Рабочая программа по литературе Восточной Сибири.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Богачева Агафья Николаевна

Рабочая программа и тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс 2015-2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа по ЛВС 6кл.47.73 КБ

Предварительный просмотр:

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ИРКУТСКА

МУНИЦИАПЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕИНЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей русского языка и литературы

Протокол  №1 от «28» августа 2015 года

Руководитель МО _________Миленьких Е.В.

СОГЛАСОВАНО

на научно-методическом совете

Председатель НМР

____________Пасынкова С. А.

«30» августа 2015 года

   УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ г. Иркутска СОШ №42

__________ Зарипова Н.В.

«01» сентября 2015 года

Рабочая программа

 по литературе  Восточной Сибири

для  6А  класса

(уровень базовый)

Учитель: Богачева А.Н.

Иркутск

2015 – 2016  учебный год

Пояснительная записка.

     Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными  Министерством общего и профессионального образования  РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) учреждений Иркутской области, утверженного приказом Департамента образования Иркутской области за №  619-дпр от 07.05.2007 года «О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области на 2007\2008, 2008\2009 учебные годы».

    УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ» (34 часа в 5, 6 классах,  методических рекомендаций для учителя. Автором этих пособий является О.Н.Шахерова, ВостСибкнига, 2007 год..

Изучение Литературы Восточной Сибири проводится единым блоком в рамках регионального курса в течение двух лет в 5 и 6 классе –  по 1 часу  в неделю.

В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература»  целями изучения курса являются следующие:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;
  • чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте  понимания литературы как  искусства слова;
  • позитивное влияние на личность ученика творческого наследия писателей-сибиряков;
  • показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями регионального курса;
  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  •  формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

     Таким образом, компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику  адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, Иркутской области,  развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Содержание программы.

6 класс.

Эпос народов Восточной Сибири (4 часа).

Бурятский героический эпос «ГЭСЭР» (2 часа).

Эпос «Гэсэр» и картина мира древних бурят. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в 5 классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках по изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь. И всего мира, проявляющиеся в законах мифа.

Якутский героический эпос «ОЛОНХО»

Нюргун  Боотур  Стремительный ( 2 часа).

Эпос «Олонхо» и картина мира древних якут. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в 5 классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках по изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь и  всего мира, проявляющиеся в законах мифа.

Особенности мифологического создания древнего человека.

Древнерусская литература Сибири  (5 часов).

Сибирская летопись (фрагменты « О приходе Ермака в Сибирь» и « Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом»

( 2 часа).

Знакомство с сибирской летописью. Традиции русского летописания. Характеристика русского летописания (в летописи излагается русская (сибирская история, в ней говорится о начале Русской (сибирской) земли, о начале  русского народа (в Сибири); летопись включает в себя произведения разнообразных жанров: предшествующие летописи, сказания, устные рассказы, исторические песни, созданные в различной среде: дружинной, монастырской. Княжеской, а порой ремесленной и крестьянской; летопись создавалась многими авторами, в ней отразилась идеология феодального общества и народные воззрения на русскую историю, народные о ней думы  и народные чаяния; летопись – произведение эпическое и лирическое одновременно.

Жизнь и деяния Ермака в сибирском летописании.

Баллада К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака» (1 час).

Знакомство с балладой К.Ф.Рылеева « Смерть Ермака» как отражением сибирской и общерусской истории. Своеобразие использования документальной основы в художественном произведении (летописи в балладе К.Ф.Рылеева). Природа художественного образа в балладе.

Иркутская летопись (2 часа).

Городовая летопись. Знакомство с Иркутскими летописями (Н.С. Романов «летопись города Иркутска за 1881 – 1901г»,  Н.С. Романов «Летопись города Иркутска за 1902 – 1924г», «Иркутская летопись» 1961- 1940 г.г»  и др..

История Иркутска  в событиях истории России и жизни отдельного человека.

Произведения сибирских писателей XIX  века (7 часов).

Н.А.Белоголовый  «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет» (фрагменты) ( 2 часа).

Воспоминания Н.А.Белоголового как документальные очерки, то есть записи, основанные на личных воспоминаниях и фактах их детской жизни автора. Характерная черта очерков  - авторское стремление к точности. Характерные черты жизни купеческой семьи, мальчиков и их учителей.

   Декабристы и их рол в развитии культуры Восточной Сибири и Иркутска.

Рассказ В.М.Михеева «Учитель» (Воспоминание)  (1 час).

Характеристика сибирского интеллигента, его отношения к людям, обществу, природе. Авторская позиция в рассказе.

