Творческая работа по литературе: «Образ родины и природы в стихотворениях С. Есенина»
творческая работа учащихся по литературе (7 класс) по теме
Творческая работа по литературе: «Образ родины и природы в стихотворениях С. Есенина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.a._esenin_referat.docx | 30.74 КБ |
s.a._esenin.ppt | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Творческая работа по литературе:
«Образ родины и природы в стихотворениях С. Есенина»
Выполнила: Дроботенко Татьяна, ученица 7 Е класса Руководитель: Тертышникова Тамара Андреевна, учитель русского языка и литературы |
х. Хвощеватое, 2014 г.
План - оглавление
1. | Введение | 3 |
2. | Основная часть | 4 |
2.1. Поэзия Есенина – неповторимый мир | 4 | |
2.2. Образ родины в лирике Есенина | 4 | |
2.3. Природа в стихах поэта | 4 | |
2.4. Богатство языка Есенина | 7 | |
3. | Заключение | 8 |
4. | Список использованных источников | 9 |
5. | Приложение | 10 |
1. Введение
Тема творческой работы выбрана после изучения творчества С.А. Есенина. Его стихи знакомы мне с детства. Особенно люблю читать стихи о родине и природе, так как они мне дороги, понятны и близки. Цели и задачи: 1. Выявить особенности мировосприятия поэта, значение образов березы, клена, месяца, голубого и золотого цветов в лирике Есенина. 2. Провести исследовательскую работу над текстом стихов с целью выяснения использования Есениным выразительных средств языка. 3. Сделать презентацию, используя материалы интернет – ресурсов. 4. Выучить стихотворение «Отговорила роща золотая…» наизусть. 5. Подготовить приложение.
2. Основная часть
2.1. (слайд 1) Сергей Александрович Есенин-поэт кровно связанный с родной землей, с народом. Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Есенинская лирика глубоко личная, задушевная. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, была страной его детства. Здесь впервые увидел Есенин, как ломаются березы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего ток, как тоскуют тощие поля. Мир народно - поэтических образов окружал его с первых дней жизни: (слайд 2)
Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали.
2.2. Родина, ее безбрежные просторы с лесами, озерами, лугами всегда были основной темой в творчестве Есенина. Образ Родины в сердце поэта был накрепко связан с красотой русской природы. Зеленые березки, рассветы и закаты, суровые снежные зимы и осыпающийся цвет черемухи-все нашло отклик в душе впечатлительного и наблюдательного Сергея Есенина. Словно любимую девушку, наряжал поэт свою страну в различные одежды: «Край любимый», «Русь моя родная», «Милая родина», «Край задумчивый и нежный». (слайд 3) Родина для Есенина начиналась в родном доме и разливалась от порога во все стороны, огромная, прекрасная, вечная.
Гой ты, Русь моя родная, Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края,
Только синь сосет глаза. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»
2.3. Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, вдохновенным певцом родной земли. Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки просторы полей, синь небес, глубина рек и озер, плакучие ивы и длиннокосые красавицы березы: (слайд 4) Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии, Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «Спит в белой накидке», вербы- плачут, тополя -шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «словно белою косынкой подвязалась сосна», «плачет метель, как цыганская скрипка», и «березы в белом плачут по лесам», «осень -рыжая кобыла – чешет гриву»! (слайд 5) Природа у него живет, слушает, мечтает. Поэт услышал музыку в зимней вьюге («Поет зима – аукает…»), увидел снежный ковер, расшитый метелицей («По двору метелица ковром шелковым стелется…») Весна в палитру поэта приносит свои краски: (слайд 6) Сыплет черемуха снегом. Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной, Ой, вы луга и дубравы, Я одурманен весной.
(слайд 7) Клен - один из наиболее ярких образов в лирике Сергея Есенина. Клен в изображении поэта - разудалый парень, с буйной копной волос:
Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож .
Или же:
Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.
(слайд 8) Образ луны (месяца) в поэзии Есенина встречается более 150 раз. Поэт так рисует ее, используя метафору:
Золотой лягушкой луна Распласталась на тихой воде.
Или же:
Под окошком месяц, За окошком ветер, Облетевший тополь серебрист и светел.
Природа у Есенина многоцветна, многократна. Любимые цвета поэта – синий и голубой: (слайд 9) «Синь, упавшая в реку», «Только синь сосет глаза», «Вечером синим, вечером лунным», «В летний вечер голубой», «Парень синеглазый», «Синий плат небес», «На небесном синем блюде». (слайд 10) В своём творчестве Сергей Есенин предстаёт перед нами как молодой, но мудрый философ. Он часто сравнивает человека с деревьями, цветами, словно желая предсказать, что все мы - дети одной природы. Жизнь, по Есенину,- это цветущий весенний сад, и люди здесь – один из самых прекрасных плодов.
Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.
2.4. Имя Есенина знакомо мне с раннего детства. Для меня простые и доверительные стихи Есенина сродни народной поэзии. Они запоминаются сами собой, без всяких усилий, поскольку насыщены яркими образами, чрезвычайно мелодичны. В них много сравнений, олицетворений, метафор, эпитетов: «золотая роща», «березовым веселым языком», «печально пролетая», «принакрылась снегом, точно серебром». Сергей Есенин для меня – это любовь, природа, песня, сила, нежность, отражение славянской души. Очень рано ушел из жизни певец «страны березового ситца», а стихи его всё звучат. То светлые и чистые, как родник, то звонкие и задорные, как щебетание птиц, то грустные и одинокие, как гармошка. Более ста стихотворений Есенина стали песнями, которые поют и молодые, и старые. И среди них замечательное стихотворение «Отговорила роща золотая» (слайд 11)
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком, Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.
3. Заключение
В процессе творческой работы я глубже изучила лирику С.А. Есенина, провела исследовательскую работу над его языком и сделала вывод: передо мною мастер слова, глубоко любящий свою родину и природу. Я заинтересовалась его жизнью и творчеством, что советую делать каждому.
4. Список использованных источников
1. С.А. Есенин «Избранные сочинения». 2. С.А. Есенин «Стихотворения и поэмы». 3. С.А. Есенин «Собрание сочинений в двух томах». 4. «100 великих россиян». 5. Башков В.П. «Плачет где - то иволга: Новеллы, этюды, эссе и очерки». 6. Материалы интернет – ресурсов.
5. Приложение
1. Презентация,
2. Подбор цитат к слайдам,
3. Иллюстрации к стихам Есенина
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Дом, где родился С.А. Есенин. Константиново.
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы.
Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.
Сыплет черёмуха снегом. Зелень в цвету и росе.
Стережёт голубую Русь Старый клён на одной ноге.
Под окошком месяц, За окошком ветер, Облетевший тополь серебрист и светел.
Вижу синь, Упавшую в реку.
Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза.
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»
данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...
Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....
Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "
Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина. Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...
Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"
Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...
Сценарий учебного занятия по литературе в 11 классе по анализу стихотворения С.Есенина «По-осеннему кычет сова…»
Цели урока:формирование умения анализа лирического произведения поэта XX века С.Есенина;формирование мировоззренческих компетенций учащихся;развивать умение учащихся работать в группе....
Тема родины и природы в лирике С. Есенина
Презентация к уроку по литературе...
Конспект интегрированного урока в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»
ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирован...