Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" (среднее общее образование, профильный уровень)
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 10 - 11 классов, изучающих предмет на профильном уровне, составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" № 1089 от 05. 03. 2004 г.) и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой («Обществознание», 10 – 11 классы, профильный уровень, М.: Просвещение, 2011г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshch-vo_10-11_kl_profil.doc | 404.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель м/о учителей истории и обществознания ___________ Диденко С.Н. Протокол № 10 от 29 июня 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ «Майская гимназия» __________ Ульянцева В.В. «___» июня 2015 г.
| «Утверждаю» Директор МОУ «Майская гимназия» ___________ Манохин А.Н. Приказ № от «__» августа 2015 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Обществознание»
Среднее общее образование
(профильный уровень)
Учитель:
Диденко Светлана Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 10 - 11 классов, изучающих предмет на профильном уровне, составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" № 1089 от 05. 03. 2004 г.) и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой («Обществознание», 10 – 11 классы, профильный уровень, М.: Просвещение, 2011г.)
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедований; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 210 ч для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание» в 10 – 11 классах, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Изменения, внесенные в Рабочую программу:
В авторской программе для 10 класса имеется резерв свободного учебного времени (25 часов), который в данной рабочей программе использован для организации повторения учебного материала, закрепления, проверки знаний, устранения возможных пробелов в знаниях, работы с дополнительной литературой в целях подготовки к ЕГЭ по обществознанию:
- 4 дополнительных часа на изучение темы «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»;
- 8 дополнительных часов на изучение темы «Общество и человек»;
- 5 дополнительных часов на изучение темы «Духовная культура»;
- 2 дополнительных часа на изучение темы «Деятельность как способ существования людей»;
- 4 дополнительных часа на изучение темы «Личность. Межличностные отношения»;
- 7 часов отводится на итоговое повторение по всем разделам содержания учебного предмета.
В авторской программе для 11 класса имеется резерв свободного учебного времени (22 часа), который в данной рабочей программе использован для организации повторения учебного материала, закрепления, проверки знаний, устранения возможных пробелов в знаниях, работы с дополнительной литературой в целях подготовки к ЕГЭ по обществознанию:
- 3 дополнительных часа на изучение темы «Социальное развитие современного общества»;
- 2 дополнительных часа на изучение темы «Политическая жизнь современного общества»;
- 5 дополнительных часов на изучение темы «Духовная культура»;
- 4 дополнительных часа на изучение темы «Современный этап мирового развития»;
- 8 часов отводится на итоговое повторение по всем разделам содержания учебного предмета.
В соответствии с календарным учебным графиком гимназии продолжительность учебного года для обучающихся 11 классов составляет 34 учебные недели, поэтому в рабочую программу по обществознанию (профильный уровень) в 11 классе внесены следующие изменения: количество учебных часов не 105, а 102 часа.
Календарно-тематическое планирование составляется ежегодно в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Рабочая программа составлена к учебникам:
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др); под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2008.
Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень / (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова и др.— М.: Просвещение, 2008.
Формы организации учебного процесса
Обучающиеся 10 - 11 классов, изучающие обществознание на профильном уровне, имеют с устойчивую мотивацию к обучению, высокий познавательный интерес. У большинства обучающихся хорошая память, аналитичность и логичность мышления, сформированы умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы с учебным материалом, достаточная степень сформированности интеллектуальных, исследовательских, организаторских и коммуникативных компетентностей. Качество знаний по предмету составляет от 90 до 100%.
В организации урока широко применяются такие формы учебной деятельности учащихся, как проблемная лекция, учебная дискуссия, написание эссе, приемы обучения построению логически связного изложения материала. Кроме этого, в организации учебной деятельности учащихся используют такие приемы, как:
- построение структурно-логических схем;
- системно-функциональный анализ объекта;
- локальный и целостный анализ текста.
Данные виды работы способствуют дальнейшему развитию интеллектуальных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных компетентностей, формируют критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений.
В качестве формы проведения уроков используются:
- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из различных источников;
- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
- написание сочинений-эссе;
- заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.
В ходе урока предусматривается организация практических работ по обществознанию:
- работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства
коммуникации (в том числе ресурсы сети Интернет);
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции,
оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной
проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний (тестирование), что позволяет:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Для учащихся 10 А, Б классов социально-экономического профиля предусмотрена промежуточная аттестация в форме тестирования по обществознанию.
Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация учащихся 11-х проводится по окончании учебного года в форме ЕГЭ (экзамен по выбору).
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
- Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. М.: гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М.: Просвещение. 2008 г.
- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 г.
- Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 класс.: книга для учителя /Л.В. Поляков, В.В. Федоров, К.В. Симонов и др., под редакцией Л.В. Полякова. – М., Просвещение, 2008.
- Обществознание. Уроки учительского мастерства.10-11 классы. Составитель Т.А.Корнева. "Учитель". Волгоград. 2006 г.
- Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М., Просвещение, 2008.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., Просвещение, 2008г.
- Политология. Курс лекций.: учебное пособие / под редакцией М.Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
- Полухин О.Н., Симуш П.И. История политических и правовых учений. Белгород, 1998.
- Сорокина Е.Н. Обществознание. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М., ВАКО, 2011.
Литература для обучающегося
- Аверьянова Г.И. ЕГЭ 2011. Обществознание. Сдаем без проблем! М.: Просвещение, 2011.
- ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Кишенкова О.В. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник/ О.В. Кишенкова, Н.Н. Семке. – М.:Эксмо, 2010.
- Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания ФИПИ / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/ А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. М.: Просвещение, 2010.
- Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ. Сборник заданий. Методическое пособие для подготовки к экзамену. М.: Просвещение, 2010.
- Лабезникова А.Ю., Рутковская Е.Л. и др. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Просвещение, 2011.
- Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2011. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.М.:Просвещение, 2011.
- Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень / (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова и др.— М.: Просвещение, 2008.
Перечень учебного и компьютерного оборудования
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество (старшая школа, профильное изучение) | % оснащенности |
1. | Печатные пособия | ||
1.1 | Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов): - Структура политической системы РФ. - Конституционные права. - Форма государства. | 3 | 70% |
1.2 | Комплект "Государственные символы Российской Федерации" | 1 | 100% |
2. | Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
2.1. | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществознания | Во всем разделам содержания | 100% |
2.2. | Электронные библиотеки по курсу обществознания: - Обществознание. Практикум (11 класс); - Сборник материалов «Юридическая консультация»; - КонсультантПлюс (коллекция нормативно-правовых актов РФ); - Свод кодексов и законов РФ; - Обществознание 8 – 11 классы (краткий курс, тренировочные тесты, терминологический словарь); - Экономика и право 9 – 11 классы; - Обществознание. Экспресс-подготовка к экзамену. | 7 | 100% |
3. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | ||
3.1 | Мультимедийный компьютер | 1 | 100% |
3.2 | Принтер лазерный | 1 | 100% |
3.3 | Мультимедиа проектор | 1 | 100% |
3.4 | Экран (на штативе или навесной) | 1 | 100% |
Интернет-ресурсы:
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
www.km.ru/ - сайт «Голос политика».
www.polity.ru/ - Фонд «Политика».
www.strana.ru/ - информационная служба «Политика».
www.rsnet.ru/ - сайт органов государственной власти РФ.
www.hro.org/ - правозащитный сайт «Права человека в России».
www.garant.ru/ - правовая информация «Гарант» - законодательство с комментариями.
http://www.gov.ru Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
http://www.president.kremlin.ru Президент России: официальный сайт
http://www.uznay-prezidenta.ru Президент России — гражданам школьного возраста
http://www.duma.gov.ru Государственная Дума: официальный сайт
http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация
http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/ Вопросы школьного экономического образования: международный учебно-методический журнал
http://www.economics.ru Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь»
http://www.mshr-ngo.ru Московская школа прав человека
http://danur-w.narod.ru Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П. Данилова
http://www.un.org/russian/ Организация Объединенных Наций
http://www.hro.org Права человека в России
http://www.ifap.ru Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России
http://www.seprava.ru Социальные и экономические права в России
http://socionet.ru Соционет: информационное пространство по общественным наукам
http://www.smi.ru— средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ
http://ombudsman.gov.ru Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт
http://www.cebe.sib.ru Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю
Приложение
Тестирование по теме «Общество и человек», 10 класс
1. Человек от животного отличается тем, что он
1) имеет природные инстинкты 2) обладает наиболее совершенным слухом
3) не зависит от природных условий 4) обладает членораздельной речью
2. Человека от животного отличает
1) использование природных объектов 2) стремление понять окружающий мир
3) приспособление к условиям среды 4) инстинкт самосохранения
3. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает
1) знания и умения 2) чувства и волю
3) физическое развитие 4) возрастные особенности
4. Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике
1) человека 2) индивида 3) личности 4) индивидуальности
5. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?
1) индивид 2) деятель 3) творец 4) индивидуальность
6. Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как
1) личности 2) индивида 3) индивидуальности 4) гражданина
7. Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают
1) разнообразными ощущениями 2) членораздельной речью
3) рациональным мышлением 4) возможностями саморазвития
8. В отличие от животных человек способен проявлять
1) зависимость от среды обитания
2) инстинктивные реакции на воздействие среды
3) генетическую обусловленность поведения
4) критическое отношение к самому себе
9. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя.
Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения?
А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.
Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
«(1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Потребности и способности человека
1. К социальным потребностям человека относится потребность
1) дышать 2) питаться 3) спать 4) общаться
2. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?
1) способность ощущать воздействие среды
2) способность воспринимать окружающую действительность
3) способность делать выбор и нести за него ответственность
4) способность удовлетворять свои потребности
3. К признакам человека и животного относится способность
1) предвидеть результаты своей деятельности
2) сознательно относиться к воспитанию потомства
3) осуществлять выбор средств достижения цели
4) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения
4. Первичными (биологическим, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются потребности
1) престижные 2) идеальные 3) духовные 4) экзистенциальные
5. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в
1) трудовой деятельности 2) сохранении рода
3) самосохранении 4) физической активности
6. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа, а не общество.
Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:______________________________
8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите и укажите потребность, «выпадающую» из их ряда и относящуюся к другому понятию.
Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых
Ответ:________________________________________
9. Вставьте вместо пропуска. Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ___________________________потребностью.
10. Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется _____________________».
11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В труде, учении, __________(1) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_______________(2) – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные_______________(3) организма являются лишь_____________(4) – весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства__________________(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) особенность Е) задатки
Б) способности Ж) общение
В) личность З) деятельность
Г) игра И) группа
Д) общество
Тестирование по теме «Деятельность как способ существования людей», 10 класс
1. Признаком понятия «человеческая деятельность» является
1) доминирование биологических потребностей 2) приспособительный характер
3) целенаправленность 4) обязательное использование орудий
2. Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности:
1) материально-производственной 2) социально-преобразовательной
3) духовно-практической 4) духовно-теоретической
3. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности
1) материально-производственной 2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной 4) социально-преобразовательной
4. Определение возможных последствий изменения льготных выплат социально незащищенным гражданам представляет собой деятельность
1) практическую 2) ценностно-ориентировочную
3) познавательную 4) прогностическую
5. Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает
1) создание идеального образа ожидаемого результата
2) использование предметов, данных природой
3) целесообразная активность
4) поиск средств удовлетворения потребностей
6. Океанологи проводят изучение жизни обитателей морского дна. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?
