Урок-игра по "Слову о полку Игореве"
презентация к уроку (9 класс) по теме
Урок-игра по "Слову о полку Игореве" - возможный вариант проведения заключительного урока по произведению. По форме организации возможно деление на 2 или 4 команды. Жюри может быть представлено учениками класса, или же функцию оценивания может выполнять учитель. Предлагаемые задания носят разнообразный характер: вопросы на знание содержания произведения, задания аналитического характера, а также основанные на связи литературы с другими видами искусства (музыка, живопись).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.9 МБ |
описание и текст заданий | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок-игра по «Слову о полку Игореве»
В игре может участвовать произвольное количество команд. Первый шаг – придумать название своей команды, которое надо записать на листе заданий «Битвы 1». Получение листов «Битвы 2» и «Битвы 3» происходит по мере выполнения предыдущих заданий, которые сдаются жюри. Стоит отметить, что работа жюри не сводится только к проверке по ключам, а предполагает уточнение информации по справочным пособиям и самостоятельное составление разбалловки. В конце урока, когда жюри подводит итоги состязания, команды имеют возможность заработать дополнительные баллы, выполняя задания, связанные с живописью и музыкой (см. Презентацию). Систему их распределения между командами и систему оценивания ответов каждый учитель может определить самостоятельно.
Команда ______________________
Битва 1
- Что такое
Стяг_______________________
Хоругвь____________________
Булатный___________________
Червленый _________________
Поганый _____________________
Немига_______________________
- Объясните слово “золотой” в следующих выражениях
“Золотым шлемом посвечивая”.
“Из седла золотого в седло рабское”.
“Золотое слово”.
- В древнерусском языке слово “полк” имеет несколько значений: “поход”, “войско”, “сражение”, “сборище”, “народ”. В каких значениях употреблено это слово:
- в названии “Слово о полку Игореве”
- “...зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми”
-“...были плъци Ольговы”
Команда__________________________________
Битва 2
- Стяги и стягивать.
Объясните связь между этими словами.
- Почему мы можем сказать, что Игорь — христианин?
- “Туга”. Какое русское слово поможет в переводе этого слова с древнерусского? (Ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось…Туга и тоска сыну Глѣбову! )
- Русь крестилась в 988 году. Прошло два века. Изжито ли язычество на Руси? Докажите свой ответ “Словом...”
- Все исследователи отмечают необыкновенно тонкую наблюдательность автора. Как она проявилась в этой строке: “Дятлове тектомъ путь к реце кажуть”?
Команда______________________________
Битва 3
- Что означает выражение «перерубить конек (князек)»?
- «Приуныли у городов забралы». Что означает «забралы» в данном контексте?
- Какое значение придавало слово «тур» имени брата Игоря?
- Как и сейчас называют жителей Курска?
- Кому принадлежат слова: «О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать, но одолели без чести, без чести ведь кровь поганую пролили».
- О ком идет речь: “Если он хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”.
- Заполни пропуски:
- «_________ князя уступил ____________»
- «Уже ударило насилие на ____________»
- «Лучше ведь __________________________, чем _______________ быть»
- «Уже доски без ___________»
- «Вы ведь своими крамолами начали ____________ _____________ на землю Русскую»
- «О ________________ ! Уже ты за __________________»
Для жюри
Ознакомьтесь с вопросами, требующими у групп подготовки, и некоторыми ответами на них. Найдите недостающую информацию, используя учебник и другие источники. Составьте разбалловку.
Битва 1.
- С помощью словаря уточните значения слов.
Стяг_______________________
Хоругвь____________________
Булатный___________________
Червленый _________________
Поганый _____________________
Немига_______________________
- Объясните слово “золотой” в следующих выражениях (написаны на плакатах):
“Золотым шлемом посвечивая”.
“Из седла золотого в седло рабское”.
“Золотое слово”.
(Сделанный из золота, украшенный золотом.
Из седла княжеского, золотого, в седло рабское.
Речь Святослава драгоценная, так как полна большого, важного смысла.)
- В древнерусском языке слово “полк” имеет несколько значений: “поход”, “войско”, “сражение”, “сборище”, “народ”. В каких значениях употреблено это слово:
1) в названии “Слово о полку Игореве”? (Поход.)
2) “...зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми”? (Войска.)
3) “...были плъци Ольговы”? (Сражения, войны.)
Битва 2.
- Стяги и стягивать. Объясните связь между этими словами. (Движением стягов управляли войском в битве, ими давались сигналы, приказы. Вокруг стягов собирались — стягивались! — воины.)
- Почему мы можем сказать, что Игорь — христианин? (В Киеве, по возвращении из плена, идёт он в церковь Богородицы Пирогощей.)
- “Туга”. Какое русское слово поможет в переводе этого слова с древнерусского? (“Тужить” — горевать.)
- Русь крестилась в 988 году. Прошло два века. Изжито ли язычество на Руси? Докажите свой ответ “Словом...”. (Нет. Автор упоминает языческих богов: Велеса, Дажьбога, Стрибога. Олицетворяет природу. Не обращается к Христу.)
- Все исследователи отмечают необыкновенно тонкую наблюдательность автора. Как она проявилась в этой строке: “Дятлове тектомъ путь к реце кажуть”? (В степи деревья растут только в долинах рек, поэтому дятлы могут стучать только около рек. Таким образом, они своим стуком показывали Игорю путь к реке.)
Битва 3.
Найдите ответы на вопросы, используя информационные источники.
- Что означает выражение «перерубить конек (князек)»?
- «Приуныли у городов забралы». Что означает «забралы» в данном контексте?
- Какое значение придавало слово «тур» имени брата Игоря?
- Как и сейчас называют жителей Курска?
- Кому принадлежат слова: «О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать, но одолели без чести, без чести ведь кровь поганую пролили».
- О ком идет речь: “Если он хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”.
- Заполни пропуски:
- «_________ князя уступил ____________»
- «Уже ударило насилие на ____________»
- «Лучше ведь __________________________, чем _______________ быть»
- «Уже доски без ___________»
- «Вы ведь своими крамолами начали ____________ _____________ на землю Русскую»
- «О ________________ ! Уже ты за __________________»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве"
папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце....
Презентация Слово о полку Игореве
В презентации разобраны основные композиционные элементы, темы и проблемы произведения, особенно необходимые тем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе....
"Слово о полку Игореве" (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Презентация к уроку литературы....
Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»
Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....
Презентация к уроку на тему:"Слово о полку Игореве"
Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении произведений Древнерусской литературы....
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....