Урок литературы в 8 классе по рассказу И. Бунина "Кавказ"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Урок построен по технологии РКМЧП с применением приема "Чтение с остановками" и проведен в рамках зонального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года Самарской области 2014".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_kavkaz.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: Литература
Класс: 8 класс
Тип урока: урок изучения нового материала (УМК В.Я. Коровиной)
Разработала:
учитель русского
языка и литературы:
Свечкова Анна Николаевна
Дата проведения: 15.02.2014г.
Тема | «… любовь в рассказе И. Бунина «Кавказ» (творческая мастерская И. А. Бунина-прозаика) | |||||
Цель, учебные задачи: Проектная задача (для детей): создание собственного монологического высказывания по теме урока с аргументацией своей точки зрения доказательствами, почерпнутыми из различных источников | Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через включение их в восприятие текста, лингвистический анализ, сопоставление образов и эпизодов рассказа И.А. Бунина «Кавказ» Задачи: I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения. 1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. 2.Привитие интереса к изучению нравственных ценностей. 3. Нравственное воспитание ответственности перед окружающими людьми. 4. Развитие навыков сотрудничества. II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения. Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме, делать обобщения и выводы. Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять поставленную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно строить монологическое высказывание. III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения. 1. Освоение доступных способов анализа текста произведения (наблюдение, сравнение, сопоставление, классификация и др.) с получением информации из разных источников. 2. Совершенствование навыков пересказа, обобщения. | |||||
Основные понятия: | Любовь, ответственность, общество, свобода, нравственность, трагизм | |||||
Современные образовательные технологии; Методы и приёмы. | Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение посредством чтения и письма. Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы. Приёмы: «Карта наблюдений», дискуссия, мозговой штурм. | |||||
Организация пространства | Групповая работа. | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Хронограф | ||
1. Организационный момент Цель: эмоциональный настрой, включение в деловой ритм. | (слайд 1) Дети входят в класс. Рассаживаются по группам. - Здравствуйте, ребята, уважаемое жюри! Меня зовут Свечкова Анна Николаевна. Я учитель русского языка и литературы. Сегодня мы вместе проведем урок. | Распределение по группам. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 1 мин Слайд 1 | ||
2.Стадия вызова. Актуализация знаний. Цель: формирование познавательной активности. | Выявляет уровень знаний. - Сначала я предлагаю вам посмотреть видеоролик и самостоятельно определить, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Видео ролик «О любви» - Да, говорить мы будем о самом сложном, необъяснимом и вечном чувстве – о любви. - Ребята, скажите, пожалуйста, какого цвета любовь в вашем представлении? Почему? Постановка цели - Я предлагаю вам сегодня заглянуть в мастерскую Ивана Алексеевича Бунина, писателя 20 века, лауреата Нобелевской премии в области литературы, проведшего 38 лет в эмиграции и много писавшего о любви. И вот какую любовь изобразил Бунин в рассказе, с помощью каких средств воплотил он свой замысел, мы и поговорим сегодня. Тема нашего урока: «… любовь в рассказе И. Бунина «Кавказ». Тема выглядит неполной, с пропущенным словом. Какое слово должно стоять здесь, решать вам. …В конце урока. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Воспринимают видеоинформацию, осмысливают увиденное, отвечают на вопрос Отвечают на вопросы (желтая, п.ч. цвета солнца, счастья; розовая, п.ч. нежная; красная, п.ч. цвет жизни, крови, наполняющей сердце)
Воспринимают и осмысливают цель | Личностные: формирование личностной мотивации. | 2 мин Слайд 2 (1 мин) Слайд 3 | ||
3. Стадия осмысления 3.1. Планирующий – подготовительный Цели: активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации. | Постановка учебной задачи. - Рассказ «Кавказ» написан Буниным в 1937 году. Это второе произведение сборника рассказов о любви «Темные аллеи». Темные не значит тенистые, темные – значит запутанные, трагические лабиринты любви. - Читать рассказ мы будем, разделив на фрагменты. На столах у вас лежат тексты рассказа, карты наблюдений с вопросами к каждому фрагменту. Прежде чем приступить к чтению, внимательно ознакомьтесь с вопросами. Не бойтесь делать пометки при поиске ответов прямо в текстах. - Прочтите, пожалуйста, выразительно первые строки рассказа на экране: «Приехав в Москву, я воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно, затворником — от свидания до свидания с нею. Была она у меня за эти дни всего три раза и каждый раз входила поспешно со словами: — Я только на одну минуту...» - Что вы можете сказать о характере поведения героев? (они скрываются) - Какие слова подтверждают это? («воровски остановился», «жил томительно, затворником – от свидания до свидания с ней») - Предположите, от кого или от чего могут скрываться герои рассказа? - Действительно, героиня не свободна, она замужем. - В течение 2 минут давайте дочитаем первый фрагмент рассказа и проанализируем образы: 1 ряд – героя-рассказчика, 2 ряд – героини, 3 ряд - мужа. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Вспоминают правила работы в группах и распределяют обязанности. | Регулятивные: целеполагание - формирование умения ставить, принимать цель и учебные задачи; планировать свою работу. Познавательные: формулировать проблему, находить способы решения. Коммуникативные: находить общий язык с одноклассниками. | 3 мин Слайд 4 Слайд 5 | ||
3.2. Информационно – операционный | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Исполняет роль консультанта. - Чьими глазами мы видим героиню? (рассказчика) - Какой она предстает перед нами? («она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины») - Как вы считаете, герой любит героиню? - Ребята, а почему героиня скрывается от мужа, почему она просто не оставит его? («на все способен при его жестоком, самолюбивом характере») - Как он ведет себя по отношению к жене? («что-то подозревает», «подобрал ключи к моему столу», «следит за каждым моим шагом») - Такой человек отпустил бы героиню? Какая фраза помогает нам понять непреклонность его характера? («я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!») - Что мы слышим в этих словах? (УГРОЗУ) - Какую роль играет описание Москвы в тексте? - Чье душевное состояние отражается в пейзаже? - Какие эпитеты помогают нам это понять? (Для описания Москвы Бунин использует следующие эпитеты: «холодные, грязно, сумрачно, мокро, черно, дрожащими, темный, отвратительный, тревога, холод».) - В литературе есть такое понятие, как «параллелизм». Его использует Бунин, чтобы раскрыть свой замысел. - Продолжаем читать. Фрагмент 2. Время выполнения задания 3 минуты. - Изменилось ли поведения героя в этом отрывке? (на вокзале он ведет себя по-прежнему – скрывается: приехал, как условились, как можно раньше, ждет; «чуть приоткрыл занавеску и замер», «похолодел от страха», «отшатнулся от окна, упал в угол дивана») - Каким предстает перед нами муж в этой сцене? (статный - «высокая фигура», «офицерский картуз, узкая шинель, рука в замшевой перчатке», уверенный в себе - «широко шагая», «хозяйственно вошел в вагон», заботливый - «оглянулся – хорошо ли устроил ее носильщик», «целуясь с ней, крестя ее») Какое впечатление он производит? (ответы детей) - Любит ли он жену? (несомненно) В чем это выражается? - А как ведет себя героиня? (волнуется, «войдя, даже не поцеловала, жалостно улыбнулась» - ей тяжело играть роль обманщицы, и это омрачает радость отъезда). - А как меняется пейзаж? (пространство расширяется, наполняется светом – «степь», «широкие дороги», алые мальвы, подсолнечники, «безграничный простор»). - Какое настроение передает описание природы? (счастья, радости) - А герои абсолютно счастливы? Что в природе свидетельствует о том, что счастье далеко не безоблачно? (И все-таки природа словно израненная, иссушенная страданиями, как душа героини: «пыльное небо», «выжженная степь», «сухое солнце», «небо, подобное пыльной туче»). - О чем нам говорят слова «курганы и могильники, призраки первых гор»? (предвещают несчастье, смерть) - В каких словах героини слышится та же тема смерти? (Но лучше смерть, чем эти муки… ) - Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? (ответы детей) Физминутка (звучит музыка «Мой ласковый и нежный зверь») - Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и представьте, что вы находитесь в темных аллеях. Посмотрите направо, не открывая глаз, налево. Посмотрите вперед. Представьте там сияющий свет. Это счастье любви, которое зовет к себе. Итак, продолжаем, садитесь. - Читаем фрагмент 3, выполняя задания по анализу образов. - С помощью каких глаголов описывает Бунин жизнь героев на Кавказе? (спят, едят, купаются, загорают) - Какое ощущение возникает у вас? (покоя, умиротворения) - Почему же тогда героиня плачет? Дважды мы встречаем упоминание об этом. (Иногда закрывает лицо шарфом и плачет: еще две-три недели – и опять Москва. Ее тяготит перспектива возвратиться к нелюбимому мужу, расстаться с любимым человеком, снова лгать. И лишь когда она вместе с любимым «радостно плакала»). - Как пейзаж помогает создать ощущение покоя, умиротворения? (Он отражается достигнутое влюбленными ощущение счастья, хотя и временное. В описании природы появляется много красок: цветущие кустарники, красное дерево, чернели кипарисы, лазурно светился, белизна гор, цвет фиалки, светили топазовым светом, прозрачная речка, кипел ее блеск; светлые звуки: стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки, глухой стук в барабан и безнадежно-счастливый вопль; запахи: душистый туман; ощущение счастья: сильно, чисто, радостно, часть моря лежала ровно, мирно, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте. Все это создает ощущение покоя, райского блаженства, счастья.) - Но так ли все безмятежно в жизни героев? - А какую роль выполняет описание бури в этом фрагменте? (Предвещает смерть - надвигались страшные тучи, шла злобная буря в шумной гробовой черноте лесов, разверзались зеленые бездны) - Как описаны действия мужа? Прочитаем вслух (Муж, возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов) - Какое впечатление остается от прочитанного? (смятение, жалость к мужу) - Будут ли теперь счастливы Он и Она? (Да. Нет.) Почему? | Составляют план достижения цели и определяют средства: алгоритм, модель и т.д., анализируют текст рассказа, выбирают необходимую информацию, сравнивают, обобщают, создают монологические высказывания, делают выводы, готовят защиту проектов. Представляют монологические высказывания по заданным вопросам, отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы | Регулятивные: умение планировать, моделировать, выстраивать рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезу, обосновывать, контролировать, оценивать, корректировать; Коммуникативные: сотрудничать в поиске и выборе информации, создании монологического высказывания, контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра. Познавательные: Общеучебные - формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим, умение структурировать знания, выбирать эффективные способы решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; моделировать. Логические – Анализ, синтез, группировка, сопоставление, обобщение, сравнение. | 20 мин 3 мин. Слайд 6 Слайд 7 5 мин Слайд 8 5 мин Слайд 9 Слайд 10 7 мин Слайд 11 Слайд 12 | ||
3.3. Рефлексивно – оценочный. | Организует рефлексию. - Так какую же любовь изобразил Бунин в свое рассказе? Какое слово должно по вашему стоять в начале темы? (трагическая) Почему? (потому что принесла страдания героям, а мужу смерть) - Давайте вернемся к началу урока. Изменилось ли ваше восприятие любви? Какого же она цвета? (много красок: черная – смерть, красная – кровь, и в то же время - светлая, чистая) (ответы детей) - Любовь, действительно, - сложное чувство. И порой мы идем ее запутанными лабиринтами. Но сам Бунин считал: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». - В заключении нашего урока я прошу вас продолжить одну из фраз: Сегодня я понял … Сегодня я задумался о … Я запомню … | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия | 5 мин Слайд 12 Слайд 13 | ||
6. Домашнее задание. | Организует деятельность по применению продукта. - Ребята, спасибо за урок. Пятерки сегодня получают …, четыре за ответы …. Остальным ребятам желаю быть активнее, не бояться высказывать свое мнение, свои мысли. Домашнее задание: Написать сочинение-объяснение от имени героев: 1 ряд – героини, 2 ряд – рассказчика, 3 ряд – мужа. Тема «Моя любовь» | 1 мин Слайд 14 Слайд 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...