Методическая разработка открытого урока "Нигилизм Базарова. Испытание любовью"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Конспект открытого урока по литературе содержит технологическую карту, план занятия, текст экспресс-опроса, темы сочинений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_2_metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_zanyatiya_literatura_1_kurs.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Нигилизм Базарова. Испытание любовью»
Литература
Санкт-Петербург - 2013г.
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы Казаченко О.В.
Технологическая карта открытого занятия по теме :
«Нигилизм Базарова. Испытание любовью »
№ п/п | Этапы урока | Дидактическая цель | Метод обучения | Методическое обеспечение | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Критерии оценивания | |||||
1. | Организационный момент.
| Создание положительного эмоционального настроя на уроке | Пассивное восприятие | Текст романа "Отцы и дети" любого издания | Приветствие студентов | Приветствие преподавателя. | - | |||||
2. | Сообщение темы, цели и задач занятия, плана работы | Создание мотивационной базы урока | Пассивное восприятие | Опорный конспект по литературе | Вступительное слово преподавателя. | Слушают преподавателя, делают записи темы в конспектах | - | |||||
3. | Актуализация ЗУН | Концентрация внимания, рефлексия | Проверка знаний, умений и навыков, | Дидактический материал: текст экспресс- опроса | Фронтальный опрос | Студенты письменно отвечают на вопросы преподавателя | Макс. балл -3 Миним. балл -0 | |||||
4. | Проверка индивидуального домашнего задания | Развивающая навыки СР | Работа с текстом , словарями. интернет-ресурсами | Словари | Индив. опрос | Студенты Представляют презентации. таблицы, устные ответы в форме докладов, сообщений | 1 балл | |||||
5. | Работа с текстом романа | Учебная, образовательная | Объяснит.- иллюстр. | Текст романа | Задает вопросы. Комментирует ответы. Указывает главы | Читают, находят цитаты | ||||||
6. | Аналитическая беседа | Развивающая | Проблемное обучение | Цитаты из текста | Направляет дискуссию в нужное русло | Высказывают точку зрения | ||||||
7. | Домашнее задание | Развивающая, воспитательная | Поисковый | Тезисные планы сочинений | Инструктирует, рекомендует | Задают вопросы | Макс. - 3 балла Мин. - 0 баллов | |||||
8. | Подведение итогов занятия | Воспитательная | Побуждающ. | БАРС | Оценивает, комментирует. поощряет | Рефлексия |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Нигилизм Базарова. Испытание любовью»
I. Цели занятия:
Основная цель занятия: . | ||
Цели по уровням познавательной деятельности | Формулировка целей и задач занятия | |
1. | Знать | Содержание романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", особенности эпохи, состояния русского общества. |
2. | Понимать | Значение понятий "нигилизм", "либерализм", "идеализм", "консерватизм", " мировоззрение" и др. |
3. | Применять | Знания литературоведческих терминов (жанр, композиция, сюжет, диалог, дискуссия и др.) |
4. | Анализировать | Ключевые эпизоды произведения, характеры, взгляды героев, поведение, поступки, мастерство автора. |
5. | Оценивать | Уметь оценивать результаты своей работы в баллах; знать критерии оценки данных видов работы. |
II. Оборудование: Текст романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", распечатка - план анализа эпизода, толковые словари.
1.Технические средства: Компьютер, презентация, интерактивная доска, учебное пособие - хрестоматия для студентов.
2.Дидактический материал: текст "Экспресс-опроса", макет таблицы "Взгляды героев", презентация к занятию "Словарь эпизода".
3.Литература:
1. Антология по истории русской критики второй половины Х1Х века. Сост. М.Рев, Будапешт, 1993.
2.Жданов М.М. "Отцы и дети" в школьном изучении.-Л., Просвещение,1982.
3.И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 10 класс. Москва, "ВАКО",2004.
4.Страхов Н.Н. Литературная критика.- Современник, 1984.
5.Троицкий В.Ю. Книга поколений. О романе И.С.Тургенева "Отцы и дети". - М., Просвещение, 1996.
4.Ход занятия:
4.1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, определение целей и задач занятия)
4 .2. Сообщение темы урока и плана работы:
Сегодня у нас второе занятие по творчеству И.С.Тургенева и его знаменитому роману "Отцы и дети". Тема нашего занятия - "Нигилизм Базарова" (запись на доске и в конспектах для активизации внимания).
4.3. Повторение темы (проверка ЗУН, фронтальный письменный опрос):
Перед тем, как перейти к изучению заявленной темы, вспомним то, что мы прошли на предыдущем занятии. Проверим домашнее задание, частью которого был краткий конспект по биографии и творчеству писателя. Проведем экспресс - опрос из 10 вопросов. Готовы?
Экспресс-опрос по творчеству И.С.Тургенева.
1. Как называется родовое имение Тургеневых, где сегодня находится дом-музей писателя? | Спасское-Лутовиново |
2.С каким журналом сотрудничал писатель - именно в нем он и опубликовал свои самые знаменитые произведения? Именно с этим журналом у него произошел разрыв по идейным разногласиям. | "Современник" |
3. За какой сборник рассказов И.С.Тургенева Л.Н.Толстой назвал писателя "создателем новых форм"? | "Записки охотника" |
4. Как в литературе называется подборка произведений одного жанра и общей тематики? | Цикл (рассказов, стихов) |
5. Назовите любое произведение писателя, связанное с понятием "тургеневские девушки" | "Первая любовь", "Дворянское гнездо","Ася" |
6. Последний сборник произведений Тургенева написан в жанре прозаической миниатюры. Как он называется? | "Стихотворения в прозе" |
7. Кто послужил прототипом главного героя романа "Отцы и дети" - Евгения Базарова? | Н.Добролюбов |
8. Назовите литературное направление, в котором писал свои романы И.С.Тургенев. | Реализм |
9. В чем главная особенность композиции романа "Отцы и дети", как она называется? | Кольцевая |
10. Какой литературный прием является главным средством раскрытия характеров героев у Тургенева? | Диалог |
Критерии самооценки: 10 правильных ответов - 3 балла 8 правильных ответов - 2 балла 6 правильных ответов - 1 балл Менее 6 плюсов - 0 баллов | Максимальный балл - 3б. Минимальный балл - 0 |
4.4. Проверка индивидуального домашнего задания:
Давайте познакомимся с толкованием понятия "нигилизм" и сравним это понятие со взглядами Базарова.
(Один из студентов представляет презентацию с различными толкованиями понятия. Преподаватель комментирует каждое толкование).
Нигилизм - это: - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь) - "безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать" (Толковый словарь В.Даля) - "голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм" (Толковый словарь русского языка) - "философия скептицизма, возникшая в России в Х1Х веке во время правления Александра 11" ( М.Катков) |
- Сравните эти определения с научными, философскими, политическими и эстетическими взглядами Базарова и сделайте вывод: идентичны ли его убеждения с нигилистическими? Прав ли был автор, причисляя своего героя к нигилистам?
Устный ответ: Убеждения Базарова вполне подходят под толкования нигилизма : это отрицание всего и всех - моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Тургенев хотел написать пародию на так называемого "нового человека".
4.5. Работа с текстом романа( подготовка к активному усвоению нового материала):
Чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова-нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.
- Когда мы впервые слышим слово "нигилист" и кто при этом присутствует?
Ответ: Это слово произносит Аркадий за утренним чаем, представляя своего товарища и самого себя, как "нигилистов" - то есть людей, которые не склоняются ни перед какими авторитетами, которые не принимают ни одного принципа на веру. Аркадий кажется себе "реформатором-бунтарем", но для его отца и дяди нигилисты - это люди, не уважающие опыт поколений, обреченные "существовать в пустоте".
Вторая сцена, уже в присутствии Базарова, углубляет представление о нигилистическом сознании. Говоря о непризнании авторитетов,
Базаров корректирует высказывание Аркадия и нигилистах, уточняет его, ставя во главу угла личный опыт, а не то, что выверено временем.
В третьей сцене "схватки" героев за вечерним чаем (гл.10) особенно обозначаются различия во взглядах героев на одни и те же вещи - на народ, религию, аристократию, законы . Пропасть между диаметрально противоположными мировоззрениями - демократического и либерального - становится очевидной.
Слово преподавателя: Базаров - человек умный, глубокий, он знает русскую жизнь изнутри, его раздражают болтуны, только разглагольствующие о либерализме, демократии, но ничего не делающие. Но и сам Базаров ничего не может предложить для изменения жизни, общественного уклада, так как у него нет опоры на опыт прошлого и видения перспективы будущего.
4.6.Аналитическая беседа(закрепление материала):
- Огромное влияние на перемены во взглядах Базарова оказала Анна Одинцова, любовь к ней. Базаров убеждается, что есть такие вечные человеческие ценности, как любовь, сметающая все его представления о мире. Это открытие стало для него основанием глубокого духовного кризиса.
- В чем выражается духовный кризис обновленного Базарова?
- Он не может смириться, что перед вечностью - человек всего лишь атом, "математическая точка" и что никому нет дела до него - умного, осознающего собственное "я". По мысли писателя, человек должен . несмотря ни на что, оставаться личностью. Таким он и нарисовал своего Базарова - личностью. которой стали подражать молодые люди в России.
- Базаров, отрицающий романтизм, как нечто постыдное для человека, на самом деле по своей духовной сути - романтическая личность. Он - необыкновенный человек. "избранный", сильная личность, но автор романа сознательно описывает его, как личность трагично одинокую и поэтому обреченную на гибель. Две причины стали причиной того, что Тургенев прощается со своим героем: одиночество и внутренний конфликт героя с самим собой. Базаров - один из первых революционеров-демократов, а первым всегда трудно. Он погибает, не оставляя последователей.
- Тургенев показывает несостоятельность нигилистической философии. так как она, отрицая духовную жизнь, отрицает и нравственные принципы. Любовь, природа, искусство - не просто высокие слова. а фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности. Слепое преклонение перед авторитетами - глупо, но слепое их отрицание - отнюдь не умнее.
4.7. Домашнее задание:
Написать сочинение по одной из предложенных тем:
1. Что делает Базарова героем своего времени?
2. Что критикует Тургенев в "отцах" и в чем расходится с "детьми"?
3. "Бунтующее сердце" (образ Базарова).
4.8. Подведение итогов занятия: оценка успешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"
Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...
Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"
Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...
Методическая разработка коллективного творческого дела "С любовью к вам, учителя", посвященного празднованию Дня учителя
В данной методической разработке вы сможете найти сценарий мероприятия, план подготовки и проведения, необходимое оборудование, а также небольшой фотоотчет о поведении праздника....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка открытого урока "Любовь с первого взгляда!"
Данная методическая разработка представляет собой воспитательное мероприятие по формированию уважительного, трепетного отношения к чувствам противоположного пола, формирует ответственность...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....