Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"
методическая разработка (11 класс) по теме
Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями в форме сообщений, работают над анализом текстов стихов, проверяют свои знания в викторине.
Студенты подготовили совместно с педагогом презентации: «Сергей Есенин», «Древесные мотивы поэзии С. Есенина», «Цвета в поэзии С. Есенина», «Запахи и звуки в творчестве С. Есенина».
Презентация к данному уроку опубликована на сайте:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»
Методическая разработка урока по дисциплине
«Русский язык и литература. Литература»
«Тема Родина и природы в лирике Сергея Есенина»
Разработала:
преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Корнилова Светлана Семеновна
Набережные Челны, 2015
Пояснительная записка.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего звена в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена с учетом требований ФГОС общего среднего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Практическое занятие «Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина» (1 час.) является третьим уроком по творчеству С.А.Есенина в разделе «Особенности развития литературы 1920-х годов». Тема предыдущего занятия (2 ч.): «С.А. Есенин. Жизнь и творчество». Всего на изучение творчества С.А.Есенина отведено 4 часа, из них 2 час (теоретические занятия) и 2 часа (практические занятия).
В результате освоения данной темы студенты должны овладеть следующими компетенциями:
ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность.
ОК-5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК-6. Работать в коллективе и в команде.
Методическая разработка урока литературы
Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина
Цели урока
обучающие: познакомить студентов с творчеством Сергея Есенина, стихами поэта, посвящёнными теме родины и природы;
проанализировать их, раскрыть глубину чувств лирического героя;
развивающие: активизация творческой деятельности; развитие навыков самостоятельной работы с художественными текстами, анализа стихотворений; совершенствование навыков выразительного чтения, монологической речи;
воспитательные: способствовать воспитанию патриотизма, развитию интереса к личности Сергея Есенина и литературе в целом.
Тип урока – урок комплексного применения знаний и умений.
Оборудование:
- мультимедийная презентация,
- компьютер с доступом к сети ИНТЕРНЕТ
- папка заданий для каждой группы (задания на дом по группам; карточки-опоры: тексты стихотворений «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями», план сравнительного анализа стихотворений, викторина по творчеству С.А. Есенина).
Краткий комментарий к организации урока:
- Класс делится на 3 группы, учитывается уровень подготовки студентов и личные интересы, что даёт преподавателю возможность дифференцированно подойти к обучению и реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
- Каждая группа получает папку с заданиями.
- Во время работы над сравнительным анализом стихотворений класс делится на группы по 4 человека.
Задачи:
Этапы урока | Задачи, виды деятельности | Время | |
Организационный этап | 1 мин. | ||
Постановка цели и задач урока. | Мотивация учебной деятельности студентов | 2 мин. | |
Актуализация знаний. | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний студентов | 18 мин. | |
Первичное закрепление темы в изменённой ситуации | Выполнение конструктивных заданий – анализ 2 стихотворений | 12 мин. | |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Работа над вопросами викторины по творчеству С.А. Есенина | 7 мин. | |
Подведение итогов | Развивать умение делать выводы. | 3 мин. | |
Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 2 мин. |
Ход урока
- Организационный этап, сообщение целей и задач урока.
Преподаватель: Добрый день! Сегодня мы продолжаем изучать творчество русского поэта Сергея Александровича Есенина. (Слайд 1)
Тема нашего урока-исследования – «Тема Родины и природы в творчестве Сергея Есенина».
Слайд 2:
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве, - писал Сергей Есенин, эти слова являются эпиграфом к нашему уроку.
- Постановка цели и задач урока.
Преподаватель: Цель нашего урока
Слайд 3
Обучающая: познакомиться со стихами поэта, посвящёнными теме родины и природы, проанализировать их, раскрыть глубину чувств лирического героя.
Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать умение анализировать текст, работать с выразительными средствами языка.
Воспитывающая: воспитание патриотизма, любви к родному языку, развитие интереса к личности Сергея Есенина и литературе в целом.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний студентов
Преподаватель:
Слайд 4
Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный, яркий и неповторимый, в творчестве которого нашли отражение важнейшие события современности, трудный и противоречивый путь России, которую поэт безумно любил. В его поэзии выявились черты национального характера народа – его сила, сердечность и человечность, любовь ко всему родному и близкому.
Сергей Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.
Есенин – единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, что написано им, проникнуто «чувством родины».
Главным образом лирики Есенина стала Россия. Он рисовал её по-пушкински сочными, определёнными красками, и под пером поэта «чёрная, потом пропахшая выть», «топи да болота», «сиротливо прижавшиеся к вербам избы деревень» неузнаваемо преображаются, становятся «несказанно прекрасными».
Слайд 5 – природа, фото Есенина
Сегодня мы познакомимся со стихами С.Есенина, посвящёнными родине, природе. Наша задача – выяснить, какая она, есенинская Русь, какие краски, образы дарит поэт родному краю; убедиться в том, что Родина для поэта – самое дорогое, это то, что даёт ему силы жить, творить.
На прошлом уроке мы познакомились с основными фактами жизни и творчества Есенина. Вам было дано творческое задание по группам. Слайд 6:
1 группа: подготовка ответа на вопрос: Каковы «Древесные мотивы» лирики С. Есенина.
2 группа: Какие краски дарит Есенин отчему краю?
3 группа. Запахи и звуки в творчестве Есенина
1 группа: слайд 7
Доклад группы студентов «Древесные мотивы» лирики С. Есенина.
1 группа Студент – 1: слайд 8
Природа у Есенина близка к человеку: березки уподобляются девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы.
«Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь», писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии».
Слайд 9
В древних мифах древо – символ, обозначающий вселенную, гармонию вселенной. Впрочем, для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он сам себя чувствовал частью этой природы.
1 группа Студент 2.
Слайд 10
Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена – «нога, голова».
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
(отметил поэт в стихотворении" Я по первому снегу бреду …" , 1917 г.)
Слайд 11
По словам литературоведа Михаила Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России». Согласно исследователям творчества Есенина, можно сказать, что из рассмотренных 339 стихотворений С. Есенина в 199 стихотворениях есть упоминание того или иного дерева.
1 группа Студент – 3:
Слайд 12
Какие же деревья часто встречаются в творчестве Есенина?
Береза наиболее часто становится героиней его произведений – 47. Далее идут ель (17), клен (15), черемуха, ива, сосна (14), липа (11), тополь, осина(10), рябина (9), верба (8), яблоня (7), сирень (6), ракита (5), калина (4), дуб (3), ветла (3), ольха и кедр (1).
Самые сюжетно протяженные, самые значимые в поэзии Есенина - это березы и клен.
Слайд 13
Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны.
Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях "Троицыно утро…" (1914 г.) и "Зашумели над затоном тростники … " (1914 г.)
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
1 группа Студент – 4. Слайд 14
В стихотворении " Зеленая причёска ". (1918 г.) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития. Береза становится похожей на женщину.
Зеленая причёска,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево человеку.
С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, через картины родного пейзажа.
1 группа Студент-5
Слайд 15
Клен, в отличие от других деревьев, не имеет столь определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии. Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, из которого развился образ лирического героя.
Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож.
(" Я покинул родимый дом …", 1918 г.)
Слайд 16
Часто лирический герой грустит об ушедшей юности, которая «отшумела»,
Как подгнивший под окнами клен.
В народной поэзии гнилое или засохшее дерево - это символ горя, потери чего-то дорогого, что уже не вернуть. Герой вспоминает свою юношескую любовь.
1 группа Студент – 6
Слайд 17
У Есенина клен предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» (1925 г.) лирический герой подобен клену своей разудалостью, он проводит параллель между собой и кленом:
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Даже не всегда понятно, о ком идет речь в этом стихотворении – о человеке или дереве.
1 группа Студент – 7
Слайд_18
Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия.
В поэзии Есенина дуб не такой постоянный герой, как береза и клен. Дуб упоминается всего в трех стихотворениях ("Богатырский посвист",1914 г.; «Октоих» 1917 г.; «Несказанное, синее, нежное…» 1925 г.)
Слайд 18
В стихотворении "Богатырский посвист" Есенин вводит образ дуба, чтобы показать мощь и силу России, ее народа. Это произведение можно поставить в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы. В этом стихотворении мужик тоже "насвистывает", и от его свиста
задрожали дубы столетние,
На дубах от свиста листья валятся.
Преподаватель:
Слайд _20
Рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы видим, что стихи Сергея Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животным и растительным миром. Природа - это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она любимый герой поэта.
2 группа. Слайд 21.
Преподаватель: Какие краски дарит Есенин отчему краю?
2 группа Студент – 1
Слайд 22
Цветопись – одна из характерных черт стихов Есенина. Она менее всего связана с украшательством. В цветописи находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств», т.е. взволнованное восприятие бытия и романтически приподнятое к нему отношение. Особенно значим для поэта эпитет «золотой». Он один из наиболее часто встречающихся в лирике Есенина:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
«Закружилась листва золотая…»
2 группа Студент 2.
Слайд 23
Золотой, т.е. жёлтый, но непременно с оттенком высшей ценности. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» золотой не столько цвет избы, сколько символ её ценности как символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией:
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Поэт подарил своему краю золотой цвет, т.к. он символ высшей ценности и привязанности к дорогим его сердцу местам.
2 группа Студент – 3.
Слайд 24
Мне хотелось рассказать о «Цветах радуги» малой родины поэта. В стихах Есенина радуга – некий мост в невидимый мир, соединяющий небо и землю, реальное и чудесное. Все привыкли видеть Русь бедной, нищей, убогой, а Есенин обернул её нарядной стороной. Всё, к чему он притрагивался словом, становилось прекрасным.
Слайд 25
В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета:
розовый: Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне…
«Не жалею, не зову, не плачу…»
алый: Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
«Выткался на озере алый свет зари…»
малиновый: О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
«Запели тёсаные дроги…»
багряный: Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
«Не бродить, не мять в кустах багряных…»
2 группа Студент 4.
Слайд 26
Оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, серебряный, медный; много зелёного цвета:
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.
«С добрым утром!»
Есть и белый, и чёрный, и серый цвета:
Чёрная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить!
«Чёрная, потом пропахшая выть…»
Слайд 27
Но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. Они пронизывают строки есенинских стихов. Когда поэт хочет придать синеве особую праздничную звучность, он употребляет малиновую краску, но это не просто краска, но и образ, с которым связано множество чисто русских ассоциаций: малиновый звон колоколов, мелодия песни «Калинка-малинка», малиновые меха тальянки.
Преподаватель: Какой же, на ваш взгляд, особенный цвет у Есенина, все другие краски превосходящий? Слайд 28
2 группа Студент 5.
Слайд 29
Несомненно, это синий и голубой цвета. Они расплескались волнами в стихах. И Есенин не боится однообразия своих эпитетов: он ими пользуется не от скудости поэтической фантазии, просто потому, что не хотел бы и не мог сказать иначе.
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. На мой взгляд, именно эти цвета - синий и голубой – у него любимые. Эпитет «синий» встречается в стихах Есенина более 50 раз:
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет…
«Синий туман. Снеговое раздолье…»
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали…
«Заметался пожар голубой…»
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
«Нивы сжаты, рощи голы…»
2 группа Студент 6.
Слайд 30
Голубые и синие цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России:
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосёт глаза.
«Гой ты, Русь моя родная…»
Синяя цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придаёт романтическую одухотворённость, свежесть образам, создаваемым Есениным.
2 группа Студент 7
Слайд 31
Есенинский синий цвет может быть разным: от нежно-голубого, почти перламутрового, до густоты, до черноты.
В прозрачном холоде заголубели долы,
Отчётлив стук подкованных копыт…
«Голубень»
За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.
«За тёмной прядью перелесиц…»
Я думаю, что только Есенин мог сказать: «Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Поэт не только увидел синь родных просторов, но и услышал её в имени Родины, в бездне пространства самого дорогого ему слова – Россия.
3 группа. Запахи и звуки в творчестве Есенина. Слайд 32
3 группа Студент 1.
Слайд 33
В лирике Есенина есть и движение, и звуки, и краски. Исследователь Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок…» Я рассмотрел, какие запахи характерны лирике поэта. Поэт любил свою родину, природу, умел слушать её и слышать, и она отдавала ему всё: и цвета, и звуки, и ароматы.
Поэт чувствует и «запах мёда от невинных рук», и как «пахнет смолистой сосной», «пахнет яблоком и мёдом».
Слайд_34
Образ родины открывается нам и в «свинцовой свежести полыни», и в том, как «суховатой липой пахнет от колёс».
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
(«Спит ковыль. Равнина дорогая…»)
3 группа Студент 2.
Слайд 35
Даже воспоминания о доме, в котором он провёл детство, полны запахов: «пахнет рыхлыми драчёнами», «хомутный запах дёгтя».
Запахи у поэта так же вещественны, как и краски. Есенин создаёт как бы «букеты» запахов, крепость которым придают запахи, простые и сильные, а своеобразие – наличии медовой нотки – «пьяный пах медовых сот». И такая Русь нам близка, знакома.
Недаром говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь «Есенин», и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут весенней причёской берёзы, запахнет «черёмуха душистая», как будто сама фамилия поэта создана для выражения России с её пейзажами и ещё никем не разгаданным народом.
3 группа Студент 3
Слайд 36
В ранних стихотворениях преобладают сравнения и метафоры, раскрывающие жизнь природы в ее естественно многообразии, Поэтому в них широко использованы цвет, звук, запахи, входящие в структуру метафоры.
Лунный луч поэт уподобляет серебряному перу, «а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром». Роса превращается в синие охлопья на зеленых кустах лугов, а увядание природы Есенин уподобляет пожару, а осень — поджигателю, отсюда образ: «Горек запах черной гари, осень рощи подожгла».
3 группа Студент 4
Слайд 41
Таких превращений немало в поэзии Есенина, они являются результатом развертывания метафоры, построенной на точно найденных признаках для уподобления двух явлений (в последнем примере цвет осенней листвы уподоблен цвету огня, сжигающего летний наряд лиственного леса и оголяющего его. Тронутый огнем лес, естественно, пахнет гарью).
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Шапка снега на вершине дерева ассоциируется в сознании поэта с косынкой, подвязанная ею сосна превращается в старушку, а ствол — в клюку:
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку...
3 группа Студент 5.
Слайд 38
Доступны поэту и различные оттенки звука: «Звенит, как колос, с земли растущий снег», «звон надломленной осоки». Почти в каждом стихотворении Есенина слышны звоны: «Мне навстречу как серёжки прозвенит девичий смех», «Звонно чахнут тополя…». Цвет. Запах. Звук. Живая, празднично – яркая, до боли родная, сверкающая цветами всех переливов «страна берёзового ситца» – такой предстаёт Россия глазами Сергея Есенина.
Преподаватель:
Действительно, прекрасна природа, воспетая Есениным. Для поэта составной частью любви к Родине была любовь к женщине. Мы не можем обойти эту тему стороной. Послушаем стихотворение Сергея Есенина «Письмо к женщине». (подготовленный студент читает наизусть).
- Первичное закрепление темы в изменённой ситуации. Выполнение конструктивных заданий - анализ 2 стихотворений
Преподаватель: большое спасибо всем выступившим студентам.
Перейдем к основной части нашего занятия.
Слайд 39
Наша задача – познакомиться с содержанием стихотворений «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями», выполнить сравнительный анализ этих стихотворений.
(на столах у студентов – распечатки данных стихотворений Есенина – приложение 1).
Преподаватель:
Стихотворения написаны в разные годы: 1918 и 1924 г. Сегодня мы не просто анализируем поэтический текст, чтобы понять его смысл. Мы сравниваем два стихотворения, и, помня о теме урока, посмотрим, как изображает Родину и родную природу С. Есенин.
Перед вами лежат опоры (вопросы) – план сравнительного анализа текстов. (см. Приложение 1)
Слайд 40
- Что объединяет стихотворения?
- Каковы центральные образы?
- Чувства лирического героя к родному краю
- Лиризм стихотворений
- Природа. Пейзажные образы.
- Цветовая гамма
Обратите внимание: мы будем говорить не о каждом стихотворении отдельно, а о двух сразу – «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями». Работаем в группах по 4 человека. Задание каждой группе – на партах. (студенты выполняют задания)
Преподаватель:
- Что объединяет стихотворения?
Ожидаемые ответы студентов: стихотворения объединяет тема. Основная тема лирики Есенина – тема Родины. В обоих стихотворениях Есенин воспевает Родину, которую он хорошо знал и любил.
- Какие центральные образы можно выделить в стихотворениях?
Ожидаемые ответы студентов:
В 1 стихотворении это: родимый дом, голубая Русь, образ матери, образ отца. Во 2 стихотворении: низкий дом с голубыми ставнями.
С образами родимого дома, голубой Руси, с образами матери и отца связывается, возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей.
- Какие чувства испытывает лирический герой к родному краю, к родному дому?
Ожидаемые ответы студентов:
В 1 стихотворении лирический герой испытывает чувство любви к родному краю; чувство родства со всем, что его окружает.
Во 2-м стихотворении лирический герой испытывает чувство любви, преданности своему дому. Он постоянно вспоминает дом, родину; живет этими воспоминаниями:
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес…
Прочитав стихотворения, понимаешь, как глубоко они пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к отчему краю. Мысль о том, что человек является частью природы, что он с нею кровно связан, выражена в стихотворениях.
- Лиризм стихотворений. (ритм, рифма стихотворений)
Ожидаемые ответы студентов:
Ритм 1 стихотворения более быстрый, подвижный, динамичный, рифма – анапест
Везде мужская рифма- ударение падает на последний слог.
Ритм 2 стихотворения более медленный, размеренный, неторопливый.
Преподаватель: в чем проявляется различие этих стихотворений?
- Как же изображена природа? Какие пейзажные образы есть в стихотворениях?
Ожидаемые ответы студентов:
В 1 стихотворении выстраиваются поэтические образы, одухотворяющие природу. Это:
– березняк над прудом;
– золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (сравнение);
– стережет голубую Русь старый клен (олицетворение).
Во 2-м стихотворении выстраиваются прекрасные поэтические образы:
– поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес (метафора, эпитеты);
А также:
– седые журавли с курлыканьем в тощие дали;
– березь да цветь; да ракитник, кривой и безлистный;
– под дешевеньким ситцем родимая выть
В первом стихотворении природа боли возвышенная, сказочная. Во втором – обычная, повседневная, но также любимая поэтом. Поэтому разное настроение стихотворений; разные интонации.
- Цветовая гамма. Какие цвета находим в стихотворениях?
Ожидаемые ответы студентов:
В 1 стихотворении поэт использует цвета:
– голубая Русь (дважды)
Синий и голубой – любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России.
Во 2-м стихотворении поэт использует следующие цвета:
– серенький ситец небес;
– седые журавли;
– березь да цветь.
В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красоты. А во втором чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью.
Преподаватель (вывод): Стихотворения написаны в разные годы. Многое произошло в жизни С. Есенина. Но неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Работа над вопросами викторины по творчеству С.А. Есенина.
Преподаватель:
Сейчас проверим ваши знания по творчеству Сергея Есенина. На ваших партах – вопросы викторины. Работаем в группах, готовим ответы на вопросы. (работаем 2 минуты ) – см. Приложение 2.
Слайды 43-64:
- Родина Сергея Есенина? (с. Константиново, Рязанской губернии, Кузьминской волости)
- На берегу какой реки расположено родное село Сергея Есенина? (река Ока)
- Что он говорит о своём происхождении: «У меня отец - крестьянин, Ну, а я- ...» ( - крестьянский сын».)
- Кому на воспитание был отдан Есенин с 2-х лет?
(Деду по матери Титову Федору Андреевичу)
- О какой профессии для своего любимого внука мечтал дед? (учитель)
- В «Автобиографии» Есенин говорит: «Влияние на моё творчество в самом начале имели деревенские ...» Что?
(Есенин говорит: «Влияние на моё творчество в самом начале имели деревенские частушки»).
- В какой школе учился С. Есенин? (второклассная школа, с. Спас-Клепики)
- Во сколько лет Есенин начал писать стихи? (В биографии написано «Рано, лет 9»)
- Каким псевдонимом подписал Есенин своё первое стихотворение, опубликованное в журнале «Мирок» в 1914 году?
(Своё первое стихотворение «Берёза» в журнале «Мирок» Есенин подписал псевдонимом Аристон).
- Как назывался первый поэтический сборник Есенина? («Радуница»)
- Назовите поэму Есенина, названную женским именем? («Анна Снегина»)
- Первый поэт, который поддержал Есенина? (Александр Блок)
- Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину? (Берёза)
- Как называется последнее стихотворение С. Есенина? («До свиданья, друг мой, до свиданья»)
- Чем написано последнее стихотворение? (кровью)
- Любимый цвет, часто встречающийся в стихах Есенина? (синий)
- Назовите кличку собаки, которой Есенин посвятил стихотворение. (Джим)
- Как звали героиню цикла стихов «Персидские мотивы»? (Шаганэ)
- Как звали знаменитую танцовщицу, ставшую женой Есенина? (Айседора Дункан)
- Название гостиницы, в которой прожил Есенин свои последние дни? («Англетер»)
- Где похоронен С. Есенин? (Москва, Ваганьковское кладбище).
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Преподаватель:
Задание на дом: прочитать поэму Есенина «Анна Снегина», проанализировать данное лирическое произведение по схеме. Выделить основные приемы, используемые Есениным, записать в тетрадь.
Литература:
- Бобрышева Н.И. Сергей Есенин как национальный поэт. Интегрированный урок по литературе. http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2015/02/22/integrirovannyy-urok-po-literature-sergey-esenin
- Влащенко В. И. "Ой ты, Русь, моя Родина кроткая... ": песня и плач, радость и боль в лирике Есенина / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2005. – № 11. – С. 19-22.
- Поурочные разработки по русской литературе, ред. Н.В. Егорова, «ВАКО», - М., 2013.
- Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
- Черных Л.А. Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина» (11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/30/metodicheskaya-razrabotka-uroka-literatury-po-teme-tvorchestvo
- Шубникова-Гусева Н.И. Творчество С. А. Есенина в школе / Н.И. Шубникова-Гусева // Литература в школе. – 2004. – № 2. – С. 12–17.
Приложение 1.
Сравнительный анализ стихотворений Сергея Есенина
«Я покинул родимый дом…» Я покинул родимый дом, Золотою лягушкой луна Я не скоро, не скоро вернусь! И я знаю, есть радость в нем 1918 | «Низкий дом с голубыми ставнями…» Низкий дом с голубыми ставнями, До сегодня еще мне снится Восхищаться уж я не умею Полюбил я седых журавлей Только видели березь да цветь, Как бы я и хотел не любить, Потому так и днями недавними 1924 |
План сравнительного анализа:
- Что объединяет стихотворения?
- Каковы центральные образы в стихотворениях?
- Какие чувства испытывает лирический герой к родному краю, к родному дому?
- Лиризм стихотворений. Каковы ритм, рифма стихотворений?
- Как изображена природа. Какие пейзажные образы есть в стихотворениях?
- Какие цвета находим в стихотворениях?
- Выводы.
Приложение 2.
Викторина по творчеству Есенина.
- Родина Сергея Есенина?
- На берегу какой реки расположено родное село Сергея Есенина?
- Что он говорит о своём происхождении: «У меня отец ~ крестьянин, Ну, а я-… »
- Кому на воспитание был отдан Есенин с 2-х лет?
- О какой профессии для своего любимого внука мечтал дед?
- В «Автобиографии» Есенин говорит: «Влияние на моё творчество в самом начале имели деревенские …» Что?
- В какой школе учился С. Есенин?
- Во сколько лет Есенин начал писать стихи?
- Каким псевдонимом подписал Есенин своё первое стихотворение, опубликованное в журнале «Мирок» в 1914 году?
- Как назывался первый поэтический сборник Есенина?
- Назовите поэму Есенина, названную женским именем?
- Первый поэт, который поддержал Есенина?
- Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину?
- Как называется последнее стихотворение С. Есенина?
- Чем написано последнее стихотворение?
- Любимый цвет, часто встречающийся в стихах Есенина?
- Назовите кличку собаки, которой Есенин посвятил стихотворение.
- Как звали героиню цикла стихов «Персидские мотивы»?
- Как звали знаменитую танцовщицу, ставшую женой Есенина?
- Название гостиницы, в которой прожил Есенин свои последние дни?
- Где похоронен Сергей Есенин?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
Открытый урок пл литературе в 6-м классе на тему "Тема природы в лирике Сергея Есенина"
Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке будем читать,изучать, анализировать стихотворен...
Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "
Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина. Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...
Тема родины и природы в лирике С. Есенина
Презентация к уроку по литературе...
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...
Методическая разработка урока на тему: "Всю жизнь несу Родину в душе"
Презентация к методической разработке урока о творчестве В,А Гаврилина, о его музыке наполненной любовью к Родине - "Перезвоны". Гаврилин и Шукшин - единство душ и мыслей....
Методическая разработка урока по основам безопасности и защиты родины в 8 классе по теме "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации"
Методическая разработка урока по основам безопасности и защиты родины в 8 классе по теме "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации"...