Рабочая программа для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения по литературе (базовый уровень)
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009 г.
Отличительные особенности программы: обучение на третьей ступени в заочных классах осуществляется за три года. В соответствии с учебным планом для классов заочной формы обучения на преподавание литературы отводится по 2 часа в неделю. Предлагаемый курс литературы рассчитан на 204 часа (по 68 часов в 10, 11 и 12 классах).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._literatura_10-12_kl.doc | 420 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования Московского района
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от 01.09.2014 | Принято на заседании МС протокол № 1 от 01.09.2014 | Утверждаю Московского района ___________ Н.А. Меркулова |
Рабочая программа
для 10-12 классов среднего общего образования
заочной формы обучения
по литературе (базовый уровень)
Составила: Новожилова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Составлена на основе:
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009
УМК:
Литература (базовый и профильный уровни) 10 класс, под редакцией В.И. Коровиной - М.: Просвещение, 2008;
Литература 11 класс, в 2 ч., под редакцией В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2009.
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2009.
Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 кл.– М.: ВАКО, 2014
Егорова Н.В., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. – М.: Вако, 2012.
Еремина, О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2010
Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 19 -20вв. 10-11класс.- М.: «Вако», 2009
Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 класс». – М.: Экзамен, 2010.
Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 кл. /В. А. Крутецкая. -М. : Литера, 2010
Нижний Новгород
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения по литературе (базовый уровень) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009
УМК:
Литература (базовый и профильный уровни) 10 класс, под редакцией В.И. Коровина - М.: Просвещение, 2008;
Литература 11 класс, в 2 ч., под редакцией В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2009.
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, -М.: Просвещение, 2009.
Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 кл..– М.: ВАКО, 2014
Егорова Н.В., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. – М.: Вако, 2012.
Еремина, О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки. – М. : Просвещение, 2010
Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 19 -20вв. 10-11класс. М.: «Вако», 2009
Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 класс». – М.: Экзамен, 2010.
Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 кл. /В. А. Крутецкая. -М. : Литера, 2010
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Отличительные особенности данной программы:
Обучение на третьей ступени в заочных классах осуществляется за три года. В соответствии с учебным планом для классов заочной формы обучения на преподавание литературы отводится по 2 часа в неделю. Предлагаемый курс литературы рассчитан на 204 часа (по 68 часов в 10, 11 и 12 классах).
Учебный материал распределен по классам следующим образом:
10 класс:
Содержание | Кол-во часов |
Введение | 2 |
А.С.Пушкин | 11 |
М.Ю.Лермонтов | 11 |
Н.В.Гоголь | 7 |
Обзор русской литературы 2 половины 19 века | 1 |
И.А.Гончаров | 4 |
А.Н.Островский | 6 |
И.С.Тургенев | 8 |
Ф.И.Тютчев | 4 |
А.А.Фет | 2 |
А.К.Толстой | 1 |
Н.А.Некрасов | 8 |
М.Е.Салтыков–Щедрин | 2 |
11 класс:
Содержание | Кол-во часов |
Л.Н.Толстой | 13 |
Ф.М.Достоевский | 8 |
Н.С.Лесков | 2 |
А.П.Чехов | 7 |
Зарубежная литература | 3 |
Судьба России в 20 веке | 1 |
И.А.Бунин | 6 |
А.И.Куприн | 3 |
М.Горький | 6 |
В.Я.Брюсов и русский символизм | 3 |
Н.С.Гумилев и истоки акмеизма | 3 |
Футуризм | 1 |
А.А.Блок | 5 |
Н.А.Клюев | 1 |
С.А.Есенин | 5 |
12 класс:
Содержание | Кол-во часов |
Литература 30-х годов XX в. Обзор. | 1 |
М.А.Булгаков | 5 |
А.П. Платонов | 1 |
А.А. Ахматова | 4 |
О.Э. Мандельштам | 2 |
М.И. Цветаева | 2 |
М.А. Шолохов | 8 |
Литература периода Великой Отечественной войны | 5 |
Литература 50—90-х годов | 15 |
Литература конца XX — начала XXI века | 7 |
Зарубежная литература | 7 |
Проблемы и уроки литературы 20 века | 2 |
Подготовка к ЕГЭ | 9 |
Основные образовательные технологии: классно-урочная, игровые технологии, проблемное обучение, технология уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения, технология программированного обучения, коллективный способ обучения КСО, групповые технологии, информационные технология и т.д.
На уроках используются следующие методы работы: репродуктивный, исследовательский, выразительное чтение, заучивание наизусть, пересказ, художественное иллюстрирование, игровые методы и другие.
На уроках используются разнообразные формы работы: индивидуальные, групповые, классные, литературные беседы, самостоятельные, творческие работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс (68 часов)
Введение - 2 ч.
Русская литература и русская история XVIII-XIX века в контексте мировой культуры. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Творчество Г.Р. Державина и В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.
А.С. Пушкин - 11 ч.
Жизнь и творчество (обзор). Романтическая лирика А.С.Пушкина. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание. Основные мотивы лирики. Стихи «Деревня». «Вольность». «Пророк». «Я вас любил». «Арион». «На холмах Грузии». «Поэту». «Осень». Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме. Роман « Евгений Онегин».
Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
М.Ю. Лермонтов - 11 ч.
Жизнь и творчество поэта (обзор). Основные мотивы лирики. Стихи «Нищий». «Когда волнуется желтеющая нива». «И скучно, и грустно». «Дума». «Поэт». «Молитва». Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины. «Родина». «Пророк». Образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова. «Демон». Роман « Герой нашего времени».
Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Н.В. Гоголь - 7 ч.
Очерк жизни и творчества писателя (обзор). Общая характеристика раннего творчества. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести. Поэма «Мёртвые души».
Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.
Русская литература 2-й половины 19 века - 1 ч.
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
И.А. Гончаров - 4 ч.
Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Система образов. Прием антитезы в романе. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция, способы ее выражения в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Роман «Обломов» в русской критике.
А. Н. Островский - 6 ч.
Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. Споры критиков вокруг драмы «Гроза».
И.С. Тургенев - 8 ч.
Очерк жизни и творчества. «Записки охотника» и их место в русской литературе. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Ф.И. Тютчев - 4 ч.
Жизнь и творчество. Поэт-философ и певец родной природы. «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Эти бедные селенья», « Как хорошо ты, о море ночное…». Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовная лирика Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.», «Я встретил вас, и все былое…».
А.А. Фет - 2 ч.
Страницы жизни. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Поэтам», «Ещё весны душистой нега…», «Ещё майская ночь…», «На железной дороге». Стихи о любви А.А.Фета. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице». Гармония и музыкальность поэтической речи поэта.
А. К.Толстой - 1 ч.
Жизнь и творчество (обзор). «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...». Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
Н.А. Некрасов – 8 ч.
Жизнь и творчество. Стихотворения «Я не люблю иронии твоей», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», « Умру я скоро. Жалкое наследство…», «Пророк», «Зине». Н. А. Некрасов о поэтическом труде «Элегия», «Вчерашний день…», «Музе», «О муза! Я у двери гроба…». Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности языка поэмы.
М.Е. Салтыков-Щедрин - 2 ч.
Жизнь и творчество. Основные мотивы произведений. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса – 1 ч.
11 класс (68 часов)
Л.Н. Толстой – 13 ч.
Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.
Истинное и ложное в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Анализ эпизода из романа «Война и мир».
Ф.М. Достоевский – 8 ч.
Жизнь и судьба писателя. Этапы творческого пути. Основные мотивы произведений. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.Достоевского. «Преступление и наказание». История создания романа. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и истоки его бунта.
Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Второстепенные персонажи. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман.
Н.С. Лесков - 2 ч.
Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
А.П. Чехов - 7 ч.
Жизнь и творчество. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов «Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь». Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова.
Пьеса «Вишнёвый сад». Сад как символ в комедии. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад».
Зачетная работа по пройденным произведениям.
Зарубежная литература – 3 ч.
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира». И.В. Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Фауст». О. де Бальзак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Гобсек»
Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопоссан «Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль».
Судьба России в 20 веке – 1 ч.
Литература 20 века. История 20 века и судьба искусства. Русская литература 20 века в контексте мировой культуры. Сложность периодизации русской литературы 20 века. Русская литература после 1917 года: советская литература, литературная, «возвращённая» читателю, и литература русского зарубежья. Их судьбы и пути объединения
И.А. Бунин - 6 ч.
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказе писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
А. И. Куприн - 3 ч.
Жизнь и творчество. Повесть «Поединок», рассказ «Гранатовый браслет». Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повести «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.
М. Горький - 6 ч.
Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Письменная работа по творчеству М.Горького.
