Методическая разработка урока по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс)

Борисова Анна Ивановна

Методическая разработка урока по литературе на тему: Повесть  Н. М. Карамзина "Бедная Лиза"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: литература

Класс: 9

Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Презентация к уроку

Цель: познакомить учащихся с повестью Н.М. Карамзина  «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма

Задачи: образовательные:

  • закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина;
  • дать понятие сентиментализма как литературного направления;
  • представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;

воспитательные:

  • способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
  • воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека.

развивающие:

  • развивать навык выразительного чтения  и анализа прозаического произведения;
  • расширять словарный запас;
  • способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания (биография Н.М. Карамзина) слайд №1

Сравнительная  таблица (в тетради) слайд №2

  1. Изучение нового материала

        Слово учителя

      История создания повести «Бедная Лиза» слайд№3

      Работа с текстом (где и  когда развивались события? ) слайды №4,5,6,7,8,9

      Беседа с элементами пояснения  

      - Какова роль пейзажа в повести? микровывод  слайд №10

      - Дать характеристику повествователю из повести слайд № 11 

       Задание: соотнесите  названия произведений и авторов «Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня – крестьянка», Ермолай –Еразм, А.С. Пушкин, Шарль Перро. Какая тема раскрывается в данных произведениях? (тема социального неравенства)

  1. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику

- найдите  и зачитайте в тексте встречи Эраста и Лизы.

-  Докажите, что мотив денег очень хорошо прослеживается  в повести. Зачитайте выразительно эти эпизоды..

Перечислите героев повести, с которыми вы познакомились… слайд № 14

Дать характеристику Лизе. слайд №  15.

Выразительное чтение сцены расставания героев.

Перечислить причины самоубийства Лизы. Слайд №16

5. Итог урока

  • Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
  •  Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?
  •  Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
  •  Как проявляются в повести черты сентиментализма?
  •  Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
  •  В чем смысл заглавия?
  •  Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
  •  Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?

Домашнее задание слайд № 17 (письменно ответит на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе

Слайд 2

Классицизм Линия сравнения Сентиментализм Воспитание человека в духе верности государству, культ разума Основная идея Стремление представить человеческую личность в движениях души Гражданская , общественная Основная тематика Любовная Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Вспомогательная, условная Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия Сравнительная таблица

Слайд 3

История создания повести Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

Слайд 4

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам» Заочная экскурсия по окрестностям Москвы

Слайд 5

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь

Слайд 6

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». Москва-река

Слайд 7

«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь». Данилов монастырь

Слайд 8

«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы». Воробьёвы горы

Слайд 9

«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». Село Коломенское

Слайд 10

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести

Слайд 11

Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести

Слайд 12

бедная Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини

Слайд 13

Лиза Эраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Эраст – дворянин, слабый человек Лиза – крестьянка с богатым духовным миром Сопоставление героев

Слайд 14

Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта

Слайд 15

Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная

Слайд 16

Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие

Слайд 17

Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."

Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".

В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...