несостоятельность IT-метафоры для описания работы мозга
статья (9, 10, 11 класс) на тему
Наивная метафора уподобления человеческого мозга компьютеру довольно распространена, например, даже в подростковой среде: дети прибегают к ней, когда нужно описать быструю скорость решения задачи или накопленный кем-либо большой объем сведений, то есть подросткам внятны основные функции компьютера как вычислителя или хранилища информации. Но в то же время даже дети осознают ограниченность машин в во многих других сферах, понимая, что современный компьютер - это лишь инструмент обработки и хранения информации. А в научных кругах уже несколько лет говорится о том, что IP-метафора по существу ложна и даже вредна для дальнейшего понимания того, как же мозг порождает сознание - и вообще живет.
Рассмотрим лишь некоторые (отбор произведен созвучно аспектам психолингвистики) фундаментальные отличия человеческого мозга от компьютера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya_metafora.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Наивная метафора уподобления человеческого мозга компьютеру довольно распространена, например, даже в подростковой среде: дети прибегают к ней, когда нужно описать быструю скорость решения задачи или накопленный кем-либо большой объем сведений, то есть подросткам внятны основные функции компьютера как вычислителя или хранилища информации. Но в то же время даже дети осознают ограниченность машин в во многих других сферах, понимая, что современный компьютер - это лишь инструмент обработки и хранения информации. А в научных кругах уже несколько лет говорится о том, что IP-метафора по существу ложна и даже вредна для дальнейшего понимания того, как же мозг порождает сознание - и вообще живет.
Рассмотрим лишь некоторые (отбор произведен созвучно аспектам психолингвистики) фундаментальные отличия человеческого мозга от компьютера.
1. ПАМЯТЬ. Мозг - это живой биологический, растущий и развивающийся объект, у которого нет кнопки вкл./выкл., информация в нем существует, только пока идут электро-химические процессы, причем само состояние мозга или его отдельных участков влияет на качество как самой информации, так и ее обработки: например, вспоминая что-либо, с течением времени и под влиянием каких-либо факторов мы изменяем само воспоминание, иногда полностью подменяя его мифом, выдумками, персональной историей: давно известна точка зрения на память как механизм как раз-таки забывания всего того, что расходится с нашим представлением о самих себе и нашем персональным мифом. В отличие от мозга компьютер хранит информацию в неизменном состоянии (если не атакован вирусами), сам по себе фотографии не фотошопит, сказки не сочиняет и при отключении от сети ни одного байта не утрачивает. Компьютер имеет память, записанную на физическом носителе, его память материальна. Тогда как память мозга - это волна активности нейронных сетей. Нейроны как обрабатывают данные, так и по сложно предсказуемым ("как звезды сойдутся") алгоритмам преобразуют синапсы, которые и есть основная память. Другими словами, что нашему нейронному контуру приятно помнить, то он и помнит: каждый слышал и с точки зрения психолингвистики может интерпретировать рассказы пожилых людей о том, как раньше все было хорошо и какими они были молодцами - как правило, эти персональные мифы здорово расходятся с правдой факта (и, естественно, с воспоминаниями знакомых, у которых свой персональный миф). Компьютер же в этом смысле - надежный инструмент, не подведет, данные сохранит до последнего байта и врать не станет.
2. ПРОГРАММИРОВАНИЕ. Поскольку современные компьютеры представляют собой устройства, которые работают лишь по четко заданной программе, их основные отличия от человеческого мозга достаточно очевидны. Мозг однозначно не равен компьютеру прежде всего потому, что компьютер, какова бы ни была его операционная мощь, не может выйти за ограничения как языка программирования, так и самой заложенной программы (какой бы сложной и "самообучающейся" она ни была), и сбой заданной программы для него означает катастрофу. Тогда как в человеческом мышлении ценится прежде всего его самостоятельность, нетривиальность, непредсказуемость (хотя навязать требуемое поведение простакам, то есть "запрограммировать" их с помощью того же НЛП не так и трудно)и, например, такое интересное умение, как стремительный анализ на основе совершенно незначительной информации, иногда дающий более точный ответ. То есть возможность использовать "разные алгоритмы в разное время без очевидных причин" зависит, вероятно, от способности мозга анализировать ситуацию не пошагово перебирая варианты, а от навыка принимать многоуровневые решения интуитивно. Мышление человека, его скорость и широту во многовариативном контексте определяет система систем - человеческий язык, а "язык" компьютера - это пока что единицы и нули. Вот только не так давно в Нидерландах изобрели новый материал на основе цирконат-титаната свинца, который позволяет так поляризовать ячейку памяти, что кроме состояний "0" и"1" она будет способна хранить еще множество промежуточных состояний, что отдаленно напоминает работу синапсов и изменение мембранных потенциалов нейронов при активации - а это уже шаг к нейроморфным устройствам, запредельную сложность программ к которым трудно пока даже вообразить. Или это будут уже не программы в современном смысле слова, а ЯЗЫК в почти человеческом смысле этого слова.
3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. У современного компьютера нет зеркальных нейронов, то есть ему безразлично, кто его оператор. Тогда как наша нейронная сеть мгновенно подстраивается под собеседника. Конечно, уже существуют программы, которые имитируют такую подстройку, но при этом даже трехлетние несмышленыши далеки от очеловечивания планшета или самого электронного чучела на экране, которое с ними разговаривает. Но вот когда появятся настоящие аналоговые компьютеры - на каких принципах взаимодействия с нами будут они работать? Насколько тонкие и сложные индивидуальные настройки понадобятся интерфейсам? А сам язык, на котором будет думать нейроморфный компьютер? Ведь даже среди людей существует пока неразрешимая проблема контекста и несовпадения семантики: разные языки навязывают разное видение реальности, диалог культур чаще всего превращается в конфликт, всеобщий язык, устроивший бы всех, что-то пока не создается, и даже английский не принимается многими сообществами, так как несет чужую культуру и чужое видение мира. Думаю, психолингвистика должна рано или поздно помочь нам преодолеть эту пропасть как для создания какого-то всем однозначно понятного всеобщего языка (сейчас это наивно звучит), так и для того, чтобы этот язык был языком нейроморфных систем ИИ (вообще фантастика).
В заключение не могу не поделиться возникшей метафорой: работа современного цифрового компьютера - это строго направляемый мелководный поток цифровой жижицы в искусственно созданном канале, а работа мозга, индивидуальное человеческое мышление - живая (и печально недолго живая) планета-океан, целая бездна со своими гольфстримами, марианскими впадинами и барьерными рифами, живая, сознающая себя планета, которую окружает бесконечный космос сложного многофакторного пространства, причем все это существует в бесконечно вариативно и не всегда линейно изменяющихся условиях. Конечно, в окружающем этот океан непредсказуемом космосе неизбежно появятся нейроморфные компьютеры, которые не просто будут воспроизводить человеческие умения, но и во многом, вероятно, превзойдут их настолько, что общение с ними будет возможно только при помощи каких-то симбиотических человеку устройств. Стремительная последующая эволюция ИИ угрожающе безотрадно описана футурологами - и, да, скорей всего, она уничтожит существующую стратификацию общества, - но, скорей всего, в лабиринте нейронных сетей развитого мозга самого живучего и жизнерадостного хищника на планете найдется еще немало сокровищ, которые обеспечат общее выживание вида на принципиально новом (Элои и морлоки? Геномика? Евгеника в условиях научно-технических кластеров? что-то, что сейчас предсказать невозможно?) уровне - самое главное этот мозг все-таки развивать. Возможно, это выживание будет зависеть и от эволюции нейронных сетей, и от того, смогут ли люди найти, создать общий язык с ИИ. Пока что разница в категоризации мира разными этносами, культурами, стратами не позволяет создать даже один жизнеспособный общечеловеческий язык - чему, кстати, немало мешает разросшийся сорняк IT-метафоры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
14 упражнений для стимуляции работы мозга
Консультация психолога...
Описание работы к районному конкурсу "Моя краеведческая находка"
Описание работы к районному конкурсу "Моя краеведческая находка"...
Описание работы с готовыми чертежами на уроках геометрии в 7-9 классах
Данную статью можно использовать как рекомендации к работе....
«Эти трудные, странные, загадочные метафоры…» (из опыта работы учителя-словесника), 5 класс.
Данный материал из моей методической копилки отражает работу над умением находить одно из трудных средств художественной выразительно...
Эффективные способы быстро включить в работу мозг ребенка.
Советы для активизации умственной деятельности школьников, можно применять на уроках и дома....
Краткое описание работ, представленных на Всероссийский педагогический конкурс в номинации: "Лучшее из опыта работы"
В данном файле представлено описание творческих работ детей, выполненных в ходе реализации практико-ориентированных проектов "Мастерская Самоделкина", "Фантазеры", "Сдел...
Методическая разработка: «Межполушарное взаимодействие – основа работы мозга и интеллектуального развития для детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр, приёмов и упражнений, направленный на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей младшего школьного возраста. В работе обоснов...