Гений русской музыки
материал (музыка) по теме
В нашей школе искусств традиционным стало проведение Школьной филармонии "Путешествие в мир музыки".Музыкально-литературная композиция посвящена музыке П.И.Чайковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geniy_russkoy_muzyki.docx | 23.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мировская В.Н. – Школьная филармония «Путешествие в мир музыки»
Гений русской музыки
(Петр Ильич Чайковский)
Наша встреча посвящена творчеству великого русского композитора XIX века Пет -
ра Ильича Чайковского. Он родился 7 мая 1840 года в городе Воткинске, на Урале. Отец его, Илья Петрович был в то время директором металлургического завода. В семье кроме Пети были две сестры и четыре брата. Из Петербурга мать привезла молоденькую гувернантку Фанни Дюрбах, которая занималась воспитанием и обучением детей. По её приказанию и летом, и зимой дети вставали в шесть утра. После гимнастики и завтрака начинались домашние уроки. Фани учила читать по-французски, сточинять стихи. Иногда в гостиной заводили оркестрину, механический инструмент, исполнявший разные пьесы. Как только раздавалась музыка Моцарта, на лице мальчика появлялась улыбка.
- Вальс из «Детского альбома» - скрипка, фортепиано
Мать часто напевала сыну песни, старинные романсы, аккомпанируя себе на фортепиано. Склонность к музыке у мальчика проявилась рано, в четыре года. И в доме появилась учительница музыки Марья Марковна Пальчикова. Это была самоучка-пианистка из крепостных. Она-то и преподавала будущему композитору основы музыкального искусства. С необычайной лёгкостью он запоминал пьесы наизусть. Его не занимали больше ни развлечения, ни прогулки. Музыка звучала в нём и в те часы, когда он не был у рояля. Однажды он с таким увлечением «Играл» на оконном стекле, что выбил его и порезал руку. В четыре года вместе с сестрой Машей Петя сочинил свою первую пьеску, а в восемь лет он довольно хорошо играл и импровизировал на рояле. Именно впечатления детства легли в «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского.
- Старинная французская песенка («Детский альбом»)– фортепиано
В те времена во многих семьях принято было учить детей музыке – это было частью
светского воспитания. Считалось правилом хорошего тона, чтобы дети умели играть «для себя». Игре на рояле учили всех детей в семье Чайковских. В доме Чайковских музыка звучала постоянно: то Александра Андреевна играла или пела романсы, то отец играл на флейте, то его сослуживцы исполняли ансамбли – трио и квартеты. Вечерами дети вместе с гувернанткой Фани Дюрбах часто сидели на балконе, выходящем на озеро, слушали нежные и грустные народные песни. Это были наиболее яркие музыкальные впечатления детства. Об этом композитор впоследствии писал: «Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки». Не случайно, будучи композитором, он написал 16 песен для детей, в которых запечатлелись воспоминания детства.
- «Детская песенка» - песня
Знакомый с детства с народной песней, композитор относился к ней очень бережно.
Пётр Ильич старался сохранить интонации русских напевов в их первозданности, т.е. как можно более приближенно к народному исполнению. Он сделал пятьдесят обработок русских народных песен для фортепиано в четыре руки. Кроме того, он очень часто использовал русскую народную песню в своих сочинениях. Например, в опере «Евгений Онегин» звучит хор «Уж как по мосту, мосточку», в основе которого лежит подлинная народная песня «Вейся, не вейся, капустка». Говоря об «Евгении Онегине» нельзя не упомянуть об А.С,Пушкине, чьё творчество с юных лет привлекало композитора. Он особо ценил музыкальность поэзии Пушкина. На стихи поэта Чайковским написано множество романсов, написаны оперы «Мазепа», «Пиковая дама», «Евгений Онегин». Сейчас прозвучат две русские народные песни в обработке для фортепиано в 4 руки.
- «У ворот, ворот», «Зелёное моё виноградье» - фортепианный дуэт
Несмотря на проявившуюся музыкальную одарённость мальчика и его страстную лю-
бовь к музыке, никто в семье и не помышлял о том, что он станет музыкантом. В 10 лет Александра Александровна привезла сына в Петербург в Училище правоведения. Лето она жила с сыном, чтобы он привык к новой обстановке. Но письма из дома её беспокоили. Там остались сыновья-близнецы, Модест и Анатолий, которым не было ещё и года.
И вот хмурым осенним утром он поехал с дядей – провожать мать. Всю дорогу он молчал, прижавшись к её плечу, но когда наступила минута прощания, горе его прорвалось. Его не могли оторвать от матери, он хватал её за руки, за платье, потом вырвался от дяди и побежал за коляской, только б остановить, вернуть. Сейчас прозвучит пьеса из «Детского альбома», которая так и называется «Мама». Мелодия у неё певучая, красивая, ласковая. Сам Чайковский с большой нежностью относился к своей маме. Всю жизнь он помнил её плавные движения, добрый голос, удивительные глаза.
- Мама («Детский альбом») – фортепиано
Через два года, в связи с назначением отца директором Технологического института в
Петербурге, в столицу переехала и вся семья Чайковских. Петя девять лет обучался в училище правоведения. Именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для всех желающих. Окончив Училище правоведения, Чайковский некоторое время работает в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В свободное время он посещает оперу. Огромное впечатление произвели оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Дон Жуан» Моцарта. Он писал: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, - я обязан Моцарту…Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете».
В 1862 году в Петербурге открывается первая в России консерватория. Чайковский, оставив службу, становится её студентом. Через четыре года он с серебряной медалью окончил консерваторию. По приглашению Николая Рубинштейна он едет в Москву, становится профессором Московской консерватории. Двенадцать лет Чайковский преподавал в консерватории. В Москве выходят переводы Чайковского и с немецкого (это «Жизненные правила и советы молодым музыкантам Роберта Шумана, которые вошли в «Альбом для юношества»).
Живя в Москве, Пётр Ильич общался с такими замечательными людьми, как Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков; художниками: Васнецовым, Суриковым, Репиным, Крамским и др.
За годы пребывания в Москве он написал четыре оперы, три симфонии, балет «Лебединое озеро» и приступил к сочинению фортепианного цикла «Времена года». 12 месяцев в году – каждому посвящена пьеса. Его «Осеннюю песнь» находили созвучной настроению картины Левитана «Осенний день. Сокольники». Левитан изобразил дорожку в тихом, опустевшем парке. Низкое серое небо; с молодых клёнов осыпаются жёлтые листья. От ветра качаются верхушки елей. По дорожке идёт женщина в чёрном платье. Она опустила голову и мысли её, вероятно, так же печальны, как этот грустный день. В «Осенней песне» - грустная мелодия звучит устало, задумчиво. Потом музыка становится оживлённее. А к концу пьесы вновь возвращается прежнее настроение.
- Осенняя песнь («Времена года») – виолончель, фортепиано
Осенью 1877 года Чайковский уехал за границу. Он живёт в Италии, Швейцарии, Па-
риже. Весной 1878 года он вернулся на Родину и приехал на Украину погостить в семье своей сестры Александры Ивановны Давыдовой. Он был в восторге от подготовленной для него комнаты. А в свободное время Пётр Ильич любил повозиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ивановны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них различные игры. Тогда-то он и решил написать фортепианный цикл «Детский альбом», который посвятил Володе Давыдову. Двадцать четыре пьесы вошли в этот сборник. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.
- Немецкая песенка («Детский альбом») – фортепиано
В «Детском альбоме» есть пьесы для девочек («Болезнь куклы», «»Новая кукла»), так
и пьесы для мальчиков. Наблюдая за детьми, Чайковский с помощью музыки рассказал нам о детях. Во что играют девочки? – В куклы. А мальчики? – В лошадки, в солдатики. Так возникли пьесы «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».
«Марш деревянных солдатиков» мы можем не только послушать, но и спеть. Если на эту мелодию сочинить слова, то их даже можно петь, как песню.
- Марш деревянных солдатиков – исп. вокальная группа
В Италии, под небом вечно голубым, Чайковский любил встречать самую раннюю
весну – февраль, когда в России ещё снег покрывает землю. В начале февраля 1880 года Пётри Ильич приехал в Рим и застал там традиционное карнавальное шествие, продолжавшееся несколько дней: уличные шествия, игры, маскарады, пушечную пальбу и, конечно, танцы.
На улице Чайковский вдруг услышал доносившийся издали голос уличного певца. Композитор всегда радовался возможности послушать народных музыкантов. У них можно было «подслушать» удивительные мелодии. Когда Чайковский подошёл к певцу, около него уже стояло несколько человек…Черноволосый, черноглазый юноша, одетый в аккуратно залатанные штаны и рубашку, пел, аккомпанируя себе на гитаре.
- Санта-Лючия - песня
Когда песня оборвалась на высокой, звонкой ноте, в лежащую на земле шапку упало несколько монет. Прохожие отправились дальше по своим делам. Кстати, итальянские народные мелодии уже не раз звучали в произведениях Чайковского. Так одна из мелодий, услышанная несколько лет назад, стала неаполитанским танцем в балете «Лебединое озеро». А потом эта мелодия попала в «Детский альбом».
- Неаполитанская песенка («Детский альбом») – песня
Чем дольше жил Чайковский за границей, тем больше его тянуло на Родину, тем
больше он скучал по России, по русскому лесу, по скромной русской природе. В последние годы Пётр Ильич жил в Клину. Дом, в котором он поселился, был расположен на самой окраине городка. Дом был окружен садом, из окон видны широкие поля. Вероятно, об этом и написал он в своей песне «Мой садик»
- «Мой садик»
Пётр Ильич Чайковский создал 6 симфоний, 10 опер, 3 балета («Лебединое озеро»,
«Спящая красавица», «Щелкунчик»), песни для детей и романсы, фортепианные циклы «Времена года» и «Детский альбом». Это далеко не все произведения, которые он написал.
Музыку Чайковского знали и любили выдающиеся русские писатели. Лев Николаевич Толстой, прослушав вторую часть квартета, написал ему: «Я никогда не получал такой награды за мои литературные труды, как этот чудный вечер». Антон Павлович Чехов любил оперу «Евгений Онегин». Чехов посвятил Чайковскому свою книгу рассказов «Хмурые люди». «Я готов день и ночь стоять почётным караулом у крыльца того дома, где живёт Пётр Ильич – до такой степени я уважаю его».
Музыка Чайковского известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число любящих её, находящих в ней утешение и подпору».
Мы думаем, что его заветная мечта осуществилась.
МБОУ ДОД «Детская школа искусств г.Сегежи Республики Карелия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ломоносов - гений русской науки
В России в 2011 голу отмечали юбилей - 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова. Наша Тува находится далеко от родины Ломоносова, по решению нашего методического совета мы провели Ломоносовские чтения,...
Классный час в 9 классе "Три гения большой музыки"
Разработка классного часа по теме "Три гения большой музыки"(о творчестве Бетховена, Чайковского, Мерген-Херела Монгуш)...
Классный час в 9 классе "Три гения большой музыки"
Разработка классного часа по теме "Три гения большой музыки"(о творчестве Бетховена, Чайковского, Мерген-Херела Монгуш)...
Классный час в 9 классе "Три гения большой музыки"
Разработка классного часа по теме "Три гения большой музыки"(о творчестве Бетховена, Чайковского, Мерген-Херела Монгуш)...
Классный час в 9 классе "Три гения большой музыки"
Разработка классного часа по творчеству трёх гениев музыки-Бетховена, Чайковского, Мерген-Херел Монгуш...
Классный час "Гений русского бизнеса"
В разработке имеется прзентация " Гений русского бизнеса". В которой рассматривается жизнь первого русского бизнесмена Н.И. Путилова. Он брался за безнадёжные дела, от которых отказались остальны...
Два великих гения русской литературы.
Урок проходил в 11-ом классе для детей с нарушением слуха.Это заключительный урок, запланированный при изучении лирики Пушкина и Лермонтова.Цель: создать условия для развития творческих способнос...