Несостоятельность теории нигилизма Базарова
опыты и эксперименты по литературе (10 класс) на тему
Логическая схема-таблица к роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логическая схема романа "Отцы и дети" | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Несостоятельность теории нигилизма Базарова
1 круг странствий Базарова
Марьино Никольское Родительский дом
(усадьба Кирсановых) (имение Одинцовой) (небольшой домик)
Конфликт с Спор с Одинцовой Конфликт с родителями,
Павлом Петровичем Кирсановым переоценка взглядов
2 круг
Марьино Никольское Родительский дом
Дуэль с Павлом Петровичем Признание в любви Одинцовой Разочарование в нигилизме
(попытка проверить (Отказ Одинцовой) (Одиночество, смерть)
нигилистические взгляды)
Идейное содержание романа «Отцы и дети» определяет композицию романа. Тургенев выбрал кольцевую композицию: он дважды проводит Базарова по кругу «Марьино – Никольское – родительский дом». В первый раз, появившись в Марьине, в усадьбе Кирсановых, Базаров предстаёт перед нами как истинный нигилист, отрицающий всё: и моральные устои, и природу, и искусство, и любовь, и религию. Базаров и Павел Петрович Кирсанов – люди, совершенно противоположные по своим взглядам на жизнеустройство. Они принадлежат к разным социальным слоям общества: один дворянин, другой вышел из простого народа, и даже при всей сдержанности между ними должно произойти серьёзное столкновение. У Базарова сильно развито чувство самолюбия, он не привык поддаваться чужим влияниям, а, наоборот, умеет подчинять себе других, как это случилось с Аркадием. Павел Петрович Кирсанов тоже человек самолюбивый, гордый, принципиальный, умеет отстаивать свою точку зрения. Оба персонажи – личности сильные, с чувством собственного достоинства.
Их мнения расходятся во всех четырёх основных направлениях: о роли дворянства (аристократии), о сути нигилизма, об отношении к русскому народу, о взглядах на искусство и природу. Павел Петрович именно в аристократии видит основную движущую силу в обществе, а Базаров обвиняет аристократов в «ничегонеделании», что от них никакой пользы нет. Кирсанов «побледнел» и больше не заводил разговора об аристократизме. Это означает поражение Павла Петровича. В споре о принципах нигилизма Кирсанов обвиняет нигилистов в беспринципности. На что Базаров уверенно отвечает, что нигилисты действуют из принципа полезности обществу. Отрицание для них и есть полезность. Павел Петрович против разрушения всего общественного строя, он выступает за сохранение старых порядков. Споря о народе, Павел Петрович утверждает, что русский народ – патриархальный, свято чтит предания, религиозен. По его мнению, отсталость народа есть залог спасения общества. А Базарова возмущает отсталость народа. Он трезво оценивает бедственное положение крестьян, выступает против необразованности и отсталости народа. Вопрос об искусстве - слабое место для Базарова. Он вообще не признаёт искусства, скорее всего потому, что не знает его. Искусство не приносит никакой пользы, в отличие от науки. Кирсанов же ценит в основном традиционное искусство, начиная с Рафаэля. На природу Базаров смотрит как на мастерскую, не видя в ней ни источника вдохновений, ни красоты, благотворно воздействующей на душу человека.
Таким образом, из идеологического конфликта победителем выходит всё-таки Базаров. Его доводы выглядят более убедительными, вескими. Он держит себя в споре с Павлом Петровичем уверенно, спокойно. Эта самоуверенность выводит из себя Кирсанова, и создаётся впечатление, что он потерпел поражение в словесной дуэли.
Между Базаровым и Одинцовой мало общего: Анна Сергеевна- аристократка, безмятежная, холодная, образованная «герцогиня», а Базаров – «лекарь», циничный внешне и неравнодушный, как оказалось позже, внутри. Базаров пугает Одинцову своей необузданностью, грубостью. Основа её жизни – спокойствие, постоянство, установившийся распорядок, и для Базарова в её жизни места нет. Базаров понимает, что влюбился в Одинцову, как мальчишка. В то же время он осознаёт, что Анна Сергеевна не может ответить ему взаимностью: слишком они разные. Во время разговора с Одинцовой в Никольском Базаров впервые почувствовал себя побеждённым. Против любви Базаров оказался бессилен. Базарову ничего не остаётся, как отправляться к родителям. Он говорит, что любит родителей, а приезжает к ним в последнюю очередь. Да и то, может быть, что его обидели в Никольском. Где-то в подсознании Базаров ищет поддержки у родителей, зная, что его здесь любят и ждут. Но пути стариков-родителей и взрослого сына-нигилиста давно разошлись. Базаров как истинный нигилист не может принять взглядов отца, а Василий Иванович далёк от современных взглядов молодёжи. У них, несомненно, разные цели в жизни. Цель Базарова – разрушить всё старое, значит, и патриархальный уклад родителей. А родители не могут и не хотят ничего менять в своей жизни, их время прошло. Так, назревает конфликт и с родителями.
