Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010г).
Данная рабочая программа ориентирована на на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_kl_novaya.doc | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Криушинская средняя общеобразовательная школа»
Согласована: ________________ Руководитель ШМО гуманитарного цикла Трушкина Е.А. | Принята Педагогическим советом ОУ Протокол №___ от «__»__________2014 года | Утверждаю __________________________ Директор МБОУ «Криушинская СОШ» Севостьянов П.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Литература»
Ступень обучения (класс) 5 класс, основное общее образование
Количество часов___68__
Учитель: Трушкина Елена Алексеевна
2014г.
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010г).
Данная рабочая программа ориентирована на на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2013г.
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
Содержание | Кол-во часов | |
Введение. Книга в жизни человека. | 1 | |
Устное народное творчество | 6 | |
Из древнерусской литературы. | 1 | |
Из литературы XVIII века. | 1 | |
Из литературы XIX века. | 29 | |
Из литературы XX века. | 17 | |
Из зарубежной литературы. | 10 | |
Резерв | 3 | |
Итого | 68 |
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Список литературы для самостоятельного чтения.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен. Приключения Тома Сойера.
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, кол-во часов, тема урока | Тип, форма урока | Формы контроля | Элементы | ||
содержания | ||||||
1 | Введение. (1 час) Роль книги в жизни человека и общества. | Вводный урок, слово учителя, беседа, работа с книгой | Знать: о роли кни-ги в жизни челове-ка, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебни-ка-хрестоматии | |||
2 | УНТ. (6 часов) Что такое фольклор? Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | Сообщение, беседа, игра, чтение статьи учебника, об-суждение | Контрольные вопросы | Знать: фольклор, жанры фольклора, их отличитель-ные признаки | ||
3 | Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Образ невесты- волшебницы. | Слово учителя, беседа, работа по учебнику | Знать: жанровые особенности сказ-ки, схему построе-ния волшебной сказки | |||
4 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | Беседа, работа по тексту | Знать: особеннос-ти волшебной сказки, героев, от-ражение в ней на-родных идеалов | |||
5 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического характера. | Беседа, чтение, пересказ | С/Р (Еремина, 63) | Знать: жанровые особенности вол-шебной сказки | ||
6 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости. Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле. | Урок внеклас-сного чтения, рассказ, беседа, пересказ | Знать: отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной | |||
7 | Итоговый урок по фольклору | Урок-игра | тест | |||
8 | ДРЛ (1 час) «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летписного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Слово учителя, чтение, беседа | тест | Знать: причины появления письменнсти у восточных славян и возникновении ДРЛ | ||
9 | РЛ XVIII века ( 1 ч) М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру». | Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения | тест | Знать: некоторые факты из биографии: детство, го-ды учения | ||
10 | РЛ XIX века ( 29 ч) Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детство. Начало литературной деятельности. | Рассказ учителя, беседа, работа по учебнику | Наизусть басни (по выбору), викторина (Еремина, 95) тест | Знать: роды и жанры литерату-ры, особенности басни как литера-турного жанра, факты биографии Крылова | ||
11 | «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. | Урок чтения и изучения, беседа, анализ | Знать: историю создания басни, ее содержание | |||
12 | «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости. | Чтение и обсуждение, чтение, разбор басен | Знать: содержа-ние басен Крыло-ва и их моральный аспект | |||
13 | В.А.Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна». | Чтение, пересказ, анализ | Отрывок из сказки наизусть | Знать: историю создания сказки, отличие литера-турной сказки от народной | ||
Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев. | Выразительное чтение, анализ | тест | Знать: особеннос-ти жанра балла-ды, содержание баллады | |||
Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворе-ние «Няне». | Рассказ учителя, беседа | Стихотворе-ние «Няне» наизусть | Знать:факты био-графии Пушкина, стихотворение как поэтизацию обра-за няни Арины Ро-дионовны | |||
Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная кар-тина сюжетов, обра-зов и событий народных сказок | Слово учителя, чтение, беседа | Пролог наизусть | Знать: поэтичес-кие средства ху-дожественной вы-разительности | |||
