Рабочая программа по литературе Восточной Сибири.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа и тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс 2015-2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по ЛВС 6кл. | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ИРКУТСКА
МУНИЦИАПЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕИНЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол №1 от «28» августа 2015 года Руководитель МО _________Миленьких Е.В. | СОГЛАСОВАНО на научно-методическом совете Председатель НМР ____________Пасынкова С. А. «30» августа 2015 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ г. Иркутска СОШ №42 __________ Зарипова Н.В. «01» сентября 2015 года |
Рабочая программа
по литературе Восточной Сибири
для 6А класса
(уровень базовый)
Учитель: Богачева А.Н.
Иркутск
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) учреждений Иркутской области, утверженного приказом Департамента образования Иркутской области за № 619-дпр от 07.05.2007 года «О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области на 2007\2008, 2008\2009 учебные годы».
УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ» (34 часа в 5, 6 классах, методических рекомендаций для учителя. Автором этих пособий является О.Н.Шахерова, ВостСибкнига, 2007 год..
Изучение Литературы Восточной Сибири проводится единым блоком в рамках регионального курса в течение двух лет в 5 и 6 классе – по 1 часу в неделю.
В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» целями изучения курса являются следующие:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;
- чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова;
- позитивное влияние на личность ученика творческого наследия писателей-сибиряков;
- показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями регионального курса;
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, Иркутской области, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Содержание программы.
6 класс.
Эпос народов Восточной Сибири (4 часа).
Бурятский героический эпос «ГЭСЭР» (2 часа).
Эпос «Гэсэр» и картина мира древних бурят. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в 5 классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках по изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь. И всего мира, проявляющиеся в законах мифа.
Якутский героический эпос «ОЛОНХО»
Нюргун Боотур Стремительный ( 2 часа).
Эпос «Олонхо» и картина мира древних якут. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в 5 классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках по изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь и всего мира, проявляющиеся в законах мифа.
Особенности мифологического создания древнего человека.
Древнерусская литература Сибири (5 часов).
Сибирская летопись (фрагменты « О приходе Ермака в Сибирь» и « Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом»
( 2 часа).
Знакомство с сибирской летописью. Традиции русского летописания. Характеристика русского летописания (в летописи излагается русская (сибирская история, в ней говорится о начале Русской (сибирской) земли, о начале русского народа (в Сибири); летопись включает в себя произведения разнообразных жанров: предшествующие летописи, сказания, устные рассказы, исторические песни, созданные в различной среде: дружинной, монастырской. Княжеской, а порой ремесленной и крестьянской; летопись создавалась многими авторами, в ней отразилась идеология феодального общества и народные воззрения на русскую историю, народные о ней думы и народные чаяния; летопись – произведение эпическое и лирическое одновременно.
Жизнь и деяния Ермака в сибирском летописании.
Баллада К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака» (1 час).
Знакомство с балладой К.Ф.Рылеева « Смерть Ермака» как отражением сибирской и общерусской истории. Своеобразие использования документальной основы в художественном произведении (летописи в балладе К.Ф.Рылеева). Природа художественного образа в балладе.
Иркутская летопись (2 часа).
Городовая летопись. Знакомство с Иркутскими летописями (Н.С. Романов «летопись города Иркутска за 1881 – 1901г», Н.С. Романов «Летопись города Иркутска за 1902 – 1924г», «Иркутская летопись» 1961- 1940 г.г» и др..
История Иркутска в событиях истории России и жизни отдельного человека.
Произведения сибирских писателей XIX века (7 часов).
Н.А.Белоголовый «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет» (фрагменты) ( 2 часа).
Воспоминания Н.А.Белоголового как документальные очерки, то есть записи, основанные на личных воспоминаниях и фактах их детской жизни автора. Характерная черта очерков - авторское стремление к точности. Характерные черты жизни купеческой семьи, мальчиков и их учителей.
Декабристы и их рол в развитии культуры Восточной Сибири и Иркутска.
Рассказ В.М.Михеева «Учитель» (Воспоминание) (1 час).
Характеристика сибирского интеллигента, его отношения к людям, обществу, природе. Авторская позиция в рассказе.
Из лирики сибирских поэтов XIX века.
Стихотворения Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале» (2 часа).
Позывные сигналы Иркутского радио – народная песня – авторское стихотворение. Художественный мир стихотворения (характеристика пути лирического героя, пространственные и временные координаты стихотворения, состояние героя). Сопоставление стихотворения и народной песни. Проблема сохранения фольклорной традиции и памяти народа.
Стихи декабристов периода ссылки ( 2 часа).
Знакомство с биографией поэтов-узников. Анализ художественного мира стихотворений В.Кюхельбекера «Ночь», «Родство со стихиями», А.Бестужева (Марлинского) «К облаку», « Оживление», А.Одоевского «Утро», «Из детских лет воспоминанья…».
Произведения сибирских писателей и поэтов XX века ( 1 7 часов).
Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков (3 часа).
Трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов, защищающих родную землю, в стихотворениях поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Стихотворения Дж.Алтаузена «Родина смотрела на меня» и «Девочка играла возле дома» - баллады, содержащие в себе все признаки этого лиро-эпического жанра: лирическую эмоциональную оценку персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах или фантастических явлениях.
Сопоставление стихотворений Иосифа Уткина «Я видел девочку убитую…» и стихотворений Дж.Алтаузена на основе единства темы. Проблема мести.
Художественный мир стихотворений Моисея Рыбакова «Мы с Байкала (Песня призывников)», «Два русских слова», «Когда-нибудь, я верю это будет…», Иосифа Уткина «В санбате», « Если будешь ранен, милый, на войне…».
Рассказ «На реке Ангаре» Валентина Распутина (3 часа).
Единство художественного мира произведения. Восприятие таинства природы ребенком. Художественная деталь в рассказе. Финал рассказа как открытая нравственная и экологическая проблема.
Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав» ( 3 часа).
Иркутск и его жители во времена правления Петра I. Характеристика героев и событий. Восприятие таинства природы подростками. Художественная деталь в повести.
Рассказ Алексея Зверева «Ласточки» (3 часа).
Человек и окружающий мир природы. Нравственные основы жизни Якимовых и нравственные уроки для внука. Время в рассказе. Поэтика заглавия.
Лирика иркутских поэтов (5 часов).
Стихотворения М.Сергеева, С.Иоффе, А.Румянцева, А.Горбунова и А.Кобенкова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика, которая метафорически осваивая мир, будит воображение, заставляет почувствовать и увидеть привычный мир, преображенный мыслями и чувствами поэта. Поэтические открытия окружающего мира.
Составление сборников стихотворений сибирских поэтов, объединенных темой весна, лето, Байкал, тайга, ночь, река и т.д..
Составление программы концерта из стихотворений и песен на стихи сибирских (иркутских) поэтов о природе.
Каледарно-тематическое планирование. 6 класс.
№ урока | Тема, подтема. | Кол-во часов | Дата проведения урока | Контроль знаний | Работа по развитию речи. | Сведения по теории литературы, глоссарий. | Мультимедиа, интернет и другие средства обучения. |
Эпос народов Восточной Сибири (4 часа). | |||||||
1-2 | Бурятский героический эпос «ГЭСЭР». Эпос «Гэсэр» и картина мира древних бурят | 2 | Беседа по вопросам на выявление точности восприятия. | Рассказ об образе жизни бурят в Сибири. | 1.Рисунки уч-ся к рассказу. | ||
3-4 | Якутский героический эпос «ОЛОНХО» Нюргун Боотур Стремительный. Эпос «Олонхо» и картина мира древних якут. Особенности мифологического создания древнего человека. | 2 | Дать развернутую характеристику второй темя вступления Охарактеризовать сознание древних якутов. | Комментированное чтение произведения учителем. Вспомнить о взаимоотношениях человека и природы, о представлении о древних богах и человеке, о существовании разных миров. | Миф (закрепление понятия). | ||
Древнерусская литература Сибири (5 часов). | |||||||
5 | Сибирская летопись (фрагменты « О приходе Ермака в Сибирь» и « Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом». Знакомство с сибирской летописью. Традиции русского летописания. Характеристика русского летописания. | 1 | Вопросы на выявление восприятия темы и авторского отношения к изображаемому. | Рассказ уч-ся о традициях русского летописания (использование знаний, полученных на уроках литературы в 6 классе). | Летопись. | 1.Н.С. Романов «Летопись города Иркутска» За 1881-1901; 1902-1924 годов; «Иркутская летопись» 1661-1940г.г.. 2.Мультимкедийная презентация «Древнерусская литература». | |
