Два великих гения русской литературы.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок проходил в 11-ом классе для детей с нарушением слуха.
Это заключительный урок, запланированный при изучении лирики Пушкина и Лермонтова.
Цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся, для осмысления поэтических миров Л и П.
Для достижения поставленной цели урока решались следующие задачи:
Образовательная: Выделять сходства и различия в поэтических мировоззрениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, формировать умение сопоставлять лирические произведения; через жестовое пение глубже проникать в содержание лирического произведения
Развивающая: развивать навык анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;
Воспитательная: поддерживать интерес учащихся к личности и творчеству Пушкина А.С. и М.Ю.Лермонтова, донести до них целостный образ поэтов,
воспитывать чувство слова и культуру чувств; способствовать более глубокому восприятию стихов через музыкальную составляющую.
Тип урока: урок – концерт.
Форма урока – нетрадиционная, где сочетаются чтение наизусть, жестовое исполнение песен, презентация по творчеству Пушкина, прослушивание аудиофрагментов
На уроке реализовывалась технология словесно-жестового обучения и элементы ИКТ.
Были использованы следующие формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, что давало возможность каждому ученику проявить свои знания и творческие способности.
Для мотивации учебной деятельности применен материал, личностно значимый и интересный для учащихся, поэтому на протяжении всего урока прослеживался интерес к поднятой теме.
Четкой структуры урок-концерт не предполагает, но вычленена словарная работа, и актуализация знаний через метод ассоциаций, диаграмму Вена, так как словарная работа – обязательный компонент в коррекционной школе, о диаграмма позволила выделить сходство и различие мотивов лирики поэтов. Далее сравнивались произведения общественной тематики, любовной и пейзажной лирики и завершилось сравнение стихами последних лет жизни, которые ярко продемонстрировали своеобразный подход поэтов к восприятию мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnyy_dva_velikikh_geniya_literatury.docx | 99.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Два гения русской литературы
цель:
создать условия для развития творческих способностей учащихся, для осмысления поэтических миров Л и П.
Задачи:
Образовательная: выделять сходства и различия в поэтических мировоззрениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, формировать умение сопоставлять лирические произведения; через жестовое пение глубже проникать в содержание лирического произведения
Развивающая: развивать навык анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;
Воспитательная: поддерживать интерес учащихся к личности и творчеству Пушкина А.С. и М.Ю.Лермонтова, донести до них целостный образ поэтов,
воспитывать чувство слова и культуру чувств; более глубокому прочувствованию стихов через музыкальную составляющую.
Цель обучающихся:
знать:
- сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, мотивы лирики поэтов
- уметь:
- выразительно читать поэтический текст;
- анализировать поэтические строки
- работать самостоятельно с текстом, с дополнительными источниками, справочным материалом;
- монологически высказываться , выступать перед аудиторией.
Тип урока: урок-концерт
Методы: словесный, наглядный, практический
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в микрогруппах.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение
Ход урока
Учитель: дорогие друзья, я приглашаю вас на урок-концерт! Давайте прочитаем строки. Слайд 1
ученик: Слайд 2
- Есть имена, как солнце!
- Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: - поэте,
Действительном - в любые времена.
И.Северянин.
Лена: Слайд 3
- О, этот Лермонтов опальный, сын нашей собственной земли,
- чьи строки, как удар кинжальный,
- под сердце самое вошли!
- Он, этот Лермонтов могучий,
- сосредоточась, добр и зол,
- как бы светящаяся туча
- по небу русскому прошёл. Я. Смеляков.
Учитель: Мы поговорим о двух гениях русской литературы, еще раз прикоснемся к живительному источнику великой поэзии. Мы прочитаем стихи, послушаем песни на произведения Лермонтова и Пушкина, и сами споем.
Чтение словаря урока.
Слайд 4
Слайд 5
Чтение эпиграфа урока:
На доске:
Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило
русской поэзии. Вся она между ними
колеблется, как между двумя
полюсами – созерцанием и действием
Д.С.Мережковский
Создание кластера. Слайд 6
Солнце | Луна |
свет, светило тепло яркое день радость желтое золотое божество. | тайна тьма тоска одиночество демонизм небесное тело ночь …. |
Поэзия Пушкина ассоциируется с солнцем, поэзия Лермонтова – с ночным светилом. Мы сравним поэтическое творчество двух гениев литературы.
А глубже понять смысл стихов нам поможет музыка и жестовое пение.
Учитель: Во все времена к творчеству Пушкина и Лермонтова обращались музыканты, артисты, художники. И в наше время этот интерес не угас. молодые люди вновь перечитывают строки наших гениев, находя в них отклики своим мыслям.
Какие известные вам исполнители обращались к творчеству этих поэтов?
Слайд 7
Дети:
Дима Билан
Сергей Пенкин
Николай Басков
Олег Погудин
О чем это говорит?
Ученик: Ученик: и сегодня поэзия Пушкина и Лермонтова актуальна, востребована, потому что стихи поэта вдохновляют уже наших современников исполнять их, сочинять на них музыку. Слайд 8
Прослушайте фрагмент песни в исполнении Витольда Петровского.
Учитель: О чем же писали поэты? Что волновало их? Какие лирические темы разрабатывали? Есть ли совпадение интересов?
Диаграмма Вена
Выберите темы, о которых мы поговорим.
Вольнолюбивая лирика
Пейзажная лирика (на слух)
Лирика любви
Учитель: Как видим, темы совпадают, только настроение в их стихах разное
. Слайд 9
Ученик : П. больше свойственен оптимизм, a JI. - пессимизм, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, чувство тревоги, тоски, безысходности.
Какие произведения прозвучали?
Учитель: Чтобы проиллюстрировать разность настроений в разработке общих тем, обратимся к произведениям поэтов. И музыка ,и жестовое пение нам в этом поможет.
« К Чаадаеву» и «Дума»Эти произведения можно сравнивать, так как в них затрагивается вопрос востребованности молодого поколения,
Слайд 10
Ученик: В послании «К Чаадаеву» чувствуется убежденность поэта в том, что отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине.
Учитель: Сейчас мы прослушаем песню на стихи Пушкина. Исполняет ее наш земля, казахстанец Павел Кашин.
Мне кажется, он очень точно сумел это передать.
Песня , ролик
Ученик : Лермонтовское поколение отошло от участия в общественной жизни, его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство.
Слайд 11
Ученик: Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Эта произведение также исполняется современными исполнителями.
Поговорим о любовной лирике. Слайд 12
Назовите стихи Пушкина о любви:
Учащиеся : На холмах Грузии лежит ночная мгла
Я вас любил
Я помню чудное мгновенье
Мадонна
А у Лермонтова:
Я не унижусь пред тобою
Нищий
Отчего
Молитва
В чем здесь различие двух гениальных поэтов?
Ученик: Для Пушкина любовь — божественный светлый дар. Это чувство светлое и радостное.
Стихотворение «Я вас любил» Слайд 13
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Ученик : У Лермонтова любовь — высокое, неземное, непостижимое чувство. При этом оно всегда неразделенное или утраченное.
Послушаем стихи. Слайд 14
Итак, прощай! Впервые этот звук
Тревожит так жестоко грудь мою.
Прощай! - шесть букв приносят столько мук!
Уносят все, что я теперь люблю!
Я встречу взор ее прекрасных глаз,
И, может быть, как знать... в последний раз!
Учитель: спасибо, ребята. Обратимся к пейзажной лирике.
Ученик :У Пушкина пейзажи расцвечены яркими красками, природа ликует и цветет вместе с ним.Слайд 15
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса
Слайд 16
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
Прозрачный лес один чернеет,
и ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Ученик : В природе Лермонтов искал по преимуществу величественного, необычайного, поражающего чувства и воображение.
Мятежная душа Лермонтова ищет покоя и тишины.
Попробуем спеть?
Слайд 17
Песня Горные вершины.
Итак, мы доказываем, что Пушкин 2-дневное светило»,
А Лермонтов – «Ночное светило» русской поэзии
Какие темы не пересеклись в нашей диаграмме?
Темы одиночества, дружбы.
Пушкин счастлив в друзьях.
Обратимся к последним годам жизни поэтов. В последние годы жизни оба поэта размышляли о жизни, о своем видении.
Поменялось ли их мировоззрение и мировосприятие?
Слайд 18
Ученик:
Несмотря на трагизм своего положения, Пушкин остался верен себе - он любит жизнь, он оптимист
Слайд 19
О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Еще хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств всего.
Слайд 20
Ученик:
Лермонтов трагически одинок. Этот мотив проходит через все творчество поэта, он обозначен и в конце жизни.
Выхожу один я на дорогу. Ролик.
Слайд 21
Наш урок-концерт подходит к концу.
