Макаров.Адмирал.Гений Русского флота.Роль личности в воспитании будущих офицеров Военно-морского флота.
статья (8 класс)
Предварительный просмотр:
МАКАРОВ. АДМИРАЛ. ГЕНИЙ РУССКОГО ФЛОТА
Роль личности в воспитании будущих офицеров Военно-Морского Флота
Многовековая история России богата личностями, своими делами прославившими наше Отечество. В этом ряду находятся такие выдающиеся русские флотоводцы XVIII - начала XX вв., как: Петр I, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, Г.И. Бутаков, И.Ф. Лихачев, С.О. Макаров, которые продемонстрировали образцы исполнения воинского долга, единство слова и дела, гуманные отношения с подчиненными, искусство обучения и воспитания личного состава флота. Военно-этическое наследие выдающихся русских флотоводцев - это уникальное явление в мировой и отечественной педагогической мысли, имеющее не только высокопрофессиональное, но и педагогическое значение.
Среди выдающихся российских флотоводцев достойное место занимает замечательный флотоводец и океанограф вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1849 -1904 гг.). Это основоположник тактики броненосного флота и теории непотопляемости корабля, один из организаторов создания миноносных кораблей и торпедных катеров. Во время русско-турецкой войны 1877 -1878 гг. осуществил успешные атаки вражеских кораблей шестовыми минами. Он совершил два кругосветных путешествия и ряд арктических рейсов. Умело командовал Тихоокеанской эскадрой при Обороне Порт-Артура в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. С.О. Макаров - автор более 50 научных работ по различным отраслям военно-морского дела.
Степан Осипович Макаров был потомственным морским офицером. Его отец Осип Фёдорович Макарова (1813-1878) служил в Николаеве, а затем в Николаевске-на-Амуре. Степан Осипович родился в 1849 году в Николаеве и, как и его отец, избрал для себя карьеру морского офицера. В 1865 году Степан Макаров окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре, где готовили кадры для Корпуса флотских штурманов.
После окончания училища 16-летнего унтер-офицера назначили на корвет «Варяг», Два года прослужил Макаров на корветах – сначала на корвете «Варяг», затем на корвете «Аскольд»,
В 1867 г. его произвели в гардемарины Морского кадетского корпуса и только в 1869 году присвоили первое офицерское звание мичмана российского флота. Уже в то время молодой мичман не просто нес службу, как большинство других морских офицеров, а стремился совмещать ее с научно-исследовательской работой.
Броненосная лодка «Русалка», на которую получил назначение Макаров, представляла собой новый для России того времени тип кораблей береговой обороны.
Когда корабль следовал по узким шхерам, он столкнулся с подводным камнем. На корабль попало большое количество воды, после чего командир решил посадить «Русалку» на мель и приступить к водолазным работам. Молодого штурмана очень заинтересовали причины затопления «Русалки» и вскоре в «Морском сборнике» появилась статья мичмана Степана Макарова «Броненосная лодка «Русалка». Исследования плавучести лодки и средства, предлагаемые для устранения этого качества». В ней мичман предложил свое видение решения проблемы в детальных рекомендациях, которые получили одобрение в российском Морском министерстве.
С молодых лет Макаров был суров и непримирим. В спорах он не искал компромисса. Таков уж был его характер: все во имя главной цели, а эта цель для Макарова, чем бы он ни занимался, была одна — благо его родины.
Везде он решал одну задачу: сделать флот более мощным и способным в любой момент защитить страну и её интересы на море.
Макаров вырос в простой русской семье и сам с детства пережил немало лишений и невзгод. Он знал народ, знал его душу не по книжкам. И он всегда оставался глубоко, истинно демократичным к солдатам и матросам. И это не было показное панибратство барина, а высокое сознание своей ответственности перед народом — и как флотоводца, и как гражданина своей страны.
Он всегда чутко улавливал новинки военной техники и применял их для своих исследований. Он был первым в мире, кто применил киносъёмку для научных целей, он предложил создать справочник с фотографиями военных кораблей мира и составил из них целый альбом. Макаров обладал исключительными способностями увлечь подчинённых, воодушевить их и направить на решение поставленных задач.
Дальнейшая служба Макарова была связана с многочисленными войнами, которые вела Российская империя.
Участие Макарова в кругосветном плавании – еще одна замечательная страница жизни легендарного моряка.
Получив под командование корвет «Витязь», он повел его в кругосветное путешествие через Атлантический океан, затем обогнул Южную Америку и прибыл в Иокогаму, а далее, спустя почти год плавания, прибыл во Владивосток. Во время кругосветного путешествия экипажем корабля были осуществлены бесценные океанографические и другие исследования, в том числе и аппаратные исследования Мирового океана. Им был сконструирован первый в мире надёжный батометр, прибор для взятия пробы воды с заданной глубины естественного водоёма с целью исследования её физического и химического свойств, а также содержащихся в ней органических и неорганических включений.
