Японские трехстишия хокку
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Цель: создание условий для  знакомства учащихся с жанровыми и художественными особенностями средневековой японской поэзии хокку.

Задачи:

1. Дать первоначальные представления об одном из видов японской поэзии - хокку, его особенностях, строении, проанализировав хокку одного из авторов.

3.Способствовать развитию творческих способностей учащихся, речевой культуры, познавательного интереса школьников, эмоциональной сферы.

4. Содействовать формированию исследовательских компетенций учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_khokku.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Краевой конкурс

«Учитель года-2012»

План-конспект урока

литературы

(5 класс)

Тема: «Японские трехстишия хокку».

Кузнецова Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

МБС(К)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида»,

г. Перми

2012 г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая.  

Цель:

Задачи:

Оборудование урока:  компьютер, колонки, проектор.

Дидактические материалы: презентация к уроку, видеофрагмент, раздаточный печатный материал.

Ход урока:

ЭТАП УРОКА.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Организационный этап.

- Добрый день, мои юные друзья.

 Сегодня я приглашаю вас отправиться в увлекательное литератур-ное путешествие. В страну, пожалуй, самую необычную из всех стран мира. Здесь едят не за столом, а на полу. Рыбу не жарят, а едят в сыром виде. Здесь не отмечают день рождения, но обязательно празднуют день рождения императора. Здесь никогда не сердятся на детей и очень гордятся, что родились именно в этой стране и благодарят за это небо. Именно отсюда начинает светило свой каждодневный путь. Именно в этой стране символы играют важнейшую роль, они позволяют сказать многое, используя лишь немного слов. За одним символом таится целый мир.

- Ребята, как вы думаете как называется эта страна?

- Вы правы, эта страна - Япония.

Эмоциональный настрой и готовность к уроку.

Ответы учащихся.

Видеоряд  с музыкальным вступлением.

Слайд №2

 Мотивация. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Решив кроссворд, мы узнаем о самых ярких символах этой страны.

1. Декоративное растение с пышными махровыми цветами является символом Солнца в Японии.

2. Небесное светило, дающее жизнь всему живому на земле, является символом вечности, роста в Японии.

3. Любимое цветущее растение, является символом культуры жизни и красоты в Японии.

4.  Красивое развесистое дерево с раскидистыми листьями, символ величия, жизненной мудрости, растущее на всем Востоке, равно как  в России и Канаде.

5. Фигурка птицы из бумаги в стиле оригами, символизирующая исполнение самого заветного желания, счастья и радости.

Ответы учащихся

Слайд №3

 Постановка проблемы. Планирование.

Задачи, предлагаемые детьми

- Ребята, что интересного вы увидели в кроссворде?

- Верно, это  Хокку. Это тоже символ  Японии.

-Кто-то  из вас может представить, создать  данный символ?

- Я вижу, вы затрудняетесь. Я готова вам помочь.

-Каковы ваши предположения: что такое хокку?

А что необходимо сделать, чтобы узнать: что такое хокку?

1. Определить особенности хокку .

2. Научиться составлять хокку, понимать их.

Ответы учащихся

Исследование. 

- Это графическое изображение хокку.

Что необычного вы увидели?

(хокку написано по вертикали, на картине)

- Нередко хокку писались на сюжеты картин или вдохновляли живописцев на создание новых полотен.  

- послушайте, как звучит хокку в оригинале.

На слух речь японцев приятна и музыкальна, похожа на плавный журчащий поток звуков.

- А вот так оно звучит в переводе на русский язык

Для того, чтобы понять  смысл хокку, надо   сосредоточиться на тексте, остаться наедине с произведением,  своими мыслям, расшифровать значение символа и попытаться  понять замысел автора.  Именно поэтому хокку  располагается по одному произведению на странице, оставляя пространство для наслаждения текстом, для размышлений над его содержанием

Предлагаю открыть буклеты и познакомиться с произведениями японской культуры

- Что особенного, отличного от русской поэзии вы увидели в хокку?

- Вы правильно заметили, действительно, хокку состоит из 3 строк.  

-Давайте вместе попробуем выяснить: какой смысл несет в себе каждая строка?

(1-я – начальная информация;

2-я – раскрывает смысл;

3-я – вывод).

- Еще что необычного вы увидели?

( - Ребята, обратите внимание в это стихотворении есть ритм, рифма?

- Докажите, что рифмы действительно нет)

-  В японских стихах вы не найдете рифмы, к которой так привыкли, читая русскую поэзию. Дело в том, что у японцев никогда ее не было, обходились без нее. Такой уж язык не принимает рифмы и все тут.

- Ребята, посчитайте количество слогов в каждой строке.  Какие результаты  у вас получились?

(      )

- А я утверждаю, что хокку строятся по формуле

 5-7-5.  Возможно перед нами  вовсе не хокку? Почему такое несоответствие?

- Ребята, вы определили только формальные особенности хокку. Зафиксируйте, пожалуйста, свои выводы в схеме. А по содержанию текстов вы заметили какие-нибудь отличия от тех стихов, с которыми вы уже знакомились ранее?

----------------------------------------------------------------------------------------

- Предлагаю вам, поработать в парах, определить что есть особенного в содержании хокку.

- Обратите внимание на литературные приемы, которые используют авторы в своих произведениях?

- Подтвердите свои слова текстом.

- Ребята, обратимся к хокку автора Басе «Уродливый ворон» и на  примере данного текста подробнее рассмотрим использование литературного приема - контраст.