Серебряный век русской поэзии.
Символизм. В. Я. Брюсов - 3 ч.
Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Лирика поэтов-символистов. К.Бальмонт, А.Белый, Ф.Сологуб.
Акмеизм. Н.С. Гумилев - 3 ч.
Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм - 1 ч.
Футуризм как литературное направление. Манифесты футуризма. Русские футуристы: И.Северянин, В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников. Поиск новых поэтических форм в лирике И.Северянина. Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
А.А.Блок - 5 ч.
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге». «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». Литературные и философские пристрастия юного поэта. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Новокрестьянская поэзия. Н.А.Клюев -1 ч.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
С. А. Есенин - 5 ч.
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст». «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Контрольная работа за курс 11 класса - 1 ч.
12 класс (68 часов)
Литература 30-х годов XX века - 1 ч.
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
М.А. Булгаков - 5 ч.
Жизнь и творчество История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
А. П. Платонов - 1 ч.
Жизнь и творчество. Композиция и проблематика повести "Котлован", ее сюжетно-композиционная организация и проблематика. Судьба русской деревни, проблема приобщения человека к новой жизни, котлован как символ и образ социальной утопии "нового мира", значение и мощь повести.
А. А. Ахматова - 4 ч.
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля». «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
О. Э. Мандельштам - 2 ч.
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Го мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...». «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Трагический конфликт поэта и эпохи. Поэтика стихотворений.
М.И. Цветаева - 2 ч.
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...». «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
М. А. Шолохов - 8 ч.
Жизнь. Творчество. Личность. «Донские рассказы». «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Художественное время и художественное пространство. Традиции и новаторство в художественном творчестве.
Сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон»
Литература периода Великой Отечественной войны – 5 ч.
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан». Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, Ю.Бондарева, В.Некрасова, В.Быкова, Б.Васильева. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова.
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Литература 50—90-х годов - 15 ч.
Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
А. И. Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Н.М. Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице». Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
В.П. Астафьев. «Царь-рыба». Взаимоотношение человека и природы в романе. Основные мотивы рассказа о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайги, голубизне и шири поднебесья, "нескончаемости мироздания и прочности жизни", которая "играет" в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца. Композиция произведения.
И.А. Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет». Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму». Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др.
Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. Ю.Трифонов «Обмен». Повесть о любви и семейных отношениях, о столкновении разных характеров, разных жизненных проблемах, радостях, тревогах. В фокусе художественных исканий постоянно встает проблема нравственного выбора, который человек вынужден делать даже в самых простых житейских ситуациях.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»).
А. Вампилов «Утиная охота». Судьба поколения «эпохи застоя». Типический характер изображаемых событий: типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бытовой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни главного героя произведения.
Литература конца XX — начала XXI века - 7 ч.
Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Сочинение по творчеству писателя (поэта) 20-21 вв. (по выбору обучающегося)
Зарубежная литература – 6 ч.
Д.Б. Шоу. «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы пьесы. Т.С.Элиот «Бесплодная земля», «Священный лес». Темы смерти и бессмертия, смысла жизни, спасения души в поэзии англо-американского поэта, критика. Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Э. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».
Проблемы и уроки литературы 20 века – 2 ч.
Подготовка к ЕГЭ -9 ч.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
Введение 2 ч. | ||
1 | Введение. Русская литература 19 в. в контексте мировой литературы. | 1 |
2 | 1 | |
А.С.Пушкин 11ч. | ||
3 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Обзор. | 1 |
4 | Романтическая лирика А.С.Пушкина. | 1 |
5 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. | 1 |
6 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. | 1 |
7-8 | Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти | 2 |
9 | Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. | 1 |
10 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме. | 1 |
11 | Повторение романа «Евгений Онегин». | 1 |
12-13 | Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | 2 |
М.Ю. Лермонтов 11 ч. | ||
14 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Обзор. | 1 |
15 | Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 |
16 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 |
17-18 | Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. | 2 |
19 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. | 1 |
20-21 | Образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова. | 2 |
22 | Повторение романа «Герой нашего времени». | 1 |
23-24 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова. | 2 |
Н.В.Гоголь 7 ч. | ||
25 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Обзор. | 1 |
26 | «Петербургские повести Н.В.Гоголя. | 1 |
27 | Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. | 1 |
28 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести. | 1 |
29 | Н.В.Гоголь. «Портрет». | 1 |
30 | Повторение поэмы «Мертвые души» | 1 |
31 | Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя. | 1 |
Обзор русской литературы 2 половины 19 века 1ч. | ||
32 | Обзор русской литературы второй половины XIX в. | 1 |
И.А.Гончаров 4ч. | ||
33 | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». | 1 |
34 | Образ Обломова. Герои романа и их отношение к Обломову. | 1 |
35 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция, способы её выражения в романе | 1 |
36 | «Что такое обломовщина?». Роман «Обломов» в русской критике. | 1 |
А.Н.Островский 6 ч. | ||
37 | А.Н.Островский. Жизнь и творчество. «Отец русского театра». | 1 |
38-39 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. | 2 |
40 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». | 1 |
41 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблема пьесы. | 1 |
42 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | 1 |
И.С.Тургенев 8ч. | ||
43 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. | 1 |
44 | Русский роман. История создания романа «Отцы и дети». | 1 |
45 | Базаров-герой своего времени. | 1 |
46 | «Отцы» и «дети» в романе. | 1 |
47 | Любовь в романе «Отцы и дети». | 1 |
48-49 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры критиков вокруг романа. Подготовка к домашнему сочинению. | 2 |
50 | Подготовка к домашнему сочинению. | 1 |
Ф.И.Тютчев 4ч. | ||
51-52 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике поэта. | 2 |
53 | Человек и история в лирике Тютчева. | 1 |
54 | Любовная лирика Тютчева. | 1 |
А.А.Фет 2ч. | ||
55 | А.А.Фет. Жизнь и творчество. | 1 |
56 | Любовная лирика А.А.Фета. | 1 |
А.К.Толстой 1ч. | ||
57 | А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого. | 1 |
Н.А.Некрасов 8ч. | ||
58 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Изображение социальной трагедии народа в творчестве. | 1 |
59 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. | 1 |
60 | Н.А.Некрасов о поэтическом труде. | 1 |
61 | Тема любви в лирике Н.А.Некрасова. | 1 |
62 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиции поэмы. | 1 |
63 | Образы крестьян и помещиков в поэме. | 1 |
64 | Образы народных заступников в поэме. | 1 |
65 | Особенности языка поэмы. | 1 |
М.Е.Салтыков–Щедрин 2ч. | ||
66 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. | 1 |
67 | Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания. | 1 |
68 | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. Сочинение по литературе 1 половины 19 века | 1 |
69-70 | Анализ контрольной работы. Задание на лето. | 2 |
11 класс
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
Л.Н.Толстой 13 ч. | ||
1 | Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. | 1 |
2 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. | 2 |
3 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. | 1 |
4-5 | Духовные искания Андрея Болконского. | 2 |
6 | Женские образы в романе. | 1 |
7 | Семья Ростовых и семья Болконских. | 1 |
8-9 | Тема народа в романе. | 2 |
10 | Кутузов и Наполеон. | 1 |
11-12 | Семинар. Проблемы истинного и ложного в романе. | 2 |
13 | Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 |
Ф.М.Достоевский 8 ч. | ||
14 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. | 1 |
15 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. | 1 |
16 | История создания романа «Преступление и наказание». | 1 |
17 | «Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | 1 |
18-19 | Семинар. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | 2 |
20 | «Двойники» Раскольникова. | 1 |
21 | Значение образа Сони Мармеладовой. Подготовка к сочинению | 1 |
Н.С.Лесков 2ч. | ||
22 | Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». | 1 |
23 | Поэтика названия повести «Очарованный странник». | 1 |
А.П.Чехов 7 ч. | ||
24 | А.П.Чехов. Жизнь и творчество. | 1 |
25 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. | 1 |
26 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | 1 |
27 | Особенности драматургии Чехова. | 1 |
28 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. | 1 |
29 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля. | 1 |
30 | Самостоятельная работа по пройденным произведениям. | 1 |
Зарубежная литература. (3 ч) | ||
31 | К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира» | 1 |
32-33 | «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. | 2 |
Судьба России в 20 веке. 1 ч. | ||
34 | Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы. | 1 |
И.А.Бунин 6ч. | ||
35 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика, ее философичность, лаконизм и изысканность. | 1 |
36-37 | И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Социально-философское обобщение. | 2 |
38-39 | Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». | 2 |
40 | Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы. | 1 |
А.И.Куприн 3ч. | ||
41 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». | 1 |
42-43 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Письменная работа по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. | 2 |
М.Горький 6ч. | ||
44-45 | М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». | 2 |
46 | «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. | 1 |
47-48 | Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия. | 2 |
49 | Сочинение по творчеству М. Горького. | 1 |
В.Я.Брюсов и русский символизм 3ч. | ||
50 | Русский символизм и его истоки. | 1 |
51 | В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений. | 1 |
52 | Лирика поэтов-символистов. К.Бальмонт, А. Белый. | 1 |
Н.С.Гумилев и истоки акмеизма 3ч. | ||
53 | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. | 1 |
54-55 | Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики. | 2 |
Футуризм 1ч. | ||
56 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиск новых поэтических форм в лирике И.Северянина. | 1 |
А.А.Блок 5ч. | ||
57 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». | 1 |
58 | Тема страшного мира в лирике Блока. «Незнакомка». | 1 |
59 | Тема Родины в лирике Блока. | 1 |
60-61 | Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. | 2 |
Н.А.Клюев 1ч. | ||
62 | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. Обзор. | 1 |
С.А.Есенин 5ч. | ||
63 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. | 1 |
64 | Тема России в лирике Есенина.
