Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 6 класс
рабочая программа (6 класс) по теме
Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.v.s._6_klass_markevichus.l.f.docx | 42.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области, под редакцией Шахеровой.О.Н., Чапоргиной.Н.А., Собенникова.А.С.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Хрестоматию «Писатели Восточной Сибири» необходимо изучать в рамках регионального плана в течение года.
В соответствии с Обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» и стандартом согласование с основными программами проявляется в следующим:
- Компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
- Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.
- деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
- изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
- на уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно- эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова.
- жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагменты их повести, летописи, стихотворные произведения.
- основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей являются их высокая художественная ценность, гуманистическая напрвленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;
- чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова;
- позитивное влияние на личность ученика творческого наследия писателей-сибиряков;
- показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями регионального курса;
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;
-усвоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.
Уровень - базовый.
Направленность - основное общее образование.
Место предмета «Литература Восточной Сибири» в Базисном учебном плане:
В год – 34 час.
В неделю - 1 час., не менее 34 недель.
Календарно-тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс – 34 часа.
№ уро-ка | Тема урока | Количест-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. | Дата проведения. | ||
план | факт | корр | ||||||
1 | Эпос народов Восточной Сибири | 1 | Изучение нового материала. | Знать: произведения бурятского эпоса. Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Конспектирова-ние. | |||
2 | Чтение и анализ эпоса «Гэсэр» | 1 | Изучение нового материала. | Знать: произведения бурятского эпоса. Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Выразительное чтение. Опрос. | |||
3 | Якутский героический эпос «Олонхо». | 1 | Изучение нового материала. | Знать: произведения якутского эпоса. Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному | Выразительное чтение. Ответы на вопросы. | |||
4 | Р/Р.Обобщение по теме: « Эпос народов Восточной Сибири» | 1 | Урок контроля. | Знать: особенности эпоса народов Восточной Сибири Уметь: обобщать прочитанное, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Творческая работа | |||
5 | Древнерусская литература Сибири | 1 | Изучение нового материала. | Знать: жанры древнерусской литературы, характеристику летописи. Уметь: анализировать композицию, выразительно читать текст. | Конспектирова-ние. | |||
6 | Сибирская летопись: « Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом». | 1 | Изучение нового материала. | Знать: жанры древнерусской литературы, характеристику летописи. Уметь: анализировать композицию, выразительно читать текст. | Беседа. Ответы на вопросы. | |||
7 | Баллада К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака». | 1 | Обобщение изученного. | Знать: особенности жанра баллада, Уметь: выразительно читать, создавать устные высказывания о прочитанном произведении. | Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы. | |||
8 | Иркутская летопись. Знакомство с летописью. | 1 | Изучение нового материала. | Знать: особенности жанра баллада. Уметь: выразительно читать, создавать устные высказывания о прочитанном произведении. | Выразительное чтение, беседа. | |||
9 | Контрольная работа № 2 по теме: «Древнерусская литература Сибири» | 1 | Урок контроля. | Уметь: анализировать и систематизировать изученный материал. | Контрольные задания. | |||
10 | Н.А.Белоголовый «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет» | 1 | Изучение нового материала. | Знать: особенности городовой летописи. Уметь: выразительно читать, создавать устные высказывания о прочитанном произведении. | Беседа, ответы на вопросы, письменная работа. | |||
11 | Белоголовый НА. Семья в воспоминаниях писателя. | 1 | Обобщение изученного. | Знать: писателя-сибиряка, его произведения, Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении. | Беседа, ответы на вопросы. | |||
12 | Т/Р.Чтение и анализ «Воспоминаний сибиряка» | 1 | Урок развития речи. | Знать: писателя-сибиряка, его произведения, Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении. | Творческая работа. | |||
13 | Василий Михеев «Учитель» | 1 | Изучение нового материала. | Знать: писателя-сибиряка, его произведения. Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении. | Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы. | |||
14 | Контрольная работа № 3 по теме: «Произведения сибирских писателей XIX века» | 1 | Урок контроля. | Уметь: систематизировать и анализировать полученный материал. | Контрольные задания. | |||
15 | Дмитрий Давыдов «Думы беглеца на Байкале». | 1 | Изучение нового материала. | Знать: содержание стихотворения. Уметь: сравнивать художественные тексты, создавать устные высказывания о прочитанном произведении. | Выразительное чтение, беседа. | |||
16 | Стихи декабристов периода ссылки. | 1 | Изучение нового материала. | Знать: содержание стихотворения. Уметь: сравнивать художественные тексты, создавать устные высказывания о прочитанном произведении. | Выразительное чтение, анализ, беседа. | |||
17 | Контрольная работа № 4 по теме: «Из лирики сибирских поэтов XIX века» | 1 | Урок контроля. | Уметь: систематизировать и анализировать пройденный материал. | Письменный отзыв о произведениях. | |||
18 | Джек Алтузин. «Девочка играла возле дома» | 1 | Изучение нового материала. | Знать: писателей – сибиряков. Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы. | |||
19 | Р/Р.Джек Алтаузен. «Родина смотрела на меня» Чтение, анализ. | 1 | Урок развития речи. | Знать: писателей –сибиряков. Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы. | |||
20 | М.Рыбаков. «Мы с Байкала», «Два русских слова» | 1 | Обобщение изученного. | Знать: писателей – сибиряков. Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Выразительное чтение, ответы на вопросы. | |||
21 | Иосиф Уткин. Рассказ о творчестве поэта. | Изучение нового материала. | Знать: писателей – сибиряков. Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Конспектирова-ние. | ||||
22 | Иосиф Уткин «Я видел девочку убитую…» | Изучение нового материала. | Знать: писателей – сибиряков. Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано формулировать свое отношение прочитанному. | Выразительное чтение, анализ, беседа. | ||||
23 | Валентин Распутин. «На реке Ангаре» | Изучение нового материала. | Знать: произведение писателя –сибиряка. Уметь: выразительно читать, анализировать произведение. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Конспектирова-ние. | ||||
24 | Валентин Распутин. Поэтические приёмы в рассказах. | Обобщение изученного. | Знать: произведение писателя –сибиряка. Уметь: выразительно читать, анализировать произведение. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Беседа, ответы на вопросы. | ||||
25 | Т/П.Валентин Распутин. Художественные детали произведения. | Урок развития речи. | Знать: произведение писателя –сибиряка. Уметь: выразительно читать, анализировать произведение. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Творческая работа. | ||||
26 | Дмитрий Сергеев. Рассказ о творчестве писателя. «Рекостав» | Изучение нового материала. | Знать: произведение писателя –сибиряка. Уметь: выразительно читать, анализировать произведение Аргументировано анализировать произведение. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному | Конспектирова-ние, выразительное чтение. | ||||
27 | Дмитрий Сергеев. Времена правления Петра I | Обобщение изученного. | Знать: произведение писателя –сибиряка. Уметь: выразительно читать, анализировать произведение Аргументировано анализировать произведение. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному | Беседа, ответы на вопросы. | ||||
28 | Т/П.Дмитрий Сергеев. Сочинение по теме: «Единство происходящего на земле, на небе, в природе» | 1 | Урок развития речи. | Знать: произведение писателя –сибиряка. Уметь: выразительно читать, анализировать произведение Аргументировано анализировать произведение. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному | Творческая работа. | |||
29 | Алексей Зверев. Рассказ о творчестве писателя. | Изучение нового материала. | Знать: произведение писателя –сибиряка. Уметь: выразительно читать, анализировать произведение. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Конспектирова-ние, беседа. | ||||
30 | Т/П.Алексей Зверев. «Ласточки» | Обобщение изученного. | Знать: произведение писателя –сибиряка. Уметь: выразительно читать, анализировать произведение. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Творческая работа. | ||||
31 | Стихи о сибирской природе. | Изучение нового материала. | Знать: произведения современных писателей -сибиряков. Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы. | ||||
32 | Стихи о сибирской природе | Обобщение изученного. | Знать: произведения современных писателей -сибиряков. Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному | Выразительное чтение, анализ произведений. | ||||
33 | Т/П.Стихи о сибирской природе. | Урок развития речи. | Знать: произведения современных писателей -сибиряков. Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному | Творческая работа. | ||||
34 | Итоговая контрольная работа. | Урок контроля. | Уметь: систематизировать материал, отвечать на вопросы. | Письменный отзыв о прочитанных произведениях. |
ОСТАВЛЯЮ ЗА СОБОЙ ПРАВО В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА ПРОИЗВОДИТЬ КОРРЕКТИРОВКУ ПРОГРАММЫ. МАРКЕВИЧУС.Л.Ф.__________________
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Эпос народов Восточной Сибири.
