Новелла Н.С.Лескова "Старый гений" (урок литературы в 8 классе)
методическая разработка по литературе (8 класс)

Щеголева Светлана Владимировна

Методическая разработка урока литературы по новелле Лескова "Старый гений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл li_urok_n.s.leskov_staryy_geniy.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Н.С.Лесков «Старый гений».

Цель урока: научить выявлять проблемы художественного текста (по новелле) Н.С.Лескова «Старый гений», находить их взаимосвязь с реальной жизнью.

Задачи:

образовательные:

  • Знакомство с текстом произведения Лескова, обсуждение его взаимосвязи с современным автору русским обществом.
  • Формулирование идеи произведения, характеристика его героев.
  • Обсуждение актуальности проблем, поднятых автором.

развивающие:

  • Развитие коммуникативной деятельности
  • Совершенствование навыков анализа художественного произведения.

воспитательные:

  • Воспитание у учащихся уважительного отношения к нравственным нормам.

1. Организационный момент.

2. Некоторые факты биографии Лескова (слово учителя).

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) – известный русский писатель и публицист, знакомый нам по сказу «Левша» о тульском мастере, подковавшем блоху.

В отличие от многих писателей 19 века, Лесков не был благородного происхождения. Его отец – мелкий чиновник Орловской губернии. Самому Лескову пришлось рано идти на службу в связи со смертью отца. В 16 лет он уже поступает писцом в суд. Именно там он собрал материал для многих своих произведений о несправедливом устройстве общества, о преступлениях, о мошенничестве и многом другом.

Сегодня мы познакомимся с произведением Лескова «Старый гений», опубликованным  в 1841 году.

3. Прослушивание актёрского чтения новеллы. Параллельно учащиеся отвечают на вопросы по содержанию текста.

Вопросы к новелле Н.С.Лескова «Старый гений».

1. Кто автор эпиграфа к новелле?

2. В чём заключалось «вопиющее дело старушки»?

3. О какой сумме денег идёт речь в произведении?

4. Почему получив благоприятное решение суда старушка не могла получить своих денег?

5. Что решилась сделать старушка, чтобы высшие чиновники благоприятно решили её дело?

6. Где старушка познакомилась с незнакомцем, обещающим решить её дело?

7. Сколько денег требовал незнакомец за выполнение, казалось бы, невозможного дела?

8. Что заставило старушку поторопиться и всё-таки довериться Ивану Иванычу?

9. Кто помимо Ивана Иваныча участвовал в авантюре?

10. Каким образом удалось вручить расписку великосветскому франту?

4. Аналитическая беседа с элементами пересказа.

-Композиция рассказа построена таким образом, что о событиях мы узнаем от автора, которому старушка-помещица рассказывает о своих бедах. Весь рассказ разделен на 5 глав. Но оправдано ли это в таком маленьком произведении? То же происходит и с сюжетом, простую, на первый взгляд, ситуацию, легко решаемую в суде, воздвигают в ранг нерешаемой.

-В чём причины того, что помещица дала в долг великосветскому франту?

  • Он человек из приличной семьи, когда-то старушка знавала его мать
  • Он богат, и старушка думала, что вскоре она получит деньги обратно.
  • Старушка – честная, порядочная женщина и склонна видеть в людях хорошее.

-Проанализируем цитаты, характеризующие должника. Какой вывод можно сделать из них?

  • «...должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе».
  • «Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника».
  • «он платить не привык, и если очень докучать станете – может вам неприятность сделать».
  • «...он барин хороший, но только дурной платить; а если кто этим занялся, тот и всё дурное сделает».

-Старушка и франт противопоставлены друг другу. Если франт – представитель высшего общества, богатый, знатный, имеющий связи, то старушка – его полная противоположность. Более того, её можно отнести к типу «маленьких людей». Парадокс заключается в том, что суд принимает решение в пользу старушки, однако возникает непреодолимое препятствие: никто не может вручить постановление ответчику. Почему же так происходит? Ответ на этот вопрос и составляет основную идею рассказа.

-Кого или что осуждает Лесков в своей новелле?

5. Повторение литературоведческих терминов:

-Что такое новелла? (Краткое прозаическое произведение с напряжённым сюжетом и неожиданным финалом).

-Какие новеллы вы знаете? («Маттео Фальконе», «Дары волхвов»).

-Что даёт основание говорить о произведении «Старый гений», как о новелле?

6. Работа с толковым словарём.

Слово «гений» мы встречаем достаточно часто. Оно имеет несколько лексических значений.

1. Высшая степень творческой одаренности, проявление такой одаренности.

2. Выдающиеся способности, талант в определенной сфере деятельности.

3. Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.

4. Тот, кто в совершенстве владеет чем-то.

Что мы узнаём об Иване Иваныче? Почему автор называет его в своей новелле гением?

7. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой -  формулирование идеи новеллы.

-Итак, благодаря Ивану Иванычу и сербскому сражателю история старушки оканчивается благополучно. Но читатель понимает, что это единичный случай, никак не влияющий на ситуацию в целом. В чём же заключается идея новеллы?  

Идея

социальная                                                                                     нравственная

Социальная составляющая произведения заключается в осуждении судебной и чиновнической системы России 19 века. Никто из чиновников не смеет выполнить прямое распоряжение суда. Более того, кое-кто обвиняет и саму старушку в том, что она неосмотрительно дала франту в долг.

Нравственная составляющая, безусловно, осуждает такой человеческий порок, как неблагодарность.

8. Подведение итогов.

Подготовьте небольшое устное высказывание на тему «Почему неблагодарность – одно из худших человеческих качеств»? В качестве аргумента используйте текст произведения Лескова.

9. Домашнее задание.

1. Сравните героиню новеллы «Старый гений» с уже известными вам «маленькими людьми». Что у них общего, что различного?

2. Знакомство с фрагментами повести «История одного города». (краткий пересказ + презентация + ответы на вопросы по плану)

План:

1. Укажите сатирические элементы в данном эпизоде.

2. Какими показаны герои?

3. Какие фантастические элементы есть в эпизоде?

1 группа: «О корени происхождения глуповцев».

2 группа: «Органчик»

3 группа: «Войны за просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Контрольная (творческая) работа по новелле Эдгара А. По «Падение Дома Ашеров». Литература, 8 класс

Контрольная (творческая) работа по новелле Эдгара А. По «Падение Дома Ашеров».Литература, 8 класс Задания составил учитель русского языка и литературыГБОУ Школа №351 Московского район...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...