| 1 |
65 | Любовная тема в лирике Есенина. | 1 |
66 | Тема быстротечности человеческого бытия. «Не жалею…», «Мы теперь…», «Сорокоуст». | 1 |
67 | Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» | 1 |
68 | Контрольная работа за курс 11 класса. | 1 |
69-70 | Анализ контрольной работы. | 2 |
12 класс
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
ЛИТЕРАТУРА 11 КЛ. (ПО УЧ. В.И. КОРОВИНА) | 68 | |
1 | Литература 30-х годов XXв. Обзор. | 1 |
М.А.Булгаков 5 ч. | ||
2 | М.А.Булгаков Жизнь и творчество | 1 |
3-4 | М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»: история создания, проблемы и герои | 2 |
5-6 | Жанр и композиция романа. Сочетание реальности и фантастики | 2 |
А.П. Платонов 1 ч. | ||
7 | А. Платонов Жизнь и творчество. Повесть «Котлован» | 1 |
А.А. Ахматова 4 ч. | ||
8 | А.Ахматова. Жизнь и творчество. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой | 1 |
9 | Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики | 1 |
10-11 | Поэма А.Ахматовой «Реквием»: трагедия народа и поэта, тема суда времени и исторической памяти | 2 |
О.Э. Мандельштам 2 ч. | ||
12-13 | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи. Поэтика стихотворений | 2 |
М.И. Цветаева 2 ч. | ||
14-15 | М.И.Цветаева Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике | 2 |
М.А. Шолохов 8 ч. | ||
16 | М.А.Шолохов. Судьба и творчество «Донские рассказы» | 1 |
17-18 | Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон» | 2 |
19-20 | Трагедия народа и судьба Г. Мелехова | 2 |
21 | Женские судьбы в романе | 1 |
22 | Подготовка к сочинению по роману Шолохова «Тихий Дон» | 1 |
23 | Подготовка к ЕГЭ. Сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон» | 1 |
Литература периода Великой Отечественной войны 5 ч. | ||
24 | Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор. | 1 |
25-26 | Осмысление военной темы: Ю.Бондарев, В.Некрасов, В.Быков, Б.Васильев | 2 |
27-28 | А.Т. Твардовский Жизнь и творчество. Лирика Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины | 2 |
Литература 50—90-х годов 15 ч. | ||
29 | Литература 50-90-х годов. Обзор | 1 |
30-31 | Б.Л.Пастернак Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы поэзии | 2 |
32-33 | Б.Л.Пастернак Роман «Доктор Живаго»: проблематика и художественное своеобразие | 2 |
34 | А.И.Солженицын Жизнь и творчество | 1 |
35 | «Один день Ивана Денисовича» | 1 |
36 | В.Т. Шаламов «Колымские рассказы» | 1 |
37 | Н.Рубцов Основные темы и мотивы лирики | 1 |
38-39 | В.П.Астафьев «Царь-рыба». Взаимоотношение человека и природы в романе | 2 |
40 | И.А.Бродский Лирика | 1 |
41 | Б. Окуджава Военные мотивы в лирике | 1 |
42 | «Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов «Обмен» | 1 |
43 | «Деревенская» проза. А.В.Вампилов «Утиная охота» | 1 |
Литература конца XX — начала XXI века 7 ч. | ||
44-45 | Проза к. 20-н.21 века | 2 |
46 | Поэзия к. к. 20-н.21 века | 1 |
47-48 | Нравственная проблематика современной литературы. Обобщение | 2 |
49-50 | Подготовка к ЕГЭ. Сочинение по творчеству писателя (поэта) 20-21 вв. (по выбору обучающегося) | 2 |
Зарубежная литература 7 ч. | ||
51-52 | Б.Шоу «Пигмалион» | 2 |
53 | Т.С.Элиот. Слово о поэте | 1 |
54 | Э.М.Хемингуэй. Характеристика творчества | 1 |
55 | Повесть «Старик и море» | 1 |
56-57 | Э.М.Ремарк «Три товарища» | 2 |
58-59 | Проблемы и уроки литературы 20 века | 2 |
60-63 | Подготовка к ЕГЭ. Сочинение на основе прочитанного: определение основной мысли текста подбор тезисов и аргументов для доказательства основной мысли, композиция | 4 |
64-65 | Подготовка к ЕГЭ. Сочинение на основе прочитанного. | 2 |
66-67 | Подготовка к ЕГЭ. Анализ работ | 2 |
68 | Итоговый урок. Обобщение пройденного | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа:
Программы общеобразовательных учреждений Литература 5-11 кл Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.
