина «Лютня».

1

Урок изучения нового материала.

.

Устный

33

Внеклассное чтение

А.В. Вампилов «Свидание».

1

Комбинированный урок.

Устный

34

Викторина по курсу «Писатели Восточной Сибири»

1

Урок контроля

Устный

35

Урок - зачет

1

Урок-контроля

Устный

Письменный

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Обучающиеся научатся:

устно:

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественное произведение, в том числе и наизусть;
  • пересказывать отрывок из художественного произведения: подробно, выборочно, сжато, от другого лица;
  • давать развернутый ответ на вопрос (рассказ о литературном герое, характеристика героя);
  • составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;        
  • владеть монологической и диалогической речью;
  • использовать различную справочную, дополнительную литературу;

письменно:

  • давать развернутый ответ на поставленный вопрос, создавать сочинение-миниатюру, сочинение на литературную и свободную темы;
  • создавать рассказ-характеристику одного из героев;
  • создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу;
  • составлять план сочинения;

Критерии оценивания

Критериями  оценивания результативности обучения чтению  являются следующие:

5 «отлично»: учащиеся бегло ориентируются в тексте, игнорируя незнакомые слова; умеют извлекать необходимую информацию; с легкостью догадываются о значении отдельных слов с опорой на языковую и контекстуальную догадку; работают по ключевым словам и фразам. Высокий уровень понимания текста и скорость работы. Чтение плавное, выразительное, быстрое, без ошибок;

4 «хорошо»: учащиеся хорошо ориентируются в тексте; испытывают небольшие затруднения при извлечении необходимой информации; не всегда догадываются о значении отдельных слов опорой на языковую и контекстуальную догадку; не точно определяют ключевые слова и фразы. Хороший уровень понимания текста и скорость работы. Чтение плавное, выразительное, быстрое, с незначительным количеством ошибок;

3 «удовлетворительно»: учащиеся неплохо ориентируются в тексте; испытывают затруднения при извлечении необходимой информации; редко догадываются о значении отдельных слов опорой на языковую и контекстуальную догадку; испытывают трудности с определением ключевых слов. Пытаются досконально понять текст. Средний уровень понимания текста и скорость работы. Чтение прерывистое, не выразительное, медленное, с многочисленными ошибками

2 «неудовлетворительно»: ставится , если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов.

Учебно-методические средства обучения

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
  • Методические рекомендации О.Н. Шахеровой: «Писатели Восточной Сибири» для 5-6 классов;
  • Писатели Восточной Сибири: Библиографический указатель. Выпуск 2.Ч.1-Иркутск, Восточно-Сибирское кн. изд-во,1983;
  • Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов Общеобразовательных школ. Автор-составитель О.Н.Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007;
  • Шастина Е.И.Сказки ленских берегов. – Иркутск, 1971;
  • Шастина Е.И.Сказки и сказочники Лены – реки. – Иркутск, 1975;
  • Шастина Е.И.Сказки, сказочники, современность. – Иркутск, 1981;
  • Шастина Е.И.Фольклорные традиции в Восточной Сибири. – Иркутск, 1975;
  • Шаманство/ Религии мира: Энциклопедия для детей. Т.6. Часть первая. – М.:Аванта-плюс, 1996;
  • Шахерова О.Н. Распутин в школе. – М.Дрофа, 2004. – С. 160;
  • Зиновьев В.П. Русские сказки Забайкалья. Изд. 2-е, доп. – Иркутск, 2002;
  • Сказки народов Сибири. – Красноярск, «Витал», 1992;
  • Словарь русских говоров Прибайкалье: Вып.2 (к-н). – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1987;
  • Антология Иркутской поэзии 20 века: Изд-во «Сибирь» совместно с изд-вом «Иркутский писатель»2000;
  • Корнилов В.Верю, боль моя в храмы войдёт. – Избранное – Иркутск: Изд-во «Иркутский писатель», 2004;
  • Лисица А.Опять звонят колокола. – М.: РИФ «Рой», 2005.

2. Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, аудиосистемы.

3. Экранно-звуковые пособия: звукозаписи магнитные учебные, видеофильмы DVD учебные, компьютерные программы-тренажеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Литература Восточной Сибири

Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными  Министерством общего и профессионального образования  РФ, стандартами основног...

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 5 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 6 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 5 класса

Автор учебника Шахерова О. Н. Хрестомати для 5-6 классов....

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 6 класса

Автор учебник О.Н. Шахерова для 5-6 классов....

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири.

Рабочая программа и тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс 2015-2016г....

Рабочая программа Литература Восточной Сибири 5 класс ФГОС

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №  12 г. Нижнеудинск»   Рассмотрена на заседании Методического советаПротокол №  1«27» ...