Второй круг Базаров совершает сильно изменившимся: он познал сомнение, познал любовь, пытается мучительно сохранить свою теорию, которая позволяла бы ему удерживать своё превосходство над остальными людьми. Тургеневу важно показать, изменился ли Базаров в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, с которыми он спорил, отстаивая свои нигилистические принципы. Если в первый приезд Базарова в Марьино закончился идеологической дуэлью, то во второй приезд конфликт вылился в настоящую дуэль. Павел Петрович Кирсанов также неприязненно относится к Базарову, и в конце концов он вызывает нигилиста на дуэль. Но даже дуэль не разрешила спор в пользу Кирсанова. Базаров остался непреклонен перед аристократизмом Павла Петровича, а дворянин Кирсанов выглядит теперь ещё более смешным в его глазах. Вскоре Базаров понимает, что Аркадий не разделяет его взглядов и не может быть единомышленником. Аркадий такой же аристократ, как и старшие Кирсановы. Поэтому Базаров спешит покинуть Марьино и едет снова в Никольское, к Одинцовой, в надежде на то, что вдруг она изменила своё отношение к нему и смогла его принять таким, каков он есть. Но чуда не случилось: Одинцова осталась холодной, расчётливой «царицей». Потерпев поражение от женщины, уязвленное самолюбие Базарова ищет утешения опять под родительской крышей. Теперь он едет домой к старикам зализывать раны, полученные в результате безответной любви. Так, абсолютно уверенный в правоте своих взглядов, сильный, могущественный человек, столкнувшись с любовью к женщине, «чепухой», убедился в несостоятельности теории нигилизма. Чем больше он анализирует свои принципы, чем больше обдумывает свои поступки, тем сильнее его разочарование. Сам себе он уже не кажется прежним гигантом, его принципы отрицания разбились о жизненные устои и вечные законы природы. Таким образом, логическая цепочка показывает, что, пройдя проверку нигилизма, Базаров остаётся один и убеждается в своей ненужности и несостоятельности принципов отрицания. По-другому и быть не могло, ведь в Базарове преобладает разумное начало, тогда как в человеке должно быть поровну душевного и разумного.И только сцена гибели могла сохранить в Базарове сильную, непоколебимую личность, чьё время ещё не пришло, программа для них ещё не выработана. Несмотря на трагический финал, такой герой был необходим в литературе предреформенной России. Тургенев показал пример будущего революционера- демократа, способного повлиять на общественно- экономическое положение России. (Логическая цепочка составляется по ходу изучения романа, а вторая часть цепочки завершает анализ последней сцены. Полностью схема может быть использована на итоговом уроке.)
Сравнительная характеристика Базарова и Павла Кирсанова
Евгений Базаров | Павел Петрович Кирсанов |
Неказистый внешний вид. Пренебрежение к внешнему виду, манерам. Плебейские манеры. Недружелюбное отношение к Павлу Петровичу. Сдержанность. Сильно развитое самолюбие, гордость. Ежедневный труд, приносящий реальную пользу, - естественное состояние. Труд на первом месте. Сам зарабатывает на хлеб. Твёрдость демократических убеждений. Самоограничение и самоотдача. Разночинец. Умеет подчинять себе других, не поддаётся чужому влиянию. Немногословен, самоуверен, сдержан, самокритичен. С чувством собственного достоинства. И благородства. Доводы убедительные, веские. Жизнестойкость в испытаниях. | Аристократ в манерах и поведении. Постоянно заботится о внешнем виде. Дворянин, сибарит. Не привык к труду, белоручка. Живёт за счёт эксплуатации крепостного труда. Сословные привилегии помогали в достижении жизненных благ, сделать карьеру. Ненавидит нигилистов, демократов. Придирается к каждому слову Базарова, вызывая его на спор. Крайне самолюбив. Безответная любовь- крах всей жизни и крест на карьере. Не поддаётся чужим влияниям. Многословен, фразёр. Его «принсипы» - «аристократизм» и догматизм. |
Идеологическая дуэль Базарова и Кирсановых
Евгений Базаров | Кирсановы |
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». | «Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её…без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократизме эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному…зданию» |
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» | «И природа пустяки?» |
«Всякий человек сам себя воспитать должен» | «Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится» |
«Рафаэль гроша медного не стоит» | «…наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком…а у самих фантазии дальше «Девушки у фонтана» не хватает» |
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» | « А теперь пошли всё какие-то химики да материалисты…» |
«А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня» | «Да вспомни его воспитание, время, в котором он жил» |
«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения» | «..Русский народ свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 9 класс "Расы. Несостоятельность расизма"
Урок имеет большое воспитательное значние, т.к. не только доказывает с биологической точки зрения единство человеческих рас, но и касается вопроса возникновения частых конфликтов между подростками в с...
Тема: "Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети". Нигилизм Базарова. Базаров и братья Кирсановы".
Урок по литературе для 10-х классов по теме "Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети"....
ПЕДАГОГИЧЕСКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНАЯ СЕМЬЯ:ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПРОБЛЕМЫ
К педагогически несостоятельным семьям, как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье, нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личнос...
Специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи
В результате проведенного анализа нами были выделены специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи, такие как низкий уровень образованности и педагогической культуры родителей, духо...
Методическая разработка открытого урока "Нигилизм Базарова. Испытание любовью"
Конспект открытого урока по литературе содержит технологическую карту, план занятия, текст экспресс-опроса, темы сочинений....
Функциональная несостоятельность семей упущенные возможности.
Семья выполняет важную функцию социализации личности детей, так как первичные, фундаментальные основы нравственности, психического, физического здоровья, характера закладываются в семье. В работ...
несостоятельность IT-метафоры для описания работы мозга
Наивная метафора уподобления человеческого мозга компьютеру довольно распространена, например, даже в подростковой среде: дети прибегают к ней, когда нужно описать быструю скорость решения задачи или ...