Мастер-класс "Японская поэзия-хокку"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Мастер-класс показывает лирику японской поэзии. Знакомит с ее разновидностью- хокку. Проходит анализ хокку, который вызывает положительный настрой на общение с природой, понимание своих чувств. Идет самостоятельная работа- написание хокку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hokku.doc | 33.5 КБ |
yaponskaya_poeziya.ppt | 559 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс "Японская классическая поэзия хокку" (презентация)
Для того чтобы показать, как особенности ассоциативного мышления могут “работать” на уроке, обратимся к японской классической поэзии (Хокку).
Учащимся 7-8 классов трудно понять и принять японскую классическую поэзию при самостоятельном чтении. Их отталкивает отсутствие формы, рифты и ритма, краткость текстов. У наших учеников, к сожалению, отсутствует навык медленного чтения. Особое внимание при изучении хокку следует уделить работе воображения, созданию картины. Зрительные образы воздействуют на ребёнка сильнее, чем словесные. Попробуем отнестись к хокку как к загадкам, которые необходимо разгадать
Основная задача: подвести к восприятию японской поэзии через ассоциации, воображение и творчества учащихся
1. Подготовка учащихся к восприятию темы
Слушают аудиозапись со звуками дождя и отвечают на вопросы:
– Что за звуки вы слышали?
– Какое настроение они у вас вызывают?
– Какие ассоциации вызывают?
2. Подбор ассоциаций к словам
Прослушав аудиозапись, называйте слова, которые приходят на ум, ассоциации с этой музыкой.
3. Переход к теме
– Сегодня мы будем говорить о классической японской поэзии. Эта поэзия создана в 17 веке, в стране очень непохожей на нашу своими традициями, образом жизни. Всё, что странно и непонятно, не обязательно должно быть скучным и неинтересным. (слайд 1-2)
4. «Расшифровка» текста (слайд 3)
Осенний дождь во мгле!
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел.
Ранран
Вопросы:
1. Где находится автор?
2. Какое у героя настроение?
3. Что значит: «зонт прошелестел»? почему автор не говорит: «прошёл человек»?
4. О чём говорят слова «нет, не ко мне? Что изменилось бы, не будь слова «нет»?
5. Опишите картинку, которую вы представляете, читая стихотворение?
Образы стихотворения: унылая пора, одинокий человек стоит у окна в квартире в ожидании кого-то или чего-то, но «нет», опять идёт кто-то не к нему. «Зонт прошелестел», потому что из окна сверху виден только зонт, скрывающий фигуру, лицо и всё остальное. Чувства героя: одиночество, напрасное ожидание, разочарование.
- так же разбирается хокку автора Тиё (слайд 3)
5. Формирование фоновых знаний об Японии.
– Что вы знаете об Японии?
- Что можете сказать об укладе жизни японцев? Как они живут?
– Какие особенности взгляда на мир у японцев?
Ответы: японцы –мирные и честные люди. Они молчаливы, скрытны. Мужчины- самураи. И стихи их не описывают подробно чувств человека, как , например, в русской поэзии. У них все кратко и сдержанно. Японцы -азиатский народ, поэтому они ближе к природе, лучше чувствует её. Им ничего не мешает думать, размышлять.
6. Формирование фоновых знаний (слайд 4)
Какая грусть!
В маленькой клетке подвешен
Пленённый сверчок.
Басё
- Структура хокку.
Чтение хокку (слайды 5 -7 )
За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца.
У соседа воды возьму.
– Почему воду надо брать у соседа? (потому что вьюнок живой, красивый. Сорвать его – значит погубить, убить).
– Какая черта японцев отразилась в этих стихах?
Белый волос упал.
Под моим изголовьем
Не смолкает сверчок.
– Ккакие чувства испытывает поэт?
– Что помогло вам понять стихотворение?
(белый волос – скорее седой, упал – пришла старость. Осень жизни – это старость, приближение её конца.
7. Самостоятельное написание хокку:
Осень за окном
Дождь по стеклам
Слезы на щеках
Грустно сердцу
Томится птица в клетке
Свобода нужна всем
Зима-стужа!
Дети- радостный народ
Детству все нипочем!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зима – зимняя слива, снег, чёрный цвет . Весна – пение лягушек, пион, обильный дождь, цветение деревьев, ива в пуху. Лето – лотос, соловей, кукушка. Осень – жёлтые листья, хризантемы, ветер,поющие насекомые. Символы. Ханами – любование цветами. Цукими – любование луной. Юкими – любование снегами. Понятия
Осенний дождь во мгле! Нет, не ко мне, к соседу Зонт прошелестел. Ранран Больше некому стало Делать дырки в бумаге окон, Но как холодно в доме. Тиё
Форма хокку 1 – 5 слогов 2 – 7 слогов 3 – 5 слогов Обязательны три строки: Какая грусть! В маленькой клетке подвешен Плененный сверчок. Басё
Сакура и пагода. Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету
За ночь вьюнок обвился Вокруг бадьи моего колодца. У соседа воды возьму. Белый волос упал. Под моим изголовьем Не смолкает сверчок. Басё
Наша жизнь – росинка, Пусть лишь капелька росы Наша жизнь – и все же. Кобаяси Исса