ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА. ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ ХОККУ
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок литературы в 7 классе, посвященный знакомству с культурой Японии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_khokku.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

 7 класс

тема:

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА.

ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ ХОККУ

Разработала учитель I категории

МКОУ «Тарминская СОШ»

Иванчук Елена Викторовна

2013 г.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цели урока

Образовательные:

- познакомиться с японской национальной культурой и традициями;

- выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии.

 

Развивающие:

- формировать умение анализировать хокку;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников;

-  работать  над выразительным чтением;

- учить видеть поэзию в обыденном;

- научить создавать художественные образы.

 

Воспитательные:

- воспитывать любовь к прекрасному;

- прививать бережное и внимательное отношение к природе;

 

Задачи:

1.Заинтересовать учащихся творчеством японских поэтов.

2.Пробудить интерес к чтению хокку и научить вдумываться в стихотворные строки.

 

Методические цели:

  • совершенствовать умение анализировать лирическое произведение
  • способствовать формированию полного представления о создании хокку в Японии
  • создать ситуацию для раскрытия творческих способностей учащихся.

Дидактические цели урока:

  • определить поэтические идеи хокку
  • познакомиться с жизнью и творчеством Мацуо Басе
  • продолжить развитие творческих способностей учащихся.

Ход урока:

I. Организационное начало урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю  совершить небольшое путешествие. Япония – удивительная страна с неповторимыми особенностями быта. Знакомство с ее культурными традициями поможет нам глубже и тоньше понять природу, увидеть поэзию в простых вещах, научиться создавать художественный образ. Тема нашего урока: «Путешествие в Страну Восходящего Солнца. Японские трехстишия хокку».

Что нового мы должны сегодня узнать на уроке? (Целеполагание.) Что вы можете рассказать о Японии? (подготовленный ученик предоставляет дополнительную информацию:

- флаг Японии  (репродукция);

- символом Японии является ветка цветущей сакуры. Во время цветения садов сакуры огромное количество не только японцев, но и туристов из многих стран стремятся побывать в садах, где цветет сакура. Это необычайно красивое зрелище. Весной в определенный, особый день в четыре часа утра все японцы приходят в сад к дереву сакуры – дикой вишни, чтобы увидеть, как медленно, постепенно вслед за солнечным лучом раскроются прекрасные цветы вишни и окрасят это утро розовым цветом. Каждый человек стоит под огромным и великим небом, наблюдая изумительное цветение сакуры, и думает: «Как прекрасна Земля! Какое это счастье, что я живу на этом свете! Но как все быстро проходит… Облетят лепестки вишни…»  

Верно, вишен цветы

Окраску свою подарили

Голосам соловьев.

Как нежно они звучат

На весеннем рассвете!

 (репродукция);

- Япония – страна со своей многовековой культурой и традициями, например, в Японии до сих пор существует театр кабуки, в котором все роли исполняют только мужчины. (репродукция);

- Япония – страна со своей историей, языком, мироощущением, со своим искусством, с особым образом жизни.

II. Актуализация знаний учащихся.

Ученик 1: По легенде Япония образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли. Древняя история и экзотика страны неудержимо влечет в себе европейцев. Но чем ближе они знакомятся с Японией, тем больше понимают, насколько необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Суетливые европейцы постоянно попадают здесь впросак. Например, только в Японии возможна такая ситуация: вы возвращаетесь в гостиницу и спрашиваете портье:

- Мне звонили?

- Да.

-Кто?

-Никто.

Иначе администратор-японец ответить не мог: сказать сразу, что никто не звонил  - это серьезно обидеть, даже оскорбить вас, раз в течение целого дня вы были никому не нужны.

     Эта ситуация дает нам ключ к пониманию японского этикета.

Ученик 2: Всегда следует заботиться о чувстве собственного достоинства даже незнакомого человека; с особым уважением относиться к старшим, даже если они неправы; быть внимательным к людям и окружающей природе. Любого японца с детства учат посреди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым цветком, прислушаться к шелесту листвы и барабанному бою капель дождя. Эти мгновения запоминают, чтобы в трудные минуты жизни «перелистать» их, словно старые фотографии, на которых мы всегда моложе и счастливее. И тогда появляются силы забыть о невзгодах и жить дальше. Наверное, именно в такие мгновения рождаются стихи:

Первый снег под утро.

Он едва-едва пригнул

Лепестки нарцисса.

Ученик 3: Необычно в Японии все.     И природа в Японии по-особому сурова, но прекрасна. Гигантские волны тайфунов сметают все на своем пути; пожары безжалостно губят легкие домики; практически ежедневные толчки землетрясений дали Японии второе название – страна огнедышащих гор. Близость опасности, смерти породила идеал японского характера – это невозмутимость, умение запрятать глубоко внутрь обиду, страх, гнев, раздражение и даже…радость. В скорбных стихах лишь намек на истинную силу горя.

Поник головой до земли.-

Словно весь мир опрокинут вверх дном,-

Придавленный снегом бамбук.        

                                              Басе. (Отцу, потерявшему сына)

Ученик 4:В Японии чтят и древние традиции.    В этой стране не принято перекладывать свои проблемы на плечи других. А вот любоваться наиболее поэтическими явлениями природы лучше коллективно: всей семьей, целым городом. Зимой прекрасен первый снег, весной принято любоваться цветением сливы, вишни, осенью – огненно-красной листвой горных кленов.

Ученик 5:А еще у японцев принято любоваться самой красивой в году луной. Одно из лучших мест для этого – храм Дайгаку-дзи в Киото. Уже в половине шестого вечера, до наступления темноты, из-за горы за озером поднимается неправдоподобно большая, круглая, выкованная из неровного золота луна.

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень.

Белеет свежий срез.

III. Новый материал. Учитель: Спасибо, ребята. Стремление жить в согласии с природой – главная черта японского искусства. Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия: саби, ваби, сибуй, югэн.

Саби – это красота и естественность.

Ваби – это прелесть обычного, красота простоты.

     Если спросишь японца, что такое сибуй, он ответит: «То, что человек с хорошим вкусом назовет красивым». Тайна искусства состоит в том, чтобы любоваться невидимым. Югэн – это прелесть недоговоренности, намека. Поэтому больше всего способно рассказать о красоте то произведение, в котором не все договорено до конца. Как рассказать об аромате цветов весны и журчании ручейков, бегущих по равнине; о печальных криках журавлей, покидающих родные края; о тишине заснеженного перевала?

    Таковы хокку – стихотворения из одного поэтического образа. Эта форма несет в себе бездонный подтекст.

- Дома вы самостоятельно читали статью «Японские трехстишия», ответьте на вопросы:

- в чем особенность хокку или хайку?

- о чем чаще всего хокку?

- почему от читателя требуется работа воображения?

- почему хокку вдохновляли художников?

III. Осмысление и освоение текстов(чтение-восприятие, чтение-анализ, чтение-интерпретеция)

Давайте обратимся к напечатанным хокку.

-Чем непривычны стихи?

-Какова их особенность?

Удивительное дело: когда вчитаешься в японские трехстишья, понимаешь всю их прелесть, и другие стихи кажутся многословными.

Сравните стихотворения японского автора  и европейского, отметьте, что в них общего и в чем отличие:

В книге засохший цветок,

Положенный кем-то когда-то.\

Всё прошло.

***

Цветок засохших, безуханный,

Забытый в книге вижу я.

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукой?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

- что можете сказать об этих стихотворениях?

- перечитаем еще раз хокку:

В книге засохший цветок,

Положенный кем-то когда-то.\

Всё прошло.

    Первая  строка в хокку рисует нам общую картину, созерцаемую автором. Вторая обращает внимание на то, что привлекло внимание самого поэта. Третья же – это след, который оставила картина в душе художника.

   Хокку – жанр японской поэзии появился в 17 веке. Создатели – учителя, врачи, художники, писатели, ремесленники и самураи.

   Автор не пытается нарисовать живописную картину, а подмечает что-то необычное в привычных предметах. Японский поэт рисует, намечает немногими словами то, что вы сами

 должны домыслить, дорисовать в воображении. Хокку стали популярными в Японии в 16 – 17 веках. Каждое стихотворение организовано по определенным законам: в каждом – только три строки из семнадцати слогов (5 – 7 – 5 слогов). Хокку не имеют рифмы и строятся на основе одного поэтического образа, одной детали, мысли и при этом таят в себе много неожиданного. Оно зовет нас вдуматься в смысл строк, почувствовать красоту. Открыть внутреннее зрение и внутренний слух. Ведь многое скрыто, недоговорено.

IV. Монологический рассказ о жизни и творчестве поэта.

Ученик 1: рассказ о жизни и творчестве Мацуо Басе (1644-1694)

     Самым известным и любимым поэтом японцы считают Мацуо Басё (1644-1694). Познакомимся поближе с этим поэтом, который прожил всего 50 лет.

     Басе знаменит своими странствиями. Родился поэт в провинции Ига в семье небогатого, но образованного самурая.

     Басё было 28 лет, когда в 1672г. он отправился в крупнейший город Эдо - Токио. Его отговаривали от этого безрассудного поступка. Уходя, он прикрепил к воротам своего дуга листок со стихами:

                   Облачная гряда
                  Легла меж друзьями…Простились
                  Перелётные птицы навек.
 

     Жизнь Басё в Эдо складывалась очень трудно. Он стал учителем поэзии, у него появились ученики, которые были так же бедны, как и он сам. Один ученик уговорил своего отца подарить басе крохотную хижину у пруда. Возле этого убого домика он посадил саженцы банановой пальмы, что по-японски произносится – Басе, отсюда и псевдоним. О своей хижине он пищет:

                    Как стонет от ветра банан

                    Как падают капли в кадку,

                    Я слышу всю ночь напролет.

     Его называют Первым Великим Мастером Хокку. Кажется, что хокку – это детские наивные стихи, но на самом деле -  за ними упорный труд поэта и древние традиции Востока.

Учитель: В Японии каждый образованный человек должен владеть как мастерством каллиграфии, так и стихосложения. С 16 века и до сих пор в середине января в Японии устраивается традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот общенациональный конкурс. Мы тоже попытаемся посоперничать между собой в сочинении хокку.  (проводится анализ придуманных учащимися хокку:

1) Солнца яркий луч

Пробирается сквозь чащу.

Надежда есть.

2) О, проснись! Пробудись,

Новый день!

Птицы поют в вышине! 

          

         

3)Уходит тихо день

В реку и океан

И не возвращается обратно…          

 

4) Над синим морем

Птица кричит  одиноко,

Не думай о прошлом…    

             

 5) Звездное небо.

Смотри и любуйся

Думая о вечном…

 - Какие картины возникают в воображении при чтении хокку?

- Каким настроением проникнуто каждое из них?

- О чем заставило вас задуматься?

- Сложно ли вам было сочинять хокку?

- о чем философствует автор хокку:

 Наша жизнь — росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь — и все же...?

       Учитель: Японская поэзия поражает своей емкостью и необычностью. Главное не то, что ты услышал, увидел, прочитал, а то, что сумел понять. Каждый понимает хокку по-своему, соответственно своими чувствами и переживаниями в данный момент.

     Мы познакомились  с основными правилами написания хокку.

V. Творческая работа.  Самостоятельная работа.

Учитель: Ребята, вы принесли краски и бумагу. На партах у каждого из вас лежат хокку. Прочитайте их, выберите одно или два, которое вам больше понравилось, и передайте свои эмоции через рисунок.

Лед растаял в пруду,                                                                          Опустели поля -        

И снова зажили дружно                                                                    Только где-то вдали маячат

Вода с водою.                                                                                      Хохолки журавлей…

                         

Ночной снегопад                                                                                 На солнцепеке

Окончился – как засверкали                                                              Прикоснулся к камню рукой -

Дома, деревья!                                                                                    Как он прохладен.                                      

                         

Бежит ручеек,                                                                                   На утренней бледней заре

И его быстрые воды                                                                         Мальки – не длиннее вершка -

Уносят твою печаль.                                                                       Белеют на берегу.

   

Вот выплыла луна, 
И каждый мелкий кустик 
На праздник приглашен.

                 По дороге не ссорьтесь.
                Помогайте друг другу, как братья,
Перелетные птицы!

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

                        Роняя лепестки,

                        Вдруг пролил горсточку воды

                        Камелии цветок.

VI. Подведение итогов самостоятельной творческой работы:

- какие хокку выбрали и что нарисовали?

- конечно, в поэзию Японии нужно вчитываться, необходим определенный душевный настрой, важно уметь фантазировать, домысливать. Душа Японии сто/ит того, чтобы попытаться понять ее.

VII. Подведение итогов урока (вновь обратиться к целям урока).

Выставление оценок за урок.

Рефлексия.

VIII. Заключительное слово учителя.

Заключительные слова учителя:  Вдумаемся в такие слова:

          Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;

         Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое;

        Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное;

       Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Конспект урока "Страна восходящего солнца. Японский веер"

План-конспект урока "Страна восходящего солнца. Японский веер". 5 класс. Материал содержит презентацию....

Беседа -практикум "Путешествие в страну Восходящего солнца"

Занятие в технике оригами для детей среднего возраста...

Японские трехстишия хокку

Цель: создание условий для  знакомства учащихся с жанровыми и художественными особенностями средневековой японской поэзии хокку.Задачи:1. Дать первоначальные представления об одном из видов японс...

Путешествие в страну восходящего солнца -Японию.

Мероприятие познавательно - развлекательного характера. Знакомство с культурой японского народа....