"Сталин глазами поэтов Серебряного века"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Одинцова Ольга Александровна

Урок с применением ИКТ,  личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения; через образный анализ двух стихотворений О.Э.Мандельштама и А.А.Ахматовой  учащиеся должны найти ответ на вопрос   о назначении поэта и поэзии в современном мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stalin_glazami_poetov_serebryanogo_veka.rar1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. О.Кошевого» г. Сыктывкара Республики Коми

Краткая аннотация - урок с применением ИКТ,  личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения; через образный анализ двух стихотворений О.Э.Мандельштама и А.А.Ахматовой  учащиеся должны найти ответ на вопрос   о назначении поэта и поэзии в современном мире.

«Сталин глазами поэтов Серебряного века»

(урок литературы в 11 классе)

Автор урока – Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. Олега Кошевого» г.Сыктывкара Республики Коми.

Тема - «Сталин глазами поэтов Серебряного века»

Предмет  -  Литература

Класс  11

Характеристика темы и место урока в образовательном процессе  - урок внеклассного чтения.

Методическая информация:

Тип урока по основной дидактической цели - урок ознакомления с новым материалом;

тип урока по основному способу проведения – сочетание различных форм занятий;

тип урока по основным этапам учебного процесса – образование понятий, установление законов и правил;

тип урока по форме проведения - личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения.

Формы организации обучения   -  кооперированно-групповая и фронтальная

Задачи урока:

Образовательные:

  • произвести  анализ стихотворений о Сталине О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой;
  • показать  трагедию человека в тоталитарном обществе;
  • расширить  представления нынешних старшеклассников о времени 30-40х годов.

Развивающие:

  • развивать умение работы с текстом;
  • развивать умение нахождения изобразительные  и синтаксических средств выразительности в тексте;
  • учиться сопоставлять литературный материал одной тематики;
  • учить старшеклассников самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы;
  • формировать квалифицированного читателя, способного понять авторскую позицию и увидеть характерные черты героев;
  • способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины;
  • развивать коммуникативные навыки

Воспитательные:

  • вызвать интерес к личности поэтов Серебряного века;
  • продемонстрировать мужественную решимость поэта показать правду о Сталинском  времени;
  • увлечь прочтением текста;

Оборудование    

Ход урока.

1.Настрой на сотрудничество. Создание благоприятного психологического фона.

 -Серебряный век! Что же это такое? Каковы его границы? О начале Серебряного века говорить более или менее легко. В научных трудах за начало обычно принимается середина 1890-х (Мережковский и ранний Брюсов). А вторую границу следует отодвинуть к двадцатым годам двадцатого столетия. Можно связать ее с выстрелом, оборвавшим в 1921 году жизнь Н. Гумилева. Серебряный век – это, конечно же, не век в прямом понимании этого слова, а период в несколько десятилетий, когда появилась группа поэтов, сумевших заявить о себе новым, необычным творчеством. Писали о жизни и смерти, размышляли о смысле жизни, представляли героев того времени по-своему…У каждого поколения свои идеалы, свои жизненные устои. Вот какую портретную характеристику дают одному  из героев того периода:  «Его толстые пальцы, как черви жирны», «Тараканьи смеются усища».

-Какое создается впечатление о герое? (неприязненное, брезгливое)

-Вот другая характеристика: с «орлиными очами», «Он видит сердце человека», «Он отвратил от нас беду»

-Ваше впечатление?  (совсем другое: взгляд величественной птицы, значит герой благороден, хорошо знает и чувствует людей, способен постоять за народ)

2. Актуализация знаний.

-В двух высказываниях речь идет об одном и том же человеке. О Джугашвили. Знаете ли вы, кто такой Иосиф Виссарионович Джугашвили? Слайд 1. Это Иосиф Виссарионович Сталин. Слайд 2. Что вы знаете об этом человеке? (Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (псевдодим — Коба и др.) (21 декабря 1879, Гори, ныне Грузия — 5 марта 1953, Москва), советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Из семьи сапожника.)  

 -В начале урока я привела два фрагмента из стихотворений поэтов поры Серебряного века (О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой)  о Сталине. О чем пойдет сегодня речь на уроке, как вы бы сформулировали тему урока? (поэты о Сталине,  О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой о Сталине,  Сталин глазами поэтов Серебряного века). Запишите тему урока в опорную карту.

 «Сталин глазами поэтов Серебряного века»

3. Целеполагание

- Определите в карте сами для себя, что  бы хотели узнать новое и чему научиться на уроке? (самостоятельная работа)

 Что я хочу узнать? Чему я хочу научиться?

1.Глубже узнавать художественный текст.

2.Грамотно говорить по прочитанному.

3.Анализировать стихотворный текст.

4.Давать собственную оценку прочитанному.

5.Обогатить лексический запас.

6.Совершенствовать навыки работы с изобразительными средствами.

7.Письменно излагать мысли по прочитанному.

8.Узнать, в чем предназначение поэта и поэзии сегодня.

- Что вам известно о деятельности И.В. Сталина? Слайды 3,4. (при затруднении в ответе можно показать слайд, и тогда учащиеся самостоятельно ответят о деятельности Сталина). (Происходит форсированное развитие промышленности, уменьшение и ликвидация безработицы. Проводится коллективизация, которая направлена помочь в строительстве социализма, но какими методами были проведены его реформы, каковы его результаты для людей, которые были отправлены в лагеря среди ночи и только лишь для того, чтобы выполнить план по строительству любыми путями. Создается командно-административная система правления, при которой человек, а в нашем случае Сталин, прикрываясь буквой закона, указа совершает мыслимые и немыслимые поступки. Совершались массовые аресты людей.)

4. Объяснение нового материала.

-Как же поэты Серебряного века отразили в своем творчестве неординарную личность вождя? Одни учащиеся будут работать в опорной карте со стихотворение О.Э. Мандельштама, а другие со стихотворением А.А. Ахматовой. Слайд 5. Вам нужно внимательно прочитать стихотворение и по плану в опорной карте найти ответы, сделать записи (самостоятельная работа).

  1. Детали портрета
  2. Глаголы, связанные с действием героя
  3. Лексика, связанная с близким окружением вождя
  4. Лексический ряд, связанный с состоянием народа

Стихотворение О.Э. Мандельштама.

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца, --
Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.

Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.

Как подковы кует за указом указ -
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него, - то малина
И широкая грудь осетина.

[ Ноябрь 1933, Москва]

Работа со стихотворением О. Э. Мандельштама.

-Выразительное чтение стихотворения.

-Какие детали портрета отмечает поэт и почему? (жирные пальцы сравниваются с червями, показаны не усы, а усища тараканьи, неприятного насекомого, сияют голенища кремлевского горца, слова осетина весомы, как пудовые гири).

-Пуд какой массе равен? (пуд-это 16 кг)

-Образ вождя изображен сатирически через детали портрета. В глазах лирического героя Сталин превращается в какое-то мифическое чудовище. Он  не человек, а какое-то чудовищное животное  

-Назовите глаголы, которые связаны с действием центрального героя. (Играет, бабачит, тычет, кует).

-Что означает слово  бабачит? (Несколько версий:1. Свинья - свинячит, обезьяна - обезьянничает, слон - слонит а бабак - бабачит! Всё просто. Остаётся выяснить кто такой бабак. Тут оказывается полезным знание украинского языка. Бабак - это сурок. 2. Бабачит  по-видимому, авторский неологизм О. Мандельштама (хотя не исключено, что в каких-то диалектах это слово может существовать). Это и близость по звучанию к глаголу бабахать ('издавать звуки, напоминающие грохот от выстрела, взрыва, падения, удара; бить, стучать, ударять'), и, возможно, намек на Бабая, которым пугают детей. Таким образом, слово бабачит выполняет сразу несколько функций – и выступает как противопоставление словам мяучит, хнычет (эти писклявые звуки издают полулюди, а Сталин – бабачит), и указывает на что-то неведомое, но злое и страшное, что исходит от Сталина.

-Герой играет, тычет. Его действия не представляют особого труда. Но он еще и кует. Слово «кует» ассоциируется не только с тяжелым трудом кузнеца, но и еще и монотонными действиями. Монотонными движениями без эмоций штампует указ за указом.

-Какую вы выделили лексику, связанную с близким окружением вождя? (сброд тонкошеих вождей, полулюди, кто свистит, кто мяучит, кто хнычет)

-Почему называет сбродом? Что означает это слово? (сброд - случайно собравшиеся вместе ничтожные, незначительные или общественно вредные люди)

-Сброд не просто вождей-вожаков, а тонкошеих. Почему? (потому что сами висят на волоске, они полулюди запуганные, бессловесные. Они предоставляют услуги и расплачиваются своей свободой. И действия их как у бессловесных тварей: свистят, мяучат).

-Каким показан народ, ради которого служат вождь и его окружение? (народ не чует земли, т.е. не чувствует опоры)

-Повествование ведется от 1 лица, от лица простого народа: жизнь протекает в подавленном состоянии, не чувствуют земли под ногами, речи ведутся очень тихо и осторожно. За лишнее слово можно и на казнь пойти. Люди скованы страхом.  

-Почему поэт посмел написать такое стихотворение? Чем грозило написание такого стихотворения поэту? (подготовленный заранее ученик)

(Осенью 1933 г. Мандельштам пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», за которое в мае 1934 г. был арестован. Надежда Мандельштам (жена поэта) впоследствии писала: «Тогда никто не сомневался, что за эти стихи он поплатится жизнью». Но резолюция о Мандельштаме была непривычно мягкой: изолировать, но сохранить. Только защита Бухарина смягчила приговор – выслали в Чердынь-на-Каме, а затем в Воронеж, где Мандельштам работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссылки ему запрещают жить в Москве. Часто приходится слышать: почему не нашлось на Сталина Занда, Шарлотты Корде, хотя бы Фанни Каплан? Почему же — нашлось, только Мандельштам действовал не кинжалом или пулей, а словом. В дни рабьего молчания и угодливости он громыхнул такими стихами).

- Рассмотрим стихотворение А.А.Ахматовой (по такому же плану опорной карты). 

И Вождь орлиными очами
Увидел с высоты Кремля,
Как пышно залита лучами
Преображенная земля.

И с самой середины века,
Которому он имя дал,
Он видит сердце человека,
Что стало светлым, как кристалл.

Своих трудов, своих деяний
Он видит спелые плоды,
Громады величавых зданий,
Мосты, заводы и сады.

Свой дух вдохнул он в этот город,
Он отвратил от нас беду, -
Вот отчего так тверд и молод
Москвы необоримый дух.

И благодарного народа
Вождь слышит голос:
«Мы пришли
Сказать, - где Сталин, там свобода,
Мир и величие земли!»

Декабрь 1949

Работа со стихотворением А.А.Ахматовой.

-Выразительное чтение стихотворения.

-Какие детали портрета вождя отмечает А.А.Ахматова? (орлиные глаза вождя)

-Показаны только глаза. Глаза как зеркало души. Глаза птицы-хищника, которые зорко вглядываются во все и везде. Эти глаза видят сердце каждого человека. Какие еще глаголы использует поэтесса, описывая героя? (дважды глагол видит, вдохнул, отвратил, слышит)

-Что видит вождь? (Своих трудов, своих деяний спелые плоды, громады величавых зданий, мосты, заводы и сады).

-Показаны достояния деятельности вождя, который и беду отвратил. Как вы думаете, какую беду отвратил?  (нашествие фашизма)

-Какую в этом стихотворении вы выделили лексику, связанную с близким окружением вождя? (ярко выраженной  лексики в этом стихотворении нет, но есть лексика, связанная с окружением народа: благодарный народ говорит! Используемый эпитет «благодарный» подчеркивает преданность народа. Люди прославляют Сталина, свободу, мир и величие земли!)

–Мы разобрали два стихотворения о Сталине поэтов поры Серебряного века. По-разному изображен вождь.  Как вы думаете, почему А.А.Ахматова так высоко оценивает деятельность вождя? Может, она лукавила, когда писала эти стихотворения? (может, поэтесса искренне благодарна вождю за победу в В.О. в., поэтому и  возвеличивает его заслуги; возможно, А.А. Ахматова и слукавила: желая спасти себя, детей, близких, приходилось идти на сделку с совестью).

-Хочется привести один факт из истории: в музее Анны Ахматовой в «Фонтанном доме» в томике стихов поэтессы некоторые страницы были заклеены бумагой. Надпись на стенде гласила, что после 1956 г. Анна Андреевна собственноручно заклеивала свои стихи, посвященные Сталину.

-Литература не может быть свободна в обществе с тоталитарным режимом. Поэт либо творит, но расплачивается жизнью, либо лицемерит и живет не по совести.

5. Рефлексия.

-В опорной карте поразмышляйте и ответьте на вопрос: « В чем назначение поэта и поэзии сегодня?»

-Вернемся к началу урока и еще раз посмотрим на вопросы:

Что я хочу узнать? Чему я хочу научиться?

1.Глубже узнавать художественный текст.

2.Грамотно говорить по прочитанному.

3.Анализировать стихотворный текст.

4.Давать собственную оценку прочитанному.

5.Обогатить лексический запас.

6.Совершенствовать навыки работы с изобразительными средствами.

7.Письменно излагать мысли по прочитанному.

8.Узнать, в чем предназначение поэта и поэзии сегодня.

-Удалось ли вам достичь поставленных задач?

6. Заключение.

Лишив меня морей, разбега и разлета

И дав ноге упор насильственной земли,

Чего добились вы? Блестящего расчета -

Губ шевелящихся отнять вы не могли.

         Превозмогая горечь одиночества и отверженности, Мандельштам достигает удивительной полноты, цельности видения мира, органической сопричастности всему, что происходит вокруг, высочайшей степени свободы. Анна Ахматова свидетельствовала, как в 1933 году поэт сказал ей: "Стихи сейчас должны быть гражданскими". Поэзия должна быть гражданственной и сейчас.

 Домашнее задание: найдите стихотворения В. Маяковского и Б.Пастернака, посвященные Сталину.

Использованные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".

Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзки...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

презентация "Скрытый смысл войны" Первая мировая глазами поэтов Серебряного века

Н.Гумилев, А.Блок, В.Брюсов, М.Волошин - их стихи, воспоминания, дневники раскрывают истинный смысл войны...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...

Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".

Работа о творчестве поэтов  "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися  Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...