Рабочая программа Литература Восточной Сибири 5 класс ФГОС
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Нижнеудинск»
Рассмотрена на заседании Методического совета Протокол № 1 «27» августа 2015 год
| СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УВР ______________________ «31» августа 2015 год
| УТВЕРЖДЕНА приказом № _215-од_ от 31.08.2015 ______________________ Директор школы
|
Рабочая программа
Литература Восточной Сибири
__________________________________________________
(наименование учебного предмета (курса))
Основное общее образование (5 класс)
________________________________________________________
(уровень образования)
_____________________________1 год___________________________________
(срок реализации программы)
ФИО учителя , составившего рабочую программу:
Бращунова И. М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_vost_sibir_fgos_2015.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Нижнеудинск»
Рассмотрена на заседании Методического совета Протокол № 1 «27» августа 2015 год | СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УВР ______________________ «31» августа 2015 год | УТВЕРЖДЕНА приказом № _215-од_ от 31.08.2015 ______________________ Директор школы
|
Рабочая программа
Литература Восточной Сибири
__________________________________________________
(наименование учебного предмета (курса))
Основное общее образование (5 класс)
________________________________________________________
(уровень образования)
_____________________________1 год___________________________________
(срок реализации программы)
ФИО учителя , составившего рабочую программу:
Бращунова И. М.
2015-2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для учащихся 5-х классов разработана на основе Примерной программы учебного курса «Писатели Восточной Сибири» 2007 года издания, разработанной в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области, утверждённого приказом Департамента образования Иркутской области за №619-дпр от 07. 05. 2007года «О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области на 2007/2008, 2008/2009 учебные годы, рекомендованной (допущенной) Министерством образования РФ, в соответствии с образовательными стандартами и учебным планом образовательного учреждения МКОУ «СОШ № 12»г.Нижнеудинска.
УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ», программы учебного курса и методических рекомендаций к учебной хрестоматии для учителя. Автором этих пособий является О. Н. Шахерова, ВостСибкнига, Иркутск, 2007 год.
Цели обучения курса «Писатели Восточной Сибири»:
- формирование представлений об истории и культуре родного края;
- формирование знаний учащихся о единстве историко - литературного процесса России, включающего в себя развитие региональных литератур;
- формирование эстетического вкуса;
- формирование нравственных идеалов;
- воспитание патриотизма на основе представлений о литературе и культуре родного края;
- воспитание культуры чтения;
7)формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Программа предполагает реализацию актуальных в настоящее время компетентностного, личностно - ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций
Общая характеристика учебного предмета.
Программа ориентирована на региональный компонент литературного образования, направлена на изучение творчества писателей-сибиряков, призвана обеспечить усвоение основных принципов литературно-художественного развития родного края на значительном отрезке времени: от фольклора народностей, проживающих в Приангарье, до произведений современных писателей . Программа расширяет и дополняет знания учащихся о литературном процессе, даёт представление о жизни народностей региона как в прошлом, так и в настоящее время.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный курс «Писатели Восточной Сибири» относится к предметам учебной деятельности обязательной части учебного плана, образовательной области «Филология».
Рабочая программа «Писатели Восточной Сибири» для учащихся 5-х классов рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Ценностные ориентиры содержания курса.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, Иркутской области, развитие духовно – нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностны результаты:
- воспитание духовной развитой личности;
- формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе родного края;
- усвоение нравственных ценностей многонационального российского общества;
- развитие эстетического осознания собственной духовной причастности к красоте и уникальности природы родного края;
Метапредметные результаы:
1. смысловое чтение произведений;
2. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
3. умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;
4. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные результаты:
- привлечение внимания к устному народному творчеству народов Восточной Сибири;
- знакомство с особенностями мышления, образа жизни разных народов;
- развитие эмоционального восприятия художественных произведений;
- умение выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения;
- умение самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос;
- формулирование собственного отношения к прочитанному произведению;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с привлечением образных средств;
- формирование навыков анализа произведений с привлечением литературоведческих понятий;
- восприятие на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
Обучающиеся научатся:
устно:
- правильно, бегло и выразительно читать вслух художественное произведение, в том числе и наизусть;
- пересказывать отрывок из художественного произведения: подробно, выборочно, сжато, от другого лица;
- давать развернутый ответ на вопрос (рассказ о литературном герое, характеристика героя);
- составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
- владеть монологической и диалогической речью;
- использовать различную справочную, дополнительную литературу;
письменно:
- давать развернутый ответ на поставленный вопрос, создавать сочинение-миниатюру, сочинение на литературную и свободную темы;
- создавать рассказ-характеристику одного из героев;
- создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу;
- составлять план сочинения;
- создавать оригинальные (по возможности) произведения (сказки, частушки, рассказы, стихотворения).
Содержание учебного предмета
1. Устное народное творчество (13 часов)
Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь» (2 часа).
Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. В. П. Зиновьев – иркутский фольклорист. Отличия фольклорной и литературной сказки. Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.
Анализ композиции ( понятие эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля « вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.
Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора.
Русская народная сказка «Митя» (2 часа).
Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы М. К. Азадовский и Е. И. Шастина. Развитие сказочной традиции на реке Лене в течение 20 века ( Реалистичное) ( жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).
Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и «Три языка»), соединяющихся в финале.
Бурятская народная сказка «Упрямый парень» (2 часа).
Знакомство с произведениями бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
В основе сказки героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея и основные мифологические мотивы огонь и вода). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Бурятская народная сказка «Жёлто-пёстрая змея и охотник» как волшебная сказка (1 час).
Бурятские народные соционально-бытовые сказки «Как хан узнал себе цену» и сказка о животных «Жаворонок и обезъяна» (1 час).
Тофаларские народные сказки (1 час).
Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок («Три мальчика» и «Тер-Окыш – долина цветов») и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. Сопоставление фабулы сказки «Три мальчика» с фабулой «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина.
Эвенкийская народная сказка «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» (2 часа).
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
Нравственная основа сказки. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке мифологической основой шаманского мифа и мифологическим мотивом верх и низ. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Эвенкийская народная сказка «Умусликэн» (2 часа).
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки «Умусликэн» - героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
2. Человек и природа (5 часов)
Рассказ Семёна Устинова «Любопытный бурундук» (1 час).
Знакомство с произведениями современного иркутского учёного и писателя. В рассказе описываются повадки, внешний вид, образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Алексея Смирнова «Черника- хранитель тысячелетий» (1 час).
Знакомство с произведением современного иркутского учёного и писателя, в котором утверждается, что огонь тайге вреден и для ягоднго кустарника и почвы. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом» (3 часа).
Знакомство с произведением современного иркутского учёного и писателя, в котором описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу Байкала, утверждается непроходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции в рассказе.
3. Стихи для детей (5 часов)
Стихотворения Георгия Граубина (2 часа).
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», «Свободный час», «Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г. Граубина.
Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.
Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лёд» (1 час).
Знакомство с произведением современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс.
Стихотворения Юрия Черныха «Весёлый разговор « и «Необычные гости» (1 час).
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых открывается тайна животного мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.
Стихотворения братских поэтов (1час).
Знакомство с произведениями современных братских поэтов, в которых передаётся чувство любви к родному городу и родной природе. Своеобразие художественного мира стихов.
4. Проза для детей (9 часов)
Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания» (1 час).
Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истинной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: авторская позиция, ирония.
Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов» (2 часа).
Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте.
Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка, авторская позиция.
Фантастический рассказ Геннадия Михасенко «Тётя Атиса» (4 часа).
Знакомство с фантастическим рассказом Г. Михасенко «Тётя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика. Художественная деталь.
Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем» (1 час).
Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки или пословицы разных народов.
Рассказ Геннадия Машкина «Лютня» (1 час).
Знакомство с рассказом Г.Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт, художественная деталь.
Итоговая беседа по курсу «Писатели Восточной Сибири» (1 час).
На выбор учителя или задания для групп обучающихся:
1) беседа об особо любимом или уважаемом учителе класса, которая явится тематическим продолжением предыдущего урока;
2) презентация «Моё открытие сибирской литературы», построенная на анализе или демонстрации творческих работ обучающихся по наиболее понравившимся или запомнившимся произведениям, изученным в курсе;
3) экскурсия в городской историко-краеведческий музей, знакомство с литературными произведениями местных поэтов и писателей.
Контроль предметных результатов
- написание сочинений по литературным произведениям;
- различные виды чтения: индивидуальное чтение вслух, чтение по ролям, инсценирование;
- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов (подробный, сжатый, с изменением лица рассказчика и т.д.), ответы на вопросы (устные и письменные);
- составление плана будущего сочинения;
- написание отзыва о произведении;
- создание рассказа – характеристики одного из героев или группы героев;
- создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…);
- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- тестирование;
- контрольные вопросы;
- самостоятельные работы.
Контроль предметных результатов
- тестирование;
- учебные проекты;
- мониторинг качества знаний;
- критериальное оценивание
Формы организации учебного процесса:
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикум.
Календарно - тематическое планирование
Учебный курс рассчитан на 34 часа. В календарно-тематическом планировании уроки расписаны на 33 часа, 1 час рекомендуется отвести на резервный урок (на выбор: обсуждение собирательской работы учеников после изучения темы «Устное народное творчество»; библиотечный урок; урок-встреча с братским поэтом или писателем, который расскажет о своём творчестве).
№ урока п/п | Содержание | Кол-во часов |
Устное народное творчество | 13, из них | |
1 - 4 | Русские сказки | 4 |
5 - 8 | Бурятские сказки | 4 |
9 | Тофаларские сказки | 1 |
10 - 13 | Эвенкийские сказки | 4 |
Человек и природа | 5, из них | |
14 | С.Устинов «Л юбопытный бурундук» | 1 |
15 | А.Смирнов «Черника-хранитель тысячелетий» | 1 |
16 - 18 | В.Распутин «В тайге над Байкалом» | 3 |
Стихи и проза для детей | 14, из них | |
19, 20 | Г.Граубин. Стихи | 2 |
21 | И.Луговской. Стихи | 1 |
22 | Ю.Черных. Стихи | 1 |
23 | Стихи поэтов г.Братска | 1 |
24 | А.Шастин «Пример для подражания» | 1 |
25, 26 | Ю.Самсонов «Мешок снов» | 2 |
27 - 30 | Г.Михасенко «Тётя Атиса» | 4 |
31 | М.Сергеев «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем» | 1 |
32 | Г,Машкин «Лютня» | 1 |
33 | Итоговое занятие | 1 |
34 | Резервный урок | 1 |
Итого | 34 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Планируемые результаты | Дата проведения | ||||||
план | факт | ||||||||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты (П, Р, К) | Личностные результаты | |||||||||
1 | Знакомство с русской сказкой Восточной Сибири«Бурка, Каурка и синегривый конь». | (13) 1 | Эвристическая беседа.Художественный пересказ, словесное рисование. | знать, что такое композиция (понятия зачин волшебной сказки, реалистический мир, мир сказочной фантастики), понимать, какой герой в сказке положительный, герой отрицательный, волшебные ПQМОЩНИКИ, мотив трудной задачи, финал сказки) уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Приобщение к духовно- нравственным ценностям других народов | 7.09 | 7.09 | |||
2 | Русская сказка Восточной Сибири «Бурка, Каурка и синегривый конь». Нравственная основа сказки. | 1 | Эвристическая беседа. Коллективная работа над вопросами для анализа текста. | Знать особенности речи героев сибирской сказки, понимать нравственную основу сказки, устойчивость и основу волшебной сказки, связанную с памятью народов о жизни в древние времена и служащую средством сохранения памяти, уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Приобщение к духовно- нравственным ценностям других народов Формировать уважительное отношение к истории и культуре славянских народов (наших предков) | 14.09 | 14.09 | |||
3 | Знакомство с русской сказкой Восточной Сибири «Митя». Герои в сказке. | 1 | Работа с текстом на выявление восприятия сказки. Индивидуальные и групповые задания. | Знать особенности речи героев сибирской сказки, понимать нравственную основу сказки, устойчивость и основу волшебной сказки, связанную с памятью народов о жизни в древние времена и служащую средством сохранения памяти, уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки. | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. | Уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; | 21.09 | 21.09 | |||