Мы выявили разность настроений в разработке общих тем, их несовпадение. Какой же главный вывод мы должны сделать: Пушкин и Лермонтов поэты разных эпох, они по-разному смотрят на мир. Но их произведения гениальны.
Произведения Пушкина и Лермонтова не устарели, они интересны и современны.
Пушкин оптимист, Лермонтов пессимист
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Лермонтова и 215 – со дня рождения Пушкина. Но по-прежнему влюбленные читают их строки, мы смотрим на природу их глазами, на их примере учимся любить Родину. Их творения бессмертны. Два гения русской литературы – на все времена.
- Саша
- Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине:
поэте,
Действительном
в любые времена.
2 В послании «К Чаадаеву» чувствуется убежденность поэта в том, что отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине.
3. Лермонтовское поколение отошло от участия в общественной жизни, его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство.
Настя
1.Дима Билан
Сергей Пенкин
Николай Басков
Олег Погудин
2. На холмах Грузии лежит ночная мгла
Я вас любил
Я помню чудное мгновенье
Мадонна
3 Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Вика:
1 Ученик: и сегодня поэзия Пушкина и Лермонтова актуальна, востребована, потому что стихи поэта вдохновляют уже наших современников исполнять их, сочинять на них музыку.
2 Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
3. О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Еще хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств всего.
Тико:
1 Пушкину больше свойственен оптимизм, a JI. - пессимизм, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, чувство тревоги, тоски, безысходности.
- Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим
3. У Лермонтова любовь — высокое, неземное, непостижимое чувство. При этом оно всегда неразделенное или утраченное.
4 У Пушкина пейзажи расцвечены яркими красками, природа ликует и цветет вместе с ним.
Лена:
- О, этот Лермонтов опальный,
- сын нашей собственной земли,
- чьи строки, как удар кинжальный,
- под сердце самое вошли!
- Он, этот Лермонтов могучий,
- сосредоточась, добр и зол,
- как бы светящаяся туча
по небу русскому прошёл.
2 А у Лермонтова:
Я не унижусь пред тобою
Нищий
Отчего
Молитва
3 Для Пушкина любовь — божественный светлый дар. Это чувство светлое и радостное.
4 Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
Прозрачный лес один чернеет,
и ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Пушкин и Лермонтов поэты разных эпох, они по-разному смотрят на мир.
Но их произведения гениальны.
Произведения Пушкина и Лермонтова не устарели, они интересны и современны.
Пушкин оптимист, Лермонтов пессимист
Пушкин и Лермонтов поэты разных эпох, они по-разному смотрят на мир.
Но их произведения гениальны.
Произведения Пушкина и Лермонтова не устарели, они интересны и современны.
Пушкин оптимист, Лермонтов пессимист
Пушкин и Лермонтов поэты разных эпох, они по-разному смотрят на мир.
Но их произведения гениальны.
Произведения Пушкина и Лермонтова не устарели, они интересны и современны.
Пушкин оптимист, Лермонтов пессимист
Пушкин и Лермонтов поэты разных эпох, они по-разному смотрят на мир.
Но их произведения гениальны.
Произведения Пушкина и Лермонтова не устарели, они интересны и современны.
Пушкин оптимист, Лермонтов пессимист
Пушкин и Лермонтов поэты разных эпох, они по-разному смотрят на мир.
Но их произведения гениальны.
Произведения Пушкина и Лермонтова не устарели, они интересны и современны.
Пушкин оптимист, Лермонтов пессимист
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ломоносов - гений русской науки
В России в 2011 голу отмечали юбилей - 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова. Наша Тува находится далеко от родины Ломоносова, по решению нашего методического совета мы провели Ломоносовские чтения,...
Гений русской музыки
В нашей школе искусств традиционным стало проведение Школьной филармонии "Путешествие в мир музыки".Музыкально-литературная композиция посвящена музыке П.И.Чайковского....
Классный час "Гений русского бизнеса"
В разработке имеется прзентация " Гений русского бизнеса". В которой рассматривается жизнь первого русского бизнесмена Н.И. Путилова. Он брался за безнадёжные дела, от которых отказались остальны...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Новелла Н.С.Лескова "Старый гений" (урок литературы в 8 классе)
Методическая разработка урока литературы по новелле Лескова "Старый гений"....
Макаров.Адмирал.Гений Русского флота.Роль личности в воспитании будущих офицеров Военно-морского флота.
Подвиги адмирала Макарова....
Урок "А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов-два гения русской поэзии"
Урок "А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов-два гения русской поэзии"...