Презентация "Выразительные средства языка"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Презентация демонстрирует различные тропы языка с примерами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrasitelnye_sredstva.ppt | 717 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выразительность речи Особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя
Условия выразительности Самостоятельность мышления. Неравнодушие к теме. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей. Систематическая осознанная тренировка речевых навыков.
Выразительные средства Формы языка, которые служат для эмоционального или логического усиления речи
Фонетические Изобрази- тельные Синтаксические Лексические Морфо- логические Словообразо- вательные Выразительные средства
Звуковые выразительные средства Звукопись Аллите- рация Ассонанс Гиатус Тавто- грамма Палин- дром Подбор слов близкого (необычного) звучания. Повторение одинаковых или сходных согласных . Я в о л ьный в етер, я в ечно в ею, В о л ную в о л ны, л аскаю и в ы, В в ет в ях в здыхаю, в дохну в , немею, Л е л ею тра в ы, л е л ею ни в ы. Повторение одинаковых или сходных гласных . Л ю бл ю берёз у р у сск ую , То светл ую , то гр у стн ую . Зияние, неблагозвучное скопление гласных на стыке двух или трёх слов. И под гармонию ЕЯ Я строил стих (А. Майков). Через ливонск ИЕ Я проезжал поля (Ф. Тютчев). Игровые стихи, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы. Облик осени. Охрой – осины. Облака оловянные. Облик осенний. Слово, фраза или целое стихотворение, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа налево. Я разуму уму заря, Я иду с мечем судия. Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В. Брюсов
Словообразовательные выразительные средства Возможности словообразования Семантизация морфем Морфемный повтор Суффиксы оценки Анафора Скопление однокоренных слов Окказионализмы Выявление смысла морфемы. Ему (А.П. Чехову) было в высшей степени доступно умение заражать, казалось бы, самых равнодушных людей своим со-чувствием, своим со-страданием. Изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических построений в начале стихов или строф. Для поэта природа – чаша, полная звуков и песен, но певец без народа без гласен, бес крыл, бес словесен. Скопление однокоренных слов. Гор е свое гор ькое Я пере гор юю И в борьбе с не счасть ями Счасть е завоюю. Использование слов с суффиксами субъективной оценки. В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила. Авторские слова. Сливеют губы с холода.
Морфологические средства выразительности Шёпот , робкое дыханье , Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья... (безглагольность) Как рано мог он лицемерить , Таить надежду, ревновать , Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным , изнывать … (использование инфинитива) Молчалины блаженствуют на свете… (использование говорящих имён) Она … родилась раньше меня… Она не покидает меня день и ночь… За её привязанность я пожертвовал ей всем… Всё пожирает она , ненасытная… Я ненавижу её … Давно пора развестись с ней … Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Её зовут – Лень. (использование личных местоимений)
Лексические средства выразительности Лексические явления Полисемия Паронимия Фразеоло- гизмы Синонимия Омонимия Антонимия
Задание. Распределите выразительные средства по группам в соответствии с тем лексическим явлением, которое лежит в основе выразительности. Метафора. Антитеза. Градация. Каламбур. Омонимичные рифмы. Метонимия. Оксюморон. Синекдоха. Антифразис.
Полисемия Метафора – скрытое сравнение предмета с другим предметом на основании признака, общего для обоих. Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. Синекдоха – вид метонимии, состоящий в упоминании большего вместо меньшего или наоборот.
Омонимия Омонимичные рифмы – рифмование омонимов с целью придания стихотворению особой занимательности.
Антонимия Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний. Оксюморон – соединение контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия. Каламбур – столкновение в речи антонимов и многозначных слов. Антифразис – употребление слова в противоположном значении.
Синонимия Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств.
Лексические средства выразительности Троп есть такое изменение собственного значения слова или оборота в другое, при котором получается обогащение значения. М. Ф. Квинтилиан
Тропы Уподобление одного предмета, лица, события другому на основе выявления общего признака с целью создания художественного описания. Сравнение Стилистически значимое, образное, выразительное определение предмета или действия. Эпитет Наделение неодушевленных или абстрактных предметов, явлений, событий признаками и свойствами человека. Олицетворение Утверждение, противоречащее здравому смыслу, но таящее в себе глубокое значение, которое служит предметом иронии. Парадокс
Тропы Образное выражение, состоящее в преувеличении каких-либо свойств изображаемого предмета, явления. Гипербола Намеренное ослабление говорящим признака или свойства, о котором идет речь. Литота Преуменьшение интенсивности свойств предмета речи, каких-либо действий, процессов, состояний. Мейозис Использование описания вместо собственного имени или названия, оборот речи, замещающий слово. Перифраза
Тропы Употребление слова в смысле, обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки. Ирония Выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах, иносказание. Аллегория Замена прямого названия, дающего отрицательную характеристику явления, иносказательным оборотом, смягчающим оценку. Эвфемизм
Другие лексические средства выразительности Аллюзия — соотнесение описываемого в речи с устойчивым литературным, мифологическим или историческим понятием с целью охарактеризовать предмет речи: наполеоновские замашки . Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении: Я пережил и многое и многих (П. А. Вяземский) - Я изменял и многому и многим (В. Я. Брюсов). Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо. Использование литературных образов с целью пояснения положения, явления, другого образа: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову. Цитирование с целью доказательства какого-либо положения, тезиса: А.С. Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.
Выразительные средства синтаксиса Фигуры мысли Фигуры перемещения Фигуры убавления Фигуры прибавления Стилистические фигуры речи
Фигуры мысли Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? М. Лермонтов Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий эмоциональное значение.
Фигуры мысли Да, так любить, как наша кровь, Никто из вас давно не любит! А. Блок Риторическое восклицание - эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции выражены интонационно.
Фигуры мысли А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… М. Лермонтов Риторическое обращение – интонационно окрашенное обращение к реальному или подразумеваемому адресату (лицу или предмету).
Фигуры мысли Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть. А. Пушкин Умолчание (апосиопеза) - сознательная незавершенность предложения, недоговоренность.
Фигуры мысли Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел, Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел; Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, То верно б, кроме вас одной Невесты не искал иной. А. Пушкин Период – гармоническая по форме синтаксическая конструкция с особой ритмичностью и упорядоченностью частей, исключительной полнотой и завершенностью содержания.
Фигуры перемещения Для берегов отчизны дальней Ты покидала край чужой. А. Пушкин Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи.
Фигуры перемещения Вычеркнуться из зеркал? Выписаться из широт? М. Цветаева Параллелизм - тождественное или сходное синтаксическое построение предложений или их частей.
Фигуры перемещения Любить... но кого же?.. М. Лермонтов Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже отдельные слова с целью придания экспрессии путем отрывистого произнесения.
Фигуры перемещения Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. Хиазм — перекрещивание, перемена позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста.
Фигуры перемещения Все, чем человечество гордилось тысячелетия: Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин, - приходят какие-то мальчишки и объявляют это все насмарку. В. Брюсов Анаколуф – синтаксическая несогласованность, нарушение норм постановки слов с целью передачи взволнованности речи.
Фигуры прибавления Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он оказывается поэтом не потому, что он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт. А. Блок Вопросно-ответное единство - способ диалогизации и актуализации текста.
Фигуры прибавления Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, Закипающим гулом поет. Э. Багрицкий Анафора – повторение похожих звуков, слов, синтаксических и ритмических построений в начале смежных стихов, строф, предложений.
Фигуры прибавления Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! А. Блок Эпифора - повторение слова или звукосочетания в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности.
Фигуры прибавления ... И охваченный предчувствием великих судеб, ожидающих Русь, эту непостижимую страну, он восклицает: "Русь! Куда несешься ты, дай ответ! Не дает ответа!". И не дала она ответ поэту, и не передал он его нам. И. Аксаков Стык (Анадиплосис) – повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Фигуры прибавления Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин Кольцо (просаподосис) - повторение в конце предложения слова или словосочетания, которое его начинает.
Фигуры прибавления Во поле березка стояла, Во поле кудрявая стояла. Народная песня Симплока – соединение анафоры и эпифоры.
Фигуры прибавления Ох! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… А. Пушкин Многосоюзие - многократное повторение союза, что подчеркивает значение каждого компонента конструкции.
Фигуры убавления Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. А. Пушкин Бессоюзие – отсутствие служебных слов в предложении, вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность.
Фигуры убавления Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку – та бежать… К. Чуковский Эллипсис – пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста.
Фигуры убавления Шел дождь и три студента, первый — в пальто, второй — в университет, третий — в плохом настроении. Зевгма - экспрессивная конструкция, состоящая из главного слова и зависящих от него однородных членов предложения, равноценных грамматически, но разноплановых по значению.
Изобразительные средства выразительности Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. (графика) И на бритом, багровом лице проиграло: «?» «!» «!?!» (пунктуация) Мне опять письмо! Вот что там говорилось: УШОЛ ЩАС ВИРНУС ЗАНИТ ЩАСВ ИРНУС К.Р. (орфография) Я, еле качая веревки, в синели не различая синих тонов и милой головки, летаю в просторе, крылатый, как птица, меж лиловых кустов! (графика)
Задание . Определите, какие выразительные средства языка встречаются в данных предложениях. Игру его любил творец Макбета. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Путь шел по целине; люди падали с обрывов. Я три тарелки съел. Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. Обязанность учителя – учить. Учитель должен быть у-чи-те-лем. Из перерубленной берёзы градом лились прощальные слёзы. Как бабочка, я на костёр Лечу и огненность целую. О как мучительно тобою счастлив я. Перифраза. Инверсия. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Вопросно-ответное единство. Синтаксический параллелизм. Метонимия. Многосоюзие. Скопление однокоренных слов. Графика. Сравнение. Олицетворение. Фразеологизм. Аллитерация. Окказионализм. Сравнение. Оксюморон. Инверсия.
Лингвистический анализ текста Выяснение фонетико-интонационных особенностей текста. Анализ экспрессивных средств словообразования. Лексические выразительные средства. Грамматические (морфологические и синтаксические) средства усиления выразительности текста. Особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста.
Задание. Выполните лингвистический анализ текста. Если вы есть,- будьте первыми! Первыми – кем бы вы ни были. Из песен – лучшими песнями. Из книг – настоящими книгами. Ты, пожалуйста, добеги. Дотерпи, родной! Дотяни. Достони. Дохрипи. Смоги!.. Через все чужие «ни в жизнь»… Через все свои «не могу»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"
Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...
Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"
Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...
Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы
Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...