1) материальная 2) духовная 3) социальная 4) экономическая
7. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает
1) земля 2) техника 3) взращиваемая культура 4) земледелец
8. В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер
1) преобразующий 2) приспособительный 3) коллективный 4) орудийный
9. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
1) советы и рекомендации родителей 2) грядки с огурцами
3) старшие подростки 4) инструменты и дачный инвентарь
10. Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности
1) материально-производственной 2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной 4) социально-преобразующей
11. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
1) объектами деятельности 2) субъектами деятельности
3) целями деятельности 4) средствами деятельности
12. Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, - это
1) познание 2) труд 3) общение 4) прогнозирование
13. Игра, общение познание – это
1) виды деятельности человека 2) этапы формирования личности
3) виды поведения всех живых существ 4) формы коммуникации
14. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:______________________________
15. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «структура деятельности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат
Ответ:________________________________________
16. Установите соответствие между видами деятельности и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующее позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) деятельность в воображаемой А) труд
ситуации Б) учение
2) практическая полезность В) игра
3) нацеленность на обретение знаний
4) замещение реальных объектов условными
5) преобразовательная направленность
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Деятельность и творчество
1. Как называют деятельность, отличительным признаком которой выступает то, что в ее результате создаются качественно новые материальные и духовные ценности?
1) познание 2) творчество 3) общение 4) учеба
2. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит
1) использование природных веществ
2) удовлетворение биологических потребностей
3) создание нового, не имеющего аналогов в природе
4) использование орудий труда
3. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит
1) удовлетворение социальных потребностей
2) создание нового, не имеющего аналогов в природе
3) обусловленность врожденными инстинктами
4) орудийный характер
4. Задатками к творческой деятельности, созданию нового обладает(ют)
1) только люди, посветившие себя научной деятельности
2) каждый человек от рождения
3) дети, родившиеся от родителей, имеющих высшее образование
4) только дети, посещающие детский сад и школу
5. Обязательным общим признаком деятельности художника, писателя, ученого является
1) удовлетворение материальных потребностей
2) творческое начало
3) использование технических средств
4) социальное одобрение результатов деятельности
6. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности
1) доступность для использования 2) принципиальная новизна
3) практическая значимость 4) воспроизводимость образца
5) уникальность
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:__________________________________
Тестирование по теме «Личность. Межличностные отношения», 10 класс
1. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека
1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды
2) ответственности за свои действия и их последствия
3) обусловленности поведения генетическими особенностями
4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве
2. Доминирующим фактом социализации личности выступает
1) природная среда 2) врожденные особенности человека
3) общение с окружающими 4) специфика социальных норм
3. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике
1) человека 2) индивида 3) индивидуальности 4) личности
4. Отличительным признаком понятия «личность» является (ются)
1) членораздельная речь 2) наличие физических потребностей
3) способность брать ответственность на себя 4) сознание и мышление
5. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.
Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это
1) адаптация 2) образование 3) воспитание 4) социализация
8. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей
1) социальной мобильности в обществе 2) социализации молодого поколения
3) приобретенного социального статуса 4) самореализации личности в группе
9. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется
1) самореализацией 2) способностью 3) самопознанием 4) социализацией
10. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется
1) на протяжении всей жизни человека 2) в период зрелости
3) прежде всего в детском возрасте 4) после завершения учебы в школе
11. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.
Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как
1) индивида 2) личности 3) физического лица 4) биологической особи
13. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ________________________________».
14. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
1) человек, активно осваивающий А) индивид
и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность
природу, общество и самого себя В) личность
2) отдельно взятый представитель
всего человеческого рода
3) человек в комплексе его неповторимых
уникальных свойств
4) человек, способный сознательно и ответственно
делать выбор
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)
1 | 2 | 3 | 4 |
Межличностные отношения
1. Верны ли следующие суждения о поведении людей?
1) Поведение человека в обществе полностью предопределено внешними обстоятельствами и не зависит от его собственной воли
2) Поведение человека в обществе полностью подчинено воле и желаниям других людей, вопреки его собственным интересам
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
2. Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины. При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают
1) мотивы 2) инстинкты 3) навыки 4) способности Самопознание
1. Под самопознанием понимается(ются)
1) формирование взглядов человека о самом себе, своих потребностях, возможностях, интересах
2) взгляды человека на мир, происхождение вселенной, взаимоотношения природы и людей
3) усвоение человеком норм и образцов позитивного социального поведения
4) формирование принципов и правил поведения человека в малой группе
2. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?
1) самообразование 2) самопознание 3) самосохранение 4) самолюбование
3. Результатом самопознания, в частности, является
1) накопление знаний о человеке и природе
2) познание ценностей общества
3) изучение социальных норм
4) представление о своих способностях
4. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. В результате самопознания формируется «Я-образ».
Б. Постижение своего «я» невозможно без проведения психологических экспериментов
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «я» - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
Б. Неотъемлемой частью самопознания является самооценка.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «я» - это представление о том, каким человек хотел бы себя видеть.
Б. «Я – образ» - это представление, которое сложилось о человеке у окружающих».
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
Б. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверены в успехе.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.
Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я – идеалу», тем ниже самооценка личности.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Люди с высокой самооценкой легче поддаются влиянию.
Б. Люди с низкой самооценкой склонны работать с более легкими задачами.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10. Человек формирует знания о себе, своих потребностях, способностях и стремлениях в процессе
1) самопознания 2) самолюбия 3) самоконтроля 4) самоуправства
11. Человек определяет свои возможности и потребности в процессе
1) самопознания 2) самолюбия 3) самоконтроля 4) самоуправства
12. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
1) Приобретение знаний путем А) Самообразование
самостоятельных занятий без помощи Б) Самопознание
преподавателя В) Самореализация
2) Претворение в жизнь значимых для
человека целей, планов, идей, проектов
3) Познание личностью своих собственных
возможностей, качеств
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)
1 | 2 | 3 |
Свобода и ответственность личности
1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.
Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.
Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие высказывания о свободе человека?
А. Свобода предполагает выбор при наличии альтернативы.
Б. Расширение поля свободы увеличивает степень ответственности личности.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
А. Моральная ответственность личности предполагает свободу воли.
Б. Моральная ответственность выражается в умении управлять собой и своим поведением.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности человека?
А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.
Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Завершите фразу: «Свобода человека тесно связана с необходимостью принимать самостоятельные решения и нести за них ________________________________».
Тестирование по теме «Социальное развитие современного общества»,
11 класс
Часть А. Выберите один из вариантов ответа.
- Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется:
а) малой группой, б) большой группой, в) формальной группой, г) неформальной группой.
- По какому признаку образованы социальные группы католики, православные и протестанты?
а) территориальному, б) этническому, в) социально-классовому, г) конфессиональному.
- Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
а) социально-классовый, б) этнический, в) демографический, г) территориальный.
- По признаку принадлежности к религиозной конфессии выделяют такую социальную общность, как
а) сельчане, б) москвичи, в) рабочие, г) католики.
- К этническим общностям относятся:
а) общины, б) элиты, в) маргиналы, г) народности.
- Современное понимание социального равенства выражается в
а) равенстве всех перед законом,
б) отсутствии привилегий для отдельных групп,
в) уравнительном распределении материальных благ,
г) одинаковом уровне природных задатков людей.
- Касты, сословия, классы – это
а) типы социальной стратификации,
б) этапы развития государства в новое время,
в) социальные группы, присущие средневековому обществу,
г) элементы социального статуса личности.
- Сословное деление общества отражает
а) вид государственного устройства, б) тип социальной стратификации,
в) характер экономических связей, г) особенность политической системы.
- Кастовый строй является разновидностью:
а) политического режима, б) государственного устройства.
в) социальной стратификации, г) экономической системы.
- Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу?
а) рост числа занятых в сфере информационных технологий.
б) ослабление позиций среднего класса,
в) увеличение притока сельского населения в города,
г) ликвидация люмпенства как социального явления.
- Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к
а) маргиналам, б) социальным низам, в) синим воротничкам, г) пролетариям.
- Какой статус относится к предписанному статусу?
а) водитель, б) студент, в) мужчина, г) депутат.
- После расторжения брака гражданин Сидоров продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности:
а) выполнения социальной роли, б) соблюдения социальной нормы.
в) осуществления социальной политики, г) проявления социальной мобильности.
- Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.
В. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.
1) верно только А, 2) верно только В, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
- В неодинаковом доступе к богатству, благам, власти проявляется:
а) социальная мобильность, б) общественный престиж,
в) социальное неравенство, г) личный авторитет.
- Социальный статус личности – это
а) поведение, ожидаемое от индивида, б) положение человека в обществе,
в) оценка занимаемой индивидом позиции, г) характеристика социальных качеств личности.
- Княгиня Ольга определила размеры дани для древлян и новгородцев. В этом историческом факте проявилось (-лась) ее
а) социальное происхождение, б) социальная адаптация,
в) социальная мобильность, г) социальная роль.
- Сидоров уехал из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Сидорова является миграцией?
а) она уехала в командировку, б) она поменяла место жительства,
в) города находятся далеко друг от друга, г) города расположены в разных странах.
- В 20-30-е годы ХХ века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так, многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс:
а) социальной мобильности, б) экономической дифференциации,
в) политической стабилизации, г) социальной стратификации.
- Циркуляр «о кухаркиных детях», изданный в России при Александре III и ограничивавший поступление в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, лавочников и тому подобных людей», объективно вел к:
а) снижению вертикальной мобильности в обществе,
б) повышению вертикальной мобильности в обществе,
в) улучшению качества (конкурентоспособности) субъектов социальной мобильности,
г) отмене всякой социальной мобильности в обществе.
- Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека – это
а) престиж, б) статус, в) авторитет, г) роль.
- Что является примером вертикальной социальной мобильности?
а) переезд на новое место жительства, б) получение рабочим водительских прав,
в) получение титула баронета мелкопоместным дворянством,
г) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк.
- Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример.
а) отклоняющегося поведения, б) социальной стратификации,
в) социализации, г) социальной мобильности.
- Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Получение образования является средством социальной мобильности.
В. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желаниям человека.
1) верно только А, 2) верно только В, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.
В. Принятие социальной роли носит личностную окраску.
1) верно только А, 2) верно только В, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.
В. Между понятиями «социальная роль» и «социальные статус» различия существуют.
1) верно только А, 2) верно только В, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и не характерный для ребенка.
В. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.
1) верно только А, 2) верно только В, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.
В. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.
1) верно только А, 2) верно только В, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
- К социальным нормам относятся:
а) научные идеи, б) обычаи, в) экономические законы, г) философские взгляды.
- Нравственные (моральные) нормы
а) возникли позднее правовых норм, б) фиксируются в нормативных актах,
в) устанавливаются и поддерживаются государством, г) отражают представления о добре и зле.
- Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть
а) традициям, б) этическим нормам, в) эстетическим нормам, г) правилам этикета.
- Пианистка Сидорова получила почетную грамоту на конкурсе молодых исполнителей. Это пример
а) социального статуса, б) социальной роли,
в) социальной нормы, г) социальной санкции.
- Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:
а) всенародная слава, б) всеобщий почет,
в) награждение грамотой, г) доброжелательное отношение.
- Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример
а) адаптивного поведения. б) конформистского поведения,
в) экономического поведения, г) девиантного поведения.
- Примером позитивного отклоняющегося поведения в традиционном обществе может служить:
а) увлечение спортом, б) отшельничество,
в) погружение в науку, г) коллекционирование.
- Отклоняющееся поведение – это
а) любые изменения в жизни человека, б) перемещение человека в пределах своей группы,
в) несоблюдение принятых в обществе норм, г) изменение статуса человека.
- Отличительным признаком семьи традиционного типа является:
а) добровольное распределение обязанностей между супругами,
б) главенствующее положение отца семейства,
в) активное участие женщин в общественном производстве,
г) посильное участие детей в домашних делах.
- Патриархальной семье присуще:
а) отсутствие жесткого разделения обязанностей на мужские и женские,
б) совместное принятие решений,
в) заключение браков между близкими родственниками,
г) совместное проживание нескольких поколений родственников.
- Отличительным признаком партнерской семьи является:
а) выполнение функции социализации детей,
б) главенствующая роль отца семейства,
в) отсутствие отношений господства и подчинения,
г) регулирование поведения всех членов семьи.
- Демократическая семья, в отличие от патриархальной семьи, характеризуется:
а) совместным проживанием как минимум трех поколений,
б) справедливым разделением домашних обязанностей,
в) экономической зависимостью женщины от мужчины,
г) главенствующей ролью мужчины в семье.
- Что характеризует хозяйственную функцию семьи?
а) регламентация поведения, б) воспроизводство социальной структуры,
в) организация семейного досуга, г) распределение домашнего труда.
- Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:
а) воспитательную, б) репродуктивную,
в) эмоционально-психологическую, г) социально-статусную.
- Репродуктивная функция семьи проявляется в:
а) организации потребления, б) моральной регламентации поведения,
в) воспитании детей в традициях семьи, г) биологическом воспроизводстве.
- Молодежь как социальную группу отличает (-ют):
а) общность быта,
б) сходные черты сознания и поведения,
в) однородность, отсутствие дифференциации,
г) единство политических взглядов.
- Род, племя, народность – это
а) демографические группы, б) кровнородственные общности,
в) национальные группы, г) этноисторические общности.
Часть В. Запишите краткий правильный ответ.
- Запишите слово, пропущенное в схеме.
Виды социальной стратификации | ||||
политическая | профессиональная | … |
- Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль». Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.
Социальная норма, право, добро и зло, нравственность, санкции.
- Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
- Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.
Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.
- Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ | ||
а) | поведение человека, соответствующее его социальному положению | 1) | социальная мобильность |
б) | предписание, определяющее рамки поведения | 2) | социальная стратификация |
в) | перемещение из одной социальной группы в другую | 3) | социальная роль |
г) | разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение | 4) | социальная норма |
а | б | в | г |
- Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | ТИП СТРАТИФИКАЦИИ | ||
а) | юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными нормами | 1) | кастовая |
б) | преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества | 2) | сословная |
в) | запрещение перемещения из одной социальной группы в другую | 3) | классовая |
г) | в основе деления на группы – различия в характере труда и размерах и формах его оплаты | ||
д) | запрет на браки с представителями других групп |
а | б | в | г | д |
- Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) С. присвоили звание Заслуженный учитель РФ,
2) друзья похвалили С. за подготовленный праздник,
3) С. получил на заводе премию за свое изобретение,
4) С. получил степень доктора физико-математических наук,
5) выступление учеников 11 класса на школьном мероприятии вызвало аплодисменты,
6) заметка в газете получила одобрение коллег.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
- Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.
- обучение детей трудовым навыкам,
- материальная поддержка близких,
- распределение домашнего труда,
- наделение наследственным статусом,
- организация досуга,
- семейное предпринимательство.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Семья – это основанная на ____ (1) и/или кровном родстве малая ____ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ____ (4), то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, то есть сексуальные отношения, деторождение и первичная ____ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ____ (6) и лицам пожилого возраста.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
а) дети, б) брак, в) социализация,
г) коллектив, д) обязанности, е) группа,
ж) отношения, з) институт, и) любовь,
к) уважение.
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами словом. Получившуюся последовательность букв перенесите на строку ответа.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____ (1). Это явление получило название социальной _____ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _____ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, то есть _____ (4). _____ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и так далее. Каналами мобильности выступают социальные ____ (6): семья, школа, церковь, армия и другие.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
а) миграция, б) мобильность, в) горизонтальность,
г) институт, д) статус, е) вертикальная,
ж) группа, з) стратификация, и) маргинализация
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами словом. Получившуюся последовательность букв перенесите на строку ответа.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Часть С. Запишите развернутый ответ на вопрос.
С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.
С2. Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.
С3. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.
С4. Назовите любые три фактора социализации личности.
С5. Назовите три любые черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.
С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
С7. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Тестирование по теме «Политическая жизнь современного общества»,
11 класс
Часть А
А1. Что из указанного связано с понятием «власть»?
1) самопознание 2) авторитет 3) социализация 4) урбанизация
А2. Политикой древние греки называли:
1) искусство ведения домашнего хозяйства 2) ораторское искусство
3) искусство управления государством 4) политический талант
A3. Власть опирается на:
1) авторитет 2)силу 3) право 4) на все вышеперечисленное
А4. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:
1) Президент РФ 2) Председатель Правительства РФ
3) Председатель Совета Федерации РФ 4) Председатель Государственной думы РФ
А5. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом является (-ются):
1) государство 2) средства массовой информации
3) общественные движения 4)партии
А6. Что из нижеперечисленного является структурным компонентом политической системы?
1) политическая коммуникация 2) политика
3) политическое управление 4) политический режим
А7. Институтом политической системы, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются):
1) средства массовой информации 2) предпринимательские и профессиональные союзы
3) государственные органы 4) правоохранительные органы
А8. Какой признак отличает республику от других форм правления?
1) передача власти по наследству 2) власть, ограниченная парламентом
3) выборная власть 4) передача верховной власти по наследству
А9. Верны ли следующие утверждения о средствах массовой информации?
Средства массовой информации как политический институт:
А. Не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе
Б. Служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Любое государство характеризуется:
1) разделением властей 2) наличием армии
3) осуществлением тотального контроля над личностью 4) многопартийностью
All. Политическая партия — это организация, которая:
1) борется за власть 2) решает хозяйственные вопросы
3) объединяет людей по интересам 4) образуется стихийно
А12. Политическим режимом называют:
1) форму государства 2) способ осуществления власти
3) наличие репрессивных органов 4) официальную идеологию
А13. К формам территориально-государственного устройства относится:
1) республика 2) демократия 3) монархия 4) федерация
А14. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:
А. Выборы являются всеобщими и равными.
Б. Избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А15. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии?
А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом.
Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А16. Исключительным признаком правового государства является
1) суверенитет 2) наличие национальной валюты
3) разделение властей 4) институт президентства
А17. Кто является источником власти в демократической стране?
1) Народ 2) Передовой общественный класс
3) Представители крупного бизнеса 4) Интеллектуальная элита общества
А18. Верны ли следующие суждения о политической системе?
Политическая система является механизмом: А. Формирования политической власти. Б. Осуществления политической власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А19. Какой из признаков не характеризует государство?
1) политические партии 2) суверенитет
3) правоохранительные органы 4) публичная власть
А20. При характеристике человека как гражданина указывают на его:
1) семейное положение 2) профессию 3) партийность 4) права и обязанности
А21. Оппозиционные политические партии:
1) имеют большинство в законодательном собрании
2) определяют темпы экономического развития
3) выражают интересы определенных социальных групп
4) определяют состав правительства
А22. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?
1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина — по пропорциональной.
2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.
3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% +1 голос.
4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором — большинство относительное.
А23. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?
А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.
Б. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
Часть В.
В1. Закончите фразу: «Властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабе страны, называется ...».
В2. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления являются ... и республика».
В3. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе: «Основой политики является ...»
В4. Вставьте пропущенные слова: «Формирование местного бюджета, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка, решение вопросов местного значения относятся к полномочиям органов ...»
В5. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками.
ПРИЗНАКИ | ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА | |||
1. Разделение властей | А. Тоталитарный | |||
2. Политический плюрализм | Б. Демократический | |||
3. Политический монополизм | _ | |||
4. Всеобщие выборы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 |
В6. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Д. Политическая система | А. Процесс разработки, принятия и реализации политических решений |
2. Политическая коммуникация | Б. Правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы |
3. Политическое управление | В. Механизм формирования и осуществления политической власти |
4. Политические нормы | Г. Распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
В7. Закончите фразу:
«Теократическая монархия это ... монархия»
В8. Что из указанного относится к функциям государства?
1. Выражение интересов страны на международной арене.
2. Выдвижение кандидатов на выборах.
3. Создание религиозных организаций.
4. Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий.
5. Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.
Часть С.
Дайте развернутый ответ.
С1. Раскройте следующее теоретическое положение: «Представительная демократия выражается в том, что ...»
С2. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». (Н. Бердяев)
Дайте определение государства.
Какие функции оно призвано выполнять? Объясните, как вы понимаете слова автора. А как бы вы определили цели государства и современного российского государства?
С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
ВЫБОРЫ И ДЕМОКРАТИЯ
Выборность властей является формой реализации принципа представительства. Ее закрепляют всеобщее избирательное право, свободные тайные и регулярные выборы, образование партий для конкурентной избирательной борьбы, а также создание прочих разнообразных организаций, в частности лоббистских объединений или групп интересов. Свободное соревнование политических сил в борьбе за голоса избирателей гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то одной группой. Именно это создает возможность реального выбора между политическими, экономическими и социальными альтернативами и, следовательно, определение основательности претензий конкурирующих фирм и организаций... Только состязание обеспечит наличие оппозиции и даст ей возможность соревноваться, выигрывать и приходить к власти... Демократия — это система, при которой партии проигрывают выборы.
Выборы могут проводиться и не только в демократиях, но только демократические выборы отличаются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью. Они являются неопределенными, так как до объявления результатов никто не может быть полностью уверенным в победе, необратимыми (результаты нельзя изменить, и избранные представители займут не предусмотренный конституцией срок) и повторяющимися через утвержденный законом срок... Отсюда и вывод: демократия представляет собой такой способ организации власти, при котором общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей, а также персональный состав правящей группировки и политической элиты.
А.Ю. Мелъвиль.
1) Авторы предлагают свой ответ на вопрос о том, какой способ организации власти следует считать демократическим. Какими двумя возможностями обладает, по их мнению, общество по отношению к власти в условиях демократии?
2) Какие условия, исходя из текста, закрепляют выборность властей как формы реализации принципа представительства? .
3) Чем демократические выборы отличаются от выборов недемократических? Назовите три отличия, указанные в тексте. На основе знания обществоведческого курса и примеров из материалов СМИ или общественной практики проиллюстрируйте их.
4) Авторы приводят парадоксальное определение демократии: «... это система, при которой партии проигрывают выборы». Найдите в тексте три объяснения, которыми они обосновывают данный вывод. Почему именно этот признак является определяющим при демократии?
С4. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе, опираясь на понятия обществоведческого курса, факты общественной жизни и свой жизненный опыт.
1. «Государственным благом является справедливость». (Аристотель)
2. «Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть».
(Г. Моргентау)
3. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». (Саади)
Тестирование по теме «Духовная культура», 11 класс
Часть А. Выберите один из вариантов ответа.
- Приобщение человека к культуре обязательно требует от человека:
1) посещения концертов и музеев, 2) самостоятельных духовных усилий,
3) высшего образования, 4) устойчивого материального положения.
- Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?
1) о сохранении самобытности, 2) о возрождении традиций,
3) о национальной изоляции, 4) о взаимном обогащении.
- В наиболее общем виде под культурой понимают:
1) сложные формы поведения человека и животных,
2) все виды преобразовательной деятельности человека,
3) приспособление живых существ к окружающей среде,
4) явления природы, благоприятные для человека.
- Культура в широком смысле:
1) уровень технического развития общества,
2) совокупность всех достижений человека,
3) уровень образованности населения,
4) все жанры искусства.
- Культура, произведения которой ориентированы на узкий круг знатоков, называется:
1) народной, 2) массовой, 3) экранной, 4) элитарной.
- Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к:
1) народной, 2) массовой, 3) экранной, 4) элитарной.
- Массовая культура:
1) появилась с развитием средств массовой информации,
2) сопровождает всю историю человечества,
3) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю над массами,
4) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа.
- Произведения массового искусства, в отличие от элитарного:
1) имеют авторство,
2) предусматривают широкое тиражирование,
3) обладают жанровым разнообразием,
4) используют систему художественных образов.
- Верны ли суждения о массовой культуре?
А. Коммерционализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.
Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются прежде всего как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
- Верны ли суждения о разновидностях культуры?
А. Свобода творца всегда ограничена необходимостью продажи своих произведений.
Б. Произведения массовой культуры, как правило, ориентированы на выражение социального протеста.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
- Верны ли суждения о культурных процессах?
А. Интернационализации культуры способствует мировое разделение труда, возросшая подвижность населения.
Б. Интернационализации культуры способствует научно-технический прогресс, развитие информационных технологий.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
- Верны ли суждения о культурных процессах?
А. Культура возникает и развивается в результате социальной деятельности людей.
Б. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
- Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?
1) вера в сверхъестественные силы,
2) теоретическое обоснование законов развития природы и общества,
3) выражение субъективного отношения к миру,
4) предложение законченной мировоззренческой системы.
- Наука отражает мир в
1) понятиях и терминах, 2) художественных образах,
3) символах веры, 4) обыденных представлениях.
- Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в ее способности участвовать в решении вопросов:
1) управление общественными процессами, 2) совершенствования производства,
3) разработки экономических реформ, 4) возникновения и сущности жизни.
- Социальная функция науки проявляется в ее способности участвовать в:
1) познании строения Вселенной,
2) совершенствовании техники,
3) решении глобальных проблем современности,
4) изучении вопросов происхождения и сущности человека.
- Верны ли суждения о роли науки в современном обществе?
А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий была осознанна много столетий назад.
Б. В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
- Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:
1) наукой, 2) искусством, 3) образованием, 4) творчеством.
- Какое из следующих понятий соответствует определению «Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности»?
1) самоанализ, 2) самообразование, 3) самореализация, 4) самодеятельность.
- Согласно Конституции РФ обязательным является:
1) начальное общее образование, 2) основное общее образование,
3) профессиональное образование, 4) высшее образование.
- К основным функциям школы как социального института относится:
1) развитие научных знаний, 2) социализация личности,
3) создание новых рабочих мест, 4) углубление социальной дифференциации.
- Гуманизация образования предполагает:
1) разнообразие образовательных услуг,
2) компьютеризацию учебных заведений,
3) унификацию требований к учебному оборудованию,
4) особое внимание к общественным дисциплинам.
- Алексей учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает:
1) основное образование, 2) полное (среднее) образование,
3) среднее профессиональное образование, 4) высшее профессиональное образование.
- Верны ли суждения о роли образования в современном обществе?
А. Образование остается одним из важнейших каналов социализации личности.
Б. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников.
1) верно только А, 2) верно только Б,
3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
- Общим для науки и искусства является:
1) обоснованность предположений, 2) стремление к познанию мира,
3) выражение эмоций, 4) формирование чувства прекрасного.
- Что из перечисленного, характеризует искусство в отличие от науки:
1) выявление закономерностей развития природы и общества,
2) теоретическое решение мировоззренческих проблем,
3) отражение мира в художественных образах,
4) использование теоретических понятий.
- В отличие от средств массовой информации, средства массового воздействия
1) не имеют массового охвата аудитории,
2) не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории,
3) не требуют наличия особых технических средств,
4) не связаны с социально значимыми сторонами жизни.
- К средствам массовой коммуникации, возникновение которых связано с переходом к постиндустриальному обществу, относится:
1) телевидение, 2) радио, 3) периодическая печать, 4) Интернет.
- Реклама является неотъемлемой частью
1) элитарной культуры, 2) народной культуры,
3) массовой культуры, 4) духовной культуры.
- К мировым религиям относится
1) христианство, 2) конфуцианство, 3) индуизм, 4) синтоизм.
- Религия характеризуется тем, что:
1) отражает действительность в образно-символической форме,
2) выполняет функцию социального управления,
3) основана на вере в сверхъестественное,
4) комплексно описывает и объясняет события и явления.
- Верны ли суждения о религии?
А. Религия оказалась долговременной, устойчивой формой культуры.
Б. Культ – один из основных компонентов религии.
1) верно только А, 2) верно только Б,
3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Часть В. Дайте краткий ответ на вопрос.
- Запишите слово, пропущенное в схеме:
Форма научного знания | |||||||
… - это предположения, догадки, выдвигаемые в ходе научного исследования | теория - система взаимосвязанных утверждений, законов | закон - выводы о существенных, объективных, повторяющихся связях между предметами и явлениями |
- Запишите слово, пропущенное в схеме:
Образование в РФ | ||||||||
дошкольное | общее | … | дополнительное |
- Запишите слово, пропущенное в схеме:
Мировые религии | ||||||
… | христианство | ислам |
- Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) | премьера телесериала | 1) | массовая |
Б) | конкурс фольклорных коллективов | 2) | народная |
В) | празднование дня Ивана Купалы | ||
Г) | скандал с участием поп-звезды | ||
Д) | переиздание детектива-бестселлера |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в строку ответа (без других символов).
А | Б | В | Г | Д |
- Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) | стремление к достоверности | 1) | наука |
Б) | обоснованность предположений | 2) | искусство |
В) | субъективность | ||
Г) | чувственное отражение реальности |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в строку ответа (без других символов).
А | Б | В | Г |
- Установите соответствие между видами религии и их конкретными примерами: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ РЕЛИГИЙ | ВИДЫ РЕЛИГИИ | ||
А) | синтоизм | 1) | мировые |
Б) | иудаизм | 2) | национальные |
В) | буддизм | ||
Г) | христианство | ||
Д) | конфуцианство | ||
Е) | ислам |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в строку ответа (без других символов).
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Установите соответствие между видами религии и их конкретными примерами: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ РЕЛИГИЙ | ВИДЫ РЕЛИГИИ | ||
А) | индуизм | 1) | монотеистические |
Б) | католицизм | 2) | политеистические |
В) | пантеизм | ||
Г) | православие | ||
Д) | иудаизм | ||
Е) | протестантизм |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в строку ответа (без других символов).
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные народной культуре, и обведите цифры, под которыми они указаны:
1) авторство часто не определено,
2) носит преимущественно коммерческий характер,
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия,
4) появилась раньше других форм культуры,
5) рассчитана на узкий круг ценителей,
6) наиболее востребована в современном обществе.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
- Найдите в приведенном ниже списке произведения народной культуры и обведите цифры, под которыми они указаны:
1) школьные анекдоты, 2) исторический роман,
3) песня о Степане Разине, 4) песни-колядки,
5) бразильский телесериал.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
- Найдите в приведенном ниже списке средства массовой коммуникации, возникшие в ХХ веке, и обведите цифры, под которыми они указаны:
1) кинематограф, 2) Интернет,
3) телевидение, 4) газеты, 5) радио.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
- Найдите в приведенном ниже списке средства массовой информации и обведите цифры, под которыми они указаны:
1) телеканал ОРТ, 2) радиостанция «Хит-FM»,
3) детектив-бестселлер, 4) газета «Московский комсомолец»,
5) Ученые записки государственного университета.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
- Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ____ (1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные _____ (2). Национально-государственные религии, которые оставляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, то есть вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, _____ (3), _____ (4). Все религии можно также объединить в две большие группы: _____ (5), то есть признающие существование единого Бога и _____ (6), признающие множество богов.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
а) монотеизм, б) политеизм, в) древность, г) ислам,
д) культ, е) буддизм, ж) индуизм, з) суеверие,
и) конфуцианство, к) миф.
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в строку ответа.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос.
С1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.
С2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об искусстве.
С3. Назовите любые три функции современной науки.
С4. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее осуществления.
С5. С помощью 3 примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, элитарной и массовой культур.
С6. Существует расхожее представление о том, что творчество – удел только ученого, писателя, композитора или художника. Опровергните это представление с помощью трех примеров, доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений.
С7. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории среднего (полного) общего образования. Профильный уровень
Программа по истории 10-11 классы, 136 часов. ...
Рабочая программа по географии для основного общего образования. (Базовый уровень).2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по географии для основного общего образования.(Базовый уровень).2014-2015 учебный год. Статус документа: Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основно...
Рабочая программа по учебному предмету "Право" (среднее общее образование, профильный уровень)
Рабочая программа по праву для обучающихся 10 – 11 классов, изучающих предмет на профильном уровне, составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта ...
рабочая программа по учебному предмету обществознание 11 класс профильный уровень
Рабочая программа по учебному предмету обществознание 11 класс профильный уровень учебник Л.Н. Боголюбова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Базовый уровень)
рабочая программа по алгебре 7-9 класс к учкбнику Мордкович...
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 10 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по химии в 10 классе разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) 2006 г., авторской ...
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 11 класс (профильный уровень) 2017
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Химия.(2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования ...