Поэзия. Судьба. Эпоха. (М.Цветаева)
материал по литературе на тему
Литературно-музыкальная композиция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 имени воинов-интернационалистов»
Литературно-музыкальная композиция
«Поэзия.
Судьба.
Эпоха».
Учитель
русского языка и литературы
Марина Цветаева ( под звон колоколов):
Красною кистью День был субботний:
Рябина зажглась. Иоанн Богослов.
Падали листья. Мне и доныне
Я родилась. Хочется грызть
Спорили сотни Жаркой рябины
Колоколов. Горькую кисть.
Ведущий: Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева – одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Так же она стала символом ее судьбы.
Марина Цветаева: … Мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный год… был, как это тогда называлось, публичный вечер – рождественский. Давали сцену из «Русалки», потом Рогнеду.
Фрагмент увертюры к опере Чайковского «Евгений Онегин».
Ведущий: Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним.
Ведущий: Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встает. Оба стоят. И говорит только он, все время, долго, а она не говорит ни слова.
Под музыку выходят.
Мать: Что же, Муся, тебе больше всего понравилось?
Марина: Татьяна и Онегин.
Мать: Что? Не «Русалка», где мельница, и князь, и леший? Не Рогнеда?
Марина: Татьяна и Онегин.
Мать: Но как же это может быть?.. Ну, что ты там могла понять?
Марина Цветаева: Молчу…
Шопен «Вальс» (№7 – до – диез минор); учащиеся танцуют вальс.
Ведущий: Осенью 1910 года 18-летняя гимназистка отнесла в частную типографию сборник своих стихов «Вечерний альбом». В книгу вошли стихи, написанные в 15-17 лет (некоторые еще раньше), которые получили высокую оценку известного поэта М.Волошина.
Марина Цветаева: Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в Трехпрудном. Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра непомерное лицо в оправе вьющейся бороды. Вкрадчивый голос.
Волошин: Можно мне видеть Марину Цветаеву?
Марина: Марина я.
Волошин: А я Макс Волошин. К вам можно?
Марина: Очень.
Марина Цветаева: Прошли наверх, в детские комнаты.
Волошин: Вы читали мою статью о Вас?
Марина: Нет.
Волошин: Я так и думал и потому Вам ее принес.
Марина Цветаева: Вся статья – самый беззаветный гимн женскому творчеству и семнадцатилетью.
Волошин: Она давно появилась, больше месяца назад, неужели вам никто не сказал?
Марина: Я газет не читаю и никогда не вижу. Мой отец до сих пор не знает, что я выпустила книгу. Может быть, знает, но молчит. И в гимназии молчат.
Волошин: А Вы в гимназии? Да, Вы ведь в форме. А что Вы делаете в гимназии?
Марина: Пишу стихи.
Марина Цветаева: И вот беседа – о том, что пишу, как пишу, что люблю, как люблю – полная отдача другому, вникание, проникновение, глаз не сводя с лица и души другого… Через день письмо, открываю: стихи.
Волошин: К вам душа так радостна влекома!
О, какая веет благодать
От страниц Вечернего Альбома!
(Почему альбом, а не тетрадь?)…
Кто Вам дал такую ясность красок?
Кто Вам дал такую точность слов,
Смелость все сказать: от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Ваша книга – это весть оттуда,
Утренняя благостная весть.
Я давно ж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: чудо – есть!
Ведущий: Как поэт и личность она развивалась стремительно. Перепробовала разные маски, разные голоса и темы. Все это оставило в ее творчестве прекрасные и яркие стихи. Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья она пронесла любовь к Родине, русскому слову, к русской истории. В одном из ее стихотворений – «Генералам двенадцатого года» - речь идет о братьях Тучковых, участниках Бородинского сражения, двое из которых погибли в бою.
Исполняется романс на стихотворение М.Цветаевой «Генералам двенадцатого года».
Ведущий: Посвящено это стихотворение мужу Марины – Сергею Яковлевичу Эфрону. Замуж Марина вышла в январе 1912 года. Она писала много, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит ничего не сказать: она его боготворила.
Чтец: Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим…
И, наконец, - чтоб было всем известно! –
Что ты любим! любим! любим! любим! –
Расписывалась – радугой небесной.
Как я хотела, чтоб каждый цвел
В веках со мной! Под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала имя…
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты – уцелеешь на скрижалях.
Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» на стихи М.Цветаевой.
Ведущий: Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк:
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не поплывет под нашими ногами.
Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они в 1915 году.
Звучит романс М.Таривердиева «Мне нравится» на стихи М.Цветаевой.
Ведущий: До революции Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить собственный голос. А потом… Война. Жалость, боль и печаль переполнили сердце поэтессы. Трагично, горестно, бедственно звучат стихи, вызванные войной. Голос в защиту страдающего человека в стихах Цветаевой хорошо слышен. Бедствие народа – вот что пронзало ее душу.
Чтец: Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!
Мать крест надевала солдату,
Мать с сыном прощалась навеки…
И снова из сгорбленной хаты:
«Простите меня, мои реки!»
Ведущий: С 1917 года для Цветаевой настает пора испытаний. В ноябре 1927 года ее муж Сергей уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Почти три года жила Марина в голодной красной Москве, не получая вестей от Сергея. На руках две дочери: Ариадна – старшая, и Ирина – трех лет. Терпела не просто нужду, а нищету. По совету знакомых отдала своих девочек в приют, но вскоре забрала оттуда заболевшую Алю, в феврале 20-го года потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски.
Чтец: Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое на земле.
Ведущий: Таково было ее хождение по мукам. Теперь из ее стихов навсегда ушли прозрачность, легкость, певучая мелодика, искрящаяся жизнью и задором.
Чтец: Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы пред причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке – лишь горстка пепла!
И это все, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это все, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
Ведущий: С 1919 по 1920 год Марина Цветаева пишет непрерывно, но ни одной книги не вышло. Однажды, отвечая корреспонденту, что ее, Цветаеву, «не помнят» в России, она ответила: «Нет, голубчик, меня не «не помнят», а просто не знают».
Ведущий: В 1922 году Марина Цветаева едет к мужу, который волной отступления был унесен в Чехию. Так началась ее семнадцатилетняя одиссея за рубежом. В эмиграции Цветаева не прижилась. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что ее читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе.
Стихотворение «Тоска по родине!» на грампластинке.
Ведущий: Стихи, преодолевая все препоны, воздвигнутые на их пути при сталинском режиме, текли в Россию, их везли знакомые и незнакомые, их заучивали и запоминали. Стихи ее не печатались, публичных выступлений не было… «Здесь я не нужна, там я невозможна»,- говорила Марина Цветаева.
Ведущий: Вернулась в Россию Марина Цветаева в жестокие 30-е годы. В начале войны Марина Цветаева вместе с сыном эвакуировалась в составе писательской организации в Чистополь, а затем в небольшой городок Елабугу. Здесь доведенная до отчаяния унижением, непризнанием, черствостью она сама поставит точку в своей жизни.
Перевод стихотворения «Уж сколько их упало в эту бездну…» читает учитель русского языка и литературы Чамзыран С.А.
Звучит «Аве Мария» И.Бах, Ш.Гуно или «Ностальгия» - в исполнении Ф.Гойи (гитара).
Марина Цветаева: Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой
11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...
Сложная судьба Марины Ивановны Цветаевой. Трагичность поэтического мира.
Тема: Сложная судьба Марины Ивановны Цветаевой. Трагичность поэтического мира.Цели урока:образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта...
Урок-исследование Марина Ивановна Цветаева Трагичность судьбы… (определённая трагичностью эпохи… («безвременьем»))
Урок (11 класс), посвященный творчеству М.И. Цветаевой, рассчитанный на 2 академических часа....
Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи
Урок по теме "Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи" можно провести в форме литературной гостиной в 11 классе...
М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха
Урок-лекция знакомит учащихся не только с периодами жизни великого поэта, но и с личностью. Почему поэт был одинок, почему так рано погиб? Как относились к нему современники и ...
Проблемный семинар "Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев: судьба эпохи"
Проблемный семинар«Н.С.Хрущев и Л.И.Брежнев: судьба эпохи»Тип урока: повторительно-обобщающийФорма проведения: урок-семинарЦели и задачи урока:Помочь учащимся глубже осознать эпоху «оттепели» и ...
Статья "Особенности языковой картины мира и основные средства ее создания детской поэзии григорианской эпохи
Английский язык, как и любой другой естественный язык, отражает определенный способ восприятия мира. Владение языком предполагает владение картиной мира, отраженной в этом языке. Совокупность представ...