Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregite_eto.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Савина  Надежда Григорьевна, учитель 441 гимназии

"Берегите это, люди. Этому нет цены..."

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу

Е. И. Носова "Лесной хозяин".

Цели урока:

Обучающие:

-выявить основную мысль рассказа;

-учить постигать глубинный смысл авторских образов;

-показать мастерство Е.Носова, талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы;

-совершенствовать навыки работы над языком;

-закреплять умение работать в диалоговом режиме.

Развивающие:

-развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо);

-развивать эмоционально-образное, ассоциативное и аналитическое мышление;

-раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

-прививать интерес к предмету, воспитывать вдумчивого читателя;

-воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру, любовь к природе, к Родине, бережное отношение ко всему живому на Земле.

Слово учителя.

- Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Тема урока: "Берегите это, люди. Этому нет цены..." (Тема урока записана на доске).

- Как вы думаете, ребята, что можно беречь? (Из ответов учащихся, которые учитель пишет на доске, создаётся кластер).

Обратите внимание на словосочетание берегите природу. Что мы включаем в понятие природа?

- Напишите слова-ассоциации к слову лес. (Чтение слов учащимися).

- А вы любите бывать в лесу? А в каком лесу вы любите наслаждаться природой? ( Учащиеся читают свои сочинения, написанные дома).
- Спасибо, ребята. Сочинения очень хорошие. Из ваших творческих работ видно, что вы знаете лес, бываете в нём, любуетесь его очарованьем и, конечно же , бережно к нему относитесь.

Лес - это особый мир, в котором мы можем увидеть красоту, величие, изящество и загадочность. Лес иногда называют лесным царством, А как вы думаете, есть ли хозяин у этого лесного царства?

- Рассказ о лесном хозяине написал известный русский писатель Евгений Иванович Носов. Сегодня на уроке в нашей творческой лаборатории мы будем работать с художественным словом этого удивительного человека. Дома вы познакомились с рассказом "Лесной хозяин". Понравился он вам? Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Что больше всего поразило в нём? О чём этот рассказ? Кто его герои? (Составление на доске схемы).

                           лесной хозяин

             

                    дед Проша       рассказчик

-Как ведёт себя дед Проша в лесу? (Прислушивается).

-А зачем он это делает? Ведь в лесу итак тихо.

-Называет ли как-то лесного хозяина дед Проша?

-А встречался ли с ним дед Проша?

-Давайте послушаем художественный пересказ этой встречи, а вы во время пересказа обратите внимание на портрет лесного

 хозяина.

-Давайте начертим таблицу, разделив её на две равные части. Первая часть называется "он". Запишем описание внешности

 лесного хозяина ("ветхий старичок", "полушубок в заплатах, из дыр торчит мох", "глаза - стылые ледышки").

-А чем занимался лесной хозяин? Найдите в тексте и запишите в тетрадь.("Зорко бережёт лес").

-Как вы думаете, сочинил эту историю дед Проша или правда встречал лесного хозяина?

-А как считает рассказчик? Найдите и прочитайте.

-Как вы понимаете выражение "бережёт лес от поругания"?

- А какая легенда складывается о лесном хозяине у рассказчика? ( Чтение и заполнение второй части таблицы, которая называется "человек": "простое загорелое лицо с бородой", "серые глаза с зорким прищуром", "седеющие волосы","добрые глаза светятся радостью", "большие натруженные руки").

-Чем занимается лесной хозяин  рассказчика? («Ходит по лесу и шепчет: "Этому нет цены... Берегите это, люди», «рисует картины»).

-Догадались вы, кто этот человек? (И.И.Шишкин).

-Почему вы так решили? ( Посвящение рассказа).

-Иван Иванович Шишкин - великий русский художник. Посмотрите на портрет его, который нарисовал художник Крамской.(Слайд) Есть ли сходство между портретом и описанием в тексте?

-В книге Я. Д. Минченкова "Воспоминания о передвижниках" есть удивительные строчки: " С длинной бородой, высокого роста,

 Шишкин представлял тип настоящего старика-лесовика, точно олицетворяющего его любимую природу, лес".

-А сейчас вы увидите полотна, которые нарисовал Шишкин (Слайды "Утро в сосновом лесу", "Лесная глушь", "Сосновый бор», "Ручей в берёзовом лесу", "Дубовая роща", "Бурелом", "Дебри", "В лесу графини Мордвиновой. Петергоф").

-Что чаще всего рисовал Шишкин?

-В нашем классе тоже есть художники. Они, правда, ещё пока юные и не такие известные, как Шишкин, но нарисовали прекрасные иллюстрации к рассказу. Предоставляем им слово.

-Вернёмся к нашей таблице и завершим работу. Что общего у лесного хозяина деда Проши и лесного хозяина рассказчика?

-Только ли беречь лес призывает лесной хозяин рассказчика?

 Берегите лес    берегите природу    берегите Родину    берегите Землю.

-У М. Дудина есть прекрасные строчки, послушайте, пожалуйста, я их вам сейчас прочту: "Берегите, Землю, берегите!" (Отрывок из стихотворения читает учитель. (Слайд).

-Возвращаемся к теме урока. Как вы думаете, почему эти предложения стоят рядом? Какая между ними связь?

-Спасибо, ребята. Вы сегодня очень хорошо работали. А дома я советую прочитать удивительные рассказы Е. И. Носова

 "Лоскутное одеяло", "Белый гусь", "Как патефон петуха от смерти спас", "Трудный хлеб", "Тридцать зёрен", "Как ворона на крыше заблудилась".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."

Презентация к уроку внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...

Методическая разработка урока "Вода...Как много в этом слове..!"

Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она ...

Методическая разработка урока на тему "знаменитые люди"

Разработка данного урока поможет каждому учителю английского языка спланировать свой урок по данной теме...

Методическая разработка урока по истории "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"

Презентация по истории России на тему "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"...

Методическая разработка урока по теме "Древнейшие люди"

Тема урока: Древнейшие людиВид урока: урок учебной деятельности ( формирует естественно - научное отношение к миру).Цели урока:1. Личностные: воспитание чувства само-  и взаимоуважения; развитие ...

Методическая разработка урока Мужества "Мы должны об этом знать,мы должны об этом помнить".

27 января  ежегодно отмечается Международный День памяти жертв Холокоста. «Холокост, приведший к истреблению одной трети евреев и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшин...