М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок-лекция знакомит учащихся не только с периодами жизни великого поэта, но и с личностью. Почему поэт был одинок, почему так рано погиб? Как относились к нему современники и почему его многие не понимали? На эти вопросы и отвечает материал урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.yu_.lermontov_lichnost_sudba_epoha.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха.
Цели: 1 Познакомить учащихся с жизнью известного русского поэта М.Ю.Лермонтова, раскрыть существенные черты личности .
2 Уметь составлять запись основных положений лекции учителя.
3 На примере жизни и творчества Лермонтова привить учащимся любовь к Родине, народу, родному языку. Обратить внимание учащихся на демократизм лирики, гражданский характер его произведений, на его интерес к русской природе.
Наглядность:
Портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстративный материал по биографии поэта.
Ход урока.
1 Оргмомент
2 План лекции.
1) Детство поэта в Тарханах.
2) Московский период
3) В Петербурге.
4) Первая ссылка.
5) Расцвет могучего дарования.
6) Вторая ссылка на Кавказ и гибель поэта..
Учащиеся делают запись основных положений лекции
учителя и по ходу рассказа зачитывают стихотворения поэта
.
- Детство поэта в Тарханах.
27 января 1837 года на Чёрной речке под Петербургом раздался роковой выстрел, сразивший великого русского поэта России А.С.Пушкина. «Солнце нашей поэзии закатилось»,- сообщалось в некрологе. Многое в гибели Пушкина казалось зловещим выпадом Судьбы, хотя реальные исполнители и мотивы преступления были известны. Русская поэзия, испытавшая благодаря Пушкину стремительный взлёт, как бы остановилась в своём развитии, не находя достойного преемника. «Бедная Россия!- пиал из Парижа по поводу трагической кончины Пушкина Андрей Карамзин, сын писателя-историка.- Одна звезда за другой гаснет на твоём пустынном небе; и напрасно смотрим, не зажигается ли заря…»
И всё-таки она зажглась. В дни, когда раздавались призывы призвать к ответу убийц Пушкина, появилось стихотворение никому до того не известного корнета лейб-гвардии Гусарского полка Михаила Лермонтова «Смерть поэта». Мотивы возмездия, осуждения реакции, причастной к гибели Пушкина, прозвучали здесь с такой силой, что стало ясно: в русскую литературу пришёл поэт, достойный продолжить дело Пушкина:
(отрывок из стих. «Смерть поэта»)
М.Ю.Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве , в доме генерала Ф.Толя.
Отец: капитан в отставке, владелец небольшого имения Кропотово, Юрий Петрович Лермонтов.
Мать: Мария Михайловна, дочь Елецкого помещика (впоследствии предводителя дворянства) Михаила Васильевича Арсеньева и Елизаветы Алексеевны Столыпиной
( сообщение уч-ся о предках Лермонтова)
Весной 1815 года, родители с новорождённым возвратились из Москвы в Тарханы-родовое имение, принадлежавшее бабушке поэта Е.А.Арсеньевой.
(сообщение уч-ся о Тарханах)
Лермонтов жил в Тарханах с 1815 по 1827 год. Все биографы отмечают страдания мальчика в связи с ранней смертью матери (1817 г.) и разрыв отношений между отцом и бабушкой . Эти события наложили свой отпечаток на психику будущего поэта и на его творчество. Уже через неделю после похорон дочери бабушка оформила документ, по сути разлучавший отца с сыном. И ставил внука в материальную зависимость от бабушки, имевшей при том неограниченную любовь и привязанность к внуку. Систематическое обучение Л. началось в 5-6 лет.шло обучение русскому, французскому, немецкому, латинскому и греческому языкам, математики, истории, рисованию. Чтобы любимый внук не чувствовал одиночества, бабушка приглашала в Тарханы сверстников Мишеньки (до 10 мальчиков жило) Долгое время жил с ним троюродный брат Аким Шан-Гирей (друг поэта до конца жизни)
2 Московский период.
Когда Лермонтову исполнилось 12 лет, Е.А обеспокоилась дальнейшим воспитанием внука.. Надо было готовить мальчика к службе, предпочтительнее военной, исконно дворянской. Выбор пал на Московский Университетский Благородный пансион, один из самых привилегированных в России, с высокой репутацией в дворянских кругах. По уровню подготовки Михаил мог сразу поступить в младший класс, но учиться тогда надо было 6 лет. Решили ускорить процесс обучение – пригласили учителей для домашнего образования, после чего можно поступать сразу в старший класс. Лермонтов расширял свои знания математикой, географией, астрономией. В 1828 г. поступает в пансион, занимается рисованием, игрой на скрипке, и главное, конечно, словесностью.
«…я начал марать стихи в 1828г. ,переписывая и «прибирая» их по инстинкту»,-признавался Л. Как поэт Л. рождался динамично, ярко, но без той лёгкости, которая была свойственна Пушкину. Наверное потому, что Л. с самого начала влекла в поэзии не её внешняя красота, а желание с предельной полнотой выразить в звуках чувства, раздумья о жизни и человеческих отношениях. И все же:
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу…
Л. учился писать стихи. Самые ранние те стихи, которые он помещал в пансионных журналах. Но, к сожалению, они утрачены. Поэтому первыми стихами считаются стихи 1828 г.: «Осень», «Заблуждение»,»Поэт». Стихи ученические, подражательные. Но не просто выразить то, что волнует душу поэта. Мечта богаче её звукового воплощения. К тому же нет веры в то, души его кумиры станут когда-либо кумирами действительности. Так рождались в лирике Л. разочарованность, осознание трагического несовпадения мечты и действительности.
Переезд в Москву во многом изменил жизнь Л. Его контакты с обществом из мира мечтательного переходили в русло реальных отношений. Л. быстро сходился с новыми знакомыми, был искренним, доверительным в дружбе. Однако глубокого отклика своим дружеским порывам не находил, что порождало тяжёлые разочарования. Дело в том, что Л. не был до конца понят окружающими ни в своих поступках, ни тем более в думах: так много в них мечтательно-идеального, не исполнимого в реальной жизни. Это сказывалось и на отношениях его с окружающими людьми. Он был то задумчив, то слишком порывист, то холоден, то до капризного требовательным, то откровенным, или замкнутым., бывал язвительным, колким. Душевные страдания оказывались неизбежными. Вот почему в стих. Рано появились мотивы неверия в истинную дружбу, печаль по несбывшимся надеждам, жалоба на непостоянство человеческих страстей. Юношей овладевала мысль о «холодности» людских отношений, бессмысленности жизни:
Волны катятся одна за другою
С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпою
Так же одни за другим.
Люди хотят иметь души… и что же?-
Души в них волн холодней! («Волны и люди»)
В 1830 г. Благородный пансион преобразован в гимназию , и Л. поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета, а осенью 1831 г. перешёл на словесное отделение, но интереса к занятиям у поэта не возникло. «Казённый» характер обучения, низкий уровень преподавательского состава- Л. было неинтересно.
3 В Петербурге.
Поэт подаёт прошение о переводе в Петербургский университет, но поступить не удалось и, чтобы закончить образование, Л. поступает в двухгодичную Школу гвардейских подпрапорщиков. Два года разрядки, гусарской удали, беспечности. За два года было написано около 20 стих., исторический роман «Вадим» (похож на «Капитанскую дочку»). В ноябре 1834 г. Л произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка (портрет Будкина) Л торопится наверстать упущенное: бывает на всех балах, ближе узнаёт аристократическое общество. В 1835-36 гг. написаны поэмы «Сашка», «Боярин Орша» «Маскарад» , стих. «Умирающий гладиатор» Но Л. мало публиковали, драму «Маскарад» на сцене не поставили. Поэт преодолевал все препятствия, обладая мужеством и волей. Л., узнав о смерти Пушкина, в необычайном возбуждении написал первые 56 строк стих «Смерть поэта» Первым, кто снял копию, был Святослав Раевский, затем другие. Текст множился с необычайной скоростью. Росла и известность автора. Всех поразила сила и страсть выраженной в стих. Скорби. Л. дописал ещё 16 строк- и последовал арест. Был арестован и Раевский. В квартирах произведён обыск. Царь распорядился также освидетельствовать поэта, дабы удостовериться, «не помешан ли он». Но врач не нашёл оснований для спец. заключения. Л. допрашивали несколько раз, требовали отречься от стих., признать, что оно ошибочно и случайно. Но поэт вёл себя мужественно и отрекаться от написанного не стал, поскольку правду всегда считал своею «святынею». Последовал указ отправить поэта на Кавказ, где шла постоянная война с горцами. Поэта отправляли туда, где его могли настигнуть пули.
- Первая ссылка.
После 27 февраля 1837 г. Л находился под домашним арестом. Бабушка продолжала хлопотать о внуке. Но ничего не помогало. И Л. в начале марта отправляется в ссылку. Путь от Москвы до северного Кавказа был долгим и утомительным. Перемена климата, пронизывающие ветра, и неудивительно, что Л. простудился. Добравшись до Ставрополя, подаёт рапорт, чтобы освидетельствовали болезнь. Но лучше не стало, и тогда было решено отправить поэта в пятигорский госпиталь для лечения минеральными водами. Тем временем в журнале «Современник» было опубликовано стих. «Бородино», в конце стояло «Л-въ!. Эта была первая заметная публикация под его именем, и вторая (после «Смерти поэта») значительная вещь, вызвавшая громадный интерес.
Лето 1837 г. Л. провёл в Пятигорске. Этот период послужил накоплению новых впечатлений, благодаря чему родились «Мцыри», «Герой нашего времени» и др. Л. в Пятигорске интересует местный быт, обычаи и культура кавказских народов. Расширяется и круг общения . Поэт знакомится с Белинским, с декабристом Одоевским, и др декабристами . Из общения с декабристами, под влиянием политических разговоров вылилась замечательная фольклорная поэма «Песня про купца Калашникова», сделавшая имя её создателя широко известным. Между тем, ещё отбывая ссылку на Кавказе, он окончательно уверовал в своё призвание и , чувствуя в себе «силы необъятные», работал настойчиво, предъявляя ещё большую, чем раньше требовательность к себе, к своему творчеству. Л. начинает и рисовать. (вся коллекция до нас не дошла).
(рисунки Лермонтова)
Бабушка не переставала хлопотать о возвращении внука из ссылки. Но добилась лишь перевода в Гродненский гусарский полк Новгородской губернии. И во второй половине декабря Л. отправляется в Петербург. С Кавказом Л. расставался не без сожаления. Было грустно покидать эти места, да и служба не в Петербурге его не привлекала. Он хотел бы выйти в отставку но это было невозможно, так как ещё не получено полное прощение. Он освобождался от службы на Кавказе , но не от службы государю. Возвращение в Россию тревожило поэта. Ведь он был «неблагонадёжным» , а это вызывало отчуждение окружающих. Эта мысль выражена в прощальном стих. написанном по дороге домой.
Спеша на Север издалёка, из тёплых и чужих сторон,
Тебе, Казбек, о страж Востока, принёс я, странник, свой поклон.
Молю. Чтоб буря не застала…
Но есть ещё одно желанье! Боюсь сказать!- душа дрожит!
Что, если я со дня изгнанья совсем на родине забыт!
Найду ль там прежние объятья? Старинный встречу ль привет?
Узнают ли друзья и братья страдальца, после многих лет?
- Расцвет могучего дарования.
В Гродненском полку Л. пробыл недолго, с февраля по апрель. Благодаря неусыпным хлопотам бабушки, с помощью Бенкендорфа было получено высочайшее распоряжение о переводе Л. в Гусарский полк- тот самый, где служил до ссылки. Это означало, что ссылка и надзор за опальным поэтом прекращалась. Начинается Петербургский период, новый и очень ответственный период в его творчестве. Надо было осмыслить кавказские впечатления, доработать задуманные произведения( «Беглец», «Демон», «Героя…» ) Л.жаждал отставки. Но её не давали. Даже отпуска не получил! Оставалось пуститься, как пишет сам поэт, « в большой свет; в течение месяца на меня была мода, меня буквально разрывали …самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихи. Тем не менее я скучаю. Просился на Кавказ-отказали. Не хотят даже, чтобы меня убили. Может быть, вам покажется странным, что я гоняюсь за удовольствиями , чтобы скучать, слоняюсь по гостиным, когда там не нахожу ничего интересного». Резкую противоположность Л. «своему» светскому кругу и усиление на этой почве мотива отрицания в лирике ощущали многие его современники. Это была и одна из причин его духовного одиночества. Хорошо было только в салоне Карамзиных, где собирались Жуковский, Одоевский, вяземский, Белинский, Мятлев, Брюллов и др. Здесь читались и давали высокую оценку его стихам: « Дума», Три пальмы», «Как часто …», «В минуту жизни трудную», «Отчего»,, «Боярин Орша», роман «Герой..» и др. Стих. «Как часто пёстрою толпою окружён» вызвало раздражение властей, в частности Бенкендорфа. Власти обеспокоились вызовом поэта, бросившим в глаза придворной аристократии свой стих,»облитый горечью и злостью» Выпад приравнивался к дерзости неслыханной (стихи на смерть Пушкина, «Дума») Значит, не впрок пошло наказание. Мнение о Л. как «возмутителе спокойствия» формировалось по двум каналам: официально-управленческому (Николай I, Дубельт) и общественному, где тон задавала придворная знать. Они не любили поэта, считали выскочкой, человеком вздорного характера. Литературные успехи также увеличивали число недоброжелателей, создавая негласную консолидацию. Нужен был случай, который бы дал повод к травле и злословию. И такой случай представился. Л. познакомился с послом Франции бароном де Барантом, который проявлял интерес к творчеству поэта. Но с сыном посла установились сразу неприязненные отношения. 16 февраля 1840 г. на балу у Лаваль между ними произошла ссора. Эрнест де Барант, оскорблённый каким-то нелестным отзывом Лермонтова, потребовал объяснений. Л. отвечал, что барон введён в заблуждение и столь обидные для него оценки не более чем сплетня. Но Барант не поверил и добавил: « если б я был в своём отечестве, то знал бы как кончить дело». Л. ответил: « Поверьте, в России следует правилам чести так же строго, как и везде, и что мы, русские, меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно» После этого де Барант сделал вызов на дуэль. Дуэль назначена на 18 февраля. Вот собственное пояснение Л.: « Мы съехались на Чёрной речке. Так как г. Барант почитал себя обиженным, я предоставил ему выбор оружия. Он избрал шпаги, но с нами были ещё пистолеты. Едва успели мы скрестить шпаги, как у моей конец переломился, а он мне слегка оцарапал грудь. Тогда мы взяли пистолеты. Мы должны были стрелять вместе, но я немного опоздал. Он дал промах, а я выстрелил уже в сторону. После сего он подал мне руку, и мы разошлись. Царь и его приближённые воспользовались инцидентом, чтобы усилить гонения на поэта. 11 марта он был арестован. 27 апреля 1840 г. в 34 номере «Литературной газеты» появилось извещение о выходе романа «Героя нашего времени», и следствие по делу о дуэли было закончено. Николай I предписал перевести Л. поручиком на Кавказ. Покидал поэт Петербург с тяжёлым сердцем, отодвигая не по своей воле на неопределённый срок исполнение многих творческих замыслов («Тучи»).
- Вторая ссылка и гибель поэта.
5 мая 1840 г. Л. отправился на Кавказ, где ему во второй раз предстояло отбывать ссылку. Начался новый и последний период в жизни и творчестве поэта. Л. служит в Чечне в крепости Грозная. Поэт участвует в военных вылазках, проявляя незаурядную храбрость. В особенности опасным и тяжёлым было сражение при реке Валерик .Здесь отряд попал в засаду, и, чтобы спастись, надо было вступить в рукопашный бой. Он длился 6 часов. Жертвы были большие. За мужество и находчивость Л. представлен к ордену Св. Владимира,- но царь вычеркнул фамилию поэта из списка награждённых. Это сражение запечатлелось в стих. «Валерик»- самым значительным в этот период. Генерал Галафеев, под командованием которого служил Л., выхлопотал поэту отпуск. 17 декабря 1840 г. последовало распоряжение отправить в отпуск в Петербург сроком на 2 месяца. Л. посещает Тарханы, в Петербурге салон Карамзиных, бывает в редакции «Отечественных записок», которые часто печатали его произведения. В октябре вышел первый прижизненный сборник поэта «Стихотворения М.Лермонтова» , а феврале 41 г. появилась статья Белинского, посвящённая этому сборнику. Эта статья окончательно закрепляла за Л. славу первого поэта России. К 1840 г. Л. окончательно убедился в том, что единственным отрадным в его жизни занятием может быть только литература. Намеревался издавать свой журнал, задумал большой исторический роман . Но для этого нужно освободиться от службы. Свой отъезд Л всё откладывает, помогает ему в этом и Жуковский. Но Николай I пришёл в ярость, узнав, что поэт ещё в Петербурге. Прощальный вечер состоялся 12 апреля у Карамзиных. Настроение было тягостным Надеяться на скорую перемену настроения Николая не приходиться. Есть сведения, что на прощальном вечере Л. был чрезвычайно грустен и «говорил об ожидавшей его скорой смерти». Упоминается даже о гадалке, которая незадолго до этого напророчила скорую смерть .Конечно, на войне можно и не выжить. 9 мая Л. прибывает в Ставрополь и с этого момента начинается цепь случайных событий, приведших поэта к гибели. Во-первых , он вдруг принимает решение самовольно отправиться в Пятигорск, вместо того , чтобы ехать по предписанию в крепость Темир-Хан- Шуру. В городе Л. подал рапорт с просьбой подлечиться минеральными водами. Разрешение было дано. Сняли домик недалеко от г. Машук. Рядом жили друзья Л. Поэт продолжал заниматься самообразованием, много читал, мучительно раздумывал о судьбах Родины (написаны стих.»Родина», «Листок», «Утёс» «Пророк» Правда, в этих стих. усиливается мотив одиночества, бесприютности. В стих «Пророк» мы видим трагедию не только поэта-гражданина, но и человека, оказывающимся «лишним» в условиях безразличия.:
…он горд был , не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен1
смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
«…он не ужился с нами,..! Мотив смерти, отчуждения постоянно нарастал в его лирике, но он хотел бы выйти к жизни- жизни вечной, чистой, деятельной и потому прекрасной. Самое убедительное в этом стих. «Выхожу один я на дорогу».
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть…
Это состояние, по-видимому, сыграло свою роль в роковом поединке. Июнь 1841 г. прошёл спокойно. Л. принимал ванны, общался с приятелями, много читал, работает над стихами. В круг его знакомых входит и Николай Мартынов.
Николай Соломонович Мартынов — зловещий спутник Лермонтова. Они знали друг друга по совместной учебе в Школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров (Мартынов выпущен из школы в 1835 г.). Потом они неоднократно встречались в Москве (1837), в Петербурге (1838-1839) и на Кавказе (1837, 1840-1 841 ). Мартынов не был другом Лермонтова и быть им не мог, но входил в круг его приятелей, тем более что с сестрами Мартынова, Натальей и Елизаветой, поэт поддерживал хорошие отношения.
Контакты Мартынова и Лермонтова отчасти напоминали отношения Печорина и Грушницкого. Как и Грушницкий , Мартынов
имел преувеличенное мнение о себе и поэтому с особой щепетильностью заботился о своем внешнем виде и, разумеется, «репутации».
Между тем был ограничен, пуст, несдержан с претензией на оригинальность. Такие люди не прощают обид, даже самых незначительных, крайне мнительны, мучительно завидуют успеху других и решительно не способны понять шутки. Вот такой человек периодически появлялся вблизи великого поэта. Рано или поздно это могло привести к конфликту, что и случилось в июле 1841 года.
В роковой июльской ситуации, приведшей поэта к гибели, нельзя не пожалеть о том, что Лермонтов, находясь в Пятигорске, несколько затянул свой отъезд в предназначенную ему крепость. Ведь к 1 июля Лермонтов уже завершал свое лечение. Его уже ничто не задерживало в Пятигорске, если не считать ожидавшейся присылки книг и писем, тем более что уже выписана , была подорожная для отъезда в Темир-Хан-Шуру. Но именно в «июле, зная, какая скука и однообразие ожидают его в военной крепости, Лермонтов большую часть времени старается провести в обществе, среди молодежи, принимает деятельное участие в подготовке и проведении увеселительных мероприятий.
Вокруг него образовался молодежный круг, прозванный чопорными приезжими аристократами «лермонтовской бандой» Л. частенько был инициатором баловИменно на одном из балов и произошла ссора с Мартыновым.Вот как рассказала об этом Эмилия Клингерберг:
. «Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л. С. Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоем острить свой язык наперебой. Несмотря на мои предостережения, удержать их было трудно. Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова разговаривавшего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его "Моп1а§пагс1 аи §гапс! ро1§пагсГ... Надо же было так случиться, что, когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово «кинжал» раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: "Сколько раз просил я Вас ос-
тавить свои шутки при дамах", — и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову, а на мое замечание "Язык мой — враг мой" Михаил Юрьевич спокойно отвечал: "Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями"»38.
Но, уходя с вечера, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Отказаться от вызова поэт не мог.
'Наступило утро 15 июля (27-е по новому стилю) 1841 года, последнее в жизни поэта. Лермонтов находился в Железноводске. Приобрел пять билетов на новый курс лечения ваннами (значит, рассчитывал после дуэли еще задержаться на Минеральных Водах), стал собираться в Пятигорск. Вскоре приехали гости (они не знали о готовящемся поединке): Е. П. Быховец, дальняя родственница поэта, обращением к которой, по-видимому, и начинается знаменитое «Нет, не тебя так пылко я люблю...»; кавказский поэт М. В. Дмитриевский; тетушка Е. Г. Быховец;А. П. Бенкендорф и Л. С. Пушкин. На обратном пути обедали вместе в немецкой колонии Каррас. Отсюда и уехал поэт, никому ничего не говоря, к месту дуэли в Пятигорск. К 6.30 вечера Лермонтов прибыл к условленному месту у подножия горы Машук . Там уже находились Мартынов и секунданты (по некоторым данным, Алексей Столыпин и князь Сергей Трубецкой к началу дуэли опоздали).
Как и положено, противников развели на 15 шагов. Дальнейшие подробности дуэли остаются столь же неясными и загадочными . Мартынов мог бы поступить точно так же. Но эта версия остается недоказанной.
о том, что Лермонтов наверняка выстрелил бы в воздух в случае промашки соперника, свидетельствует вытянутая в последний момент вверх рука с пистолетом, также обращенным дулом вверх. Но Мартынов не захотел принять понятный для всех дуэлянтов жест примирения и выстрелил в цель: Лермонтов «упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные ...в правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь» Одновременное выстрелом Мартынова сверкнула молния и разразилась невероятной силы гроза; проливной дождь покрыл окрестности сплошными потоками, словно негодуя по поводу случившегося...
Врача на поединке не было предусмотрено, что можно расценить либо как беспечность секундантов (Глебов, Трубецкой, Столыпин, Васильчиков), либо как выполнение тяжелого условия, оговорённого участниками для поединка. Имеет право на существование и третья версия: никто не предполагал, конечно, кроме Мартынова, что дело может окончиться столь трагически. После дуэли Глебов остался на месте поединка, держа на коленях истекающего кровью поэта, а секунданты поскакали в Пятигорск за врачом. Но медики, ссылаясь на непогоду, не Захотели ехать за город. Причиной отказа могла быть и боязнь оказаться замешанным в «историю», так как дуэли были запрещены. Долго не могли найти и подводы. А когда приехали — было уже поздно. Бездыханное тело доставили в Пятигорск, на квартиру, только в и часов вечера.
На другое утро стали готовиться к погребению. Художник Р. К. Шведе сделал последний портрет поэта. Со второй половины 16 июля был разрешен доступ к гробу, а 17 июля поэт был похоронен на пятигорском кладбище при огромном стечении народа.
Тем временем страшная весть о гибели надежды русской поэзии быстро стала распространяться по необъятным просторам Государства Российского. Во дворце, начиная с Николая I, вероятно радовались смерти поэта. Но таких было немного.
Часть русских людей глубоко сожалела о случившемся. Вспоминали о Пушкине. Узнав о поединке, генерал П. X. Граббе воскликнул: «Несчастная судьба нас, русских! Только явится между нами человек с талантом — десять пошляков преследуют его до смерти».
Е.А. не сразу сообщили о смерти внука. Чудом оправилась от паралича, ослепла, и стала хлопотать о том, чтобы гроб с Мишенькой был перевезён в Тарханы. Больше месяца трое дворовых везли тело поэта в родную землю. 23 апреля 1842 г. произошло второе захоронение М.Ю.Лермонтова- великого русского поэта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой
11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...
Проблемный семинар "Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев: судьба эпохи"
Проблемный семинар«Н.С.Хрущев и Л.И.Брежнев: судьба эпохи»Тип урока: повторительно-обобщающийФорма проведения: урок-семинарЦели и задачи урока:Помочь учащимся глубже осознать эпоху «оттепели» и ...
Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"
Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем поря...
Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»
Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....
Поэзия. Судьба. Эпоха. (М.Цветаева)
Литературно-музыкальная композиция...
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова
Урок "открытия" нового знания....
Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.
Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс....