Урок литературы в 7 классе "С.А.Есенин (1895 – 1925). Лирика"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 12.
Тема: С.А.Есенин (1895 – 1925). Лирика
«Всю душу выплещу в слова»
(С.А.Есенин)
Цели: 1. Знакомство (краткое) с биографией поэта.
2. Учиться анализировать лирическое произведение.
3. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти учащихся.
4. Воспитывать доброе, позитивное отношение к окружающим людям, миру.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
1). Чтение дневниковой записи Алексея от 10 октября.
- Какая мысль Алексея показалась вам особенно горькой?
- Согласны ли вы, что трагическое в жизни писателей происходит «от обострённого чувства жизни, справедливости, человеколюбия»?
Или, может быть, все эти ранние смерти, самоубийства, депрессии порождены простым стечением обстоятельств?
- Как вы думаете, могут ли обычные люди, такие, как мы с вами чувствовать то же и так же, как писатели и поэты?
- Почему писателей и поэтов влечёт к мемуарной литературе, к автобиографической прозе, стихам?
Что это: стремление найти поддержку в воспоминаниях молодости, отрочества, детства? Или попытка разобраться в самом себе?
Или желание уберечь читателей от собственных ошибок?
Или просто потребность рассказать о себе и своём времени?
Сегодня мы перейдём к поэтической исповеди Сергея Александровича Есенина, к его стихам.
2). Чтение вступительной статьи об авторе. Составление плана.
1. С.А.Есенин – известный русский поэт.
2. Стихи поэта о душе русского народа.
3. Родился в крестьянской семье.
4. Окончил с отличием Константиновские земское четрырехклассное училище.
5. Окончил учительскую школу, получил звание «учителя школы грамоты».
6. В 1912 г. переезжает в Москву.
7. Знакомиться с писателями и поэтами, пишет стихи.
8. с 1914 г. печатается регулярно.
9. Приезд в Петербург и встреча с поэтом А.Блоком.
10. Основные темы стихотворений: семья, дом, родная земля, осмысление прошлого и настоящего своей страны.
11. Характер поэзии: грусть и молодецкая удаль, озорство и чувство одиночества, отчаяния, вера в жизнь.
3) Чтение стихотворения «Мой путь».
- О каких «ощущеньях детских лет» говорит Есенин?
- Как вы понимаете строчки: «Всю душу выплещу в слова»?
4) Чтение наизусть стихотворения «Письмо матери»
- Какое по настроению стихотворение? Какие слова из текста это подтверждают?
- Докажи, что грусть, пронизывающая стихотворение, все-таки светлая.
- Покажи, что это лирическое стихотворение.
- Проследи, как проявляется автобиографическое начало в стихотворении.
- Какие образы рождают у поэта воспоминания о родительском доме?
Что для поэта родительский дом?
- Поэт назвал своё стихотворение «Письмо матери». Действительно ли это письмо?
Что делает этот стихотворный текст художественным?
Выдели наиболее яркие эпитеты.
- Найди повторы в стихотворении.
Попробуй объяснить, чем они вызваны.
- Проследи по тексту, как сочетается в нём высокая и разговорная лексика. Попробуй объяснить, почему это происходит.
5) Сравнение воспоминаний о детстве С.Есенина и М.Цветаевой
- Чем отличаются по характеру, по настроению воспоминания о детстве С.Есенина и М.Цветаевой?
В сущности, оба поэта при всей их непохожести удивительно похожи: оба находились в разладе с эпохой. Оба стремились к свободе самовыражения. Желали оставаться самими собой, оба трагически воспринимали окружающий мир и не смогли справиться с собственными переживаниями или не захотели этого.
- А детские воспоминания? Что они для Цветаевой и Есенина?
Попытка вернуться в тот мир, где всё было так светлои ясно, где были живы раодители – защита от всех жизненных бурь.
В связи с этим хочется прочитать потрясающие строки ещё одного стихотворения С.Есенина «Исповедь хулигана»:
«Так хорошо тогда мне вспоминать
Заросший пруд и хриплый звон ольхи,
Что где-то у меня живут отец и мать,
Которым наплевать на все мои стихи,
Которым дорог я, как поле и как плоть,
Как дождик, что весной взрыхляет зеленя.
Они бы вилами пришли вас заколоть
За каждый крик ваш, брошенный в меня».
ВЫВОД: детские воспоминания – это не только погружение в светлое, радостное, лёгкое своей беззаботностью и верой во всё только хорошее в жизни, но и первое осознание самого себя, своего характера, своего презназначения, своего дарования, своего «Я».
5). Д/З.
1.Прочитать статью о М.Горьком (с.68 – 69).
2. прочитать гл. 1 – 4 из повести М.Горького «Детство».
6) Рефлексия.
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Что особенно вас удивило/потрясло/понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.
На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....
Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»
Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских поэтов; закре...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"
Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"
Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....
урок литературы в 8 классе "Тема милосердия в лирике В.Маяковского (по стихотворению "Хорошее отношение к лошадям"
методическая разработка урока по стихотворению В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...
Урок литературы в 7 классе. А.Т.Твардовский. Лирика
Материалы к уроку: презентация, конспект урока, аудиофайл...
Материалы к уроку литературы в 5 классе Родная природа в лирике поэтов 19 века
Материал в форме презентации содержит репродукции картин русских художников, которые сопровождаются вопросами, связанными со стихотворениями поэтов 19 века о родной природе....