Национально - патриотический пафос повести А.А.Бестужева - Марлинского "Мореход Никитин". "Сюжет как средство развития характера", 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Национально - патриотический пафос повести А.А.Бестужева - Марлинского "Мореход Никитин". "Сюжет как средство развития характера", 7 класс.
помочь учащимся в постижении романтического мира героев повести А.А.Бестужева – Марлинского;
обобщить основные способы создания характера в эпическом произведении;
развивать умения учащихся самостоятельно строить высказывания в устной и письменной форме;
воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Национально- патриотический пафос повести
А.А.Бестужева – Марлинского «Мореход Никитин».
Сюжет как средство раскрытия характера. 7 класс
Цель:
- помочь учащимся в постижении романтического мира героев повести А.А.Бестужева – Марлинского;
- обобщить основные способы создания характера в эпическом произведении;
развивать умения учащихся самостоятельно строить высказывания в устной и письменной форме;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Оборудование:
- тексты повести (учебник литературы 7 класс под редакцией А.Г.Кутузова), рабочие тетради, рисунки учащихся, памятка «Основные способы создания характера в эпическом произведении».
Оформление доски:
Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.
Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.
Литературный характер- сочетание в персонаже личных черт с общечеловеческими, типическими качествами; общее, основное, самое главное в индивидуальности литературного героя.
Пафос- воодушевление, подъем, энтузиазм
Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству.
Национальный – характерный для данной нации.
Эпиграф:
Я невольно отдаю преимущество тому, что колеблет душу, что ее возвышает, что трогает русское сердце.
Моей чернильницей было сердце.
А.А.Марлинский
Ход урока
- Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
- Сообщение темы и целей урока.
- Работа с эпиграфом.
- Какая мысль заключена в эпиграфе?
- Как вы понимаете эпиграф?
- Работа с портретом.
- Каким вы представляете себе писателя А.А.Бестужева – Марлинского?
- Какие определения вы можете подобрать к его характеру?
- Что удалось передать художнику в его портрете?
- Беседа по тексту повести. (Предварительная работа с литературоведческими терминами, записанными на доске)
- Какие события составляют сюжет повести?
- Назовите героев повести.
- Какие из них главные, какие второстепенные?
- Найдите в тексте портреты героев, зачитайте.
- Что особенного в портретах героев?
- Как вы считаете, удалось ли учащимся, авторам рисунков, добиться портретного сходства?
- Что хотели передать авторы рисунков?
- Проследить по ходу повести за героями. Как они ведут себя во время бури?
- Кто становится в этой сцене главным?
- О какой черте Ивана это говорит?
- Какое чувство толкает Савелия и его товарищей на дерзкий захват английского судна: страх неволи, тоска по невесте, месть за потерянный карбас и отобранный товар или что- то другое?
- Что помогает героям повести совершить подвиг?
- Какие особенности русской души подчеркивает Марлинский?
- Что говорит писатель о русском человеке? ( зачитать текст)
- Докажите примерами из текста, что герои Марлинского – настоящие русские люди ( прокомментировать: речь, поведение в трудных ситуациях)
- Работа над композицией повести.
- На какие части распадается сюжет?
До выбора | После выбора |
Неудачное сватовство Савелия | Борьба с вахтенными матросами |
Решение править в открытое море | Захват судна |
Разбойное нападение английского судна | Привод судна в Архангельск |
Плен | Награждение Савелия и его друзей |
Выводы: | |
Обстоятельства играют человеком, ставят его перед выбором, проявляется характер героев | Человек- хозяин собственной судьбы, выходит победителем из трудных жизненных обстоятельств |
Общие выводы:
Характер человека проявляется в ситуации трудного жизненного выбора. Образы повести подчинены изначальной авторской установке на создание героического, национального характера.
- Творческая работа
- Чем замечательны характеры, созданные Марлинским?
- В каких поступках раскрывается характер героев Марлинского?
- Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Домашнее задание:
Сочинение по теме «Чем герои Марлинского похожи на героев Марлинского?
Подготовиться к уроку внеклассного чтения по произведению А.А.Бестужева – Марлинского «Фрегат «Надежда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Презентация к уроку литературы по повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя....
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.
Цель урока:· Формировать умение учащихся выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев;·...
Веб-квест "Мореход Никитин".
учебное занятие...
Интегрированное внеклассное мероприятие "Мореход Никитин"
Интегрированное внеклассное мероприятие (география и литература) https://drive.google.com/file/d/0B8nvgzfJ4F3fb3NvQmxmbUpyYms/view?usp=sharing...
Конспект бинарного урока литературы и психологии в 7-ом классе"Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Материал представляет собой подробный конспект бинарного урока литературы и психологии в 7 классе "Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".Форма урока-урок-исследование....
Презентация к уроку "Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Презентация к уроку литературы представляет собой сопровождение всех этапов урока-исследования,включая задания психолога....
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое....