Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Савина Надежда Григорьевна, учитель 441 гимназии
"Берегите это, люди. Этому нет цены..."
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу
Е. И. Носова "Лесной хозяин".
Цели урока:
Обучающие:
-выявить основную мысль рассказа;
-учить постигать глубинный смысл авторских образов;
-показать мастерство Е.Носова, талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы;
-совершенствовать навыки работы над языком;
-закреплять умение работать в диалоговом режиме.
Развивающие:
-развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо);
-развивать эмоционально-образное, ассоциативное и аналитическое мышление;
-раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
-прививать интерес к предмету, воспитывать вдумчивого читателя;
-воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру, любовь к природе, к Родине, бережное отношение ко всему живому на Земле.
Слово учителя.
- Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Тема урока: "Берегите это, люди. Этому нет цены..." (Тема урока записана на доске).
- Как вы думаете, ребята, что можно беречь? (Из ответов учащихся, которые учитель пишет на доске, создаётся кластер).
Обратите внимание на словосочетание берегите природу. Что мы включаем в понятие природа?
- Напишите слова-ассоциации к слову лес. (Чтение слов учащимися).
- А вы любите бывать в лесу? А в каком лесу вы любите наслаждаться природой? ( Учащиеся читают свои сочинения, написанные дома).
- Спасибо, ребята. Сочинения очень хорошие. Из ваших творческих работ видно, что вы знаете лес, бываете в нём, любуетесь его очарованьем и, конечно же , бережно к нему относитесь.
Лес - это особый мир, в котором мы можем увидеть красоту, величие, изящество и загадочность. Лес иногда называют лесным царством, А как вы думаете, есть ли хозяин у этого лесного царства?
- Рассказ о лесном хозяине написал известный русский писатель Евгений Иванович Носов. Сегодня на уроке в нашей творческой лаборатории мы будем работать с художественным словом этого удивительного человека. Дома вы познакомились с рассказом "Лесной хозяин". Понравился он вам? Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Что больше всего поразило в нём? О чём этот рассказ? Кто его герои? (Составление на доске схемы).
лесной хозяин
дед Проша рассказчик
-Как ведёт себя дед Проша в лесу? (Прислушивается).
-А зачем он это делает? Ведь в лесу итак тихо.
-Называет ли как-то лесного хозяина дед Проша?
-А встречался ли с ним дед Проша?
-Давайте послушаем художественный пересказ этой встречи, а вы во время пересказа обратите внимание на портрет лесного
хозяина.
-Давайте начертим таблицу, разделив её на две равные части. Первая часть называется "он". Запишем описание внешности
лесного хозяина ("ветхий старичок", "полушубок в заплатах, из дыр торчит мох", "глаза - стылые ледышки").
-А чем занимался лесной хозяин? Найдите в тексте и запишите в тетрадь.("Зорко бережёт лес").
-Как вы думаете, сочинил эту историю дед Проша или правда встречал лесного хозяина?
-А как считает рассказчик? Найдите и прочитайте.
-Как вы понимаете выражение "бережёт лес от поругания"?
- А какая легенда складывается о лесном хозяине у рассказчика? ( Чтение и заполнение второй части таблицы, которая называется "человек": "простое загорелое лицо с бородой", "серые глаза с зорким прищуром", "седеющие волосы","добрые глаза светятся радостью", "большие натруженные руки").
-Чем занимается лесной хозяин рассказчика? («Ходит по лесу и шепчет: "Этому нет цены... Берегите это, люди», «рисует картины»).
-Догадались вы, кто этот человек? (И.И.Шишкин).
-Почему вы так решили? ( Посвящение рассказа).
-Иван Иванович Шишкин - великий русский художник. Посмотрите на портрет его, который нарисовал художник Крамской.(Слайд) Есть ли сходство между портретом и описанием в тексте?
-В книге Я. Д. Минченкова "Воспоминания о передвижниках" есть удивительные строчки: " С длинной бородой, высокого роста,
Шишкин представлял тип настоящего старика-лесовика, точно олицетворяющего его любимую природу, лес".
-А сейчас вы увидите полотна, которые нарисовал Шишкин (Слайды "Утро в сосновом лесу", "Лесная глушь", "Сосновый бор», "Ручей в берёзовом лесу", "Дубовая роща", "Бурелом", "Дебри", "В лесу графини Мордвиновой. Петергоф").
-Что чаще всего рисовал Шишкин?
-В нашем классе тоже есть художники. Они, правда, ещё пока юные и не такие известные, как Шишкин, но нарисовали прекрасные иллюстрации к рассказу. Предоставляем им слово.
-Вернёмся к нашей таблице и завершим работу. Что общего у лесного хозяина деда Проши и лесного хозяина рассказчика?
-Только ли беречь лес призывает лесной хозяин рассказчика?
Берегите лес берегите природу берегите Родину берегите Землю.
-У М. Дудина есть прекрасные строчки, послушайте, пожалуйста, я их вам сейчас прочту: "Берегите, Землю, берегите!" (Отрывок из стихотворения читает учитель. (Слайд).
-Возвращаемся к теме урока. Как вы думаете, почему эти предложения стоят рядом? Какая между ними связь?
-Спасибо, ребята. Вы сегодня очень хорошо работали. А дома я советую прочитать удивительные рассказы Е. И. Носова
"Лоскутное одеяло", "Белый гусь", "Как патефон петуха от смерти спас", "Трудный хлеб", "Тридцать зёрен", "Как ворона на крыше заблудилась".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."
Презентация к уроку внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-242331-1366393820.jpg)
Методическая разработка урока "Вода...Как много в этом слове..!"
Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/18/picture-159184-1597737900.jpg)
Методическая разработка урока на тему "знаменитые люди"
Разработка данного урока поможет каждому учителю английского языка спланировать свой урок по данной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/31/picture-759150-1612083335.jpg)
Методическая разработка урока по истории "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"
Презентация по истории России на тему "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-1182392-1572515517.jpg)
Методическая разработка урока по теме "Древнейшие люди"
Тема урока: Древнейшие людиВид урока: урок учебной деятельности ( формирует естественно - научное отношение к миру).Цели урока:1. Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/23/picture-36126.jpg)
Методическая разработка урока Мужества "Мы должны об этом знать,мы должны об этом помнить".
27 января ежегодно отмечается Международный День памяти жертв Холокоста. «Холокост, приведший к истреблению одной трети евреев и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшин...