Национально - патриотический пафос повести А.А.Бестужева - Марлинского "Мореход Никитин". "Сюжет как средство развития характера", 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Бахмутова Эльза Ильгизовна

Национально - патриотический пафос повести А.А.Бестужева  - Марлинского  "Мореход Никитин". "Сюжет как средство развития характера", 7 класс.

помочь учащимся в постижении романтического мира героев повести А.А.Бестужева – Марлинского;

обобщить основные способы создания характера в эпическом произведении;

 развивать умения учащихся самостоятельно строить высказывания в устной и письменной форме;

воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национально- патриотический пафос повести

А.А.Бестужева – Марлинского «Мореход Никитин».

Сюжет как средство раскрытия характера. 7 класс

Цель:

  • помочь учащимся в постижении романтического мира героев повести А.А.Бестужева – Марлинского;
  • обобщить основные способы создания характера в эпическом произведении;

развивать умения учащихся самостоятельно строить высказывания в устной и письменной форме;

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Оборудование:

  • тексты повести (учебник литературы 7 класс под редакцией А.Г.Кутузова), рабочие тетради,  рисунки учащихся, памятка «Основные способы создания характера в эпическом произведении».

Оформление доски:

Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.

Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Литературный характер- сочетание в персонаже личных черт с общечеловеческими, типическими качествами; общее, основное, самое главное в индивидуальности литературного героя.

Пафос- воодушевление, подъем, энтузиазм

Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству.

Национальный – характерный для данной нации.

Эпиграф:

Я невольно отдаю преимущество тому, что колеблет душу, что ее возвышает, что трогает русское сердце.

Моей чернильницей было сердце.

                                А.А.Марлинский

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Работа с эпиграфом.
  • Какая мысль заключена в  эпиграфе?
  • Как вы понимаете эпиграф?
  1. Работа с портретом.
  • Каким вы представляете себе писателя А.А.Бестужева – Марлинского?
  • Какие определения вы можете подобрать к его характеру?
  • Что удалось передать художнику в его портрете?
  1. Беседа по тексту повести. (Предварительная работа с литературоведческими терминами, записанными на доске)
  • Какие события составляют сюжет повести?
  • Назовите героев повести.
  • Какие из них главные, какие второстепенные?
  • Найдите в тексте портреты героев, зачитайте.
  • Что особенного в портретах героев?
  • Как вы считаете, удалось ли учащимся, авторам рисунков, добиться портретного сходства?
  • Что хотели передать авторы рисунков?
  • Проследить по ходу повести за героями. Как они ведут себя во время бури?
  • Кто становится в этой сцене главным?
  • О какой черте Ивана это говорит?
  • Какое чувство толкает Савелия и его товарищей на дерзкий захват английского судна: страх неволи, тоска по невесте, месть за потерянный карбас и отобранный товар или что- то другое?
  • Что помогает героям повести совершить подвиг?
  • Какие особенности русской души подчеркивает Марлинский?
  • Что говорит писатель о русском человеке? ( зачитать текст)
  • Докажите примерами из текста, что герои Марлинского – настоящие русские люди ( прокомментировать: речь, поведение в трудных ситуациях)
  1. Работа над композицией повести.
  • На какие части распадается сюжет?

До выбора

После выбора

Неудачное сватовство Савелия

Борьба с вахтенными матросами

Решение править в открытое море

Захват судна

Разбойное нападение английского судна

Привод судна в Архангельск

Плен

Награждение Савелия и его друзей

Выводы:

Обстоятельства играют человеком, ставят его перед выбором, проявляется характер героев

Человек- хозяин собственной судьбы, выходит победителем из трудных жизненных обстоятельств

Общие выводы:

Характер человека проявляется в ситуации трудного жизненного выбора. Образы повести подчинены изначальной авторской установке на создание героического, национального характера.

 

  1. Творческая работа
  • Чем замечательны характеры, созданные Марлинским?
  • В каких поступках раскрывается характер героев Марлинского?
  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.
  2. Домашнее задание:

Сочинение по теме «Чем герои Марлинского похожи на героев Марлинского?

Подготовиться к уроку внеклассного чтения по произведению А.А.Бестужева – Марлинского «Фрегат «Надежда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Презентация к уроку литературы по повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя....

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

Цель урока:·        Формировать умение учащихся выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев;·...

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мореход Никитин"

Интегрированное внеклассное  мероприятие (география и литература) https://drive.google.com/file/d/0B8nvgzfJ4F3fb3NvQmxmbUpyYms/view?usp=sharing...

Конспект бинарного урока литературы и психологии в 7-ом классе"Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Материал представляет собой подробный конспект бинарного урока литературы и психологии в 7 классе "Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".Форма урока-урок-исследование....

Презентация к уроку "Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Презентация к уроку литературы представляет собой сопровождение всех этапов урока-исследования,включая задания психолога....

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое....