"Мальчик-звезда"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок внеклассного чтения по произведению Оскара Уайльда "Мальчик-звезда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_vneklassnogo_chteniya_v_v_klasse_po_proizvedeniyu_oskara_uaylda.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».
Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира;
Задачи:
Образовательные:
содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;
создать условия для осознания и осмысления идейного содержания сказки.
Развивающие:
содействовать развитию речевой деятельности ;
содействовать развитию эмоционально-образного и аналитического мышления;
содействовать обогащению словарного запаса.
Воспитательные:
содействовать воспитанию культуры речи;
содействовать воспитанию доброты, внимательного отношения к людям;
создать условия для понимания того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема на доске, рисунки детей.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
ПЛАН:
1.Что может нести людям красота?
2.Что делает людей некрасивыми?
3.Какая красота может изменить мир в лучшую сторону?
СХЕМА:
Смотри приложение.
АФОРИЗМЫ:
1.Не наружность нужно украшать, но быть красивыми в духовных начинаниях.
Фалес
2.При красоте души не замечаешь физического несовершенства.
И. Шевелёв
3.Одним и дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев.
Ч. Бакстон
ХОД УРОКА:
- СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА:
- Итак, ребята, мы с вами закрыли последнюю страницу сказки английского писателя
О. Уайльда «Мальчик- звезда» и сегодня на уроке попробуем вместе разобраться в прочитанном, а именно:
Что такое истинная красота человека?
Что эта красота несёт миру?
Почему люди должны отвечать за свои слова и поступки?
- Посмотрите внимательно на доску. Вы видите вопросы:
1.Что может нести красота людям?
2.Что делает людей некрасивыми?
3.Какая красота может изменить мир к лучшему?
На эти три вопроса мы попытаемся ответить, опираясь на произведение О. Уайльда.
- БЕСЕДА УСТАНОВОЧНОГО ХАРАКТЕРА.
Каждое произведение литературы – всегда «ЗАГАДКА». И отгадывать эти «ЗАГАДКИ» порой очень трудно, потому что в произведении часто бывает не один, а несколько правильных ответов. Чтобы «отгадать» произведение литературы, то есть увидеть то, что на первый взгляд кажется ясным и понятным, для этого нужно очень внимательно следить за «подсказками» автора, которые помогут разобраться в прочи-
танном.
Сказка О. Уайльда тоже своего рода «ЗАГАДКА», она и озаглавлена необычно «Мальчик- звезда». Попробуем разгадать, почему автор именно так назвал свою сказку
ВОПРОС:
- Ребята, как вы думаете, какое слово в названии сказки самое загадочное? ( Звезда)
(На фоне музыки Л.В. Бетховена учитель просит учеников).
Закройте, ребята, на минуту глаза и представьте ночное небо. Оно чистое, тёмное. И вдруг зажглась одна звёздочка, потом другая, третья. И вот на небе много-много звезд.
ВОПРОС:
- Какие чувства возникают у вас с появлением звезд? (Можно сидя и с закрытыми глаза-
ми).
- А тем временем на мою ладонь спустилась с неба одна звезда! Посмотрите на нее.
ВОПРОС:
- А что такое для вас «ЗВЕЗДА»? Какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом «ЗВЕЗДА»? (Для меня это слово связано со словами «красота необыкновенная, далекая».
Слово «ЗВЕЗДА» напоминает нам о неземной красоте, которая может нести свет, вести за собой – «путеводная звезда», - может быть образцом красоты.)
ВОПРОС:
- А что может обозначать сочетание слов «звезда» и «мальчик»? Каким мы ожидали
увидеть Мальчика- звезду? (Он должен быть красивым, и с ним должно быть связано что-то волшебное).
УЧИТЕЛЬ: Да, именно! Но что же мы увидели на самом деле?
- РАБОТА С ТЕКСТОМ.
ВОПРОС:
- Давайте вспомним, как начинается сказка?
(Лютый мороз, веточки обламывались, Горный Водопад застыл в воздухе, потому что его поцеловала Королева Льда).
ВОПРОС:
- Что же случилось с двумя Лесорубами в зимнем лесу? Найдём это в тексте (см. стр. 34-35 «Вокруг тебя мир» от слов «Первый сказал…, второй сказал…).