Из лирики сибирских поэтов XIX века.

Стихотворения Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале» (2 часа).

Позывные сигналы Иркутского радио – народная песня – авторское стихотворение. Художественный мир стихотворения (характеристика пути лирического героя, пространственные и временные координаты стихотворения, состояние героя). Сопоставление стихотворения и народной песни. Проблема сохранения фольклорной традиции и памяти народа.

Стихи декабристов  периода ссылки ( 2 часа).

Знакомство с биографией поэтов-узников. Анализ художественного мира стихотворений В.Кюхельбекера «Ночь», «Родство со стихиями», А.Бестужева (Марлинского) «К облаку», « Оживление», А.Одоевского «Утро», «Из детских лет воспоминанья…».

Произведения сибирских писателей  и поэтов XX века ( 1 7 часов).

Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков (3 часа).

Трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов, защищающих родную землю, в стихотворениях поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Стихотворения Дж.Алтаузена «Родина смотрела на меня» и «Девочка играла возле дома» - баллады, содержащие в себе все признаки этого лиро-эпического жанра: лирическую эмоциональную оценку персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах или фантастических явлениях.

Сопоставление стихотворений  Иосифа Уткина «Я видел девочку убитую…» и стихотворений Дж.Алтаузена на основе единства темы. Проблема мести.

Художественный мир стихотворений Моисея Рыбакова «Мы с Байкала (Песня призывников)», «Два русских слова», «Когда-нибудь,  я верю это будет…», Иосифа Уткина «В санбате», « Если будешь ранен, милый, на войне…».

Рассказ «На реке Ангаре» Валентина Распутина (3 часа).

Единство художественного мира произведения. Восприятие таинства природы ребенком. Художественная деталь в рассказе. Финал рассказа как открытая нравственная и экологическая проблема.

Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав» ( 3 часа).

Иркутск и его жители во времена правления Петра I. Характеристика героев и событий. Восприятие таинства природы подростками. Художественная деталь в повести.

Рассказ Алексея Зверева «Ласточки» (3 часа).

Человек и окружающий мир природы. Нравственные основы жизни Якимовых и нравственные уроки для внука. Время в рассказе. Поэтика заглавия.

Лирика иркутских поэтов (5 часов).

Стихотворения М.Сергеева, С.Иоффе, А.Румянцева, А.Горбунова и А.Кобенкова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика, которая метафорически осваивая мир, будит воображение, заставляет почувствовать и увидеть привычный мир, преображенный мыслями и чувствами поэта. Поэтические открытия окружающего мира.

Составление сборников стихотворений сибирских поэтов, объединенных темой весна, лето, Байкал, тайга, ночь, река и т.д..

Составление программы концерта из стихотворений и песен на стихи сибирских (иркутских) поэтов о природе.

Каледарно-тематическое планирование. 6 класс.

№ урока

Тема, подтема.

Кол-во часов

Дата проведения урока

Контроль знаний

Работа по развитию речи.

Сведения по теории литературы, глоссарий.

Мультимедиа, интернет и другие средства обучения.

Эпос народов Восточной Сибири (4 часа).

1-2

Бурятский героический эпос «ГЭСЭР».

Эпос «Гэсэр» и картина мира древних бурят

2

Беседа по вопросам на выявление точности восприятия.

Рассказ об образе жизни бурят в Сибири.

1.Рисунки уч-ся к рассказу.

3-4

Якутский героический эпос «ОЛОНХО»

Нюргун  Боотур  Стремительный. Эпос «Олонхо» и картина мира древних якут.  Особенности мифологического создания древнего человека.

2

Дать развернутую характеристику второй темя вступления

Охарактеризовать сознание древних якутов.

Комментированное чтение произведения учителем. Вспомнить о взаимоотношениях человека и природы, о представлении о древних богах и человеке, о существовании разных миров.

Миф (закрепление понятия).

1.vostok-sibir.ru

Древнерусская литература Сибири  (5 часов).

5

Сибирская летопись (фрагменты « О приходе Ермака в Сибирь» и « Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом». Знакомство с сибирской летописью. Традиции русского летописания. Характеристика русского летописания.

1

Вопросы на выявление восприятия темы и авторского отношения к изображаемому.

Рассказ уч-ся о традициях русского летописания (использование знаний, полученных на уроках литературы в 6 классе).

Летопись.

1.Н.С. Романов «Летопись города Иркутска» За 1881-1901; 1902-1924 годов; «Иркутская летопись» 1661-1940г.г..

2.Мультимкедийная презентация «Древнерусская литература».

6

Сибирская летопись (фрагменты « О приходе Ермака в Сибирь» и « Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом». Идеология феодального общества и народные воззрения на русскую историю.  Жизнь и деяния Ермака в сибирском летописании.

1

Написание рассказа с использованием фактов из иркутской летописи.

Устный рассказ по картине В.И.Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» с употребление лексики из сибирских летописей.

Феодальное общество

Репродукция с картины В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

history.irk.ru

7

Баллада К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».

Знакомство с балладой К.Ф.Рылеева « Смерть Ермака» как отражением сибирской и общерусской истории.

1

Исследовательское задание. Спросить у бабушек, дедушек, родителей о песне «Смерть Ермака», что они знают о песне? Почему она стала народной? Почему многие не знают имени её создателя?

Составить небольшой рассказ на материале домашнего исследования.

Баллада.

1.Портрет К.Ф.Рылеева.

2.Мультимедийная презентация

« Яркая судьба К.Ф.Рылеева».

8-9

Иркутская летопись.

Городовая летопись. Знакомство с Иркутскими летописями (Н.С. Романов «летопись города Иркутска за 1881 – 1901г»,  Н.С. Романов «Летопись города Иркутска за 1902 – 1924г», «Иркутская летопись» 1961- 1940 г.г»  и др..

2

Творческая работа «Машина времени. Я в древнем Иркутске».

Чтение учителем фрагментов Иркутской летописи с комментариями и вопросами на выявление её восприятия.

Городовая летопись.

1.Н.С. Романов «Летопись города Иркутска» За 1881-1901; 1902-1924 годов; «Иркутская летопись» 1661-1940г.г..

2.Иллюстрационный материал «Иркутск в древности».

wiki.irkutsk.ru,

images.yandex.ru

Произведения сибирских писателей XIX  века ( 7 часов).

10

Н.А.Белоголовый  «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет» (фрагменты).

Воспоминания Н.А.Белоголового как документальные очерки, то есть записи, основанные на личных воспоминаниях и фактах их детской жизни автора.

1

1.Доклад уч-ся о жизни Н.А.Белоголового.

Заочная экскурсия «Иркутск исторический» (проводит один из уч-ся класса)

Лирический герой, ритм, рифма, художественное время и пространство, композиция, документальный очерк.

1.Портрет Н.А.Белоголового.

2.Открытки «Памятные места города Иркутска».

history.irk.ru

11

Н.А.Белоголовый  «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет» (фрагменты). Характерные черты жизни купеческой семьи, мальчиков и их учителей.

1

Вопросы к уч-ся на выявление темы и её развития, восприятия прочитанного и авторского отношения к нему.

Рассказ уч-ся о жизни купеческой семьи в городе Иркутске.

1.Мультимедийная презентация

« Декабристы, упомянутые в воспоминаниях Н.А.Белоголового».

2.Книги «М.Сергеев,  Н.Н.Гончарова «Декабристы и Сибирь», К.С.Куйбышев, Н.И.Сафонова «Акварели декабриста Петра Ивановича Борисова».Материал на сайте

http://dic.academic.ru/

3.Вырезка из газеты «Бирюсинская новь» № 37 от 16.09.2011 года статья Оксаны Кокаровцевой «Краеведческий музей».

12

Рассказ В.М.Михеева «Учитель» (Воспоминание).

Характеристика сибирского интеллигента, его отношения к людям, обществу, природе. Авторская позиция в рассказе.

1

Самостоятельная работа над составлением рассказа  о жизни сибирской интеллигенции, основываясь на впечатлениях от воспоминаний В.Михеева.

Словесное рисование портрета сибирского интеллигента (мужчины и женщины) с использованием очерка Учитель» В.М.Михеева.

Жанр литературного произведения, очерк.

1.Портрет В.М.Михеева.

Из лирики сибирских поэтов XIX века.

13-14

Стихотворения Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале» (2 часа).

Позывные сигналы Иркутского радио – народная песня – авторское стихотворение. Художественный мир стихотворения и его анализ. Проблема сохранения фольклорной традиции и памяти народа

2

Исследовательская работа «Песня в моем доме» - «Славное море – священный Байкал» по вопросам, предложенным учителем, составление рассказа по итогам исследования.

Сопоставление стихотворения и народной песни «Славное море – священный Байкал»

Каторга, привольный, священный, память народа.

1.Портрет Д. Давыдова.

2.Аудоиозапись позывных Иркутского радио (первые аккорды песни «Славное море – священный Байкал».

irk-vesti.ru

15-16

Стихи декабристов  периода ссылки.

Знакомство с биографией поэтов-узников. Анализ художественного мира стихотворений В.Кюхельбекера «Ночь», «Родство со стихиями», А.Бестужева (Марлинского) «К облаку», « Оживление», А.Одоевского «Утро», «Из детских лет воспоминанья…».

Чтение стихотворений поэтов-декабристов подготовленными уч-ся.

Анализ стихотворений посредством вопросов, предложенных учителем.

Лирический герой, эпитет.

Портреты декабристов  В.Кюхельбекера, А.Бестужева (Марлинского),  А.Одоевского

history.irk.ru

Произведения сибирских писателей  и поэтов XX века (1 7 часов).

17

Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков.

Трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов, защищающих родную землю, в стихотворениях поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Стихотворения Дж.Алтаузена «Родина смотрела на меня» и «Девочка играла возле дома»

1

Выразительное чтение стихотворений Дж.Алтаузена.

Беседа по вопросам, предложенным учителем.

Баллада (усвоение понятия), описание интерьера.

1.Портрет Дж.Алтаузена.

detstvo.irkutsk.ru

2.Иллюстационный материал военной тематики (журналы «Литература в школе» 2005-2009 год.

18

Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков.  Сопоставление стихотворений  Иосифа Уткина «Я видел девочку убитую…» и стихотворений Дж.Алтаузена на основе единства темы. Проблема мести.

1

Выразительное чтение стихотворений Иосифа Уткина.

Творческая письменная работа:» Можно ли считать, то, что волновало дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, может столь же эмоционально восприниматься их потомками?»

Автобиографическая основа, чувства лирического героя.

1.Портрет Иосифа Уткина..

detstvo.irkutsk.ru

19

Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков.  Художественный мир стихотворений Моисея Рыбакова «Мы с Байкала (Песня призывников)», «Два русских слова», «Когда-нибудь,  я верю это будет…», Иосифа Уткина «В санбате», « Если будешь ранен, милый, на войне…».

1

Выразительное чтение стихотворений Моисея Рыбакова.

Сочинение своего стихотворения военной тематики.

Адресат послания.

1.Портрет Моисея Рыбакова.

detstvo.irkutsk.ru

20

В.Распутин « На реке Ангаре». Краткий очерк жизни. Знакомство с содержанием рассказа.

1

Исследовательская работа. Выяснить в разговоре с родителями, бабушками, дедушками, что они думают по поводу затопления огромных пространств сибирской территории, Илимской пашни во времястроительства Иркутской, Братской, Усть-Илимской  ГЭС.

Вопросы на выявление восприятия темы и её развития.

Олицетворение, метафора, сюжетная линия.

1.Портрет В. Распутина.

2.Иллюстрационный материал к рассказу «На реке Ангаре».

images.yandex.ru

3. Фотографии из книги О.Шахеровой «Распутин в школе».

21

В.Распутин « На реке Ангаре». Единство художественного мира произведения. Восприятие таинства природы ребенком.

1

Выразительное чтение фрагментов рассказа.

1.Словесное рисование картин природы реки Ангары.

2.Пересказ фрагментов рассказа близко к авторскому тексту.

Таинство природы.

Иллюстрации уч-ся к рассказу.

22

В.Распутин « На реке Ангаре». Художественная деталь в рассказе. Финал рассказа как открытая нравственная и экологическая проблема.

1

Эвристическая беседа по вопросам,  предложенным в хрестоматии.

Ответ на вопрос: «Почему Валентин Распутин вводит в рассказ описание эпизодов из своего детства?

Проблема художественного произведения, нравственная и экологическая проблема.

Фотографии Иркутской, Братской, Усть-Илимской ГЭС

images.yandex.ru

23

Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав». Знакомство с содержанием.  Картины сибирской природы.

1

Вопросы на выявление восприятия темы и её развития.

Словесное рисование картин сибирской природы.

1.Фотография Д.Г.Зверева.

2. Репродукции с картин Б.И.Лебединского «Иркутский острог конца XVII – начала XVIII века.

24-25

Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав».  Иркутск и его жители во времена правления Петра I. Характеристика героев и событий. Восприятие таинства природы подростками. Художественная деталь в повести

2

Сочинение продолжения рассказа – развитие сюжета.

1.Словесное рисование портретов жителей Иркутска времен Петра I.

2.Характеристика Тимошки.

3.Рассказ об истории семьи Катерины.

Характеристика литературного героя, художественная деталь в повести.

Иллюстационный материал к рассказам Д.Сергеева .

images.yandex.ru

26

Алексей Зверев «Ласточки». Слово о писателе. Знакомство с содержанием рассказа.

