Проблемный семинар "Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев: судьба эпохи"
опыты и эксперименты по истории (11 класс) по теме

Утешева Виктория Викторовна

Проблемный семинар

«Н.С.Хрущев и Л.И.Брежнев: судьба эпохи»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма проведения: урок-семинар

Цели и задачи урока:

  1. Помочь учащимся  глубже осознать эпоху «оттепели» и «застоя»
  2. Обобщение знаний учащихся о деятельности  Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева в политической, социально-экономической, духовной областях.
  3. Определение основных черт и характера эпохи «оттепели» и «застоя».
  4. Продолжение формирования умений анализировать, обобщать, сравнивать, работать с художественными и учебными произведениями, оценивать события.
  5. Содействие  развития умения находить в известном   неизвестные стороны и  детали, дополнять полученные знания новыми фактами, выстраивать хронологические ряды и образно обозначать даты.
  6. Способствование развития  интеллектуальных умений анализировать материал, делать резюме, выбирать главное из перечня, обосновывать свой выбор.
  7. Развитие склонностей к сравнению, сопоставлению событий прошлого и настоящего.
  8. Направить учащихся на свободный, осознанный выбор личностной патриотической позиции.
  9. Развитие возможности учащихся быть соавтором урока.

 

 Образовательные:

  Расширение и закрепление понимания противоречивого отношения власти в политической, социально-экономической и духовной  жизни общества

 

Развивающие:

  Продолжить развитие умения работать с дополнительной справочной литературой, с историческими документами. Развитие мыслительной способности учащихся, навыков коллективного труда.

 

Воспитательные:

  Изучая историю нашей Родины в  данный период, развить у  учащихся  толерантность, способность рассматривать явления и события с точки зрения их исторической обусловленности, дать  возможность выработать собственное отношение к  дискуссионным вопросам, осмыслить ошибки прошлого, а также воспитать у учащихся патриотизм, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание  судьбам конкретных людей.

 

Учебное оборудование: медиапроектор;  карточки с заданиями.

Оформление доски: тема урока, план урока, фото Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, домашнее задание.

 

 

 

План урока

  1. Хрущев и Брежнев: борьба  за власть
  2. Социально-экономическое развитие
  3. Международные отношения и внешняя политика
  4. Полемика  оппонентов. Положительное и отрицательное в деятельности Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории 

Дата проведения: 20.03.2008

Место проведения:  кабинет  14 Лаганской средней школы  3

Класс:  11 «б»

Преподаватель: Утешева Виктория Викторовна

Проблемный семинар

«Н.С.Хрущев и Л.И.Брежнев: судьба эпохи»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма проведения: урок-семинар

Цели и задачи урока:

  1. Помочь учащимся  глубже осознать эпоху «оттепели» и «застоя»
  2. Обобщение знаний учащихся о деятельности  Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева в политической, социально-экономической, духовной областях.
  3. Определение основных черт и характера эпохи «оттепели» и «застоя».
  4. Продолжение формирования умений анализировать, обобщать, сравнивать, работать с художественными и учебными произведениями, оценивать события.
  5. Содействие  развития умения находить в известном   неизвестные стороны и  детали, дополнять полученные знания новыми фактами, выстраивать хронологические ряды и образно обозначать даты.
  6. Способствование развития  интеллектуальных умений анализировать материал, делать резюме, выбирать главное из перечня, обосновывать свой выбор.
  7. Развитие склонностей к сравнению, сопоставлению событий прошлого и настоящего.
  8. Направить учащихся на свободный, осознанный выбор личностной патриотической позиции.
  9. Развитие возможности учащихся быть соавтором урока.

 Образовательные:

  Расширение и закрепление понимания противоречивого отношения власти в политической, социально-экономической и духовной  жизни общества

Развивающие:

  Продолжить развитие умения работать с дополнительной справочной литературой, с историческими документами. Развитие мыслительной способности учащихся, навыков коллективного труда.

