Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;
формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языком;
развивать умения воспринимать информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-esse.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс.
Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.
Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;
формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языком;
развивать умения воспринимать информацию.
Межпредметные связи: русский язык, литература.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, таблица «Жанровые особенности эссе», план -памятка по написанию эссе.
Оформление доски: эпиграф.
Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность!
В.Г. Белинский.
План проведения урока:
- Беседа об эссе как о литературном жанре.
- Чтение обучающимися литературного примера эссе.
- Анализ примерного плана сочинения.
- Написание эссе.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Сегодня мы войдем в мир поэзии и исследования, наполненный различными образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывающуюся душу поэта. А возникающие чувства помогут нам больше понять себя.
Сообщение темы урока, постановка цели.
- Работа с эпиграфом.
Как вы понимаете слова известного критика, характеризующие творчество М.Ю. Лермонтова? Подтвердите их, приведя примеры из известных вам произведений поэта.
Впервые в 7 классе вы познакомились с крупным произведением М.Ю. Лермонтова «Песней про купца Калашникова…». Но сегодня мы вспомним вашу первую встречу с великим поэтом и попытаемся описать ее в жанре сочинения-эссе.
- Введение в тему.
Какие ассоциации вызывает у вас термин «эссе»? Что значит написать сочинение в жанре эссе? Каким оно должно быть, по-вашему?
- Изучение нового материала.
Работа с таблицей «Признаки эссе».
- Неограниченность тем.
- Индивидуальный авторский подход к их освещению.
- Отсутствие задачи исчерпывающе полно осветить тему.
- Свободная композиция.
- Небольшой объем.
- Прозаическая форма
На основании данных признаков составляем определение эссе.
Эссе – небольшое по объему сочинение на любую тему, имеющее свободную композицию и прозаическую форму, индивидуальный авторский подход к освещаемой теме.
Делаем вывод. Основная цель эссе- заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, потребность в самовыражении.
Работа со статьей учебника. (Литература. 7 класс. Автор Коровина В.Я. и др.)
- Что узнали о М.Ю. Лермонтове из рассказа И. Андроникова.
Чтение фрагментов из произведений, в которых авторы вспоминают о своей первой встрече с Лермонтовым. ( «Читаем, думаем, спорим»: Дидактические материалы по литературе)
- Какой из фрагментов подошел бы вам для начала рассказа о поэте?
- Какое начало, возможно, придумали сами? Расскажите о нем.
- Какие отрывки из стихотворений поэта включили бы вы в свое эссе?
Работа с примерным планом написания эссе.
- Когда произошла моя первая встреча с Лермонтовым?
- Какой мне запомнилась первая книга произведений поэта (или первое произведение)?
- Что в ней особенно заинтересовало, понравилось? Чем привлекла мое внимание?
- Что я мысленно «видел», слушая или читая эту книгу? Какое отношение вызвали у меня ее герои?
- Что запомнилось наизусть?
- С кем и как делился я радостью первой встречи с Лермонтовым?
5.Написание черновика эссе.
6. Выступление желающих.
7. Рефлексия.
- Что показалось интересным на уроке?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
8. Итог.
- Сегодня мы познакомились с жанром эссе, и хочется верить, что к вашим будущим творческим работам также будут применимы слова В.Г. Белинского «точность», «определенность», «многозначительность».
9. Домашнее задание.
- Закончить работу над эссе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку-подготовке к сочинению в жанре эссе в 9 классе
Данный урок- это урок знакомства учащихся с особенностями сочинения в жанре эссе . Идёт подготовка к написаню сочинения по теме " О, Казань, лучезарная моя столица!" Основные цели и задачи ...
Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна в год юбилея Поб...
Урок развития речи «Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег». 5 класс
Урок развития речи по картине...
Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»
Задачи урока:• знать тип текста – повествование;• знать композицию рассказа-повествования;• уметь подбирать нужные для описания слова;• уметь создавать рассказ-повествование;• развивать речь учащихся,...
Технологическая карта урока "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в 6 классе".
Работа представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразовательного класса...
Методическая разработка урока "Сочинение в жанре эссе"
Урок развития речи в 9 классе (русский язык)....
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Подготовка к домашнему сочинению в жанре дневниковой записи по картине И.А. Попова "Первый снег".
Задачи урока: Образовательные: научить выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; познакоми...