После кругосветного путешествия, во время которого Морское министерство получило огромный объем ценнейшей информации, авторитет капитана 1 ранга Макарова и на флоте, и в научной среде вознесся на небывалую высоту. Заслуги выдающегося офицера оценили по достоинству. Уже в 1890 году его произвели в контр-адмиралы и назначили младшим флагманом Балтийского флота. Макарову был всего 41 год. Спустя год службы в должности младшего флагмана Балтфлота, Степана Макарова перевели на должность главного инспектора морской артиллерии.
Прослужив около двух лет главным инспектором морской артиллерии, контр-адмирал Макаров в 1894 году принял командование эскадрой в Средиземном море, а в следующем году был во главе эскадры переведен на Тихий океан.
А в 1895 году адмирал Макаров разработал русскую семафорную азбуку, которая вплоть до настоящего времени применяется на флоте. Азбука составлена в соответствии с русским алфавитом и включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Каждой букве или условному знаку в семафорной азбуке соответствует определенное положение рук с флажками, а семафорное сообщение, соответственно, включает в себя слова, составляемые из букв, обозначаемых положениями рук с флажками. Лишь в 2011 г. семафорная азбука была исключена из учебных программ подготовки младших специалистов связи ВМФ России.
В 1896 году его вновь перевели в Европейскую часть России – на Балтийское море, где Макаров был назначен командующим Практической эскадрой Балтийского флота, а в 1899 году получил назначение на должность главного командира Кронштадтского порта и губернатора Кронштадта. Это была, прежде всего, административная должность, но и с такой работой адмирал прекрасно справлялся, не забывая о научных исследованиях. В 1896 году Степану Макарову было присвоено звание вице-адмирала флота.
В должности главного командира Кронштадтского порта вице-адмирал Макаров прослужил более четырех лет – до февраля 1904 года.
В начале февраля он составил аналитическую записку, в которой подчеркивал, что через несколько дней Япония начнет войну против Российской империи. Как оказалось, вице-адмирал действительно был прав. 27 января (9 февраля) 1904 года началась Русско-японская война.
Как ценнейшего специалиста, его перевели на Дальний Восток - 1 (14) февраля 1904 года вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. 24 февраля (8 марта) 1904 года он прибыл в Порт-Артур – на одну из главных баз русского флота на Тихом океане.
Флагманским кораблем вице-адмирала Макарова стал броненосец «Петропавловск», на котором Степан Макаров лично участвовал в боевых действиях.
31 марта 1904 г. флагманский корабль подорвался на якорной мине.
Броненосец «Петропавловск» затонул. Гениальный русский флотоводец погиб вместе с 10 штабными офицерами, 17 или 18 корабельными офицерами и 650 или 652 матросами броненосца «Петропавловск». Трагическая гибель 55-летнего вице-адмирала Макарова, который мог еще долго служить России и внести еще больший вклад в развитие русского флота, стала колоссальной потерей для страны.
Его имя сейчас носят: город в Сахалинской области; Государственная Морская Академия в Санкт-Петербурге; Национальный университет кораблестроения в Николаеве (Украина); Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке; несколько улиц в различных городах России. Ему установлен памятник в Николаеве, бюст в Смоленске и даже обелиск в далеком селе Янракыннот на Чукотке. Несколько кораблей в Советском Союзе и России в разное время носили название "Адмирал Макаров".
24 июля 1913 года, в дни празднования 300-летия дома Романовых, в Кронштадте был открыт памятник адмиралу Макарову с надписью на постаменте: "Помни войну!".
Имя адмирала Степана Осиповича Макарова вписано золотыми строками в историю российского государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный элективный курс «Физика. Математика. Решение прикладных задач для будущего офицера». 10-11 класс.
В условиях трансформационной экономики России экономическая, правовая и социально-психологическая адаптация выпускников к условиям взрослой жизни становится объективной необходимостью....
К вопросу особенностей военно-патриотического воспитания в Нахимовском военно-морском училище
В Нахимовское военно-морское училище дети поступают после окончания начальной школы в возрасте 10-11-ти лет. Здесь реализуются образовательные программы основного общего и...
Презентация по курсу "Основы военно-морской подготовки" по теме: "Тросы и принадлежности такелажа"
Презентация предназначена для занятий с кадетами по изучению основ морской практики и раскрывает вопросы состава, классификации и свойств тросов и прандлежностей такелажа, используемых на кораблях и ш...
Презентация по курсу "Основы военно-морской подготовки" по теме: "Морские узлы, применяемые на шлюпках"
Презентация предназначена для кадет 6 класса, изучающих основы военно-морской подготовки....
Рабочая программа для обучающихся в клубе "Будущие офицеры"
Рабочая программа курса начальной подготовки к воинской службе составлена с учетом требований приказа МО РФ и Минобрнауки РФ № 96 /134 от 24» февраля 2010 г....
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское уч
I. Организация и осуществление образовательной деятельности1. Настоящий Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных ор...
Досуг ко Дню военно-морского флота России "Морское путешествие" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширение знаний детей о военно-морском флоте России.Задачи:1. способствовать формированию интереса к профессии военного моряка;2. познакомить с новыми играми и эстафетами;3. развивать уме...