Воспитательные:

  Изучая историю нашей Родины в  данный период, развить у  учащихся  толерантность, способность рассматривать явления и события с точки зрения их исторической обусловленности, дать  возможность выработать собственное отношение к  дискуссионным вопросам, осмыслить ошибки прошлого, а также воспитать у учащихся патриотизм, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание  судьбам конкретных людей.

Учебное оборудование: медиапроектор;  карточки с заданиями.

Оформление доски: тема урока, план урока, фото Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, домашнее задание.

 

План урока

  1. Хрущев и Брежнев: борьба  за власть
  2. Социально-экономическое развитие
  3. Международные отношения и внешняя политика
  4. Полемика  оппонентов. Положительное и отрицательное в деятельности Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева.

                                                                                              «Не следует с проклятием бранить

                                                                                       Того, кто по ошибке сделал зло,

                                                                                                Хотя, мечтал добро распространить»

                                                                                                                   (Д.Кугультинов)

Ход урока

  1. Организационный момент 

                                       Я рада новой встрече с вами,

                                      Мы снова  вместе – вы и я.

                                      Начинаем наш урок – он для вас,

                                      Я желаю всем удачи, в добрый час.

Дорогие друзья, сегодня мы проводим урок-семинар по теме «Н.С.Хрущев и Л.И.Брежнев: судьба эпохи». Эпиграфом урока нам послужат слова Д.Н.Кугультинова:

                               «Не следует с проклятием бранить

                                Того, кто по ошибке сделал зло,

                                Хотя, мечтал добро распространить»

    Теперь давайте перелистаем страницы истории и перенесемся во времена правления Никиты Сергеевича Хрущева  и Леонида Ильича Брежнева. Правление каждого их них это целая эпоха, говорить о каждом можно часами, но наше временное пространство 1 урок. Прежде, чем приступить к работе, нами были созданы 2 рабочие группы – это сторонники Н.Хрущева и сторонники Л.Брежнева. Задания и вопросы каждой группы будут касаться только их временного пространства. Мы попытаемся рассмотреть политическое, социально-экономическое и духовное развитие в период «оттепели» и «застоя».

     В начале, ребята  давайте проведем небольшую разминку на знание хронологии и выполним задание  1. Каждой группе  необходимо из общего списка в хронологической последовательности расположить  те события, которые соответствуют их периоду.

Ключи к заданию  1: 1 группа - 15.12,5,3,10,1,2,6

                                         2 группа – 7,8,9,11,4,13,14

  Хорошо. Молодцы, ребята.

 1.  Теперь перейдем к основным вопросам урока. Сейчас мы  должны поговорить о Н.С.Хрущеве и Л.И.Брежневе, назвать характерные черты исторических личностей и описать их борьбу за  власть.

Задание  2. Назовите характерные черты исторических личностей и  опишите их борьбу за власть.

Давайте послушаем выступление 1 группы, сторонников Н.Хрущева.

1 группа. Примерный ответ учащихся: Хрущев показал не меньше стратегических талантов, чем Сталин, когда боролся за власть в Кремле. Его тоже поначалу никто всерьез как преемника вождя народов не воспринимал.

С 1944 по 1949 гг. Никита Сергеевич работал председателем Совнаркома Украинской ССР, где занимался восстановлением разрушенной в войну экономики республики. Затем его назначили первым секретарем Московского обкома и секретарем ЦК. Вплоть до самой смерти Сталина Хрущев был близким помощником вождя. Во время ночных застолий в Кунцеве на даче Сталина Хрущев ходил в украинской косоворотке и плясал по его просьбе гопака, изображал простого парня, который не рвется к власти.

В марте 1953 г. Сталин умер. Власть перешла к членам Президиума ЦК, но фактически реальными рычагами управления обладали председатель Совмина Маленков, секретарь ЦК Хрущев и министр госбезопасности Берия. Последний имел больше шансов захватить лидерство (собственно, именно его подозревали в авторстве заговора против Сталина). Хрущев подговорил Маленкова, который был в хороших отношениях с Берией, устранить Лаврентия Павловича. Тот согласился с условием, что "надо сделать так, чтобы не получилось хуже". Потом Хрущев договорился с Ворошиловым, Кагановичем и Жуковым, который так ответил на просьбу арестовать Берию: "Никита Сергеевич, я жандармом никогда не был, но эту жандармскую миссию выполню с большим удовольствием".

Хрущев велел маршалу прибыть в Кремль с верными офицерами и дождаться в приемной сигнала. Арест Берии произошел на заседании Президиума ЦК. Берия был арестован и расстрелян. Маленков, достаточно опрометчиво поверивший в единство заговорщиков, был постепенно отстранен от руководства, Хрущев избран  Первым секретарем ЦК, то есть,  признан преемником Сталина. Одним из первых его дел была массовая реабилитация политзаключенных. Затем он сделал все для того, чтобы развенчать культ Сталина, его доклад, прочитанный 24 февраля 1956 г. на закрытом заседании ХХ съезда (чтобы дискредитировать Молотова, Маленкова, Кагановича) произвел эффект разорвавшейся бомбы. Хрущев до последних дней считал этот поступок своей главной заслугой.

Спасибо за выступление. Теперь послушаем сторонников Л.Брежнева

 

2 группа. Примерный ответ учащихся: В молодости Брежнев был обаятельным, располагал к себе людей. Впоследствии он понял, что обаяние – это очень сильный фактор в политике, и много пользовался им. После войны Сталин обратил внимание на молодого партийца, генерала, который работал над задачей возрождения Приднепровья. С 1950 г. ему поручили самостоятельный участок – выдвинули на пост первого секретаря ЦК КП Молдавии, в 1952 г. избрали в состав ЦК КПСС, кандидатом в члены президиума и секретариата ЦК. По слухам, Сталин так сказал о Брежневе: "Какой красивый молдаванин".

Затем Хрущев поручил Брежневу поднимать целину. После ХХ съезда он курировал ВПК и космос, получил первую звезду Героя. Когда Клим Ворошилов ушел на пенсию, Леонид Ильич стал председателем Президиума Верховного Совета. После ухода Ф.Козлова, поссорившегося с Хрущевым, Брежнев стал секретарем ЦК.

Заговор против Хрущева созрел в тот момент, когда страна уже устала от его реформ, народ хотел стабильности, а не пустых обещаний того, что "нынешнее поколение будет жить при коммунизме". Он провел реформу государственной и партийной власти (надеясь ослабить власть аппарата), от которой бюрократизм только возрос.

Кроме того, Хрущев не был "вождем", лидером в полном понимании этого слова – он был несолидным и даже смешным.  

В итоге элита пошла на беспрецедентный шаг. В 1964 г. на октябрьском пленуме ЦК Хрущева его освободили от обязанностей Первого секретаря ЦК и других партийных и хозяйственных должностей. Изначально на Брежнева ставили как на промежуточную фигуру, главными игроками были Шелепин, Суслов, Семичастный. Хрущев был все же сильным противником, прошедшим сталинскую выучку, самостоятельно участвовавшим в заговорах. Решающая роль в смещении Хрущева принадлежала Брежневу и Подгорному.

Возвращаясь с заседания Политбюро, на котором его избрали Генсеком, Брежнев говорил Косыгину: "При Сталине люди боялись репрессий, при Хрущеве – реорганизаций и перестановок. Народ не был уверен в завтрашнем дне, поэтому советский народ должен получить в дальнейшем спокойную жизнь для плодотворной работы". Своей цели он достиг, только потом эту "спокойную жизнь" историки назовут "периодом  застоя".

После успешного заговора Брежнев постепенно избавился от сильных союзников, которые могли помешать его единоличной власти: лишил постов Шелепина, Воронова, Мазурова, Шелеста, Полянского, Семичастного. Он сформировал свою команду, состоящую из выходцев из родного Днепропетровска.

Хрущев в политику не вернулся, сразу после пленума с ним случился сердечный приступ. Он увлекся фотографией, работал в саду, диктовал воспоминания, то есть жил тихой жизнью пенсионера.

 

  Спасибо, ребята.

 

2.   В своих выступлениях вы немного затронули тему реформ, что является немаловажным в развитии государства. Давайте более подробно рассмотрим реформы периода «оттепели» и «застоя».

Внимание ребята, вам необходимо по ходу урока заполнить таблицу задания  3. Анализ таблицы мы проведем в конце  обсуждения всей темы.

Начинает свое выступление 1 группа.

1 группа. Примерный ответ учащихся: Вторая половина 50- начало 60-х гг. были отмечены  яркими событиями: освоение космического пространства, применение в мирных целях энергии атома. Страна вступила в эпоху научно-технической революции. Ее особенностью  было то, что в первую очередь она развивалась в недрах военно-промышленного комплекса. Это было связано как с необходимостью обеспечения обороноспособности, так и с отсутствием стимулов для ее внедрения в гражданских отраслях промышленности.

Общественная атмосфера создавала романтический образ ученого-испытателя, физика. Как четко заметил поэт Б.Слуцкий, в эти годы были «физики в почете», а «лирики в загоне».

Огромное впечатление на весь мир произвел запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957.Хрущев сказал, что «ракеты – это оружие сегодняшнего и завтрашнего дня. И вдруг сенсационная новость облетела весь мир:12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек – гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин.

В 1957 г. предпринимаются попытки реформ управления народным хозяйством. По мнению Хрущева централизованные отраслевые министерства не в состоянии были обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались – советы народного хозяйства (децентрализация). Организация совнархозов  дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, высвободившиеся площади были использованы для новой продукции. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку  совнархозов.

1956 г. оказался весьма благоприятным для сельского хозяйства. В этом году обозначился большой успех на целине – урожай был рекордным. Изменилось социальное и правовое  положение колхозников. Они получили паспорта, и, следовательно, право свободного передвижения по стране, была  введена денежная оплата их труда.

Будучи с визитом осенью 1959г. в США, Н.Хрущев побывал на полях фермера Рокуэля Гарста из штата Айова. Гарст выращивал гибридную кукурузу, Хрущев был буквально ею пленен. По возвращении на родину он с  еще большим рвением стал внедрять кукурузу в советское сельское хозяйство. Ярко проявлялось стремление партаппаратных работников добиться успехов любым, даже незаконным путем. В конце 50-х г. наиболее ярко проявилось в так называемой «рязанской афере». Руководители Рязанской области выступили с  обязательством увеличить заготовку мяса за 1 год сразу в 3 раза. СМИ раструбили это по всей стране. На убой были отправлены все молочные коровы, деньги колхозов и банковские кредиты использовались для  скупки скота в других областях и отправки их на убой. Скот незаконно изымался у  населения. Такое выполнение плана привело к разорению многих колхозников и индивидуальных хозяйств. Такая картина наблюдалась не только  на Рязанщине, но и в других  областях.  Уже в следующем году стало ясно: неизбежно резкое падение уровня сельскохозяйственного производства. Первый секретарь обкома  партии Ларионов застрелился.

Однако Хрущев по-прежнему выражал уверенность и не раз говорил: «Обождите, мы вам еще покажем кузькину мать и в производстве сельскохозяйственной продукции..». Не видя перспектив, усилился отток сельского населения в город. Колхозники были изгнаны с  рынков, а  спекулянты начали вздувать цены.  

В 1953-1955 г. Н.С.Хрущев провел политику реабилитации жертв сталинских репрессий, это политзаключенные, военные, писатели, целые народы – калмыки, чеченцы, карачаевцев, черкесов и другие. Указ Президиума Верховного Совета СССР о снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся  на спецпоселении был датирован мартом 1956 г. В указе говорилось о снятии с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора, установить, что снятие с калмыков ограничений по  спецпоселению не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены.

Спасибо. Предоставим слово сторонникам Брежнева.

2 группа. Примерный ответ учащихся:  Партийно-государственное руководство во главе с  Л.И.Брежневым приступило к  осуществлению нового политического и социалистического курса. В экономике явно ощущалась необходимость реформ. Стали восстанавливаться министерства вместо совнархозов.

  В сентябре 1965 г. принимается решение о начале экономической реформы. Ее суть сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия, создание  на предприятии фондов материального стимулирования, введение твердой платы независимо от прибыли, финансирование промышленного строительства через кредит, недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

   Главной причиной, приведшей к неуспеху реформы, являлось нежелание большинства лидеров экономики отказаться от привычных методов управления, что сопровождалось свертыванием робких преобразований в политической сфере. Вначале 70-х г. освоение западносибирских источников  нефти  позволило организовать значительный экспорт ее за рубеж. Приток «нефтедолларов» оттянул проявление негативных последствий экономического развития.

  С начала 70-х годов  в развитых капиталистических странах начался новый этап НТР. В России руководство формально объявило о переводе экономики с экстенсивного  пути  на  интенсивный.  Показатели Советского Союза и США, проведенные вначале 70-х гг., показали, что на  ряде направлений мы не уступали, а даже превосходили США. Но это относилось к  производству вооружения, исследованиям космического пространства, ряду фундаментальных открытий.  Но было и обратное, направления, где наблюдалось отставание, и сократить его в последующем не удалось.

 Успешные научные разработки в оборонных исследованиях, которые  могли быть  применены в гражданской сфере, были засекречены.   

В селе наблюдалось повышение цен на закупочную продукцию, поддержка крестьянства, внедрение хозрасчета. В конце 70-х г. прилавки магазинов в крупных  городах имели сносный набор основных продуктов питания.  Экономическое положение колхозов и совхозов усугублялось несправедливым обменом между городом и деревней. Недостаточный уровень социального развития села влекли за собой чрезмерную миграцию крестьянского населения  в города.

   Рост гарантированной заработной платы  колхозников, всеобщая среднеоплачиваемость. Все более давали о себе знать уравнительные тенденции. Рост денежных  доходов населения  продолжал отставать от производства товаров и услуг. Наступил товарный голод. Материальное положение населения постепенно выровнялось, по сравнению с нищетой конца 30-х г., но все это было временным.  

II.     Разминка.

   Теперь ребята сделаем небольшой перерыв. Послушайте исторический анекдот.

     Армянское радио спрашивают:

- Почему у нас такие перебои в снабжении мясопродуктами?

     Армянское радио отвечает:

- Мы идем к коммунизму настолько быстро, что скот не поспевает за нами.

Или 

    Армянское радио спрашивают:

- За что сняли Хрущева?

     Армянское радио отвечает:

 -За семь «К»:

За какие семь «К», как вы думаете, ребята?

 Ответ учащихся: культуру, коммунизм, кукурузу, Китай, краснобайство, кубинский кризис и кузькину мать.

 

3.   Дорогие, ребята в развитии любого государства немаловажную,  порой  и судьбоносную роль играет внешняя политика. Международные отношения СССР с другими странами, не явились исключением, особенно учитывая то, что всегда отстающая Россия от западных держав именно в период оттепели и застоя смогла выдвинуться  вперед и обогнать  сверхдержавы, в том числе и США.  

 

  Пожалуйста, дайте характеристику внешней политики СССР с 1953-1964 гг.

  1 группа. Примерный ответ учащихся. Уже впервые дни после смерти Сталина стали просматриваться разные линии в руководстве внешней политикой страны. Министр иностранных дел В.Молотов  считал, что перерыв в «холодной войне» необходим, предлагая, тем не менее, сохранить жесткое сосуществование  2 систем. Иначе оценивали  ситуацию Г.Маленков, а затем  Н.Хрущев, они выступали за мирное сосуществование социализма и капитализма. После войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран  социализма. Это и определило направленность внешней политики СССР в 1953-1964 гг.

    Летом 1953 г. СССР достиг компромисса с США, результатом которого стало перемирие в Корее. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений СССР с Турцией  и Югославией. В 1954 г. важное соглашение о прекращении войны в Индокитае, прекращения состояния войны с Австрией, Германией и Японией.

    Необходимо отметить, что внешняя политика западных держав и СССР велась с позиции силы. Хрущев отмечал «договор имеет силу, если он подкреплен пушками. Если договор не подкреплен силой, то он ничего не стоит».  

     В 1956 г. он  заявил о переходе  к ракетно-ядерному противостоянию. В     1957 г. в СССР успешно прошли испытания первой  мире межконтинентальной баллистической ракеты. Отношения Запад и Восток обострились с новой силой.

    Наиболее опасным оказался Карибский кризис 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения  на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны.  Ее удалось избежать в последний момент благодаря своевременно заключенному  компромиссу  между Кеннеди и Хрущевым. СССР согласилось демонтировать и вывезти с Кубы  все ракеты, США гарантировало безопасность Кубы, а также вывезти ракеты с баз в Турции. 

    В 1955 г. высшие советские руководители (Хрущев и Брежнев) совершили длительные государственные визиты в Индию, Бирму и Афганистан.  В 1957-1964 г. состоялись переговоры с лидерами более чем с  30 развивающихся стран, было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве. Результатом же явилось не только усиление регионального противостояния США и СССР, но и более тесная координация усилий западных стран в борьбе против «советской экспансии».  

  Теперь послушаем 2 группу и рассмотрим внешнюю политику во время Брежнева Л.И. с 1964 – 1982 гг. 

2 группа. Примерный ответ учащихся. К середине 60-х годов международная обстановка оставалась для СССР противоречивой.  Единый в прошлом социалистический лагерь был расколот «антисоветской  деятельностью»  китайского руководства, политика СССР в странах третьего мира не приносила  ожидаемых результатов.

    Внешняя политика СССР по-прежнему основывалась на тезисе о радикальном  изменении соотношения сил в мире в пользу СССР  и союзных ему стран.  Позиция США и НАТО оценивались как ослабленные.

США действительно не только  были вынуждены считаться с  новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика.

    К концу 60-началу  70-х гг., после  целой полосы кризисов, начался период, получивший название  «разрядка международной напряженности».

 В сентябре 1971 г. было подписано  соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину.  В мае 1972 г.  в ходе первого визита президента США   Р.Никсона  в Москву  были подписаны договоры об основах взаимоотношений  двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны стратегических наступательных  вооружений. 1 августа 1975 г.  в Хельсинки  проведен заключительный  акт  Совещания  по безопасности и сотрудничеству в Европе,  главами 33  европейских государств, а также США и Канады.

    С начала войны в Афганистане (25 декабря 1979г.) политика разрядки была похоронена совсем. Афганская война была крупнейшей ошибкой  советского руководства. Решение о вводе советских войск  было принято несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Война обошлась советским людям  потерями десятков миллиардов рублей. Она значительно подорвало авторитет СССР в мире.    

    Следующий промах СССР - это Чехословацкий кризис 1968 г., при попытке демократизировать общество закончилось вводом   в Чехословакию войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии. Эта акция усилила раскол среди стран социализма. Постепенно ситуация выходила из-под контроля Москвы, становился очевидным кризис системы.

 

  Спасибо за выступление.

Перейдем к заданию  4.

Задание  4. Ответьте на вопросы.

1 группа                                                                                        2 группа

1.Какие изменения во внешней политике       1.В чем вы видите проявление 

СССР произошли после смерти Сталина?      разрядки  международной    

                                                                             напряженности в  70-е г.?        

2.Почему Запад так и не пошел                         2.Что такое "доктрина 

навстречу советским предложениям о              Брежнева»? 

сокращение вооружений и разоружений

 в конце 50-х - начале 60-х гг.?

3.В каком году в СССР успешно                       3.Когда началась Афганская

прошли испытания первой  мире                       война?  

межконтинентальной 

баллистической ракеты?

Молодцы. Спасибо за ответы.

   В ваших ответах прозвучали такие слова, как волюнтаризм, субъективизм, неосталинизм, диссидент, реабилитация. Что означают эти понятия?

Примерные ответы учащихся.

Волюнтаризм политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями.

Реабилитация – восстановление в правах, восстановление доброго имени

Субъективизм – отношение к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами субъекта; отсутствие объективности.

Неосталинизм – новое понимание и продолжение политики сталинизма Л.И.Брежневым.

Диссидент -  инакомыслящий человек, не разделяющий  господствующую идеологию.

  1. Подводя итог всего сказанного ребята, ответьте на вопрос у кого из них, у Брежнева или у Хрущева было больше положительного и отрицательного? Ответ аргументируйте. При ответе используйте таблицу задания  3, которую вы заполняли в ходе урока.

   Ребята, мы ограничены во времени, но у вас есть возможность задать друг другу вопросы.

Пожалуйста, сторонники Хрущева задайте вопрос противоположной стороне.

Например:

 Чем можно объяснить то, что имеются противоречивые мнения о Хрущеве? 

Или

В 1974 г. правительством было принято решение о строительстве Байкало-амурской магистрали (БАМ) протяженностью более 3000 км. Молодежь откликнулась на это решение. Комсомол взял шефство над новым строительством.

А какова дальнейшая судьба БАМа? Можно ли согласиться с утверждением, что строительство БАМа было ошибкой?

Пожалуйста, сторонники Брежнева задайте вопрос сторонникам Хрущева.

Например:

 Каковы на ваш взгляд, истинные причины неудачи экономической реформы 1965 г.

 «Колумб космоса», «Икар, вырвавшийся из цепких объятий Земли», «Магеллан, совершивший первое космическое кругосветное путешествие»

С какими событиями связаны заголовки газет? Когда оно произошло и о чем свидетельствует?

В случае резервного времени можно задать вопрос.

   Ребята, представьте себе вы на избирательном участке. Вам необходимо проголосовать, у вас в бюллетени 2 кандидатуры Н.Хрущев и Л.Брежнев. За кого вы проголосуете? Ответ обоснуйте.

IV.  Вот и близится урок к концу, мы с вами рассмотрели политику внутреннюю и внешнюю, социально-экономическое развитие СССР в годы «оттепели» и «застоя». Из всего сказанного сделайте вывод. Какой нам предстала судьба эпохи данного периода. 

Заключение

   Сегодня на уроке мы рассмотрели деятельность двух исторических личностей, выявили «+» и «—"    и пришли к выводу, что всё, что они делали, они делали, прежде всего, на благо народа, но время диктовало им разные пути решения проблем, стоящих перед советским обществом.    Советское общество  при всех ошибках и просчетах Правительства, продолжало поддерживать курс реформ. Многие стали понимать, что постоянная борьба за власть и против нее только ухудшает положение всех.

  Перед  нами – год за годом – прошла  жизнь страны в 50-80-е годы. Главное, что вы осознали и почувствовали противоречивость эпох, их политическое и духовное значение. Это время дало название  определенному типу людей, которых мы называем «советскими людьми». Надеюсь, наш урок поможет вам в будущем учиться на ошибках  прошлого, объективно оценивать любую сложившуюся ситуацию. Со временем, возможно, вы  предпочтете внести изменения в ход истории, дополнив его новыми деталями. Во  всяком случае, вам писать историю своей страны.

  На этом мы завершаем наш урок-семинар. Спасибо вам ребята за содействие, а жюри за внимание.

     

 Оценивание учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой

11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...

Урок-исследование Марина Ивановна Цветаева Трагичность судьбы… (определённая трагичностью эпохи… («безвременьем»))

Урок (11 класс), посвященный творчеству М.И. Цветаевой, рассчитанный на 2 академических часа....

М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха

Урок-лекция знакомит учащихся не только с  периодами жизни  великого поэта, но и с  личностью. Почему  поэт был одинок, почему так рано погиб? Как относились к нему современники и ...

М.Ю.Лермонтов Судьба, творчество, эпоха

презентация к уроку по теме: "М.Ю.Лермонтов Судьба, творчество, эпоха"...

Поэзия. Судьба. Эпоха. (М.Цветаева)

Литературно-музыкальная композиция...