Учебники:
Литература (базовый и профильный уровни) 10 класс, под редакцией В.И. Коровина - М.: Просвещение, 2008;
Литература 11 класс, в 2 ч., под редакцией В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2009.
Методическая литература:
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, -М.: Просвещение, 2009.
Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 кл..– М.: ВАКО, 2014
Егорова Н.В., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. – М.: Вако, 2012.
Красовская С., Шутан М., Певак Е. Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся
общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015.
Красовская С.И. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические рекомендации для образовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015.
Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 класс». – М.: Экзамен, 2010.
Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10–11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015.
Электронные образовательные ресурсы
Презентации для использования на уроках
№ | тематика |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 | Астафьев В. «Царь-рыба» Ахматова А.А. Жизнь. Творчество Блок А.А. «Живой голос истории» Булгаков М. «Мастер и Маргарита» Бунин И. «Легкое дыхание», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» Есенин С.А. Жизнь. Творчество Васильев Б. «А зори здесь тихие» ВОВ в произведениях писателей Гоголь Н.В. «Два Гоголя соседствуют в Москве» Гоголь Н.В. «Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Горький М. «Старуха Изергиль», «На дне» Гумилев Н.С. Жизнь. Творчество Достоевский «Преступление и наказание» Духовные искания Андрея Болконского. Духовные искания П. Безухова. Куприн А.И. «Гранатовый браслет» Лермонтов М.Ю. Жизнь. Творчество Маяковский В.В. Жизнь. Творчество Пастернак Б.Л. Жизнь. Творчество Платонов А. «Котлован» Пушкин А.С. Жизнь. Творчество Распутин В. «Прощание с Матерой» Твардовский А.Т. «Василий Теркин» Шолохов М. «Тихий Дон», «Судьба человека» Цветаева М.И. Жизнь. Творчество |
Видеофильмы
1 | Н.В.Гоголь |
2 | М.А.Булгаков «Собачье сердце» |
3 | М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»» |
4 | А.С.Пушкин |
5 | Л.Н.Толстой «Война и мир» |
6 | А.П.Чехов |
7 | М.Шолохов «Тихий Дон» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
- Базисный учебный план общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года, утвержден приказом Министерства образования Нижегородской области от 31.07.2013 №1830 «О Базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года»
- Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 кл..– М.: ВАКО, 2014
- Егорова Н.В., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. – М.: Вако, 2012.
- Литература (базовый и профильный уровни) 10 класс, под редакцией В.И. Коровина - М.: Просвещение, 2008
- Литература 11 класс, в 2 ч., под редакцией В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2009.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009г
АННОТАЦИЯ
к Рабочей программе для 10-12 классов среднего общего образования
заочной формы обучения
по литературе (базовый уровень)
Рабочая программа для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения по литературе (базовый уровень) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009
УМК:
Литература (базовый и профильный уровни) 10 класс, под редакцией В.И. Коровина - М.: Просвещение, 2008;
Литература 11 класс, в 2 ч., под редакцией В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2009.
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, -М.: Просвещение, 2009.
Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 кл..– М.: ВАКО, 2014
Егорова Н.В., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. – М.: Вако, 2012.
Еремина, О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки. – М. : Просвещение, 2010
Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 19 -20вв. 10-11класс. М.: «Вако», 2009
Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 класс». – М.: Экзамен, 2010.
Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 кл. /В. А. Крутецкая. -М. : Литера, 2010
Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искуссв; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Отличительные особенности данной программы:
Обучение на третьей ступени в заочных классах осуществляется за три года. В соответствии с учебным планом для классов заочной формы обучения на преподавание
литературы отводится по 2 часа в неделю. Предлагаемый курс литературы рассчитан на 204 часа (по 68 часов в 10, 11 и 12 классах).
Учебный материал распределен по классам следующим образом:
10 класс:
Содержание | Кол-во часов |
Введение | 2 |
А.С.Пушкин | 11 |
М.Ю.Лермонтов | 11 |
Н.В.Гоголь | 7 |
Обзор русской литературы 2 половины 19 века | 1 |
И.А.Гончаров | 4 |
А.Н.Островский | 6 |
И.С.Тургенев | 8 |
Ф.И.Тютчев | 4 |
А.А.Фет | 2 |
А.К.Толстой | 1 |
Н.А.Некрасов | 8 |
М.Е.Салтыков–Щедрин | 2 |
11 класс:
Содержание | Кол-во часов |
Л.Н.Толстой | 13 |
Ф.М.Достоевский | 8 |
Н.С.Лесков | 2 |
А.П.Чехов | 7 |
Зарубежная литература | 3 |
Судьба России в 20 веке | 1 |
И.А.Бунин | 6 |
А.И.Куприн | 3 |
М.Горький | 6 |
В.Я.Брюсов и русский символизм | 3 |
Н.С.Гумилев и истоки акмеизма | 3 |
Футуризм | 1 |
А.А.Блок | 5 |
Н.А.Клюев | 1 |
С.А.Есенин | 5 |
12 класс:
Содержание | Кол-во часов |
Литература 30-х годов XX в. Обзор. | 1 |
М.А.Булгаков | 5 |
А.П. Платонов | 1 |
А.А. Ахматова | 4 |
О.Э. Мандельштам | 2 |
М.И. Цветаева | 2 |
М.А. Шолохов | 8 |
Литература периода Великой Отечественной войны | 5 |
Литература 50—90-х годов | 15 |
Литература конца XX — начала XXI века | 7 |
Зарубежная литература | 7 |
Проблемы и уроки литературы 20 века | 2 |
Подготовка к ЕГЭ | 9 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
- В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- - образную природу словесного искусства;
- - содержание изученных литературных произведений;
- - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX- XX века;
- - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных -направлений XIX- XX века;
- - основные теоретико-литературные понятия;
- уметь:
- - воспроизводить содержание литературного произведения;
- - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система -образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XIX и XX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XIX- XX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- - определять род и жанр произведения;
- - сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- - аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Формы контроля:
Промежуточная аттестация согласно Положению МБОУ ЦО о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Составитель: Новожилова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ ЦО Московского района г. Нижнего Новгорода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике 11 класса, А.Г.Мордкович и Л.С.Атанасян, базовый уровень
Пояснительная записка к рабочей программе по математике в 11 классе, базовый уровень, рассчианный на 6 часов, авторы учеников Л.С.Атанасян и А.Г.Мордкович....
Рабочая программа Английский язык 9 класс, средняя ступень, базовый уровень
Рабочая программа составлена на основеПрограммы курса английского языка «Английский с удовольствием»«Enjoy English» автор М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева...
Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" (среднее общее образование, профильный уровень)
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 10 - 11 классов, изучающих предмет на профильном уровне, составлена на основе требований федерального компонента государственно...
Рабочая программа по учебному предмету "Право" (среднее общее образование, профильный уровень)
Рабочая программа по праву для обучающихся 10 – 11 классов, изучающих предмет на профильном уровне, составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 5 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год
Составлена для общеобразовательных учреждений по учебнику И.И.Зубаревой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 7 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год
Программа составлена для ОУ по учебнику А.Г.Мордковича...
Контрольно-измерительные материалы для проведения зачета по дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 34.02.01 Сестринское дело На базе среднего общего образования Форма обучения очно-заочная
Контрольно-измерительные материалы для проведения зачета на портале в электронной форме по дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 34.02.01 Сестринское дело На базе среднего общего ...