Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 6 класс
рабочая программа (6 класс) по теме

Маркевичус Людмила Фёдоровна

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.v.s._6_klass_markevichus.l.f.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными  Министерством общего и профессионального образования  РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений  Иркутской области, под редакцией Шахеровой.О.Н., Чапоргиной.Н.А., Собенникова.А.С.

                            ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Хрестоматию «Писатели Восточной Сибири» необходимо изучать в рамках регионального плана в течение года.

В соответствии с Обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» и стандартом согласование с основными программами проявляется в следующим:

-  Компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных  и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 - Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.

 - деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику  адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

 - изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

 - на уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно- эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова.

 - жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные  и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагменты их повести, летописи, стихотворные произведения.

 - основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей являются их высокая художественная ценность, гуманистическая напрвленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

                                      ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;

- чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте  понимания литературы как  искусства слова;

- позитивное влияние на личность ученика творческого наследия писателей-сибиряков;

- показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями регионального курса;

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;

-усвоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

 

                                      ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

 Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Место предмета «Литература Восточной Сибири» в Базисном учебном плане:

В год – 34 час.

В неделю - 1 час., не менее 34 недель.


                                             Календарно-тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс – 34 часа.

№ уро-ка

Тема урока

Количест-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.

Дата проведения.

план

факт

корр

1

Эпос народов Восточной Сибири

1

Изучение нового материала.

Знать: произведения бурятского эпоса.

Уметь:   создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Конспектирова-ние.

2

Чтение и анализ эпоса «Гэсэр»

1

Изучение нового материала.

Знать: произведения бурятского эпоса.

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Выразительное чтение. Опрос.

3

Якутский героический эпос «Олонхо».

1

Изучение нового материала.

Знать: произведения якутского эпоса.

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Выразительное чтение. Ответы на вопросы.

4

Р/Р.Обобщение по теме:

« Эпос народов Восточной Сибири»

1

 Урок контроля.

Знать: особенности эпоса народов Восточной Сибири

Уметь: обобщать прочитанное, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Творческая работа

5

Древнерусская литература Сибири

1

Изучение нового материала.

Знать: жанры древнерусской литературы, характеристику летописи.

Уметь:  анализировать композицию, выразительно читать текст.

Конспектирова-ние.

6

Сибирская летопись:

« Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом».

1

Изучение нового материала.

Знать: жанры древнерусской литературы, характеристику летописи.

Уметь:  анализировать композицию, выразительно читать текст.

Беседа. Ответы на вопросы.

7

Баллада К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».

1

Обобщение изученного.

Знать: особенности жанра баллада,

Уметь: выразительно читать, создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.

8

Иркутская летопись.

Знакомство с летописью.

1

Изучение нового материала.

Знать: особенности жанра баллада.

Уметь: выразительно читать, создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Выразительное чтение, беседа.

9

Контрольная работа № 2 по теме: «Древнерусская литература Сибири»

1

Урок контроля.

Уметь: анализировать и систематизировать изученный материал.

Контрольные задания.

10

Н.А.Белоголовый  «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет»

1

Изучение нового материала.

Знать: особенности городовой летописи.

Уметь: выразительно читать, создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Беседа, ответы на вопросы, письменная работа.

11

Белоголовый НА. Семья в воспоминаниях писателя.

1

Обобщение изученного.

Знать: писателя-сибиряка, его произведения,

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Беседа, ответы на вопросы.

12

Т/Р.Чтение и анализ «Воспоминаний сибиряка»

1

Урок развития речи.

Знать: писателя-сибиряка, его произведения,

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Творческая работа.

13

Василий Михеев «Учитель»

1

Изучение нового материала.

Знать: писателя-сибиряка, его произведения.

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

 Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.

14

Контрольная работа № 3 по теме: «Произведения сибирских писателей XIX  века»

1

Урок контроля.

Уметь: систематизировать и анализировать полученный материал.