1

Выразительное чтение некоторых эпизодов рассказа.

Портрет А.Зверева.

27-28

Алексей Зверев «Ласточки». Человек и окружающий мир природы. Нравственные основы жизни Якимовых и нравственные уроки для внука. Время в рассказе. Поэтика заглавия.

2

1.Развернутый рассказ о впечатлениях от рассказа.

2.Придумать свои варианты заголовка рассказа.

Создание рассказа  (устная или письменная форма)  о лете в деревне с точки зрения внука Якимовых Гриши или от имени ласточки-мамы.

Пейзаж, пейзажные зарисовки.

Иллюстрационный материал к рассказу А.Зверева «Ласточки».

Лирика иркутских поэтов (5 часов).

29-30

Урок-концерт. Стихотворения М.Сергеева, С.Иоффе, А.Румянцева, А.Горбунова и А.Кобенкова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика

2

1.Выразительное чтение стихотворений.

Словесное рисование картин природ, изображенных в стихотворениях поэтов-сибиряков.

Пейзажная лирика (закрепление понятия)

1.Портреты М.Сергеева, С.Иоффе, А.Горубунова, А.Кобенкова.

2.Журнал «Сибирячок» 2005-2007 годов со стихами поэтов-сибиряков.

31

Урок-презентация. Поэтические открытия окружающего мира. Стихотворения поэтов Тайшетского района о Сибири.

1

Составление сборника поэтов-сибиряков с включением в него произведений поэтов Тайшетского района.

Сочинение своего стихотворения о природе.

Поэтическое открытие.

1.Сбориники стихотвоений поэтов Тайшетског района «творчество юных и не только…», А.Гнеушев «Я подарю тебе звездный дождь, сборники Э.Нестеровой № 1, № 2 «И предстанет земля моя в сказке».

32

Творческая мастерская. Составление сборников стихотворений сибирских поэтов, объединенных темой весна, лето, Байкал, тайга, ночь, река и т.д..

1

Составление программы концерта из стихотворений и песен иркутских поэтов о природе.

Работа по вопросам учебника-хрестоматии стр.256-257.

Тема лирического произведения.

1.Выставка поэтических сборников, созданных уч-ся.

33

Урок-концерт. Стихи и песни сибирских поэтов и композиторов о природе.

1

Выразительное чтение наизусть стихотворений сибирских поэтов о природе.

Аудиозаписи песен иркутских поэтов о природе.

compos.irk.ru

muza.irk.ru

Можно использовать поисковые системы сети интернет.

34

Резервный урок.

1

Итого  за год 34 часа

Список литературы.

  1. О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ. Иркутск. 2001.
  2. О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к учебной  хрестоматии  для 5-6 классов. общеобразовательных школ. Иркутск. 2001.
  3. В.П.Зиновьева. Русские сказки Забайкалья. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1998 год.
  4. Е.И.Шастина «Сказки и сказочники Лены-реки». Востсибкнига. 1991.
  5. Журнал «Сибирячок» 1995-2011 год.
  6. Н.С. Романов «Летопись города Иркутска» За 1881-1901; 1902-1924 годов; «Иркутская летопись» 1661-1940г.г.. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1976 год.
  7. Книги «М.Сергеев,  Н.Н.Гончарова «Декабристы и Сибирь», Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1986 год.
  8. Журнал. Литература в школе. 2002-2011 годы.
  9. О.Шахерова «Распутин в школе». Востсибкнига. 2007.
  10. Андрей Гнушев. Я подарю тебе звездный дождь… Рассказы, очерки, публицистика из цикла «Земля моя Тайшетская»,Тайшет, 2002.
  11. Творчество юных и не только… Тайшетский район, 2005.
  12. Бирюсинская новь. № 37, № 16.
  13.  Э. Нестеррова «И предстанет земля моя в сказке», Тайшет, 2007.

Интернет-ресурсы.

  1. http://galileo-tv.ru/
  2. detstvo.irkutsk.ru
  3. images.yandex.ru
  4. . vostok-sibir.ru
  5. detstvo.irkutsk.ru
  6. history.irk.ru
  7. wiki.irkutsk.ru
  8. http://dic.academic.ru/
  9. irk-vesti.ru
  10. compos.irk.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Литература Восточной Сибири

Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными  Министерством общего и профессионального образования  РФ, стандартами основног...

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 5 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 6 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 5 класса

Автор учебника Шахерова О. Н. Хрестомати для 5-6 классов....

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 6 класса

Автор учебник О.Н. Шахерова для 5-6 классов....