Мастер-класс "Японская поэзия-хокку"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Сосорова Маргарита Владимировна

Мастер-класс показывает лирику японской поэзии. Знакомит с ее разновидностью- хокку. Проходит анализ хокку, который вызывает положительный настрой на общение с природой, понимание своих чувств. Идет самостоятельная работа- написание хокку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hokku.doc33.5 КБ
Office presentation icon yaponskaya_poeziya.ppt559 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Японская классическая поэзия хокку" (презентация)

   Для того чтобы показать, как особенности ассоциативного мышления могут “работать” на уроке, обратимся к японской классической поэзии (Хокку).

   Учащимся 7-8 классов трудно понять и принять японскую классическую поэзию при самостоятельном чтении. Их отталкивает отсутствие формы, рифты и ритма,  краткость текстов. У наших учеников, к сожалению, отсутствует навык медленного чтения. Особое внимание при изучении хокку следует уделить работе воображения, созданию картины. Зрительные образы воздействуют на ребёнка сильнее, чем словесные. Попробуем отнестись к хокку как к загадкам, которые необходимо разгадать

     Основная задача: подвести к восприятию японской поэзии через ассоциации, воображение и творчества учащихся

1. Подготовка учащихся к восприятию темы

Слушают аудиозапись со звуками дождя и отвечают на вопросы:

– Что за звуки вы слышали?
– Какое настроение они у вас вызывают?
– Какие ассоциации вызывают?

2. Подбор ассоциаций к словам

   Прослушав аудиозапись, называйте слова, которые приходят на ум, ассоциации с этой музыкой.

3. Переход к теме

– Сегодня мы будем говорить о классической японской поэзии. Эта поэзия создана в 17 веке, в стране очень непохожей на нашу своими традициями, образом жизни. Всё, что странно и непонятно, не обязательно должно быть скучным и неинтересным. (слайд 1-2)

4. «Расшифровка» текста (слайд 3)

Осенний дождь во мгле!
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел.

                        Ранран

Вопросы:

1. Где находится автор?
2. Какое у героя  настроение?
3. Что значит: «зонт прошелестел»? почему автор не говорит: «прошёл человек»?
4. О чём говорят слова «нет, не ко мне? Что изменилось бы, не будь слова «нет»?
5. Опишите картинку, которую  вы представляете, читая стихотворение?

     

    Образы стихотворения: унылая пора, одинокий человек стоит у окна в квартире в ожидании кого-то или чего-то, но «нет», опять идёт кто-то не к нему. «Зонт прошелестел», потому что из окна сверху виден только зонт, скрывающий фигуру, лицо и всё остальное. Чувства героя: одиночество, напрасное ожидание, разочарование.

 - так же разбирается хокку автора Тиё (слайд 3)

5. Формирование фоновых знаний об Японии.

– Что вы знаете об Японии?

- Что можете сказать об укладе жизни японцев? Как они живут?  

– Какие особенности взгляда на мир у японцев?

     Ответы: японцы –мирные и честные люди. Они молчаливы, скрытны. Мужчины- самураи.  И стихи их не описывают подробно чувств человека, как , например, в русской поэзии. У них все кратко и сдержанно. Японцы -азиатский народ, поэтому они  ближе к природе, лучше чувствует её. Им ничего не мешает думать, размышлять.

6. Формирование фоновых знаний (слайд 4)

Какая грусть!
В маленькой клетке подвешен
Пленённый сверчок.

                    Басё

 - Структура хокку.

Чтение хокку (слайды 5 -7 )

За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца.
У соседа воды возьму.

– Почему воду надо брать у соседа? (потому что вьюнок живой, красивый. Сорвать его – значит погубить, убить).

– Какая черта японцев отразилась в этих стихах?

 

Белый волос упал.
Под моим изголовьем
Не смолкает сверчок.

– Ккакие чувства испытывает поэт?
– Что помогло вам понять стихотворение?

   (белый волос – скорее седой, упал – пришла старость. Осень жизни – это старость, приближение её конца.

7. Самостоятельное написание хокку:

Осень за окном

Дождь по стеклам

Слезы на щеках

Грустно сердцу

Томится птица в клетке

Свобода нужна всем

Зима-стужа!

Дети- радостный народ

Детству все нипочем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создана в 17 веке. Всё, что странно и непонятно, необязательно должно быть скучным и неинтересным. Главное в них – намёк. Автор намекает на что-то, а мы должны его понять. Японская классическая поэзия хокку

Слайд 2

Зима – зимняя слива, снег, чёрный цвет . Весна – пение лягушек, пион, обильный дождь, цветение деревьев, ива в пуху. Лето – лотос, соловей, кукушка. Осень – жёлтые листья, хризантемы, ветер,поющие насекомые. Символы. Ханами – любование цветами. Цукими – любование луной. Юкими – любование снегами. Понятия

Слайд 3

Осенний дождь во мгле! Нет, не ко мне, к соседу Зонт прошелестел. Ранран Больше некому стало Делать дырки в бумаге окон, Но как холодно в доме. Тиё

Слайд 4

Форма хокку 1 – 5 слогов 2 – 7 слогов 3 – 5 слогов Обязательны три строки: Какая грусть! В маленькой клетке подвешен Плененный сверчок. Басё

Слайд 5

Сакура и пагода. Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету

Слайд 6

За ночь вьюнок обвился Вокруг бадьи моего колодца. У соседа воды возьму. Белый волос упал. Под моим изголовьем Не смолкает сверчок. Басё

Слайд 7

Наша жизнь – росинка, Пусть лишь капелька росы Наша жизнь – и все же. Кобаяси Исса