6 | Сибирская летопись (фрагменты « О приходе Ермака в Сибирь» и « Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом». Идеология феодального общества и народные воззрения на русскую историю. Жизнь и деяния Ермака в сибирском летописании. | 1 | Написание рассказа с использованием фактов из иркутской летописи. | Устный рассказ по картине В.И.Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» с употребление лексики из сибирских летописей. | Феодальное общество | Репродукция с картины В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». | |
7 | Баллада К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака». Знакомство с балладой К.Ф.Рылеева « Смерть Ермака» как отражением сибирской и общерусской истории. | 1 | Исследовательское задание. Спросить у бабушек, дедушек, родителей о песне «Смерть Ермака», что они знают о песне? Почему она стала народной? Почему многие не знают имени её создателя? | Составить небольшой рассказ на материале домашнего исследования. | Баллада. | 1.Портрет К.Ф.Рылеева. 2.Мультимедийная презентация « Яркая судьба К.Ф.Рылеева». | |
8-9 | Иркутская летопись. Городовая летопись. Знакомство с Иркутскими летописями (Н.С. Романов «летопись города Иркутска за 1881 – 1901г», Н.С. Романов «Летопись города Иркутска за 1902 – 1924г», «Иркутская летопись» 1961- 1940 г.г» и др.. | 2 | Творческая работа «Машина времени. Я в древнем Иркутске». | Чтение учителем фрагментов Иркутской летописи с комментариями и вопросами на выявление её восприятия. | Городовая летопись. | 1.Н.С. Романов «Летопись города Иркутска» За 1881-1901; 1902-1924 годов; «Иркутская летопись» 1661-1940г.г.. 2.Иллюстрационный материал «Иркутск в древности». wiki.irkutsk.ru, | |
Произведения сибирских писателей XIX века ( 7 часов). | |||||||
10 | Н.А.Белоголовый «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет» (фрагменты). Воспоминания Н.А.Белоголового как документальные очерки, то есть записи, основанные на личных воспоминаниях и фактах их детской жизни автора. | 1 | 1.Доклад уч-ся о жизни Н.А.Белоголового. | Заочная экскурсия «Иркутск исторический» (проводит один из уч-ся класса) | Лирический герой, ритм, рифма, художественное время и пространство, композиция, документальный очерк. | 1.Портрет Н.А.Белоголового. 2.Открытки «Памятные места города Иркутска». | |
11 | Н.А.Белоголовый «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет» (фрагменты). Характерные черты жизни купеческой семьи, мальчиков и их учителей. | 1 | Вопросы к уч-ся на выявление темы и её развития, восприятия прочитанного и авторского отношения к нему. | Рассказ уч-ся о жизни купеческой семьи в городе Иркутске. | 1.Мультимедийная презентация « Декабристы, упомянутые в воспоминаниях Н.А.Белоголового». 2.Книги «М.Сергеев, Н.Н.Гончарова «Декабристы и Сибирь», К.С.Куйбышев, Н.И.Сафонова «Акварели декабриста Петра Ивановича Борисова».Материал на сайте 3.Вырезка из газеты «Бирюсинская новь» № 37 от 16.09.2011 года статья Оксаны Кокаровцевой «Краеведческий музей». | ||
12 | Рассказ В.М.Михеева «Учитель» (Воспоминание). Характеристика сибирского интеллигента, его отношения к людям, обществу, природе. Авторская позиция в рассказе. | 1 | Самостоятельная работа над составлением рассказа о жизни сибирской интеллигенции, основываясь на впечатлениях от воспоминаний В.Михеева. | Словесное рисование портрета сибирского интеллигента (мужчины и женщины) с использованием очерка Учитель» В.М.Михеева. | Жанр литературного произведения, очерк. | 1.Портрет В.М.Михеева. | |
Из лирики сибирских поэтов XIX века. | |||||||
13-14 | Стихотворения Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале» (2 часа). Позывные сигналы Иркутского радио – народная песня – авторское стихотворение. Художественный мир стихотворения и его анализ. Проблема сохранения фольклорной традиции и памяти народа | 2 | Исследовательская работа «Песня в моем доме» - «Славное море – священный Байкал» по вопросам, предложенным учителем, составление рассказа по итогам исследования. | Сопоставление стихотворения и народной песни «Славное море – священный Байкал» | Каторга, привольный, священный, память народа. | 1.Портрет Д. Давыдова. 2.Аудоиозапись позывных Иркутского радио (первые аккорды песни «Славное море – священный Байкал». | |
15-16 | Стихи декабристов периода ссылки. Знакомство с биографией поэтов-узников. Анализ художественного мира стихотворений В.Кюхельбекера «Ночь», «Родство со стихиями», А.Бестужева (Марлинского) «К облаку», « Оживление», А.Одоевского «Утро», «Из детских лет воспоминанья…». | Чтение стихотворений поэтов-декабристов подготовленными уч-ся. | Анализ стихотворений посредством вопросов, предложенных учителем. | Лирический герой, эпитет. | Портреты декабристов В.Кюхельбекера, А.Бестужева (Марлинского), А.Одоевского | ||
Произведения сибирских писателей и поэтов XX века (1 7 часов). | |||||||
17 | Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков. Трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов, защищающих родную землю, в стихотворениях поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Стихотворения Дж.Алтаузена «Родина смотрела на меня» и «Девочка играла возле дома» | 1 | Выразительное чтение стихотворений Дж.Алтаузена. | Беседа по вопросам, предложенным учителем. | Баллада (усвоение понятия), описание интерьера. | 1.Портрет Дж.Алтаузена. 2.Иллюстационный материал военной тематики (журналы «Литература в школе» 2005-2009 год. | |
18 | Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков. Сопоставление стихотворений Иосифа Уткина «Я видел девочку убитую…» и стихотворений Дж.Алтаузена на основе единства темы. Проблема мести. | 1 | Выразительное чтение стихотворений Иосифа Уткина. | Творческая письменная работа:» Можно ли считать, то, что волновало дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, может столь же эмоционально восприниматься их потомками?» | Автобиографическая основа, чувства лирического героя. | 1.Портрет Иосифа Уткина.. | |
19 | Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков. Художественный мир стихотворений Моисея Рыбакова «Мы с Байкала (Песня призывников)», «Два русских слова», «Когда-нибудь, я верю это будет…», Иосифа Уткина «В санбате», « Если будешь ранен, милый, на войне…». | 1 | Выразительное чтение стихотворений Моисея Рыбакова. | Сочинение своего стихотворения военной тематики. | Адресат послания. | 1.Портрет Моисея Рыбакова. | |
20 | В.Распутин « На реке Ангаре». Краткий очерк жизни. Знакомство с содержанием рассказа. | 1 | Исследовательская работа. Выяснить в разговоре с родителями, бабушками, дедушками, что они думают по поводу затопления огромных пространств сибирской территории, Илимской пашни во времястроительства Иркутской, Братской, Усть-Илимской ГЭС. | Вопросы на выявление восприятия темы и её развития. | Олицетворение, метафора, сюжетная линия. | 1.Портрет В. Распутина. 2.Иллюстрационный материал к рассказу «На реке Ангаре». 3. Фотографии из книги О.Шахеровой «Распутин в школе». | |
21 | В.Распутин « На реке Ангаре». Единство художественного мира произведения. Восприятие таинства природы ребенком. | 1 | Выразительное чтение фрагментов рассказа. | 1.Словесное рисование картин природы реки Ангары. 2.Пересказ фрагментов рассказа близко к авторскому тексту. | Таинство природы. | Иллюстрации уч-ся к рассказу. | |
22 | В.Распутин « На реке Ангаре». Художественная деталь в рассказе. Финал рассказа как открытая нравственная и экологическая проблема. | 1 | Эвристическая беседа по вопросам, предложенным в хрестоматии. | Ответ на вопрос: «Почему Валентин Распутин вводит в рассказ описание эпизодов из своего детства? | Проблема художественного произведения, нравственная и экологическая проблема. | Фотографии Иркутской, Братской, Усть-Илимской ГЭС | |
23 | Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав». Знакомство с содержанием. Картины сибирской природы. | 1 | Вопросы на выявление восприятия темы и её развития. | Словесное рисование картин сибирской природы. | 1.Фотография Д.Г.Зверева. 2. Репродукции с картин Б.И.Лебединского «Иркутский острог конца XVII – начала XVIII века. | ||
24-25 | Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав». Иркутск и его жители во времена правления Петра I. Характеристика героев и событий. Восприятие таинства природы подростками. Художественная деталь в повести | 2 | Сочинение продолжения рассказа – развитие сюжета. | 1.Словесное рисование портретов жителей Иркутска времен Петра I. 2.Характеристика Тимошки. 3.Рассказ об истории семьи Катерины. | Характеристика литературного героя, художественная деталь в повести. | Иллюстационный материал к рассказам Д.Сергеева . | |
26 | Алексей Зверев «Ласточки». Слово о писателе. Знакомство с содержанием рассказа. | 1 | Выразительное чтение некоторых эпизодов рассказа. | Портрет А.Зверева. | |||
27-28 | Алексей Зверев «Ласточки». Человек и окружающий мир природы. Нравственные основы жизни Якимовых и нравственные уроки для внука. Время в рассказе. Поэтика заглавия. | 2 | 1.Развернутый рассказ о впечатлениях от рассказа. 2.Придумать свои варианты заголовка рассказа. | Создание рассказа (устная или письменная форма) о лете в деревне с точки зрения внука Якимовых Гриши или от имени ласточки-мамы. | Пейзаж, пейзажные зарисовки. | Иллюстрационный материал к рассказу А.Зверева «Ласточки». | |
Лирика иркутских поэтов (5 часов). | |||||||
29-30 | Урок-концерт. Стихотворения М.Сергеева, С.Иоффе, А.Румянцева, А.Горбунова и А.Кобенкова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика | 2 | 1.Выразительное чтение стихотворений. | Словесное рисование картин природ, изображенных в стихотворениях поэтов-сибиряков. | Пейзажная лирика (закрепление понятия) | 1.Портреты М.Сергеева, С.Иоффе, А.Горубунова, А.Кобенкова. 2.Журнал «Сибирячок» 2005-2007 годов со стихами поэтов-сибиряков. | |
31 | Урок-презентация. Поэтические открытия окружающего мира. Стихотворения поэтов Тайшетского района о Сибири. | 1 | Составление сборника поэтов-сибиряков с включением в него произведений поэтов Тайшетского района. | Сочинение своего стихотворения о природе. | Поэтическое открытие. | 1.Сбориники стихотвоений поэтов Тайшетског района «творчество юных и не только…», А.Гнеушев «Я подарю тебе звездный дождь, сборники Э.Нестеровой № 1, № 2 «И предстанет земля моя в сказке». | |
32 | Творческая мастерская. Составление сборников стихотворений сибирских поэтов, объединенных темой весна, лето, Байкал, тайга, ночь, река и т.д.. | 1 | Составление программы концерта из стихотворений и песен иркутских поэтов о природе. | Работа по вопросам учебника-хрестоматии стр.256-257. | Тема лирического произведения. | 1.Выставка поэтических сборников, созданных уч-ся. | |
33 | Урок-концерт. Стихи и песни сибирских поэтов и композиторов о природе. | 1 | Выразительное чтение наизусть стихотворений сибирских поэтов о природе. | Аудиозаписи песен иркутских поэтов о природе. Можно использовать поисковые системы сети интернет. | |||
34 | Резервный урок. | 1 | |||||
Итого за год 34 часа |
Список литературы.
- О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ. Иркутск. 2001.
- О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов. общеобразовательных школ. Иркутск. 2001.
- В.П.Зиновьева. Русские сказки Забайкалья. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1998 год.
- Е.И.Шастина «Сказки и сказочники Лены-реки». Востсибкнига. 1991.
- Журнал «Сибирячок» 1995-2011 год.
- Н.С. Романов «Летопись города Иркутска» За 1881-1901; 1902-1924 годов; «Иркутская летопись» 1661-1940г.г.. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1976 год.
- Книги «М.Сергеев, Н.Н.Гончарова «Декабристы и Сибирь», Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1986 год.
- Журнал. Литература в школе. 2002-2011 годы.
- О.Шахерова «Распутин в школе». Востсибкнига. 2007.
- Андрей Гнушев. Я подарю тебе звездный дождь… Рассказы, очерки, публицистика из цикла «Земля моя Тайшетская»,Тайшет, 2002.
- Творчество юных и не только… Тайшетский район, 2005.
- Бирюсинская новь. № 37, № 16.
- Э. Нестеррова «И предстанет земля моя в сказке», Тайшет, 2007.
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Литература Восточной Сибири
Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основног...
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 5 класс
Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 6 класс
Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....
Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 5 класса
Автор учебника Шахерова О. Н. Хрестомати для 5-6 классов....
Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 6 класса
Автор учебник О.Н. Шахерова для 5-6 классов....
Программа по литературе Восточной Сибири 5 класс
Для общобразовательных школ...