Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме
Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motiv_odinochestva_v_lirike_m.lermontova.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова (6 класс)
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас третий урок по творчеству М. Лермонтова. Мы уже говорили, что Лермонтов был очень одинок, и тема одиночества, глубокая грусть и тревога звучат чуть ли не в каждом стихотворении поэта. А природа у Лермонтова правдиво и точно отражает внутренний мир поэта, его тоску и неумение до конца слиться с окружающим миром.
2. Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко…»
- Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «На севере диком…». Это был перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum», «Сосна». Оно было написано в 1822 году и входило в в большой цикл стихотворений о любви. Так что стихотворение Лермонтова - это художественный перевод стихотворения Г.Гейне.
Чтение стихотворения Лермонтова.
-А теперь прочитаем его подстрочный перевод. Обращаю ваше снимание на то, что в этом переводе не может быть рифмы, не сохранен и ритм, так как это дословный перевод. Поэтому мы его не можем назвать его стихотворением. Есть такой термин-подстрочник (читает учитель, на партах распечатанный текст).
Г.Гейне
Сосна стоит одиноко
На севере, на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают ее лед и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале. .
-Каким настроением проникнут оригинал? (интонация грустная, печальная, тоскливая)
-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала? (да, в стихотворении Лермонтова та же печальная интонация, то же щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой).
-Какие однокоренные слова звучат в стихотворении Лермонтова? ( одиноко, одна)
Такой устойчивый, значимый образ носит название мотива. Лермонтов не только удивительно точно передает настроение первоисточника, его стихи звучат еще более проникновенно и выразительно.
- Разберемся, какие поэтические средства помогают этому?
Обратим внимание на прием, о котором недавно говорили: парус одинокий
в тумане моря голубом
Да, это инверсия. Вспомните определение инверсии. Инверсия – необычный порядок слов в предложении, он помогает выделить значимые слова, передать настроение.
-Давайте найдем примеры инверсии в стихотворении.
на севере диком пустыне далекой
стоит одиноко на утесе горючем
снегом сыпучим
-Какова же роль инверсии в этом стихотворении? (она усиливает чувства одиночества, покинутости, страдания, обреченности - вместе находим эти слова).
- Далее в этих же примерах инверсии нельзя не увидеть использование еще одного изобразительно-выразительного средства. Какого? (Конечно, это эпитеты, художественные, образные определения).
-Какой из этих эпитетов обращает на себя особое внимание, потому что он фольклорный, глубокий, проникновенный? (Горючий – он соединяет два значения: горячий и горестный)
- А что еще в сказках бывает горючим? (Конечно, слезы. Это постоянный эпитет).
-Давайте еще посмотрим на художественные средства, не разрубая на составляющие – слова, не теряя целостного образа. На что можно обратить внимание? (на сравнение «как ризой»)
Сравнение великолепное. Обратим внимание на сноску в учебнике: риза – парадное, богато украшенное одеяние царя, священника.
-Какова роль этого сравнения? (автор передает торжественную красоту).
-Обращаем внимание на то, что сосна «дремлет, ей снится». Это еще одно изобразительно-выразительное средство. Какое? (олицетворение). И оно тоже усиливает чувство одиночества.
А теперь сопоставим образы Лермонтова и Гейне (работаем на доске)
Лермонтов Гейне
На голой вершине на холодной вершине
-В каком случае, на ваш взгляд, сильнее выражена бесприютноть, обездоленность?
( у Лермонтова, так как голой – пустой, незащищенной)
Снегом сыпучим белым покрывалом окутывает ее снег и лед
Одета, как ризой, она
-Чем Лермонтовский перевод интересен? ( у Лермонтова усилено великолепие убранства, есть возвышенная торжественность, но и в торжественном одеянии одиночество приносит страдание)
На утесе горючем на пылающей скале
У Лермонтова эпитет «горючий» фольклорный, а значит, более проникновенный, глубокий.
М. Лермонтов не только точно передал мысль об одиночестве и невозможности счастья, он обогатил стихотворение Гейне поэтическими изобразительными средствами.
-Можем ли мы сказать, что в стихотворении Лермонтова удваивается мотив одиночества?
Конечно, перевод настолько совершенен, что является скорее самостоятельным стихотворением, навеянным лирикой Генриха Гейне.
-Словесное рисование. Художник рисует кистью, а мы словом. Попробуем после такого детального разбора нарисовать словесную картину. ( Ученик реализует домашнее задание).
Стихотворение Гейне переводили и другие поэты. Вот переводы Тютчева и Фета. (Они на партах).
Фет и Тютчев учли, что в немецком языке сосна мужского рода и заменили ее существительными того же рода «кедр» и «дуб». Давайте прочитаем их стихотворения .
Ф.Тютчев
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий, подъемлясь, белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его буря лелеет.
Про юную пальму снится ему,
Что в краю отлаленном востока
Под мирной лазурь, на светлом холму
Стоит и цветет одиноко.
А.Фет
На севере дуб одинокий
Стоит на пригорке крутом;
Он дремлет, сурово покрытый
И снежным и льдяным покровом.
Во сне ему видится пальма,
В далекой, восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,
Одна на горячей скале…
Переводы Фета Тютчева ближе к Гейне по характеру лирического переживания( именно любовного чувства). Оригинальность Лермонтова в изменении акцентов, изменении характера переживания – чувство безысходного одиночества.
4.Анализ стихотворения «Утес».
-В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес»).
После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.
-Какие качества, свойства олицетворяют образы тучи и утеса?
ТУЧКА – воплощение легкости, беззаботности, легкомыслия, беспечности (работаем над словом вместе, ищем синонимы). Тучка какая? (Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.
УТЕС - воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Утес – высокая скала. Какой он? ( Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости. Великан – тоже определение, выраженное существительным).
-Как соотносятся эти образы? (Они противопоставлены. Это определяет невозможность их соединения, усиливает одиночество старого утеса.
-Какой прием использует автор? (антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий). Подводим итог, озвучиваем все изобразительно – выразительные средства, которые работают в стихотворениях Лермонтова для создания определенного настроения.
Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М.Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и сопереживать.
Домашнее задание: выучить Стихотворение «На севере диком…» наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"
Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....
Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему :"Ранняя лирика Анны Ахматовой"
В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики....
Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"
Данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...
Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"
Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" с применением технологии "Педагогическая мастерская"
По теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии "педагогических мастерских". Данная технология позволяет научить...
Методическая разработка урока литературы по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"
Конспект урока по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"...