Урок-игра по "Слову о полку Игореве"
презентация к уроку (9 класс) по теме

Кирсанова-Мартынова Елена Михайловна

Урок-игра по "Слову о полку Игореве" - возможный вариант проведения заключительного урока по произведению. По форме организации возможно деление на 2 или 4 команды. Жюри может быть представлено учениками класса, или же функцию оценивания может выполнять учитель. Предлагаемые задания носят разнообразный характер: вопросы на знание содержания произведения, задания аналитического характера, а также основанные на связи литературы с другими видами искусства (музыка, живопись).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация2.9 МБ
Microsoft Office document icon описание и текст заданий46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок-игра по «Слову о полку Игореве»

          В игре может участвовать произвольное количество команд. Первый шаг – придумать название своей команды, которое надо записать на листе заданий «Битвы 1». Получение листов  «Битвы 2» и «Битвы 3» происходит по мере выполнения предыдущих заданий, которые сдаются жюри.  Стоит отметить, что работа жюри не сводится только к проверке по ключам, а предполагает уточнение информации по справочным пособиям и самостоятельное составление разбалловки. В конце урока, когда жюри подводит итоги состязания, команды имеют возможность заработать дополнительные баллы, выполняя задания, связанные с живописью и музыкой (см. Презентацию). Систему их распределения между командами и систему оценивания ответов каждый учитель может определить самостоятельно.

Команда ______________________

Битва 1

  1. Что такое

Стяг_______________________

Хоругвь____________________

Булатный___________________

Червленый _________________

Поганый _____________________

Немига_______________________

  1. Объясните слово  “золотой” в следующих выражениях 

“Золотым шлемом посвечивая”.

“Из седла золотого в седло рабское”.

“Золотое слово”.

  1. В древнерусском языке слово “полк” имеет несколько значений: “поход”, “войско”, “сражение”, “сборище”, “народ”. В каких значениях употреблено это слово: 

- в названии “Слово о полку Игореве”

- “...зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми”

-“...были плъци Ольговы”

Команда__________________________________

Битва 2

  1. Стяги и стягивать.

 Объясните связь между этими словами.

  1. Почему мы можем сказать, что Игорь — христианин?

  1. “Туга”. Какое русское слово поможет в переводе этого слова с древнерусского? (Ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось…Туга и тоска сыну Глѣбову! )

  1. Русь крестилась в 988 году. Прошло два века. Изжито ли язычество на Руси? Докажите свой ответ “Словом...”

  1. Все исследователи отмечают необыкновенно тонкую наблюдательность автора. Как она проявилась в этой строке: “Дятлове тектомъ путь к реце кажуть”?

Команда______________________________

Битва 3

  1. Что означает выражение «перерубить конек (князек)»?
  2. «Приуныли у городов забралы». Что означает «забралы» в данном контексте?
  3. Какое значение придавало слово «тур» имени брата Игоря?
  4. Как и сейчас называют жителей Курска?
  5. Кому принадлежат слова: «О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать, но одолели без чести, без чести ведь кровь поганую пролили».
  6. О ком идет речь: “Если он хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”.
  7. Заполни пропуски:

- «_________ князя уступил ____________»

- «Уже ударило насилие на ____________»

- «Лучше ведь __________________________, чем _______________ быть»

- «Уже доски без ___________»

- «Вы ведь своими крамолами начали ____________ _____________ на землю Русскую»

- «О ________________ ! Уже ты за __________________»

Для жюри

Ознакомьтесь с вопросами, требующими у групп подготовки, и некоторыми ответами на них. Найдите недостающую информацию, используя учебник и другие источники. Составьте разбалловку.

Битва 1.

  1. С помощью словаря уточните значения слов.

Стяг_______________________

Хоругвь____________________

Булатный___________________

Червленый _________________

Поганый _____________________

Немига_______________________

  1. Объясните слово “золотой” в следующих выражениях (написаны на плакатах):

“Золотым шлемом посвечивая”.

“Из седла золотого в седло рабское”.

“Золотое слово”.

(Сделанный из золота, украшенный золотом.

Из седла княжеского, золотого, в седло рабское.

Речь Святослава драгоценная, так как полна большого, важного смысла.)

  1. В древнерусском языке слово “полк” имеет несколько значений: “поход”, “войско”, “сражение”, “сборище”, “народ”. В каких значениях употреблено это слово:

1) в названии “Слово о полку Игореве”? (Поход.)

2) “...зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми”? (Войска.)

3) “...были плъци Ольговы”? (Сражения, войны.)

Битва 2.

  1. Стяги и стягивать. Объясните связь между этими словами. (Движением стягов управляли войском в битве, ими давались сигналы, приказы. Вокруг стягов собирались — стягивались! — воины.)

  1. Почему мы можем сказать, что Игорь — христианин? (В Киеве, по возвращении из плена, идёт он в церковь Богородицы Пирогощей.)
  2. “Туга”. Какое русское слово поможет в переводе этого слова с древнерусского? (“Тужить” — горевать.)

  1. Русь крестилась в 988 году. Прошло два века. Изжито ли язычество на Руси? Докажите свой ответ “Словом...”. (Нет. Автор упоминает языческих богов: Велеса, Дажьбога, Стрибога. Олицетворяет природу. Не обращается к Христу.)

  1. Все исследователи отмечают необыкновенно тонкую наблюдательность автора. Как она проявилась в этой строке: “Дятлове тектомъ путь к реце кажуть”? (В степи деревья растут только в долинах рек, поэтому дятлы могут стучать только около рек. Таким образом, они своим стуком показывали Игорю путь к реке.)

Битва 3.

Найдите ответы на вопросы, используя информационные источники. 

  1.  Что означает выражение «перерубить конек (князек)»?
  2. «Приуныли у городов забралы». Что означает «забралы» в данном контексте?
  3. Какое значение придавало слово «тур» имени брата Игоря?
  4. Как и сейчас называют жителей Курска?
  5. Кому принадлежат слова: «О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать, но одолели без чести, без чести ведь кровь поганую пролили».
  6. О ком идет речь: “Если он хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”.
  7. Заполни пропуски:

- «_________ князя уступил ____________»

- «Уже ударило насилие на ____________»

- «Лучше ведь __________________________, чем _______________ быть»

- «Уже доски без ___________»

- «Вы ведь своими крамолами начали ____________ _____________ на землю Русскую»

- «О ________________ ! Уже ты за __________________»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве"

папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце....

Презентация Слово о полку Игореве

В презентации разобраны основные композиционные элементы, темы и проблемы произведения, особенно необходимые тем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе....

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Презентация к уроку на тему:"Слово о полку Игореве"

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении произведений Древнерусской литературы....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....