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. | Чтение и обсуждение | Знать: содержа-ние сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки | ||||
18 | Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна» | Урок-сравнительный анализ | тест | Знать: сюжеты сказок, их отличительные особенности | ||
19 | «Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина». | Урок-игра | Знать: содержа-ние изученных произведений | |||
20 | Русская литера-турная сказка (1 ч) Антоний Погорель-ский «Черная курица, или Подземные жители». Вс.Гаршин «Attаleа Princeps». | Урок внеклас-сного чтения, комбинир. | тест | Знать: содержа-ние и сюжет ска-зок | ||
21 | М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». | Слово учителя, беседа, чтение | «Бородино» наизусть | Знать: факты био-графии поэта, ус-ловия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии ли-рики Лермонтова | ||
22 | «Бородино»: художественный анализ текста. | Урок-анализ | тест | Знать: содержа-ние стихотворе-ния, сюжет, геро-ев, их поступки | ||
23 | Н.В.Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания – основа повести «Заколдованное место». | Чтение и обсуждение | Знать: своеобра-зие первого сбор-ника Гоголя, геро-ев и сюжет повес-ти | |||
24 | Реальность и Фантастика в повести «Заколдованное место» | Чтение и обсуждение, викторина | тест | Знать: особеннос-ти повести: соче-тание реальности и фантастики, тра-гического и коми-ческого | ||
25 | Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности. Картины природы и жизни народа в стихотворении «На Волге». | Рассказ учителя, обучение чтению | Знать: черты лич-ности поэта, на-шедшие отраже-ние в стихотворе-нии | |||
26 | Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос». | Чтение и изучение | Отрывок из поэмы наизусть, тест | Знать: об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым | ||
27 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | Урок внеклас-сного чтения | Отрывок «Однажды в студеную, зимнюю по-ру…» наи-зусть | Знать: содержа-ние стихотворе-ния | ||
28 | И.С.Тургенев: детство, начало творческой деятельности. Рассказ «Му-му». Знакомство с героями. | Рассказ учителя, обучение чтению | Знать: обстоя-тельства, объяс-няющие появле-ние рассказа, ис-торико-культур-ный контекст рас-сказа | |||
29 | История отношений Герасима и Татьяны. | Урок-беседа | Знать: об отноше-нии героя к Татья-не: его доброту, заботу, великоду-шие | |||
30 | Герасим и Муму. | Беседа | тест | Знать: сюжет рассказа | ||
31 | Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и раб-ства. | Урок Р/Р, подготовка к написанию сочинения | сочинение | Знать: правила написания сочи-нения на основе литературного произведения | ||
32. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | Рассказ учителя, обучение чтению | Знать: о творчес-ком пути писате-ля, истории созда-ния рассказа | ||||
33 | Жилин и Костылин – два характера, две судьбы | Урок - анализ | тест | Знать: приемы создания образа | ||
34 | Картины природы в рассказе. Краткость и выразительность языка Толсто-го. | Урок Р/Р, анализ худ. текста | Знать: роль пей-зажных зарисовок в рассказе | |||
35 | Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия». | Рассказ учителя, практикум | Знать: проблема-тику рассказа: ос-меяние глупости и невежества геро-ев | |||
36 | Юмористические рассказы А.П.Чехова. | Урок внеклас-сного чтения, комбинир. | тест | Знать: содержа-ние рассказов | ||
37 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образы природы в русской поэзии XIX века. | Урок-анализ (концерт, за-щита творче-ских работ) | Творческий отчет (форма любая), 1 стих-е наизусть, тест | Знать: стихотво-рения поэтов XIX века о природе | ||
38 | Итоговый урок по литературе XIX века. | Урок-зачет | Знать: тексты изученных произ-ведений | |||
39 | РЛ XX века ( 17ч) И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе | Чтение и обсуждение | тест | Знать: содержа-ние рассказа, осо-бенности раскры-тия темы | ||
40 | В.Г.Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | Рассказ учителя, обучение чтению | ||||
41 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | Беседа, практикум | тест | |||
42 | Простота и вы-разительность языка повести. Подготовка к сочинению. | Урок Р/Р | сочинение | |||
43 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | Рассказ учителя, обучение чтению | 1 стих-е наизусть | Знать: особенно-сти изображения темы Родины и природы в стихах Есенина | ||
44 | П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Образы героев в сказе. | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | тест | Знать: особенно-сти стиля Бажова | ||
45 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | тест | Знать: содержа-ние рассказа | ||
46 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Две надцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы. | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Знать: особенно-сти драматиче-ской сказки | |||