4 | Русская народная сказка Восточной Сибири «Митя». Сюжет. Композиция и стиль сказки. | 1 | Работа в группах: членение сказки на эпизоды, составление цитатного плана. | знать, что такое композиция (понятия зачин волшебной сказки, реалистический мир, мир сказочной фантастики), понимать, какой герой в сказке положительный, герой отрицательный, волшебные ПQМОЩНИКИ, мотив трудной задачи, финал сказки) уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенное. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с точкой зрения одноклассников с целью выработки общего решения в совместной деятельности | Уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; | 28.09 | 28.09 | |||
5 | Бурятская народная сказка «Упрямый парень». Раскрытие понятия «миф». | 1 | Комментированное чтение. | Знать принадлежность произведения к одному из жанров рода ,определять элементы сюжета, понимать и формулировать тему; характеризовать героев, уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, | Знать, что такое сказка, понимать основную мысль сказки, уметь коротко передать ее содержание, определять черты фольклора в сказке, объяснять жанровые особенности отношение к героям. | Уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; | 5.10 | ||||
6 | Бурятская народная сказка «Упрямый парень». Раскрытие понятия «миф». | 1 | Работа в группах: знакомство с мифологическими героями – змеем. | Знать истоки словесного искусства, понимать значение понятия «миф», уметь находить элементы мифа в сказке. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенное. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с точкой зрения одноклассников с целью выработки общего решения в совместной деятельности | Приобщение к духовно- нравственным ценностям других народов | 12.10 |
7 | Бурятская народная сказка «Жёлто-пёстрая змея и охотник». Жанровое своеобразие волшебной сказки. | 1 | Работа в группах (индивидуальные задания): словесное рисование героев. | Знать понятие «героический миф», понимать жанровое своеобразие волшебной сказки, уметь пересказывать текст сказки | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенное. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с точкой зрения одноклассников с целью выработки общего решения в совместной деятельности | Формировать уважительное отношение к истории и культуре бурятского народа | 19.10 | |
8 | Бурятская народная социально-бытовая сказка «Как хан узнал себе цену». Сказка о животных «Жаворонок и обезьяна». Тема и идея социально-бытовой сказки и сказки о животных. | 1 | Работа в группах ( индивидуальные задания): общие черты русской и бурятской сказок. | знать типы сказок, понимать тему и идею социально-бытовой сказки и сказки о животных, уметь находить общее в русских и бурятских народных сказках. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенное. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с точкой зрения одноклассников с целью выработки общего решения в совместной деятельности | Формировать уважительное отношение к истории и культуре бурятского народа | 26.10 | |
9 | Тофаларские народные сказки «Три мальчика», «Тер-Окыш – долина цветов», «Сохатый и кабарга», «Как был наказан медведь», «Изюбрь и сохатый". Нравственные ценности в сказках | 1 | Выразительное чтение, беседа, пересказ. Работа в группах: словесное рисование по сюжету сказок. | знать о тофаларах ( малая народность)их фольклоре,понимать фабулу сказок, уметь определять нравственные ценности в сказках | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенное. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с точкой зрения одноклассников с целью выработки общего решения в совместной деятельности | Формировать уважительное отношение к истории и культуре тофаларского народа | 9.11 | |
10 | Эвенкийская народная сказка «Тывгунай - молодец и Чолбон - Чокулдай». Нравственная основа сказки. | 1 |
Беседа, выразительное чтение. Работа в группах: словесное рисование по сюжету сказок. | Знать понятия «шаманский миф, изображение верхнего и нижнего мира, оборотничество.», уметь определять нравственные ценности в сказках, понимать основную мысль сказки. | . Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенное. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с точкой зрения одноклассников с целью выработки общего решения в совместной деятельности | Формировать уважительное отношение к истории и культуре эвенкийского народа | 16.11 | |