ВОПРОС:
- Как же отнеслись Лесорубы к своей находке? Что вы можете сказать о каждом Лесорубе в этом эпизоде?
ВОПРОС:
- А как отнеслась жена Лесоруба к находке мужа? ( «В доме, где живут люди с каменны-
ми сердцами, всегда будет стужа». ВОПРОС: Как вы понимаете эти слова?)
- Итак, Дитя- звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, и ел за одним с ними столом, и играл с ними.
ВОПРОС:
- И каким же вырос Дитя-звезда? (описание внешности в тексте стр. 36). После этого вопроса АНАЛИЗ РИСУНКОВ, в которых дети отразили красоту Мальчика- звезды.
ВЫВОД: Мальчик-звезда вырос очень красивым, каким мы его и представляли в начале сказки.
ВОПРОС:
- Но что принесла красота Мальчику- звезде? (Зло, он вырос себялюбивым, гордым и жестоким).
ВОПРОС:
- А как называют себялюбивого, гордого человека? (эгоистом).
ВОПРОС:
- Что принесла красота Мальчика- звезды другим людям?
- Внешне он красив, а его поступки? Какие поступки он совершает?
(Другим людям красота Мальчика- звезды тоже принесла зло, потому что у него холодная, бездушная, бессердечная красота. Такая красота притягивает, но не радует. Поступки: швыряет камнями в бедняков и слепых, помыкает детьми и называет их своими слугами, протыкает тростинкой глаза кроту, подрезает крылья коноплянке, убивает мать белочки). А ЧТО ЖЕ ДЕТИ? ДЕТИ СМЕЯЛИСЬ. ОНИ СЛУШАЛИСЬ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДУ, ТАК КАК ОН БЫЛ КРАСИВ.
ВОПРОС:
- Так что же может нести красота людям?
( Красота Мальчика- звезды разрушила себя. Он красив внешне, а поступки исказили его красивые черты лица. Важно, чтобы красота несла миру и людям свет и тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестает восприниматься как истинная кра-
сота. И мы ясно видим, что внешность и поступки Мальчика- звезды в сказке почти все время не соответствуют друг другу).
ВОПРОСЫ:
- Подумаем, а какой эпизод сказки положил начало перерождению Мальчика- звезды?
( Встреча с нищенкой).
- Как Мальчик- звезда отнесся к своей матери?
- Каким вы представляете себе Мальчика- звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?
( Некрасивы чувства Мальчика- звезды. У него «холодное» сердце, т. к. прогнал, оттолк-
нул от себя самого близкого на свете человека – МАТЬ).
- Как вы считаете, так что же ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ НЕКРАСИВЫМИ?
( Некрасивыми могут быть не только внешность, но и ЧУВСТВА, и ПОСТУПКИ людей. Если у человека «холодное» сердце, то он теряет свою красоту).
ВОПРОС:
- Получил ли Мальчик- звезда наказание за свои поступки?
- Было ли это наказание страшным для него?
- Какие чувства испытываете вы в этот момент?
( Да, Мальчик- звезда наказан. И это наказание для него – есть самое страшное, т. к. кро-
ме своей внешней красоты он больше ничего не имел, а он ее потерял, ЗНАЧИТ, ОН ПО-
ТЕРЯЛ ВСЕ). ( Учитель обращает внимание на рисунки, в которых отразился этот мо-
мент).
ВОПРОС:
- Внешность Мальчика изменилась, а изменилась ли его душа? С чего, с какого момента начинается изменение в его душе? (сцена у водоема стр. 39)
( Он заплакал в первый раз в жизни. Именно с этого момента начинает меняться его душа. Слезы растопили его «холодное» сердце).
- РАБОТА СО СХЕМОЙ.
Обратите внимание на схему. Рассмотрите ее и скажите, СРАЗУ ЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ ДУША МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ?
( Нет, не сразу. Проходит долгий путь духовного очищения.)
- ая ступень – ЭГОИЗМ, СЕБЯЛЮБИЕ.
ВОПРОС: - Когда он проявил эти качества?
Поднимемся выше: 2- ая ступень – СТРАДАНИЕ.