47 | Художественные особенности драма-тической сказки Маршака. Юмор в сказке. | Урок Р/Р | тест | |||
48 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | тест | Знать: содержа-ние рассказа | ||
49 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Знать: своеобра-зие творчества Астафьева | |||
50 | Становление ха-рактера Васютки че-рез преодоление ис-пытаний, сложных жизненных ситуа-ций. | Урок-анализ | тест | Знать: как раскры-вается поведение и характер героя в худож. произведе-нии | ||
51 | Сочинение «Ка-кие поступки сверст-ников вызывают мое восхищение (негодо-вание)?» (По произ-ведениям Королен-ко, Паустовского, Маршака, Платоно-ва, Астафьева) | Урок Р/Р | сочинение | |||
52 | «Ради жизни на Земле…» (1ч) К.М.Симонов «Май-ор привез мальчиш-ку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | Рассказ учителя, беседа | 1 стих-е наизусть, тест | Знать о раскрытии темы войны в поэзии | ||
53 | Произведения о Родине и родной природе (1ч) Поэтическое воспри-ятие окружающего мира природы в сти-хотворениях поэтов XX века: И.Бунина, А.Прокофьева, Д.Кедрина, Н.Руб-цова, Дон-Аминадо. | Урок-концерт, исследование | Творческий отчет, 1 стих-е наизусть, тест | |||
54 | Писатели улы-баются (1ч) Саша Черный. Об-разы детей в расска-зах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». | Рассказ учителя, беседа | Знать, что такое юмор | |||
55 | Итоговый урок по русской литературе | К/Р (тест) | К/Р (тест) | |||
56 | Зарубежная литература (10ч) Р.Л.Стивенсон. «Ве-ресковый мед». Под-виг героя. | Рассказ учителя, беседа | Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения | |||
57-58 | Д.Дефо. Сло-во о писателе. «Ро-бинзон Крузо» - про-изведение о силе человеческого духа. | Урок внеклас-сного чтения | Знать: факты био-графии и творчес-тва, | |||
59 | Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная короле-ва»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | Рассказ учителя, беседа | Знать: своеобра-зие Андерсена-сказочника, жан-ровые и компози-ционные особен-ности сказки | |||
60 | «В поисках Кая». | Урок-путешествие | ||||
61 | Наши любимые сказки Андерсена. | Урок-игра | ||||
62 | Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красо-те. | Чтение и обсуждение | Знать, как реали-зуется в худож. произведении тема красоты | |||
63 | М.Твен. «При-ключения Тома Сой-ера». Образ главно-го героя. | Урок внеклас-сного чтения, игра | Иметь представ-ление о личности и творческой дея-тельности М.Тве-на | |||
64 | Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление харак-тера героя. | Чтение и обсуждение | тест | Знать: биографию Дж.Лондона, осо-бенность его про-изведений | ||
65 | Итоговый урок. Список литературы на лето | Урок-обобщение | ||||
66 | Резерв | |||||
67 | ||||||
68 |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
- В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
5 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Программа | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение |
Программа обще-образовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под ре-дакцией В.Я.Коро-виной Допущено Минис-терством образова-ния и науки РФ 2010г. | Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.2013г | 1) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005 2) Еремина О.А. Поурочное планирование по лите-ратуре: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Лите-ратура: 5 класс» / О.А.Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2006 3) Занимательные материалы по литературе. 5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005 4) Литература 5 кл. Поурочные планы. / Соста-витель: Скоркина Н.М.Издательство «Учитель – АСТ». 5) Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 5 классе: Метод. рекомендации. – М.: Просвещение, 1996 6) Коровина В.Я. Литература: 5 кл.: Метод. советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коро-вина. – М.: Просвещение, 2001 6) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные Ра-боты по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998 7) Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996 8) Демиденко Е.Л. Новые контрольные и провероч-ные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003 9) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004 10) Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) /авт.-сост. Т.М.Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009 | 1) Шаталова О.В. Ди-дактические матери-алы по литературе: 5-й Кл.: к учебнику В.Я.Ко-ровиной и др. «Лите-ратура. 5-й класс» / О.В.Шаталова. – М.: «Экзамен», 2006 2) Миронова Н.А. Тес-ты по литературе: 5-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Издательство «Экза-мен», 2006 3) Лейфман И.М. Кар-точки для дифферен-цированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...