- Докажите, что стихотворение построено на контрасте.

-Как может уродливый ворон быть красивым на снегу? Что делает его красивым?

  - Давайте уточним: снег – какой?

Ворон – какой?  

- Ребята, а теперь закройте глаза  и представьте себе картину: первый белый мягкий пушистый снег и черная птица на нем. Красивую картинку нарисовали вы в своем воображении?

- Ярко-белый снег и черная птица – это прекрасно!!!

- Можно утверждать, что получилась волшебный образ?

 - Уродливый ворон прекрасен на первом мягком пушистом снегу!!!

- Для чего автор использовал прием контраста?

- Кто определил какова тема предложенных вам хокку?

- Проиллюстрируйте это текстом.

- Как вы считаете, только ли о природе идет речь? Возможно автор хотел сказать что-то другое, используя эти образы?

- Действительно, специфика этого жанра в том, что человеческое не столько сравнивается с природным, как  в русской поэзии, сколько через это природное передается.

Ведь не случайно мы познакомились с символами японской культуры. Каждый символ несет глубокий смысл. Я попрошу вас найти слово-символ в одном из хокку и раскрыть его смысл.

-  Авторы хокку изображают мгновение, впечатление от увиденного и услышанного. Используя тексты, определите: глаголы в форме какого времени употребляют авторы.

- Может быть, кто-то увидел другие особенности хокку?

- А теперь попытайтесь, объединившись в группы по рядам, дать определение жанру хокку, отразив основные его особенности.

- Ребята, но это только наши выводы. А где мы можем  удостовериться в их правильности?

- Давайте обратимся к большому энциклопедическому словарю

- Ребята, ваши гипотезы подтвердились.

- А теперь я  предлагаю вам вернуться к тем задачам, которые мы ставили в начале нашего занятия. Мы выполнили первую задачу: определили особенности хокку ?

- А какова следующая задача?

Слайд с хокку

Аудио запись

Рассматривают буклеты.

Исследуют  тексты в буклетах.

Заполняют схему.

Исследую тексты хокку в парах. Заполняют схему.

Формулируют опре-деление хокку в группах.

Подтверждают выводы научным источником.

Ответы учащихся.

Слайд № 4

Видеоряд. Слайд№5

Слайд №6

Применение нового знания. Первичное закрепление материала.

- Ребята, как вы думаете, зная особенности хокку, мы можем попытаться составить его?

- Я вам предлагаю вам три варианта заданий. В первом конверте находится задание, где используя составленную нами схему,  вы должны среди нескольких  произведений найти то, которое написано в жанре хокку и обосновать свой выбор. Это задание для аналитиков. Во втором конверте находится задание, где вам необходимо восстановить две строки хокку, используя предложенные ниже слова. Это задание для  реставраторов. И самое сложное задание для творцов, оно находится в третьем конверте, вам необходимо создать хокку самим. Вы выбираете задание из того конверта, с которым по вашему мнению вы реально справитесь на данном этапе урока.

 - Кто из группы аналитиков готов представить свою работу? (А не кажется ли вам, что первые строки танки подходят под определение хокку?)

- Кто готов из группы реставраторов?

- Готовы ли творцы?

Ответы детей.

Работают в группах, парах, индивидуально.

Видеоряд. Слайд №7

Проверка (несколько человек).

Рефлексия.

- Цветок хризантемы, который расцвел, очень символичен. Это итог нашей совместной деятельности. Я благодарна вам за то, что в работу включились все, выбрали задание разной степени сложности.

Я вижу, что  … задания пользовались наибольшим спросом. А … были менее востребованы. Это объяснимо: чтобы составить хокку, надо обладать даром видения, замечать прекрасное во всем, жить в гармонии с миром и самим собой, уметь немногими средствами сказать многое.

Наше литературно-исследовательское путешествие – это только начало пути в мир японской культуры, которая  никого не оставляет равнодушным.

- И в знак благодарности за  урок, за приятные впечатления, которые остались и у вас, и у меня, я б хотела подарить вам этих журавликов,  выполненных в стиле оригами, символ исполнения желаний.

Крепят листы с заданиями.

Собирают хризантему.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"

Представлен подробный конспект урока литературы  с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...

Урок литературы "Японские трёхстишья - хокку"

Цель урока : 1.     Вызвать интерес у школьников к национальной японской культуре.2.     Познакомить учащихся с японскими лирическими стихотвор...

Японские трёхстишия хокку.

Учёные утверждают, что Америка была открыта однажды, а вот Японию открывают до сих пор. Культурные традиции этой страны кажутся европейцам необычными. Этим и объясняется непреходящий интерес к япрнско...

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА. ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ ХОККУ

Урок литературы в 7 классе, посвященный знакомству с культурой Японии....

Конспект урока по теме "Японская литература. Хокку"

Разработка открытого урока по  литературе в 7 классе. Ученики получают представление о японской культуре и литературе, подробно рассматриваются особенности жанра хокку. Ученики развивают свои тво...

Японские трехстишия

Японское лирическое стихотворение хокку (хайку) отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Народ любит и охотно создает короткие песни - сжатые поэтические формулы, где нет ни одного ли...

Мастер-класс "Японская поэзия-хокку"

Мастер-класс показывает лирику японской поэзии. Знакомит с ее разновидностью- хокку. Проходит анализ хокку, который вызывает положительный настрой на общение с природой, понимание своих чувств. Идет с...