Бурятский героический эпос «ГЭСЭР».
Эпос «Гэсэр» и картина мира древних бурят. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в 5 классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках по изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь. И всего мира, проявляющиеся в законах мифа.
Якутский героический эпос «ОЛОНХО»
Нюргун Боотур Стремительный.
Эпос «Олонхо» и картина мира древних якут. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в 5 классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках по изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь и всего мира, проявляющиеся в законах мифа.
Особенности мифологического создания древнего человека.
Древнерусская литература Сибири.
Сибирская летопись (фрагменты « О приходе Ермака в Сибирь» и « Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом»
Знакомство с сибирской летописью. Традиции русского летописания. Характеристика русского летописания (в летописи излагается русская (сибирская история, в ней говорится о начале Русской (сибирской) земли, о начале русского народа (в Сибири); летопись включает в себя произведения разнообразных жанров: предшествующие летописи, сказания, устные рассказы, исторические песни, созданные в различной среде: дружинной, монастырской. Княжеской, а порой ремесленной и крестьянской; летопись создавалась многими авторами, в ней отразилась идеология феодального общества и народные воззрения на русскую историю, народные о ней думы и народные чаяния; летопись – произведение эпическое и лирическое одновременно.
Жизнь и деяния Ермака в сибирском летописании.
Баллада К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».
Знакомство с балладой К.Ф.Рылеева « Смерть Ермака» как отражением сибирской и общерусской истории. Своеобразие использования документальной основы в художественном произведении (летописи в балладе К.Ф.Рылеева). Природа художественного образа в балладе.
Иркутская летопись.
Городовая летопись. Знакомство с Иркутскими летописями (Н.С. Романов «летопись города Иркутска за 1881 – 1901г», Н.С. Романов «Летопись города Иркутска за 1902 – 1924г», «Иркутская летопись» 1961- 1940 г.г» и др..
История Иркутска в событиях истории России и жизни отдельного человека.
Произведения сибирских писателей XIX века.
Н.А.Белоголовый «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет» (фрагменты).
Воспоминания Н.А.Белоголового как документальные очерки, то есть записи, основанные на личных воспоминаниях и фактах их детской жизни автора. Характерная черта очерков - авторское стремление к точности. Характерные черты жизни купеческой семьи, мальчиков и их учителей.
Декабристы и их рол в развитии культуры Восточной Сибири и Иркутска.
Рассказ В.М.Михеева «Учитель» (Воспоминание).
Характеристика сибирского интеллигента, его отношения к людям, обществу, природе. Авторская позиция в рассказе.
Из лирики сибирских поэтов XIX века.
Стихотворения Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале».
Позывные сигналы Иркутского радио – народная песня – авторское стихотворение. Художественный мир стихотворения (характеристика пути лирического героя, пространственные и временные координаты стихотворения, состояние героя). Сопоставление стихотворения и народной песни. Проблема сохранения фольклорной традиции и памяти народа.
Стихи декабристов периода ссылки.
Знакомство с биографией поэтов-узников. Анализ художественного мира стихотворений В.Кюхельбекера «Ночь», «Родство со стихиями», А.Бестужева (Марлинского) «К облаку», « Оживление», А.Одоевского «Утро», «Из детских лет воспоминанья…».
Произведения сибирских писателей и поэтов XX века.
Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков.
Трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов, защищающих родную землю, в стихотворениях поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Стихотворения Дж.Алтаузена «Родина смотрела на меня» и «Девочка играла возле дома» - баллады, содержащие в себе все признаки этого лиро-эпического жанра: лирическую эмоциональную оценку персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах или фантастических явлениях.
Сопоставление стихотворений Иосифа Уткина «Я видел девочку убитую…» и стихотворений Дж.Алтаузена на основе единства темы. Проблема мести.
Художественный мир стихотворений Моисея Рыбакова «Мы с Байкала (Песня призывников)», «Два русских слова», «Когда-нибудь, я верю это будет…», Иосифа Уткина «В санбате», « Если будешь ранен, милый, на войне…».
Рассказ «На реке Ангаре» Валентина Распутина.
Единство художественного мира произведения. Восприятие таинства природы ребенком. Художественная деталь в рассказе. Финал рассказа как открытая нравственная и экологическая проблема.
Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав».
Иркутск и его жители во времена правления Петра I. Характеристика героев и событий. Восприятие таинства природы подростками. Художественная деталь в повести.
Рассказ Алексея Зверева «Ласточки».
Человек и окружающий мир природы. Нравственные основы жизни Якимовых и нравственные уроки для внука. Время в рассказе. Поэтика заглавия.
Лирика иркутских поэтов .
Стихотворения М.Сергеева, С.Иоффе, А.Румянцева, А.Горбунова и А.Кобенкова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика, которая метафорически осваивая мир, будит воображение, заставляет почувствовать и увидеть привычный мир, преображенный мыслями и чувствами поэта. Поэтические открытия окружающего мира.
Составление сборников стихотворений сибирских поэтов, объединенных темой весна, лето, Байкал, тайга, ночь, река и т.д..
Составление программы концерта из стихотворений и песен на стихи сибирских (иркутских) поэтов о природе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате изучения литературы Восточной Сибири
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
- В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
№ | Название документа | Автор | год |
1 | Государственный стандарт основного общего образования. | ||
2 | Учебник | Хрестоматия |
|
3 | Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6классов общеобразовательных школ. | Шахерова.О.Н.Чапоргина.Н.А., Собенников.А.С. Иркутск: ИПКРО, 2009 год. |
|
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
- О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ. Иркутск. 2001.
- О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов. общеобразовательных школ. Иркутск. 2001.
- В.П.Зиновьева. Русские сказки Забайкалья. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1998 год.
- Е.И.Шастина «Сказки и сказочники Лены-реки». Востсибкнига. 1991.
- Журнал «Сибирячок» 1995-2011 год.
- Н.С. Романов «Летопись города Иркутска» За 1881-1901; 1902-1924 годов; «Иркутская летопись» 1661-1940г.г.. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1976 год.
- Книги «М.Сергеев, Н.Н.Гончарова «Декабристы и Сибирь», Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1986 год.
- Журнал. Литература в школе. 2002-2011 годы.
- О.Шахерова «Распутин в школе». Востсибкнига. 2007.
- Андрей Гнушев. Я подарю тебе звездный дождь… Рассказы, очерки, публицистика из цикла «Земля моя Тайшетская»,Тайшет, 2002.
- Творчество юных и не только… Тайшетский район, 2005.
- Бирюсинская новь. № 37, № 16.
- Э. Нестеррова «И предстанет земля моя в сказке», Тайшет, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 5 класс
Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 5 класса
Автор учебника Шахерова О. Н. Хрестомати для 5-6 классов....
Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 6 класса
Автор учебник О.Н. Шахерова для 5-6 классов....
Программа по литературе Восточной Сибири 5 класс
Для общобразовательных школ...
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири.
Рабочая программа и тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс 2015-2016г....