ВОПРОС: - Когда он страдает? Как?
( Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни страда-
ния. Теперь он страдает сам, и «весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: «Как поступишь с другими, так поступят и с тобой».
3 ступень – ТЕРПЕНИЕ.
ВОПРОС: - Где он проявляет терпение?
4- ая ступень – МИЛОСЕРДИЕ.
5- ая ступень – ДОБРО.
ВОПРОС: - В каких эпизодах проявляется МИЛОСЕРДИЕ? Какие поступки он соверша-
ет теперь?
( Зайчонка из капкана, прокаженный, которому он отдает монеты, предназначенные для злого Волшебника. Следует вывод, что поступки Мальчика бескорыстны. СЕРДЦЕ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ СТАЛО ДОБРЫМ. МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА ДОСТИГАЕТ ИСТИН-
НОЙ КРАСОТЫ).
5.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.
ВОПРОС: - Какое вознаграждение получает Мальчик- звезда за свою доброту, милосер-
дие, терпение, страдание в конце сказки?
( К нему возвращается красота внешняя).
- Найдем в тексте этот эпизод. Смотрим стр. 45. ВЫВОД: ОН СТАНОВИТСЯ КРАСИВ КАК ПРЕЖДЕ.
- НО как прежде ли?
( В глазах появилось ЧТО-ТО НОВОЕ. Мальчик- звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне, и это сразу проявилось в выражении его глаз).
ВОПРОС:
- Когда же он стал по- настоящему красив?
( Когда стал совершать БЕСКОРЫСТНО прекрасные поступки).
- Вернемся к «ЗАГАДКЕ» названия сказки.
ВОПРОС: - Как вы думаете, почему Уайльд назвал свою сказку «МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА»?
ИМЕННО «ЗВЕЗДА»? Кем стал Мальчик в конце сказки?
( Он стал властелином города. См. стр. 46).
Мальчик- звезда правил недолго. Но ВОПРОС: - За что же помнят его люди?
( Не за его красоту, а за его ДОБРОЕ СЕРДЦЕ).
И образ Мальчика- звезды как прекрасная далекая звезда, которая согревает сердца людей.
ВОПРОС: - Так что же такое ИСТИННАЯ КРАСОТА?
( Это сочетание ВНЕШНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА).
- ВЫВОДЫ:
Закончилась сказка. Как и во всякой другой сказке здесь счастливый конец: ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. Но в жизни далеко не так. Мы встречаем иногда людей внешне некрасивых. Как вы думаете, но это ли ГЛАВНОЕ? Главное то, чтобы человек был внут-
ренне красив. Не важно, что у тебя здесь (показать на лицо), а важно, что здесь (в душе).
ОБРАТИМСЯ К АФОРИЗМАМ, над которыми вы работали дома.
ВОПРОС: - Какой, по вашему мнению, афоризм отражает тему нашего урока?
- А какие пословицы вы нашли, которые отражают тему урока?
ПРИМЕРЫ ПОСЛОВИЦ:
Самолюб никому не люб.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
У вас на столах лежат звезды. Представьте, что это частичка вашего сердца. Возьмите в руки свои звездочки и подумайте, кому бы вы ее подарили? И за что?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Красота внутреннего мира в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда».
Файл содержит презентацию и конспект урока по теме"Красота внутреннего мира в сказке О.Уальда "Мальчик - звезда". Урок расчитан на учащихся 5-6 классов, проводится как урок внеклассного чтения....
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».
Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...
Сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда"
Адаптированный сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-Звезда" можно использовать в рамках Недели английского языка...
Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Оскар Уайльд "Мальчик - звезда"
Конспект урока включает в себя подробный анализ сказки Оскара Уайльда "Мальчик- звезда". На уроке использованы разные методы: беседа, инсценировка, выставка детских рисунков по сказке....
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик - звезда»
Цели: понять, что хотел сказать автор своим произведением и как он доносит свою заветную мысль до читателей. То есть, говоря словами науки, мы должны выявить авторскую позицию и те художественные сред...
Занятие по воспитанию у детей основных нравственных понятий «Мальчик-звезда»
Цели: v подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;v воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;v учить сострадать, переживать, сопережива...