Контрольные задания.

15

Дмитрий Давыдов «Думы беглеца на Байкале».  

1

 Изучение нового материала.

Знать: содержание

стихотворения.

Уметь: сравнивать художественные тексты, создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Выразительное чтение, беседа.

16

Стихи декабристов  периода ссылки.

1

Изучение нового материала.

Знать: содержание стихотворения.

Уметь: сравнивать художественные тексты, создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Выразительное чтение, анализ, беседа.

17

Контрольная работа № 4 по теме: «Из лирики сибирских поэтов XIX века»

1

Урок контроля.

 Уметь: систематизировать и анализировать пройденный материал.

Письменный отзыв о произведениях.

18

Джек Алтузин. «Девочка играла возле дома»

1

Изучение нового материала.

Знать: писателей – сибиряков.

Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано

формулировать свое отношение к прочитанному.

Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.

19

Р/Р.Джек Алтаузен.  «Родина смотрела на меня» Чтение, анализ.

1

 Урок развития речи.

Знать: писателей –сибиряков.

Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано

формулировать свое отношение к прочитанному.

Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.

20

М.Рыбаков. «Мы с Байкала», «Два русских слова»

1

 Обобщение изученного.

Знать: писателей – сибиряков.

Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано

формулировать свое отношение к прочитанному.

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

21

Иосиф Уткин. Рассказ о творчестве поэта.

 Изучение нового материала.

Знать: писателей – сибиряков.

Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано

формулировать свое отношение к прочитанному.

Конспектирова-ние.

22

Иосиф Уткин «Я видел девочку убитую…»

Изучение нового материала.

Знать: писателей – сибиряков.

Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано

формулировать свое отношение

прочитанному.

Выразительное чтение, анализ, беседа.

23

Валентин Распутин. «На реке Ангаре»

 Изучение нового материала.

Знать: произведение писателя –сибиряка.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение. Аргументировано

формулировать свое отношение к прочитанному.

Конспектирова-ние.

24

Валентин Распутин. Поэтические приёмы в рассказах.

Обобщение изученного.

Знать: произведение писателя –сибиряка.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение. Аргументировано

формулировать свое отношение к прочитанному.

 Беседа, ответы на вопросы.

25

Т/П.Валентин Распутин. Художественные детали произведения.

Урок развития речи.

Знать: произведение писателя –сибиряка.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение. Аргументировано

формулировать свое отношение к прочитанному.

Творческая работа.

26

Дмитрий Сергеев. Рассказ о творчестве писателя. «Рекостав»

 Изучение нового материала.

Знать: произведение писателя –сибиряка.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Конспектирова-ние, выразительное чтение.

27

Дмитрий Сергеев. Времена правления Петра I

Обобщение изученного.

Знать: произведение писателя –сибиряка.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

 Беседа, ответы на вопросы.

28

Т/П.Дмитрий Сергеев. Сочинение по теме: «Единство происходящего на земле, на небе, в природе»

1

Урок развития речи.

Знать: произведение писателя –сибиряка.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Творческая работа.

29

Алексей Зверев. Рассказ о творчестве писателя.

 Изучение нового материала.

Знать: произведение писателя –сибиряка.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение. Аргументировано

формулировать свое отношение к прочитанному.

 Конспектирова-ние, беседа.

30

Т/П.Алексей Зверев.  «Ласточки»

Обобщение изученного.

Знать: произведение писателя –сибиряка.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение. Аргументировано

формулировать свое отношение к прочитанному.

 Творческая работа.

31

Стихи о сибирской природе.

 Изучение нового материала.

Знать: произведения современных  писателей -сибиряков.

Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано

формулировать свое отношение к прочитанному.

Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.

32

Стихи о сибирской природе

Обобщение изученного.

Знать: произведения современных  писателей -сибиряков.

Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано

формулировать свое отношение к прочитанному

 Выразительное чтение, анализ произведений.

33

Т/П.Стихи о сибирской природе.

 Урок развития речи.

Знать: произведения современных писателей -сибиряков.

Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано

формулировать свое отношение к прочитанному

 Творческая работа.

34

Итоговая контрольная работа.

 Урок контроля.

Уметь: систематизировать материал, отвечать на вопросы.

 Письменный отзыв о прочитанных произведениях.

ОСТАВЛЯЮ ЗА СОБОЙ ПРАВО В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА ПРОИЗВОДИТЬ КОРРЕКТИРОВКУ ПРОГРАММЫ. МАРКЕВИЧУС.Л.Ф.__________________


                       СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Эпос народов Восточной Сибири.

Бурятский героический эпос «ГЭСЭР».

Эпос «Гэсэр» и картина мира древних бурят. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в 5 классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках по изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь. И всего мира, проявляющиеся в законах мифа.

Якутский героический эпос «ОЛОНХО»

Нюргун  Боотур  Стремительный.

Эпос «Олонхо» и картина мира древних якут. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в 5 классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках по изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь и  всего мира, проявляющиеся в законах мифа.

Особенности мифологического создания древнего человека.

Древнерусская литература Сибири.

Сибирская летопись (фрагменты « О приходе Ермака в Сибирь» и « Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом»

Знакомство с сибирской летописью. Традиции русского летописания. Характеристика русского летописания (в летописи излагается русская (сибирская история, в ней говорится о начале Русской (сибирской) земли, о начале  русского народа (в Сибири); летопись включает в себя произведения разнообразных жанров: предшествующие летописи, сказания, устные рассказы, исторические песни, созданные в различной среде: дружинной, монастырской. Княжеской, а порой ремесленной и крестьянской; летопись создавалась многими авторами, в ней отразилась идеология феодального общества и народные воззрения на русскую историю, народные о ней думы  и народные чаяния; летопись – произведение эпическое и лирическое одновременно.

Жизнь и деяния Ермака в сибирском летописании.

Баллада К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».

Знакомство с балладой К.Ф.Рылеева « Смерть Ермака» как отражением сибирской и общерусской истории. Своеобразие использования документальной основы в художественном произведении (летописи в балладе К.Ф.Рылеева). Природа художественного образа в балладе.

Иркутская летопись.

Городовая летопись. Знакомство с Иркутскими летописями (Н.С. Романов «летопись города Иркутска за 1881 – 1901г»,  Н.С. Романов «Летопись города Иркутска за 1902 – 1924г», «Иркутская летопись» 1961- 1940 г.г»  и др..

История Иркутска  в событиях истории России и жизни отдельного человека.

Произведения сибирских писателей XIX  века.

Н.А.Белоголовый  «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет» (фрагменты).

Воспоминания Н.А.Белоголового как документальные очерки, то есть записи, основанные на личных воспоминаниях и фактах их детской жизни автора. Характерная черта очерков  - авторское стремление к точности. Характерные черты жизни купеческой семьи, мальчиков и их учителей.

   Декабристы и их рол в развитии культуры Восточной Сибири и Иркутска.

Рассказ В.М.Михеева «Учитель» (Воспоминание).

Характеристика сибирского интеллигента, его отношения к людям, обществу, природе. Авторская позиция в рассказе.

Из лирики сибирских поэтов XIX века.

Стихотворения Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале».

Позывные сигналы Иркутского радио – народная песня – авторское стихотворение. Художественный мир стихотворения (характеристика пути лирического героя, пространственные и временные координаты стихотворения, состояние героя). Сопоставление стихотворения и народной песни. Проблема сохранения фольклорной традиции и памяти народа.

Стихи декабристов  периода ссылки.

Знакомство с биографией поэтов-узников. Анализ художественного мира стихотворений В.Кюхельбекера «Ночь», «Родство со стихиями», А.Бестужева (Марлинского) «К облаку», « Оживление», А.Одоевского «Утро», «Из детских лет воспоминанья…».

Произведения сибирских писателей  и поэтов XX века.

Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков.

Трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов, защищающих родную землю, в стихотворениях поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Стихотворения Дж.Алтаузена «Родина смотрела на меня» и «Девочка играла возле дома» - баллады, содержащие в себе все признаки этого лиро-эпического жанра: лирическую эмоциональную оценку персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах или фантастических явлениях.

Сопоставление стихотворений  Иосифа Уткина «Я видел девочку убитую…» и стихотворений Дж.Алтаузена на основе единства темы. Проблема мести.

Художественный мир стихотворений Моисея Рыбакова «Мы с Байкала (Песня призывников)», «Два русских слова», «Когда-нибудь,  я верю это будет…», Иосифа Уткина «В санбате», « Если будешь ранен, милый, на войне…».

Рассказ «На реке Ангаре» Валентина Распутина.

Единство художественного мира произведения. Восприятие таинства природы ребенком. Художественная деталь в рассказе. Финал рассказа как открытая нравственная и экологическая проблема.

Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав».

Иркутск и его жители во времена правления Петра I. Характеристика героев и событий. Восприятие таинства природы подростками. Художественная деталь в повести.

Рассказ Алексея Зверева «Ласточки».

Человек и окружающий мир природы. Нравственные основы жизни Якимовых и нравственные уроки для внука. Время в рассказе. Поэтика заглавия.

Лирика иркутских поэтов .

Стихотворения М.Сергеева, С.Иоффе, А.Румянцева, А.Горбунова и А.Кобенкова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика, которая метафорически осваивая мир, будит воображение, заставляет почувствовать и увидеть привычный мир, преображенный мыслями и чувствами поэта. Поэтические открытия окружающего мира.

Составление сборников стихотворений сибирских поэтов, объединенных темой весна, лето, Байкал, тайга, ночь, река и т.д..

Составление программы концерта из стихотворений и песен на стихи сибирских (иркутских) поэтов о природе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

                    В результате изучения литературы Восточной Сибири        

 ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

-  В результате изучения литературы ученик должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей;

- основные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

 - работать с книгой

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

                     МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Название документа

                    Автор

  год                    

1

Государственный стандарт основного общего образования.

2

Учебник

Хрестоматия

 

3

Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6классов общеобразовательных школ.

 Шахерова.О.Н.Чапоргина.Н.А., Собенников.А.С. Иркутск: ИПКРО, 2009 год.

 

 

                        УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ. Иркутск. 2001.
  2. О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к учебной  хрестоматии  для 5-6 классов. общеобразовательных школ. Иркутск. 2001.
  3. В.П.Зиновьева. Русские сказки Забайкалья. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1998 год.
  4. Е.И.Шастина «Сказки и сказочники Лены-реки». Востсибкнига. 1991.
  5. Журнал «Сибирячок» 1995-2011 год.
  6. Н.С. Романов «Летопись города Иркутска» За 1881-1901; 1902-1924 годов; «Иркутская летопись» 1661-1940г.г.. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1976 год.
  7. Книги «М.Сергеев,  Н.Н.Гончарова «Декабристы и Сибирь», Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1986 год.
  8. Журнал. Литература в школе. 2002-2011 годы.
  9. О.Шахерова «Распутин в школе». Востсибкнига. 2007.
  10. Андрей Гнушев. Я подарю тебе звездный дождь… Рассказы, очерки, публицистика из цикла «Земля моя Тайшетская»,Тайшет, 2002.
  11. Творчество юных и не только… Тайшетский район, 2005.
  12. Бирюсинская новь. № 37, № 16.
  13.  Э. Нестеррова «И предстанет земля моя в сказке», Тайшет, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 5 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 5 класса

Автор учебника Шахерова О. Н. Хрестомати для 5-6 классов....

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 6 класса

Автор учебник О.Н. Шахерова для 5-6 классов....

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири.

Рабочая программа и тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс 2015-2016г....