Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Задачи урока:
• знать тип текста – повествование;
• знать композицию рассказа-повествования;
• уметь подбирать нужные для описания слова;
• уметь создавать рассказ-повествование;
• развивать речь учащихся, мышление и творческое воображение детей;
• способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_po_kartine_e.v.syromyatnikovoy_pervye_zriteli.docx | 37.74 КБ |
rabochiy_slovarik.docx | 16.22 КБ |
leksicheskoe_znachenie_slov-professionalizmov.docx | 14.7 КБ |
isprav_oshibki.docx | 13.94 КБ |
pamyatka_kak_rabotat_v_gruppe.docx | 14.53 КБ |
reproduktsii_kartin_syromyatnikovoy.docx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»
Урок развития речи в 6 классе (русский язык, 2 часа)
Оборудование: репродукции картин Сыромятниковой на доске; репродукция картины «Первые зрители» в учебнике, памятки «Как работать в группе» и «Рабочий словарик», листы бумаги (формат А-4, А-3), фломастеры, магниты, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), компьютер, аудиозапись музыки (длительность - 4 мин).
Цель урока.
Образовательная
- Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
- Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.
- Познакомить шестиклассников с построением рассказа на основе ролевого проекта.
- Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.
- Уметь создавать рассказ-повествование на основе изображённого на картине, учитывая адресат сочинения.
Развивающая
- Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.
- Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.
Воспитательная
- Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.
Запись на доске:
а) число, тема урока;
б) запись слов: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд;
в) план сочинения;
г) текст сочинения для исправления недочётов;
д) домашняя работа.
Задачи урока:
• знать тип текста – повествование;
• знать композицию рассказа-повествования;
• уметь подбирать нужные для описания слова;
• уметь создавать рассказ-повествование;
• развивать речь учащихся, мышление и творческое воображение детей;
• способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые зрители! Я не оговорилась! Именно «зрители»! Тот, кто смотрит концерт, спектакль, является зрителем. Я хочу, чтобы вы почувствовали себя не учениками и учителями, а актёрами и зрителями.
- Обратите внимание на то, что и картина, по которой мы будем работать, называется «Первые зрители».
- Сообщение темы и цели урока.
- Тема урока – «Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители».
- Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования.
- Вспомните, с какими картинами мы уже работали в этом году?
(А.Герасимов «Мокрая терраса», Т.Яблонская «Утро»)
- Но картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.
- Знакомство с творчеством художника.
- Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то есть о художнике.
- По сложившейся традиции познакомимся с самим автором.
Сыромятникова Екатерина Васильевна 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.
После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.
Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.
Картина Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству, точнее, сотворчеству. Создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение.
- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.
- Вспомните, как называется первая часть сочинения?
(Вступление).
- Что будем писать в первом пункте плана?
( I. Екатерина Васильевна Сыромятникова – личность художника.
или: Е.В.Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»).
- Сначала я хочу, чтобы вы объяснили лексическое значение слов, которые используют в своей речи художники.
- Как называются слова, используемые людьми той или иной профессии?
(Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности.)
- Давайте вспомним о встрече с нашим земляком, известным художником и поэтом Владимиром Александровичем Цыбаевым. Он не только показывал свои работы и читал стихи, но и объяснял значение слов-профессионализмов.
- Сейчас мы будем рассматривать репродукцию картины «Первые зрители» и попутно объяснять лексическое значение слов, которые будем использовать в сочинениях. Вы можете пользоваться «Рабочим словариком».
- Работа над репродукцией картины «Первые зрители».
Составление примерного плана сочинения.
а) - Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.
(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)
- Что такое мольберт?
(Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.)
- Что такое палитра?
(Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.)
- Как вы понимаете значение слова подрамник?
(Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.)
б) - Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.
(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)
- Что такое этюдник?
(Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.
Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.)
в) - Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?
(Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.)
- Что мог наблюдать художник из своего окна?
(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)
г) - В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.
Что так заинтересовало ребят в комнате художника?
(Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.)
д) - Что изображено за окном?
(За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.)
- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?
(Основная часть).
- Что запишем во второй части?
( II. Описание картины:
а) обстановка комнаты художника;
б) картина художника;
в) вид за окном;
г) первые зрители.)
е) - Попытайтесь передать общее настроение картины.
(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)
- Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?
(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие легкомысленные и юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)
- Как называется третий пункт плана?
(Заключение).
- Как мы его назовём?
( III. Общее настроение картины и её идея.)
- Из ваших высказываний можно сделать следующий вывод.
Во-первых, картина Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.
Во-вторых, мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Сыромятниковой; неизвестного художника, хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков.
- Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от разных лиц:
1-я группа – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой,
2-я группа – от лица художника,
3-я группа – от лица мальчиков.
5. Анализ аналогичного сочинения с недочётами.
Текст заранее записан на доске
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- У вас на столах лежат листы формата А-3 и фломастеры. Подумайте, что бы вы нарисовали на картине, если б были художниками?
- Нарисуйте, пожалуйста, какую-нибудь деталь картины за время звучания мелодии.
Звучит спокойная музыка. Дети рисуют элементы картины.
