Занятие по воспитанию у детей основных нравственных понятий «Мальчик-звезда»
план-конспект занятия по теме
Цели:
v подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;
v воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;
v учить сострадать, переживать, сопереживать;
v учить детей активно защищать свою нравственную позицию;
v учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;
v закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_malchik-zvezda.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по воспитанию у детей основных нравственных понятий «Мальчик-звезда»
Цели:
- подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;
- воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;
- учить сострадать, переживать, сопереживать;
- учить детей активно защищать свою нравственную позицию;
- учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;
- закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму.
Материал к занятию:
- портрет нищенки-матери;
- портрет мальчика-звезды;
- картонные сердечки, ярко оформленные;
- две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты.
Предварительная работа:
- чтение сказки Оскара Уайта «Мальчик-звезда»;
- работа с пословицами (добро – зло).
Ход занятия
- Скажите, пожалуйста, дети, что такое Доброта? (Ответы детей.)
- Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно ещё может быть? (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)
- Запомните эти слова, мы ещё к ним вернёмся. Мы с вами читали сказку «Мальчик-звезда». Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание. Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.
- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.
- Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки.
- Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты.
- Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.
Когда предложенные подарки были взяты детьми, педагог обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.
- Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?
- Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.
- Педагог читает сказку дальше.
- Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)
Игра 1. «Вежливые слова»
Я начинаю фразу, а вы продолжаете.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)
- Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо.)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)
- Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)
- И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят … (До свидания.)
А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)
Игра 2. «Добро» и «Зло»
1.1. В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой.
В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица «волшебников».
Дети определяют: какой волшебник добрый, а какой – злой (по мимике лица).
1.2. Беседа о добрых и злых людях
- Кого называют добрым?
- Кого называют злым?
- Как ведут себя добрые люди?
- Как ведут себя злые люди?
- Кого из своих родных или знакомых вы может назвать добрыми людьми? Почему?
- Приведи примеры злых героев из фильмов, мультфильмов.
- Почему они злые?
Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда». (Доктор предлагает выпить таблетку «озверина», чтобы тот смог «усмирить» несносных мышат.)
Обсуждение просмотра мультфильма:
- Что случилось с добрым котом Леопольдом?
- Как вёл себя Леопольд во время действия «озверина»?
- Почему доктор предложил ему выпить «озверин»?
- Кто вам больше нравится в мультфильме: кот Леопольд или мышата? Почему?
Игра 3. Наше настроение
2.1. Поговорим о настроении. Настроение – это душевное состояние.
Педагог обращает внимание детей на настроение волшебников. У доброго – настроение весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое.
- А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого – плохое? (По выражению лица, мимике).
Педагог предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка, в который предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
2.2. Упражнение «Расскажи о своём настроении»
- При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?
- Какое у тебя сейчас настроение?
- Какого цвета твоё настроение?
- С каким запахом можно сравнить твоё настроение?
- На что похоже твоё настроение?
Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, педагог предлагает им все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.
В конце беседы педагог обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:
- Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как весёлое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.
- Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.
- А от чего зависит настроение?
- Может ли меняться настроение?
Игра 4. Хорошо ли быть злым?
Злой волшебник превращает детей в злых гиен.
Игра «Гневная гиена»: гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она съест её. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Выразительные движения: усиленная жестикуляция.
Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы. (По окончании игры дети меняются ролями.)
На помощь детям приходит добрый волшебник и «расколдовывает» их.
Беседа с детьми:
- Что вы чувствовали, когда были обезьянками? Гиенами?
- Что вам хотелось сделать?
Педагог предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может решить проблему – помочь гиене стать доброй. Ребёнок может выбрать любой персонаж мультфильма, кинофильма, книги.
- Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.
- Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене стать доброй.
- Придумайте интересную, волшебную историю.
По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:
- Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.)
- Замечательно! Сегодняшнее занятие я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского «В мире много сказок».
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух …
Каждый нам в дороге – настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть Добро навеки побеждает зло!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
«Формирование нравственных понятий у детей с отставанием в развитии, в системе работы по социально-бытовой ориентации»
Социально-бытовая ориентация...
Коррекционное занятие по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»
Коррекционное занятие по сказке О.Уальда "Мальчик-звезда" для детей в возрасте от 10-13 летВоспитание уважительного отношения к матери...
Коррекционное занятие по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»
Коррекционное занятие по сказке О.Уальда "Мальчик-звезда" для детей в возрасте от 10-13 летВоспитание уважительного отношения к матери...
Конспект занятия нравственного воспитания для детей подготовительной группы: « Жить с друзьями на свете веселей».
Конспект занятия нравственного воспитания для детей подготовительной группы: « Жить с друзьями на свете веселей». Цель: раскрыть понятие «дружба».Задачи:- закрепить...
«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...
Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...