"Мальчик-звезда"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Самолетова Ольга Ивановна

Урок внеклассного чтения по произведению Оскара Уайльда "Мальчик-звезда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира;

Задачи:

Образовательные:

содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;

создать условия для осознания и осмысления идейного содержания сказки.

Развивающие:

содействовать развитию речевой деятельности ;

содействовать развитию эмоционально-образного и аналитического мышления;

содействовать обогащению словарного запаса.

Воспитательные:

содействовать воспитанию культуры речи;

содействовать воспитанию доброты, внимательного отношения к людям;

создать условия для понимания того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема на доске, рисунки детей.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

ПЛАН:

1.Что может нести людям красота?

2.Что делает людей некрасивыми?

3.Какая красота может изменить мир в лучшую сторону?

СХЕМА:

Смотри приложение.

АФОРИЗМЫ:

1.Не наружность нужно украшать, но быть красивыми в духовных начинаниях.

Фалес

2.При красоте души не замечаешь физического несовершенства.

И. Шевелёв

3.Одним и дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев.

Ч. Бакстон

ХОД УРОКА:

  1. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА:

- Итак, ребята, мы с вами закрыли последнюю страницу сказки английского писателя

О. Уайльда «Мальчик- звезда» и сегодня на уроке попробуем вместе разобраться в прочитанном, а именно:

Что такое истинная красота человека?

Что эта красота несёт миру?

Почему люди должны отвечать за свои слова и поступки?

  1. Посмотрите внимательно на доску. Вы видите вопросы:

1.Что может нести красота людям?

2.Что делает людей некрасивыми?

3.Какая красота может изменить мир к лучшему?

На эти три вопроса мы попытаемся ответить, опираясь на произведение О. Уайльда.

  1. БЕСЕДА УСТАНОВОЧНОГО ХАРАКТЕРА.

Каждое произведение литературы – всегда «ЗАГАДКА». И отгадывать эти «ЗАГАДКИ» порой очень трудно, потому что в произведении часто бывает не один, а несколько правильных ответов. Чтобы «отгадать» произведение литературы, то есть увидеть то, что на первый взгляд кажется ясным и понятным, для этого нужно очень внимательно следить за «подсказками» автора, которые помогут разобраться в прочи-

танном.

Сказка О. Уайльда тоже своего рода «ЗАГАДКА», она и озаглавлена необычно «Мальчик- звезда». Попробуем разгадать, почему автор именно так назвал свою сказку

ВОПРОС:

- Ребята, как вы думаете, какое слово в названии сказки самое загадочное? ( Звезда)

(На фоне музыки Л.В. Бетховена учитель просит учеников).

Закройте, ребята, на минуту глаза и представьте ночное небо. Оно чистое, тёмное. И вдруг зажглась одна звёздочка, потом другая, третья. И вот на небе много-много звезд.

ВОПРОС:

  1. Какие чувства возникают у вас с появлением звезд? (Можно сидя и с закрытыми глаза-

ми).

  1. А тем временем на мою ладонь спустилась с неба одна звезда! Посмотрите на нее.

ВОПРОС:

  1. А что такое для вас «ЗВЕЗДА»? Какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом «ЗВЕЗДА»? (Для меня это слово связано со словами «красота необыкновенная, далекая».

Слово «ЗВЕЗДА» напоминает нам о неземной красоте, которая может нести свет, вести за собой – «путеводная звезда», - может быть образцом красоты.)

ВОПРОС:

  1. А что может обозначать сочетание слов «звезда» и «мальчик»? Каким мы ожидали

увидеть Мальчика- звезду? (Он должен быть красивым, и с ним должно быть связано что-то волшебное).

УЧИТЕЛЬ: Да, именно! Но что же мы увидели на самом деле?

  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

ВОПРОС:

- Давайте вспомним, как начинается сказка?

(Лютый мороз, веточки обламывались, Горный Водопад застыл в воздухе, потому что его поцеловала Королева Льда).

ВОПРОС:

  1. Что же случилось с двумя Лесорубами в зимнем лесу? Найдём это в тексте (см. стр. 34-35 «Вокруг тебя мир» от слов «Первый сказал…, второй сказал…).