- Я хочу обратить ваше внимание на то, что на страницах учебника рядом с репродукцией находятся фрагменты картины. Сыромятникова изобразила на палитре те оттенки красок, которые использовала сама для написания картины «Первые зрители». Они создают светлое, радостное настроение.
- Теперь посмотрим, какое настроение вызовут ваши оттенки красок.
Рисунки детей вывешиваются на доске с помощью магнитов.
- Мрачные, тёмные тона говорят о том, что художника что-то волнует, беспокоит, а может быть у него плохое настроение.
- По вашей цветовой гамме можно сказать, что у вас хорошее, радостное настроение.
- А вот что, ребята, увидел на этой картине поэт Игорь Брумер:
Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, - слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.
7. Оценивание.
8. Домашнее задание. Написать сочинение на черновике.
Предварительный просмотр:
Рабочий словарик
- Многогранная личность, творческая;
- Мольберт, холст, палитра, этюдник;
- Находиться, располагаться, размещаться, пристроиться, стоять;
- В центре, посередине, прямо, напротив, налево, слева, направо, справа, внизу.
Слова-помощники о художнице
- Сыромятникова Екатерина Васильевна
- художник
- живописец
- автор картины
- мастер кисти
- редкий, необычный сюжет;
- просторная светлая комната;
- старинное кресло, деревянные подлокотники, гнутые ножки;
- распахнутое настежь окно;
- тонкая светлая занавеска;
- мольберт, повёрнутый к окну;
- керамическая ваза, букет полевых ромашек;
- белоствольные берёзы, свежая зелень;
- изумрудная трава;
- лес, окутанный дымкой;
- неподдельный интерес;
- летнее, приподнятое, жизнерадостное настроение.
Глаголы-помощники
- изобразить
- показать
- передать
- нарисовать
- запечатлеть
- создать
- написать
- представить
Предварительный просмотр:
Лексическое значение слов-профессионализмов
Живописец – художник, занимающийся живописью. Это особый человек. Художник может изобразить всё, что видит, чувствует, переживает.
Живопись – 1) изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок; 2) произведения этого искусства.
Картина (синоним - полотно)– произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение. Это итог длительных наблюдений и размышлений художника. Картину художник пишет в своей мастерской, используя предварительные наброски, этюды и эскизы. Картина создаётся на определённую тему. Например, она может быть про человека – портрет, про природу – пейзаж.
Мастерская – помещение, приспособленное для какого-нибудь специального производства. Мастерская художника.
Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.
Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.
Холст – 1) льняная ткань из толстой пряжи; 2) картина, писанная масляными красками на такой ткани.
Кисть – важный инструмент художника – укреплённый в рукоятке пучок ровных щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски.
Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.
Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.
Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.
Выставка - совокупность произведений изобразительного искусства, выставленных для обозрения. Выставка картин.
Предварительный просмотр:
«Исправь ошибки».
На этой кортине была изображена комната художника. Она хорошо убрана. За окном была опушка леса зилёная трава слева большие берёзы. В окно заглядывало 2 мальчика. Наверное, они жывут по сосетству и давно интересуюца, как работает художник. Они рады и горды, што приобщились к тайне. Ведь настоящие мастерство это всегда тайна.
Исправленный текст:
На этой картине изображена комната художника. Она хорошо убрана. За окном видна опушка леса, зелёная трава, слева большие берёзы. В окно заглядывают два мальчика. Наверное, они живут по соседству и давно интересуются, как работает художник. Они рады и горды, что приобщились к тайне. Ведь настоящее мастерство - это всегда тайна.
Предварительный просмотр:
Памятка.
« Как работать в группе».
- Будьте уважительными и добрыми к каждому члену группы.
Выслушивайте каждого. Говорите по существу.
- Внимательно читайте задания.
Уточните, всё ли каждому понятно в них.
- Обсудите поставленный вопрос в группе.
Сформулируйте ответ точно, грамотно, красиво.
- Запишите ответ.
- При необходимости обратитесь за разъяснением к преподавателю, словарю.
Вдохновения, терпения, удачи!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители"
Данной разработкой можно восползоваться при подготовке к уроку русского языка в 6 классе...
Урок-подготовка к сочинению по по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители"
Урок в 6 классе (КРО) по русскому языку.Тема: « Подготовка к сочинению по картине Екатерины Васильевны Сыромятниковой « Первые зрители»» Цели и задачи: - продолжить знакомство со словарём художни...
Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой "Первые зрители" 6 класс
Эта работа ученицы 6 класса, которую можно использовать для примера на уроке или для анализа....
Урок развития речи «Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег». 5 класс
Урок развития речи по картине...
Сочинение-рассуждение по картине Е. В. Сыромятниковой "Первые зрители". Рабочий лист
Рабочий лист поможет учащимся написать сочинение-рассуждение по картине Е.В.Сыромятниковой "Первые зрители". Учащиеся познакомятся с биографией художника, вспомнят структуру сочинения-рассуж...
Подготовка к сочинению по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»
Подготовка к сочинению по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (6 класс)...
Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»
Конспект урока помогает школьникам подготовиться к сочинению по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители». Учащиеся учатся анализировать картину, выделять ключевые детали и выражать сво...