11 | Эвенкийская народная сказка «Тывгунай - молодец и Чолбон - Чокулдай». Мифологическая основа шаманского мифа. | 1 | Работа в группах: словесное рисование по сюжету. | Знать понятие «мифологическая основа шаманского мифа.», уметь анализировать прочитанное, понимать содержание мифа. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенное. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию в группе. | Формировать уважительное отношение к истории и культуре эвенкийского народа | 23.11 | |
12 | Эвенкийская народная сказка «Умусликэн». Элементы героического мифа в волшебной сказке. | 1 | . Комментированное чтение, беседа, иллюстрирование эпизода | Знать элементы героического мифа в волшебной сказке, понимать художественный мир сказки в иллюстрациях, уметь создавать свои иллюстрации к сказкам | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенное. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание. | Формировать уважительное отношение к истории и культуре эвенкийского народа | 30.11 | |
13 | Эвенкийская народная сказка «Умусликэн». Образы человека и природы в сказке | 1 | Коллективная творческая работа (фрагментарное иллюстрирование). | Пониматьхарактеры и образы человека и природы в сказке, уметь создавать свои иллюстрации к сказкам, знать составляющие сказки | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенное. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание по собственному рисунку. | Формировать уважительное отношение к истории и культуре эвенкийского народа | 7.12 | |
14 | Рассказ С. Устинова «Любопытный бурундук». Осмысление темы любви к природе, добра и красоты. | (5) 1 | Выразительное чтение, эвристическая беседа. | знать жанр рассказа, понятие «эпос», понимать тему любви к природе, добра и красоты, уметь находить выразительные средства языка в тексте (антитеза, олицетворение) | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенное. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание по своим воспоминаниям , наблюдениям за жизнью бурундуков). | Формировать уважительное отношение к природе. | 14.12 | |
15 | Рассказ А.Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий». Авторская позиция в рассказе | 1 | Выразительное чтение, беседа (выявление точности восприятия). | знать жанр рассказа, понимать авторскую позицию, уметь составлять пейзажную зарисовку (устно) | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать усвоенное. Коммуникативные: уметь создавать монологическое высказывание по своим воспоминаниям о лесных пожарах. | Формировать уважительное и бережное отношение к природе, к окружающему миру. | 21.12 | |
16 | Рассказ В.Распутина «В тайге над Байкалом». Первый жизненный опыт главного героя | 1 | Комментируемое чтение, беседа (выявление эмоциональной реакции и точности восприятия). | знать и понимать жанр рассказа, его содержание, уметь находить авторскую позицию | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь создавать монологическое высказывание о жизни людей на берегу Байкала до и после строительства Иркутской ГЭС | Формировать уважительное и бережное отношение к родной природе, к окружающему миру, к природе Байкала | 18.01 | |
17 | Рассказ В.Распутина «В тайге над Байкалом». Художественно-изобразительные средства рассказа | 1 | знать понятие «Поэтический приём, передающий состояние героя.», понимать ценность красоты окружающего мира, уметь находить художественно-изобразительные средства рассказа (олицетворение, антитеза, сравнение, эпитет, метафора). | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь создавать устное описание пейзажа с использованием художественно-изобразительных средств | Формировать уважительное и бережное отношение к родной природе, к окружающему миру, к природе Байкала | 25.01 | ||
18 | Рассказ В.Распутина «В тайге над Байкалом» . Ценность красоты окружающего мира. | 1 | Словесное рисование картин природы Байкала. | знать понятие «Поэтический приём, передающий состояние героя.», понимать ценность красоты окружающего мира, уметь находить художественно-изобразительные средства рассказа (олицетворение, антитеза, сравнение, эпитет, метафора). | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь создавать устное описание пейзажа с использованием художественно-изобразительных средств | Формировать уважительное и бережное отношение к родной природе, к окружающему миру, к природе Байкала | 1.02 | |
19 | Стихотворения Г.Граубина « До нашей эры», «Свободный час», «Если не нравимся», «Русский язык» «Каникулярия» или «Тайна стихотворений». Мир детства в стихах. | (5) 1 | Выразительное чтение, беседа на восприятие художественного мира стихов. | Знать элементы анализа стихотворения понимать описание мира детства в стихах, уметь определять взаимосвязь содержания и формы стихотворного произведения. . | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь создавать устное высказывание о мире детства в стихах | Воспитывать чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формировать навыки анализа текста. | 8.02 | |
20 | Стихотворения Г.Граубина « До нашей эры», «Свободный час», «Если не нравимся», «Русский язык» «Каникулярия» или «Тайна стихотворений». Стихотворный ритм, строфа, рифма. | 1 | Работа в группах: выявление особенностей строения стихотворного текста. | Знать изобразительные средства языка как способы выражения мысли автора; уметь ответить на вопрос: «Почему мне понравилось стихотворение и художественная иллюстрация (или собственный рисунок)?»; понимать смысл стихотворений | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь создавать устное высказывание о жизни до нашей эры, об учебной деятельности, описанной в стихах | Воспитывать чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формировать навыки анализа текста. | 15.02 | |
21 | Стихотворение И. Луговского «Кто разбил лёд?». Жизнь природы в стихотворении | 1 | Работа в группах: тренировка в подборе рифм. | знать элементы анализа стихотворения, понимать значение эпиграфа, описание жизни природы в стихотворении. уметь находить особенности содержания и формы стихотворения. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь создавать устное высказывание о природе. | Формировать уважительное и бережное отношение к родной природе, к окружающему миру. | 22.02 | |
22 | Стихотворения Ю.Черных «Весёлый разговор», «Необычные гости». Значение труда в жизни человека | 1 | Выразительное чтение и анализ стихотворений. Турнир «весёлых рифмачей». | знать элементы анализа стихотворения, понимать значение труда в жизни человека уметь находить особенности содержания и формы стихотворения. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь создавать свое стихотворение | Формировать уважительное и бережное отношение к труду. | 29.02 | |
23 | Стихи нижнеудинских поэтов о родном городе. Тема любви к Родине. | 1 | Выразительное чтение. | знать элементы анализа стихотворения, понимать тему в стихотворениях поэтов , уметь находить особенности содержания и формы стихотворения, раскрывающие тему любви к Родине. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь читать стихотворения наизусть | Формировать уважительное и бережное отношение к Родине | 7.03 | |
24 | Рассказ А. Шастина «Пример для подражания». Слово и дело в рассказе | (9) 1 | Эвристическая беседа. | знать жанр рассказа, понимать авторскую позицию, уметь составлять текст высказывания о слове и деле в рассказе, определять основную мысль. | . Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь создавать устное высказывание по данной теме | Формировать мотивацию к самосовершенствованию. | 14.03 | |
25 | Сказка Ю. Самсонова «Мешок снов». Фольклорная и литературная сказка. | 1 | Эвристическая беседа по прочитанному рассказу. | знать понятия «фольклорная и литературная сказка», понимать авторскую позицию, уметь отличать фольклорную сказку и литературную . | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь выразительно читать сказки. | Формировать мотивацию к самосовершенствованию | 21.03 | |
26 | Сказка Ю. Самсонова «Мешок снов». Подлинная доброта и красота в сказке | 1 | Пересказ отрывка близко к тексту. | знать понятия «фольклорная и литературная сказка», понимать авторскую позицию, уметь готовить сообщение по теме «Подлинная доброта и красота в сказке.» | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь работать по вопросам на осмысление содержания. | Формировать мотивацию к самосовершенствованию | 4.04 | |
27 | Фантастический рассказ Г.Михасенко «Тётя Атиса». Осмысление содержания произведения | 1 | Комментируемое чтение, эвристическая беседа на восприятие. | знать понятия «фантастический рассказ ,понимать авторскую позицию, уметь осмысливать содержание произведения | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь работать по вопросам на осмысление содержания | Формировать мотивацию к самосовершенствованию | 11.04 | |
28 | Основной кофликт в рассказе Г.Михасенко «Тётя Атиса». Основной конфликт в рассказе. Становление характера героя | 1 | Комментируемое чтение, эвристическая беседа на восприятие | знать понятия « основной конфликт в рассказе», понимать авторскую позицию, уметь осмысливать содержание произведения . | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь работать по вопросам на осмысление содержания . | Формировать мотивацию к самосовершенствованию | 18.04 | |
29 | Художественное своеобразие рассказа Г.Михасенко «Тётя Атиса». | 1 | Выразительное чтение по ролям, пересказ фрагментов (подробный, сжатый выборочный). | знать понятие « Художественная деталь», понимать художественное своеобразие фантастического рассказа, приём олицетворения и его роль в рассказе уметь осмысливать содержание произведения . | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь пересказывать текст от лица героя. | Формировать мотивацию к самосовершенствованию | 25.04 | |
30 | Отзыв о рассказе Г.Михасенко «Тётя Атиса». | 1 | Написание отзыва: размышление о прочитанном. | знать понятие «отзыв о рассказе», понимать авторскую позицию, уметь создавать отзыв о рассказе. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь составлять связное высказывание (аргументация собственного отношения к прочитанному) | Формировать мотивацию к самосовершенствованию | 2.05 | |
31 | Рассказ М.Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем». Нравственная основа рассказа (ответственность человека за свои поступки). | 1 | Комментируемое чтение, эвристическая беседа. Групповая работа: толкование пословиц и поговорок народов мира. | знать содержание произведения , понимать авторскую позицию, нравственную основу рассказа (ответственность человека за свои поступки). уметь создавать отзыв о рассказе | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь составлять связное высказывание (аргументация собственного отношения к прочитанному (формулирование важных, по мнению автора, жизненных советов). | Формировать мотивацию к самосовершенствованию | 9.05 | |
32 | Рассказ Г.Машкина «Лютня». Образ учителя музыки в рассказе. Конфликт. | 1 | Составление устного рассказа о поездке с точки зрения учителя Петра Демьяновича. | знать содержание произведения , понимать авторскую позицию, нравственную основу рассказа (ответственность человека за свои поступки). Уметь находить художественную деталь, определять ее значение в рассказе . | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь осмысливать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь составлять связное высказывание (аргументация собственного отношения к прочитанному (формулирование важных, по мнению автора, жизненных советов). | Формировать мотивацию к самосовершенствованию | 16.05 | |
33 | Итоговый урок по курсу «Писатели Восточной Сибири». Выставка и защита. творческих работ | 1 | Литературный праздник «Моё открытие сибирской литературы». Итоговая беседа по курсу. Выставка и защита. творческих работ. | Итоговый тест по курсу «Литература Восточной Сибири». | Формировать мотивацию к самосовершенствованию | 23.05 | ||
34 | Резервный урок. | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Зиновьев В.П. Русские сказки Забайкалья. Изд. 2-е, доп. – Иркутск, 2002
- Методические рекомендации О.Н. Шахеровой: «Писатели Восточной Сибири» для 5-6 классов общеобраовательных школ. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007
3. Оборудование класса:таблицы учебные, раздаточный дидактический материал.
4.Экранно-звуковые пособия: звукозаписи магнитные учебные, видеофильмы DVD
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Литература Восточной Сибири
Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основног...
Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
Рабочая программа «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...
Рабочая программа. Литература 5-9 класс. ФГОС
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального ядра содержания основного общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленны...
Рабочая программа. Литература 5-9 классы. ФГОС.
Данная программа по литературе для 5-9 классов разработана с учётом ФГОС второго поколения....
Рабочая программа. Литература 5-9 классы Г.С.Меркин ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5-9 класса по программе Г.С.Меркина...
Рабочая программа. Литература 10-11 классы Г.С.Меркин ФГОС
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов ФГОС Меркин Г.С....
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...