ВОПРОС:

  1. Как же отнеслись Лесорубы к своей находке? Что вы можете сказать о каждом Лесорубе в этом эпизоде?

ВОПРОС:

- А как отнеслась жена Лесоруба к находке мужа? ( «В доме, где живут люди с каменны-

ми сердцами, всегда будет стужа». ВОПРОС: Как вы понимаете эти слова?)

  1. Итак, Дитя- звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, и ел за одним с ними столом, и играл с ними.

ВОПРОС:

  1. И каким же вырос Дитя-звезда? (описание внешности в тексте стр. 36). После этого вопроса АНАЛИЗ РИСУНКОВ, в которых дети отразили красоту Мальчика- звезды.

ВЫВОД: Мальчик-звезда вырос очень красивым, каким мы его и представляли в начале сказки.

ВОПРОС:

  1. Но что принесла красота Мальчику- звезде? (Зло, он вырос себялюбивым, гордым и жестоким).

ВОПРОС:

  1. А как называют себялюбивого, гордого человека? (эгоистом).

ВОПРОС:

  1. Что принесла красота Мальчика- звезды другим людям?
  2. Внешне он красив, а его поступки? Какие поступки он совершает?

(Другим людям красота Мальчика- звезды тоже принесла зло, потому что у него холодная, бездушная, бессердечная красота. Такая красота притягивает, но не радует. Поступки: швыряет камнями в бедняков и слепых, помыкает детьми и называет их своими слугами, протыкает тростинкой глаза кроту, подрезает крылья коноплянке, убивает мать белочки). А ЧТО ЖЕ ДЕТИ? ДЕТИ СМЕЯЛИСЬ. ОНИ СЛУШАЛИСЬ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДУ, ТАК КАК ОН БЫЛ КРАСИВ.

ВОПРОС:

  1. Так что же может нести красота людям?

( Красота Мальчика- звезды разрушила себя. Он красив внешне, а поступки исказили его красивые черты лица. Важно, чтобы красота несла миру и людям свет и тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестает восприниматься как истинная кра-

сота. И мы ясно видим, что внешность и поступки Мальчика- звезды в сказке почти все время не соответствуют друг другу).

ВОПРОСЫ:

- Подумаем, а какой эпизод сказки положил начало перерождению Мальчика- звезды?

( Встреча с нищенкой).

  1. Как Мальчик- звезда отнесся к своей матери?
  2. Каким вы представляете себе Мальчика- звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?

( Некрасивы чувства Мальчика- звезды. У него «холодное» сердце, т. к. прогнал, оттолк-

нул от себя самого близкого на свете человека – МАТЬ).

  1. Как вы считаете, так что же ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ НЕКРАСИВЫМИ?

( Некрасивыми могут быть не только внешность, но и ЧУВСТВА, и ПОСТУПКИ людей. Если у человека «холодное» сердце, то он теряет свою красоту).

ВОПРОС:

  1. Получил ли Мальчик- звезда наказание за свои поступки?
  2. Было ли это наказание страшным для него?
  3. Какие чувства испытываете вы в этот момент?

( Да, Мальчик- звезда наказан. И это наказание для него – есть самое страшное, т. к. кро-

ме своей внешней красоты он больше ничего не имел, а он ее потерял, ЗНАЧИТ, ОН ПО-

ТЕРЯЛ ВСЕ). ( Учитель обращает внимание на рисунки, в которых отразился этот мо-

мент).

ВОПРОС:

  1. Внешность Мальчика изменилась, а изменилась ли его душа? С чего, с какого момента начинается изменение в его душе? (сцена у водоема стр. 39)

( Он заплакал в первый раз в жизни. Именно с этого момента начинает меняться его душа. Слезы растопили его «холодное» сердце).

  1. РАБОТА СО СХЕМОЙ.

Обратите внимание на схему. Рассмотрите ее и скажите, СРАЗУ ЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ ДУША МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ?

( Нет, не сразу. Проходит долгий путь духовного очищения.)

  1. ая ступень – ЭГОИЗМ, СЕБЯЛЮБИЕ.

ВОПРОС: - Когда он проявил эти качества?

Поднимемся выше: 2- ая ступень – СТРАДАНИЕ.

ВОПРОС: - Когда он страдает? Как?

( Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни страда-

ния. Теперь он страдает сам, и «весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: «Как поступишь с другими, так поступят и с тобой».

3 ступень – ТЕРПЕНИЕ.

ВОПРОС: - Где он проявляет терпение?

4- ая ступень – МИЛОСЕРДИЕ.

5- ая ступень – ДОБРО.

ВОПРОС: - В каких эпизодах проявляется МИЛОСЕРДИЕ? Какие поступки он соверша-

ет теперь?

( Зайчонка из капкана, прокаженный, которому он отдает монеты, предназначенные для злого Волшебника. Следует вывод, что поступки Мальчика бескорыстны. СЕРДЦЕ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ СТАЛО ДОБРЫМ. МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА ДОСТИГАЕТ ИСТИН-

НОЙ КРАСОТЫ).

5.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

ВОПРОС: - Какое вознаграждение получает Мальчик- звезда за свою доброту, милосер-

дие, терпение, страдание в конце сказки?

( К нему возвращается красота внешняя).

  1. Найдем в тексте этот эпизод. Смотрим стр. 45. ВЫВОД: ОН СТАНОВИТСЯ КРАСИВ КАК ПРЕЖДЕ.
  2. НО как прежде ли?

( В глазах появилось ЧТО-ТО НОВОЕ. Мальчик- звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне, и это сразу проявилось в выражении его глаз).

ВОПРОС:

- Когда же он стал по- настоящему красив?

( Когда стал совершать БЕСКОРЫСТНО прекрасные поступки).

  1. Вернемся к «ЗАГАДКЕ» названия сказки.

ВОПРОС: - Как вы думаете, почему Уайльд назвал свою сказку «МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА»?

ИМЕННО «ЗВЕЗДА»? Кем стал Мальчик в конце сказки?

( Он стал властелином города. См. стр. 46).

Мальчик- звезда правил недолго. Но ВОПРОС: - За что же помнят его люди?

( Не за его красоту, а за его ДОБРОЕ СЕРДЦЕ).

И образ Мальчика- звезды как прекрасная далекая звезда, которая согревает сердца людей.

ВОПРОС: - Так что же такое ИСТИННАЯ КРАСОТА?

( Это сочетание ВНЕШНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА).

  1. ВЫВОДЫ:

Закончилась сказка. Как и во всякой другой сказке здесь счастливый конец: ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. Но в жизни далеко не так. Мы встречаем иногда людей внешне некрасивых. Как вы думаете, но это ли ГЛАВНОЕ? Главное то, чтобы человек был внут-

ренне красив. Не важно, что у тебя здесь (показать на лицо), а важно, что здесь (в душе).

ОБРАТИМСЯ К АФОРИЗМАМ, над которыми вы работали дома.

ВОПРОС: - Какой, по вашему мнению, афоризм отражает тему нашего урока?

  1. А какие пословицы вы нашли, которые отражают тему урока?

ПРИМЕРЫ ПОСЛОВИЦ:

Самолюб никому не люб.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

У вас на столах лежат звезды. Представьте, что это частичка вашего сердца. Возьмите в руки свои звездочки и подумайте, кому бы вы ее подарили? И за что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Красота внутреннего мира в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда».

Файл содержит презентацию и конспект урока по теме"Красота внутреннего мира в сказке О.Уальда "Мальчик - звезда". Урок расчитан на учащихся 5-6 классов, проводится как урок внеклассного чтения....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

Сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда"

Адаптированный сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-Звезда" можно использовать в рамках Недели английского языка...

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Оскар Уайльд "Мальчик - звезда"

Конспект урока включает в себя подробный анализ сказки Оскара Уайльда "Мальчик- звезда". На уроке использованы разные методы: беседа, инсценировка, выставка детских рисунков по сказке....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик - звезда»

Цели: понять, что хотел сказать автор своим произведением и как он доносит свою заветную мысль до читателей. То есть, говоря словами науки, мы должны выявить авторскую позицию и те художественные сред...

Занятие по воспитанию у детей основных нравственных понятий «Мальчик-звезда»

Цели: v подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;v воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;v учить сострадать, переживать, сопережива...