Урок литературы в 8 классе по рассказу И. Бунина "Кавказ"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Свечкова Анна Николаевна

Урок построен по технологии РКМЧП с применением приема "Чтение с остановками" и проведен в рамках зонального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года Самарской области 2014".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_kavkaz.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: Литература

Класс:         8 класс

Тип урока:   урок изучения нового материала (УМК В.Я. Коровиной)

        

                                                                        Разработала:

                                                               учитель русского

                                                                     языка и литературы:

                                                                                                Свечкова Анна Николаевна

                                                                                                  Дата проведения: 15.02.2014г.

Тема

«… любовь в рассказе И. Бунина «Кавказ»  

(творческая мастерская И. А. Бунина-прозаика)

Цель, учебные задачи:

Проектная задача

(для детей):

создание собственного монологического высказывания по теме урока с аргументацией своей точки зрения доказательствами, почерпнутыми из различных источников

Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через включение их в восприятие текста, лингвистический анализ, сопоставление образов и эпизодов рассказа И.А. Бунина «Кавказ»

Задачи:         I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

2.Привитие интереса к изучению нравственных ценностей.

3. Нравственное воспитание ответственности перед окружающими людьми.

4. Развитие навыков сотрудничества.

II. Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения.

Познавательные:   1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме, делать обобщения и выводы.

Регулятивные:   2. Формирование умения принимать и сохранять поставленную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:  3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно строить монологическое высказывание.

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

1. Освоение доступных способов анализа текста произведения (наблюдение, сравнение, сопоставление, классификация и др.) с получением информации из разных источников.

2. Совершенствование навыков пересказа, обобщения.

Основные понятия:

Любовь, ответственность, общество, свобода, нравственность, трагизм

Современные образовательные технологии;

Методы и приёмы.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Обучение посредством чтения и письма.

Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы.

Приёмы: «Карта наблюдений», дискуссия, мозговой штурм.

Организация пространства

Групповая работа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Хронограф

1. Организационный момент

Цель:

эмоциональный настрой, включение в деловой ритм.

(слайд 1)  Дети входят в класс. Рассаживаются по группам.

- Здравствуйте, ребята, уважаемое жюри! Меня зовут Свечкова Анна Николаевна. Я учитель русского языка и литературы. Сегодня мы вместе проведем урок.

Распределение по группам.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

1 мин

Слайд 1

2.Стадия вызова. Актуализация знаний.

Цель:

формирование познавательной активности.

Выявляет уровень знаний.

- Сначала я предлагаю вам посмотреть видеоролик и самостоятельно определить, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Видео ролик «О любви»

- Да, говорить мы будем о самом сложном, необъяснимом и вечном чувстве – о любви.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какого цвета любовь в вашем представлении? Почему?

Постановка цели

-  Я предлагаю вам сегодня заглянуть в мастерскую Ивана Алексеевича Бунина, писателя 20 века, лауреата Нобелевской премии в области литературы, проведшего 38 лет в эмиграции и много писавшего о любви. И вот какую любовь изобразил Бунин в рассказе, с помощью каких средств воплотил он свой замысел, мы и поговорим сегодня. Тема нашего урока: «… любовь в рассказе И. Бунина «Кавказ». Тема выглядит неполной, с пропущенным словом. Какое слово должно стоять здесь, решать вам. …В конце урока.

Выполняют задание,

тренирующее отдельные

способности к учебной

деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки

Воспринимают видеоинформацию, осмысливают увиденное, отвечают на вопрос

Отвечают на вопросы (желтая, п.ч. цвета солнца, счастья; розовая, п.ч. нежная; красная, п.ч. цвет жизни, крови, наполняющей сердце)

 

Воспринимают и осмысливают цель

Личностные:

формирование личностной мотивации.

2 мин

Слайд 2

(1 мин)

Слайд 3

3. Стадия осмысления 3.1. Планирующий – подготовительный

Цели:

активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.

Постановка учебной задачи.

- Рассказ «Кавказ» написан Буниным в 1937 году. Это второе произведение сборника рассказов о любви «Темные аллеи». Темные не значит тенистые, темные – значит запутанные, трагические лабиринты любви.

- Читать рассказ мы будем, разделив на фрагменты. На столах у вас лежат тексты рассказа, карты наблюдений с вопросами к каждому фрагменту. Прежде чем приступить к чтению, внимательно ознакомьтесь с вопросами. Не бойтесь делать пометки при поиске ответов прямо в текстах.

- Прочтите, пожалуйста, выразительно первые строки рассказа на экране: «Приехав в Москву, я воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно, затворником — от свидания до свидания с нею. Была она у меня за эти дни всего три раза и каждый раз входила поспешно со словами:

— Я только на одну минуту...»

- Что вы можете сказать о характере поведения героев? (они скрываются)

- Какие слова подтверждают это? («воровски остановился», «жил томительно, затворником – от свидания до свидания с ней»)

- Предположите, от кого или от чего могут скрываться герои рассказа?

- Действительно, героиня не свободна, она замужем.

- В течение 2 минут давайте дочитаем первый фрагмент рассказа и проанализируем образы: 1 ряд – героя-рассказчика, 2 ряд – героини, 3 ряд - мужа.

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

Вспоминают правила работы в группах и распределяют обязанности.

Регулятивные: целеполагание - формирование умения ставить, принимать цель и учебные задачи; планировать свою работу.

Познавательные: формулировать проблему, находить способы решения.

Коммуникативные: находить общий язык с одноклассниками.

3 мин

Слайд 4

Слайд 5

3.2. Информационно – операционный

Организует учащихся по

исследованию проблемной ситуации.

Исполняет роль консультанта.

- Чьими глазами мы видим героиню? (рассказчика)

- Какой она предстает перед нами? («она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины»)

- Как вы считаете, герой любит героиню?

- Ребята, а почему героиня скрывается от мужа, почему она просто не оставит его? («на все способен при его жестоком, самолюбивом характере»)

- Как он ведет себя по отношению к жене? («что-то подозревает», «подобрал ключи к моему столу», «следит за каждым моим шагом»)

- Такой человек отпустил бы героиню? Какая фраза помогает нам понять непреклонность его характера? («я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!»)

- Что мы слышим в этих словах? (УГРОЗУ)

- Какую роль играет описание Москвы в тексте?

- Чье душевное состояние отражается в пейзаже?

- Какие эпитеты помогают нам это понять? (Для описания Москвы Бунин использует следующие эпитеты: «холодные, грязно, сумрачно, мокро, черно, дрожащими, темный, отвратительный, тревога, холод».)

- В литературе есть такое понятие, как «параллелизм». Его использует Бунин, чтобы раскрыть свой замысел.

- Продолжаем читать. Фрагмент 2. Время выполнения задания 3 минуты.

- Изменилось ли поведения героя в этом отрывке? (на вокзале он ведет себя по-прежнему – скрывается: приехал, как условились, как можно раньше, ждет; «чуть приоткрыл занавеску и замер», «похолодел от страха», «отшатнулся от окна, упал в угол дивана»)

- Каким предстает перед нами муж в этой сцене? (статный - «высокая фигура», «офицерский картуз, узкая шинель, рука в замшевой перчатке», уверенный в себе - «широко шагая», «хозяйственно вошел в  вагон», заботливый - «оглянулся – хорошо ли устроил ее носильщик», «целуясь с ней, крестя ее») Какое впечатление он производит? (ответы детей)

- Любит ли он жену? (несомненно) В чем это выражается?

- А как ведет себя героиня? (волнуется, «войдя, даже не поцеловала, жалостно улыбнулась» - ей тяжело играть роль обманщицы, и это омрачает радость отъезда).

- А как меняется пейзаж? (пространство расширяется, наполняется светом – «степь», «широкие дороги», алые мальвы, подсолнечники, «безграничный простор»).

- Какое настроение передает описание природы? (счастья, радости)

- А герои абсолютно счастливы? Что в природе свидетельствует о том, что счастье далеко не безоблачно? (И все-таки природа словно израненная, иссушенная страданиями, как душа героини: «пыльное небо», «выжженная степь», «сухое солнце», «небо, подобное пыльной туче»).

- О чем нам говорят слова «курганы и могильники, призраки первых гор»? (предвещают несчастье, смерть)

- В каких словах героини слышится та же тема смерти? (Но лучше смерть, чем эти муки… )

- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?  (ответы детей)

Физминутка (звучит музыка «Мой ласковый и нежный зверь»)

- Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и представьте, что вы находитесь в темных аллеях. Посмотрите направо, не открывая глаз, налево. Посмотрите вперед. Представьте там сияющий свет. Это счастье любви, которое зовет к себе. Итак, продолжаем, садитесь.

- Читаем фрагмент 3, выполняя задания по анализу образов.

- С помощью каких глаголов описывает Бунин жизнь героев на Кавказе? (спят, едят, купаются, загорают)

- Какое ощущение возникает у вас? (покоя, умиротворения)

- Почему же тогда героиня плачет? Дважды мы встречаем упоминание об этом. (Иногда закрывает лицо шарфом и плачет: еще две-три недели – и опять Москва. Ее тяготит перспектива возвратиться к нелюбимому мужу, расстаться с любимым человеком, снова лгать. И лишь когда она вместе с любимым «радостно плакала»).

- Как пейзаж помогает создать ощущение покоя, умиротворения? (Он отражается достигнутое влюбленными ощущение счастья, хотя и временное. В описании природы появляется много красок: цветущие кустарники,  красное дерево, чернели кипарисы, лазурно светился, белизна гор, цвет фиалки, светили топазовым светом, прозрачная речка, кипел ее блеск; светлые звуки: стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки, глухой стук в барабан и безнадежно-счастливый вопль; запахи: душистый туман; ощущение счастья: сильно, чисто, радостно, часть моря лежала ровно, мирно, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте. Все это создает ощущение покоя, райского блаженства, счастья.)

- Но так ли все безмятежно в жизни героев?

- А какую роль выполняет описание бури в этом фрагменте? (Предвещает смерть - надвигались страшные тучи, шла злобная буря в шумной гробовой черноте лесов, разверзались зеленые бездны)

- Как описаны действия мужа? Прочитаем вслух (Муж, возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов)

- Какое впечатление остается от прочитанного? (смятение, жалость к мужу)

- Будут ли теперь счастливы Он и Она? (Да. Нет.) Почему?

Составляют план достижения

цели и определяют средства:

алгоритм, модель и т.д.,

анализируют текст рассказа, выбирают необходимую информацию, сравнивают, обобщают, создают монологические высказывания, делают выводы, готовят защиту проектов.

Представляют монологические высказывания по заданным вопросам, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: умение планировать,  моделировать, выстраивать рассуждения,

доказательства, выдвигать

гипотезу, обосновывать, контролировать, оценивать, корректировать;

Коммуникативные:

сотрудничать в

поиске и выборе информации, создании монологического высказывания, контролировать, корректировать,

оценивать действия партнёра.

Познавательные:

Общеучебные -

формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим,

умение структурировать знания, выбирать эффективные способы

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание; моделировать.

Логические –

Анализ, синтез, группировка, сопоставление, обобщение, сравнение.

20 мин

3 мин. Слайд 6

Слайд 7

5 мин

Слайд 8

5 мин

Слайд 9

Слайд 10

7 мин

Слайд 11

Слайд 12

3.3. Рефлексивно – оценочный.

Организует рефлексию.

 - Так какую же любовь изобразил Бунин в свое рассказе? Какое слово должно по вашему стоять в начале темы? (трагическая) Почему? (потому что принесла страдания героям, а мужу смерть)

- Давайте вернемся к началу урока. Изменилось ли ваше восприятие любви? Какого же она цвета? (много красок: черная – смерть, красная – кровь, и в то же время - светлая, чистая) (ответы детей)

- Любовь, действительно, - сложное чувство. И порой мы идем ее запутанными лабиринтами. Но сам Бунин считал: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

-  В заключении нашего урока я прошу вас продолжить одну из фраз:

Сегодня я понял …

Сегодня я задумался о …

Я запомню …

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения;

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

5 мин

Слайд 12

Слайд 13

6. Домашнее задание.

Организует деятельность по

применению продукта.

- Ребята, спасибо за урок. Пятерки сегодня получают …, четыре за ответы …. Остальным ребятам желаю быть активнее, не бояться высказывать свое мнение, свои мысли.

Домашнее задание:

Написать сочинение-объяснение от имени героев: 1 ряд – героини, 2 ряд – рассказчика, 3 ряд – мужа. Тема «Моя любовь»

1 мин

Слайд 14

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...