"Сталин глазами поэтов Серебряного века"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок с применением ИКТ, личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения; через образный анализ двух стихотворений О.Э.Мандельштама и А.А.Ахматовой учащиеся должны найти ответ на вопрос о назначении поэта и поэзии в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stalin_glazami_poetov_serebryanogo_veka.rar | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. О.Кошевого» г. Сыктывкара Республики Коми
Краткая аннотация - урок с применением ИКТ, личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения; через образный анализ двух стихотворений О.Э.Мандельштама и А.А.Ахматовой учащиеся должны найти ответ на вопрос о назначении поэта и поэзии в современном мире.
«Сталин глазами поэтов Серебряного века»
(урок литературы в 11 классе)
Автор урока – Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. Олега Кошевого» г.Сыктывкара Республики Коми.
Тема - «Сталин глазами поэтов Серебряного века»
Предмет - Литература
Класс 11
Характеристика темы и место урока в образовательном процессе - урок внеклассного чтения.
Методическая информация:
Тип урока по основной дидактической цели - урок ознакомления с новым материалом;
тип урока по основному способу проведения – сочетание различных форм занятий;
тип урока по основным этапам учебного процесса – образование понятий, установление законов и правил;
тип урока по форме проведения - личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения.
Формы организации обучения - кооперированно-групповая и фронтальная
Задачи урока:
Образовательные:
- произвести анализ стихотворений о Сталине О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой;
- показать трагедию человека в тоталитарном обществе;
- расширить представления нынешних старшеклассников о времени 30-40х годов.
Развивающие:
- развивать умение работы с текстом;
- развивать умение нахождения изобразительные и синтаксических средств выразительности в тексте;
- учиться сопоставлять литературный материал одной тематики;
- учить старшеклассников самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы;
- формировать квалифицированного читателя, способного понять авторскую позицию и увидеть характерные черты героев;
- способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины;
- развивать коммуникативные навыки
Воспитательные:
- вызвать интерес к личности поэтов Серебряного века;
- продемонстрировать мужественную решимость поэта показать правду о Сталинском времени;
- увлечь прочтением текста;
Оборудование
- Компьютер
- Проектор
- Колонки
- Мультимедийная презентация
- Опорные карты для каждого учащегося
Ход урока.
1.Настрой на сотрудничество. Создание благоприятного психологического фона.
-Серебряный век! Что же это такое? Каковы его границы? О начале Серебряного века говорить более или менее легко. В научных трудах за начало обычно принимается середина 1890-х (Мережковский и ранний Брюсов). А вторую границу следует отодвинуть к двадцатым годам двадцатого столетия. Можно связать ее с выстрелом, оборвавшим в 1921 году жизнь Н. Гумилева. Серебряный век – это, конечно же, не век в прямом понимании этого слова, а период в несколько десятилетий, когда появилась группа поэтов, сумевших заявить о себе новым, необычным творчеством. Писали о жизни и смерти, размышляли о смысле жизни, представляли героев того времени по-своему…У каждого поколения свои идеалы, свои жизненные устои. Вот какую портретную характеристику дают одному из героев того периода: «Его толстые пальцы, как черви жирны», «Тараканьи смеются усища».
-Какое создается впечатление о герое? (неприязненное, брезгливое)
-Вот другая характеристика: с «орлиными очами», «Он видит сердце человека», «Он отвратил от нас беду»
-Ваше впечатление? (совсем другое: взгляд величественной птицы, значит герой благороден, хорошо знает и чувствует людей, способен постоять за народ)
2. Актуализация знаний.
-В двух высказываниях речь идет об одном и том же человеке. О Джугашвили. Знаете ли вы, кто такой Иосиф Виссарионович Джугашвили? Слайд 1. Это Иосиф Виссарионович Сталин. Слайд 2. Что вы знаете об этом человеке? (Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (псевдодим — Коба и др.) (21 декабря 1879, Гори, ныне Грузия — 5 марта 1953, Москва), советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Из семьи сапожника.)
-В начале урока я привела два фрагмента из стихотворений поэтов поры Серебряного века (О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой) о Сталине. О чем пойдет сегодня речь на уроке, как вы бы сформулировали тему урока? (поэты о Сталине, О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой о Сталине, Сталин глазами поэтов Серебряного века). Запишите тему урока в опорную карту.
«Сталин глазами поэтов Серебряного века»
3. Целеполагание
- Определите в карте сами для себя, что бы хотели узнать новое и чему научиться на уроке? (самостоятельная работа)
Что я хочу узнать? Чему я хочу научиться?
1.Глубже узнавать художественный текст.
2.Грамотно говорить по прочитанному.
3.Анализировать стихотворный текст.
4.Давать собственную оценку прочитанному.
5.Обогатить лексический запас.
6.Совершенствовать навыки работы с изобразительными средствами.
7.Письменно излагать мысли по прочитанному.
8.Узнать, в чем предназначение поэта и поэзии сегодня.
- Что вам известно о деятельности И.В. Сталина? Слайды 3,4. (при затруднении в ответе можно показать слайд, и тогда учащиеся самостоятельно ответят о деятельности Сталина). (Происходит форсированное развитие промышленности, уменьшение и ликвидация безработицы. Проводится коллективизация, которая направлена помочь в строительстве социализма, но какими методами были проведены его реформы, каковы его результаты для людей, которые были отправлены в лагеря среди ночи и только лишь для того, чтобы выполнить план по строительству любыми путями. Создается командно-административная система правления, при которой человек, а в нашем случае Сталин, прикрываясь буквой закона, указа совершает мыслимые и немыслимые поступки. Совершались массовые аресты людей.)
4. Объяснение нового материала.
-Как же поэты Серебряного века отразили в своем творчестве неординарную личность вождя? Одни учащиеся будут работать в опорной карте со стихотворение О.Э. Мандельштама, а другие со стихотворением А.А. Ахматовой. Слайд 5. Вам нужно внимательно прочитать стихотворение и по плану в опорной карте найти ответы, сделать записи (самостоятельная работа).
- Детали портрета
- Глаголы, связанные с действием героя
- Лексика, связанная с близким окружением вождя
- Лексический ряд, связанный с состоянием народа
Стихотворение О.Э. Мандельштама.
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, --
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подковы кует за указом указ -
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, - то малина
И широкая грудь осетина.
[ Ноябрь 1933, Москва]
Работа со стихотворением О. Э. Мандельштама.
-Выразительное чтение стихотворения.
-Какие детали портрета отмечает поэт и почему? (жирные пальцы сравниваются с червями, показаны не усы, а усища тараканьи, неприятного насекомого, сияют голенища кремлевского горца, слова осетина весомы, как пудовые гири).
-Пуд какой массе равен? (пуд-это 16 кг)
-Образ вождя изображен сатирически через детали портрета. В глазах лирического героя Сталин превращается в какое-то мифическое чудовище. Он не человек, а какое-то чудовищное животное
-Назовите глаголы, которые связаны с действием центрального героя. (Играет, бабачит, тычет, кует).
-Что означает слово бабачит? (Несколько версий:1. Свинья - свинячит, обезьяна - обезьянничает, слон - слонит а бабак - бабачит! Всё просто. Остаётся выяснить кто такой бабак. Тут оказывается полезным знание украинского языка. Бабак - это сурок. 2. Бабачит – по-видимому, авторский неологизм О. Мандельштама (хотя не исключено, что в каких-то диалектах это слово может существовать). Это и близость по звучанию к глаголу бабахать ('издавать звуки, напоминающие грохот от выстрела, взрыва, падения, удара; бить, стучать, ударять'), и, возможно, намек на Бабая, которым пугают детей. Таким образом, слово бабачит выполняет сразу несколько функций – и выступает как противопоставление словам мяучит, хнычет (эти писклявые звуки издают полулюди, а Сталин – бабачит), и указывает на что-то неведомое, но злое и страшное, что исходит от Сталина.
-Герой играет, тычет. Его действия не представляют особого труда. Но он еще и кует. Слово «кует» ассоциируется не только с тяжелым трудом кузнеца, но и еще и монотонными действиями. Монотонными движениями без эмоций штампует указ за указом.
-Какую вы выделили лексику, связанную с близким окружением вождя? (сброд тонкошеих вождей, полулюди, кто свистит, кто мяучит, кто хнычет)
-Почему называет сбродом? Что означает это слово? (сброд - случайно собравшиеся вместе ничтожные, незначительные или общественно вредные люди)
-Сброд не просто вождей-вожаков, а тонкошеих. Почему? (потому что сами висят на волоске, они полулюди запуганные, бессловесные. Они предоставляют услуги и расплачиваются своей свободой. И действия их как у бессловесных тварей: свистят, мяучат).
-Каким показан народ, ради которого служат вождь и его окружение? (народ не чует земли, т.е. не чувствует опоры)
-Повествование ведется от 1 лица, от лица простого народа: жизнь протекает в подавленном состоянии, не чувствуют земли под ногами, речи ведутся очень тихо и осторожно. За лишнее слово можно и на казнь пойти. Люди скованы страхом.
-Почему поэт посмел написать такое стихотворение? Чем грозило написание такого стихотворения поэту? (подготовленный заранее ученик)
(Осенью 1933 г. Мандельштам пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», за которое в мае 1934 г. был арестован. Надежда Мандельштам (жена поэта) впоследствии писала: «Тогда никто не сомневался, что за эти стихи он поплатится жизнью». Но резолюция о Мандельштаме была непривычно мягкой: изолировать, но сохранить. Только защита Бухарина смягчила приговор – выслали в Чердынь-на-Каме, а затем в Воронеж, где Мандельштам работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссылки ему запрещают жить в Москве. Часто приходится слышать: почему не нашлось на Сталина Занда, Шарлотты Корде, хотя бы Фанни Каплан? Почему же — нашлось, только Мандельштам действовал не кинжалом или пулей, а словом. В дни рабьего молчания и угодливости он громыхнул такими стихами).
- Рассмотрим стихотворение А.А.Ахматовой (по такому же плану опорной карты).
И Вождь орлиными очами
Увидел с высоты Кремля,
Как пышно залита лучами
Преображенная земля.
И с самой середины века,
Которому он имя дал,
Он видит сердце человека,
Что стало светлым, как кристалл.
Своих трудов, своих деяний
Он видит спелые плоды,
Громады величавых зданий,
Мосты, заводы и сады.
Свой дух вдохнул он в этот город,
Он отвратил от нас беду, -
Вот отчего так тверд и молод
Москвы необоримый дух.
И благодарного народа
Вождь слышит голос:
«Мы пришли
Сказать, - где Сталин, там свобода,
Мир и величие земли!»
Декабрь 1949
Работа со стихотворением А.А.Ахматовой.
-Выразительное чтение стихотворения.
-Какие детали портрета вождя отмечает А.А.Ахматова? (орлиные глаза вождя)
-Показаны только глаза. Глаза как зеркало души. Глаза птицы-хищника, которые зорко вглядываются во все и везде. Эти глаза видят сердце каждого человека. Какие еще глаголы использует поэтесса, описывая героя? (дважды глагол видит, вдохнул, отвратил, слышит)
-Что видит вождь? (Своих трудов, своих деяний спелые плоды, громады величавых зданий, мосты, заводы и сады).
-Показаны достояния деятельности вождя, который и беду отвратил. Как вы думаете, какую беду отвратил? (нашествие фашизма)
-Какую в этом стихотворении вы выделили лексику, связанную с близким окружением вождя? (ярко выраженной лексики в этом стихотворении нет, но есть лексика, связанная с окружением народа: благодарный народ говорит! Используемый эпитет «благодарный» подчеркивает преданность народа. Люди прославляют Сталина, свободу, мир и величие земли!)
–Мы разобрали два стихотворения о Сталине поэтов поры Серебряного века. По-разному изображен вождь. Как вы думаете, почему А.А.Ахматова так высоко оценивает деятельность вождя? Может, она лукавила, когда писала эти стихотворения? (может, поэтесса искренне благодарна вождю за победу в В.О. в., поэтому и возвеличивает его заслуги; возможно, А.А. Ахматова и слукавила: желая спасти себя, детей, близких, приходилось идти на сделку с совестью).
-Хочется привести один факт из истории: в музее Анны Ахматовой в «Фонтанном доме» в томике стихов поэтессы некоторые страницы были заклеены бумагой. Надпись на стенде гласила, что после 1956 г. Анна Андреевна собственноручно заклеивала свои стихи, посвященные Сталину.
-Литература не может быть свободна в обществе с тоталитарным режимом. Поэт либо творит, но расплачивается жизнью, либо лицемерит и живет не по совести.
5. Рефлексия.
-В опорной карте поразмышляйте и ответьте на вопрос: « В чем назначение поэта и поэзии сегодня?»
-Вернемся к началу урока и еще раз посмотрим на вопросы:
Что я хочу узнать? Чему я хочу научиться?
1.Глубже узнавать художественный текст.
2.Грамотно говорить по прочитанному.
3.Анализировать стихотворный текст.
4.Давать собственную оценку прочитанному.
5.Обогатить лексический запас.
6.Совершенствовать навыки работы с изобразительными средствами.
7.Письменно излагать мысли по прочитанному.
8.Узнать, в чем предназначение поэта и поэзии сегодня.
-Удалось ли вам достичь поставленных задач?
6. Заключение.
Лишив меня морей, разбега и разлета
И дав ноге упор насильственной земли,
Чего добились вы? Блестящего расчета -
Губ шевелящихся отнять вы не могли.
Превозмогая горечь одиночества и отверженности, Мандельштам достигает удивительной полноты, цельности видения мира, органической сопричастности всему, что происходит вокруг, высочайшей степени свободы. Анна Ахматова свидетельствовала, как в 1933 году поэт сказал ей: "Стихи сейчас должны быть гражданскими". Поэзия должна быть гражданственной и сейчас.
Домашнее задание: найдите стихотворения В. Маяковского и Б.Пастернака, посвященные Сталину.
Использованные ресурсы:
- http://to-name.ru/biography/iosif-stalin.htm - биографическая справка о Сталине
- http://mdeoz.tumblr.com/post/26327899609 - версия значения слова «бабачит»
- http://pda.gramota.ru/?action=buro&page=2&s=%ED%E5%EE%EB%EE%E3%E8%E7%EC - версия значения слова «бабачит»
- http://www.stihi-rus.ru/1/Mandelshtam/58.htm - стихотворение О.Э.Мандельштама
- http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=2984 – стихотворение А.А.Ахматовой
- http://veykova.ru/content/izuchenie-poezii-osipa-mandelshtama-urok-ii-poet-i-vek-za-gremuchuyu-doblest-gryadushchih - фрагмент «Лишив меня...»
- Словарь русского языка : В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз..; Под ред. А.П.Евгеньевой.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Русский язык, 1981-1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."
Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...
Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".
Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзки...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.
Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....
презентация "Скрытый смысл войны" Первая мировая глазами поэтов Серебряного века
Н.Гумилев, А.Блок, В.Брюсов, М.Волошин - их стихи, воспоминания, дневники раскрывают истинный смысл войны...
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...
Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".
Работа о творчестве поэтов "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...