Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Цель урока:
· Формировать умение учащихся выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев;
· Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения, подробного и выборочного пересказа по плану;
· Углублять понятие о литературном герое, сравнивать характеры героев;
· Развивать связную речь;
· Воспитывать патриотизм, негативное отношение к измене и предательству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.
Цель урока:
- Формировать умение учащихся выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев;
- Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения, подробного и выборочного пересказа по плану;
- Углублять понятие о литературном герое, сравнивать характеры героев;
- Развивать связную речь;
- Воспитывать патриотизм, негативное отношение к измене и предательству.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация.
Тип урока: урок формирования и совершенствования навыков и умений с элементами практикума.
Ход урока.
- Организационный этап. 1 мин.
- Постановка цели и задач урока. Мотивационная беседа. 3 мин.
Учитель. В.Г. Белинский считал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…»(слайд 2) Яркие, колоритные картины Запорожской Сечи, пестрые краски казачьей вольности - разгульной, бесшабашной и по-своему гордой – нарисованы Гоголем с особым мастерством. Какой же предстает перед нами Запорожская Сечь? Какой видят ее впервые Остап и Андрий?
- Повторение изученного на предыдущем уроке. Ответы на вопросы.
- Что такое Запорожская Сечь? Общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, сложившаяся в конце ХV в. – Первой половине XVI в. за днепровскими порогами в районе острова Хортица.
- Чем было обусловлено возникновение Запорожской Сечи? Возникновение Запорожской Сечи было обусловлено колонизацией Среднего Приднепровья феодалами Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтийського, усилением феодально-крепостнического и национального гнета и пробуждением самосознания украинского народа.
- Какими были нравы и неписанные законы Запорожской Сечи? Чем они вас поразили? Беседа и демонстрация презентации.13мин.
- Актуализация домашнего задания.
Индивидуальный опрос.
- Устный рассказ об Остапе (1 вариант)
- Устный рассказ об Андрии (2 вариант)
- Сравнительная характеристика братьев. (в работе используются цитатные характеристики героев. С помощью учителя ученики делают вывод)
- Портретная характеристика героев. (слайд 3).
Портрет – средство характеристики героев. В портретах братьев нет детализации. В центре внимания автора – воинские доблести братьев, потому что Гоголь писал героическую повесть о запорожцах, о их славных подвигах во имя родины. В портретах героев подчеркивается их сила, удаль, мужество, качество воина.
- Главное в характерах героев. (слайд 4)
- Главное в характере Андрия – себялюбие, эгоизм. Главное в характере Остапа –прямота и упрямство, бесстрашие и твердость.
- Поведение в бою. (слайд 5).
- Храбрость и мужество Остапа противопоставляются пылкости, горячности и эгоизму Андрия.
- Гибель.(слайд6)
В последние минуты жизни Остапа посещают мысли о Родине: «Пусть же славится до конца века Русская земля!»
Мысли Андрия - о прекрасной полячке: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны?...Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна!»
- Смысл противопоставления братьев. (слайд7)
Противопоставление верности родине, патриотизма, преданности идеалам своих отцов и предательства, силы духа и характера, малодушия и эгоизма. 15 мин
- Работа над темой урока. (слайд 8)
Литературный характер – это образ человека в литературном произведении, созданный с определенной полнотой и наделенный индивидуальными особенностями. Раскрывается посредством изображения внешних и внутренних качеств (портрета, поступков, мыслей и переживаний), а также его речи и авторской оценки.
Обратимся к речи Тараса Бульбы (смотрим отрывок из кинофильма «Тарас Бульба»)Определите основную идею этой речи.
Пафос произведения - эмоционально-оценочное отношение к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (глубокое, страстно чувство). 11мин.
- Подведение итогов урока. 1мин.
Рефлексия
- Можно ли назвать пафос повести «Тарас Бульба» патриотическим?
- Домашнее задание (слайд 9): 1 мин.
- Составить цитатный план, характеризующий Тараса Бульбу;
- Выучить речь Тараса о товариществе наизусть.
Портрет после возвращения из бурсы.
"Остап и Андрий только слезли с коней. Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва".
"Добрый будет козак! " - так оценивает поведение старшего сына при встрече старый запорожец. Младшего же - Андрия - "двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом" отец называет "мазунчиком за молчаливое смущение. Однако Андрий не трус. При разговоре с запорожцами, с которыми гордый отец знакомит сыновей, Андрий запальчиво говорит: "Пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля! " Остап же, наряду с готовностью не давать обидчикам спуску, проявляет и такие качества как внимательность, наблюдательность, острый ум, хладнокровие.
Характеры главных героев.
Более ласковый и спокойный Андрий на шутки отца реагирует лишь улыбкой. Как огонь, вспыхивает Остап от слов отца, которые кажутся ему обидными, - сразу готов защищать свою честь в бою, даже с отцом готов драться. Если обратиться к страницам, рассказывающим о времени обучения сыновей в бурсе, то опять нельзя будет не заметить отличий в поведении Остапа и Андрия.
Остап показывает свой гордый, независимый характер - отказывается учиться, закапывает несколько раз свои учебники. И только приезд и вмешательство отца смогли изменить отношение Остапа к учению - он взялся за учебу и вскоре не уступал лучшим ученикам бурсы.
Андрий же сразу проявил покладистость и прилежание. Учился в меру своих способностей, нрава и упрямства не проявлял. Что же касается мальчишеских шалостей, то в этом принимали участие оба брата. Если же оказывалось, что за проступок был задержан Остап, он хранил молчание об остальных «соучастниках» , сам принимал наказание за всех и все сделанное.
Сыновья его были заняты другими мыслями. Но нужно сказать поболее о
сыновьях его. Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию,
потому что все почетные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его. Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и получали
что-то общее, делавшее их похожими друг на друга. Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли
страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю,
и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без
сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного
обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не
поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в
академии всем наукам. Любопытно, что это говорил тот же самый Тарас Бульба, который бранил всю ученость и советовал, как мы уже видели, детям вовсе не заниматься ею. С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими.
Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. Естественно, что все это должно было как-то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков. Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом
доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком
характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.
Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более
развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы. Вообще в последние годы он реже являлся предводителем какой-нибудь ватаги, но чаще бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева, потопленном в вишневых садах, среди низеньких домиков, заманчиво глядевших на улицу. Иногда он забирался и в улицу аристократов, в нынешнем
старом Киеве, где жили малороссийские и польские дворяне и домы были
выстроены с некоторою прихотливостию.
Сечь. Поведение в бою.
Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков. Часто вместе
с другими товарищами своего куреня, а иногда со всем куренем и с соседними куренями выступали они в степи для стрельбы несметного числа всех возможных степных птиц, оленей и коз или же выходили на озера, реки и протоки, отведенные по жребию каждому куреню, закидывать невода, сети и тащить богатые тони на продовольствие всего куреня. Хотя и не было тут науки, на которой пробуется козак, но они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения - дело, за которое новичок принимался торжественно в козацкие круги.
В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами. Черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны. А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых. Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.
- О! да этот будет со временем добрый полковник! - говорил старый
Тарас. - Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс
заткнет!
Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не
знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее
свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то
пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгонится у человека голова, в глазах все мелькает несется, - летят головы, с громом падают на землю кони,
а он несется, как пьяный, в свисте пуль в сабельном блеске, и наносит всем
удары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такии чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:
- И это добрый - враг бы не взял его! - вояка! не Остап, а добрый,
добрый также вояка!
Гибель .
Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен... Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.
- Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в
очи.
Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Андрий был безответен.
- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв
перед Тарасом.
- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и,
отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его
и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или
братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший
под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не
сказавши ни одного слова.
Гибель Остапа.
Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:
- Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали,
нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни
одного слова!
После этого он приблизился к эшафоту.
- Добре, сынку, добре! - сказал тихо Бульба и уставил в землю свою
седую голову.
Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно
сделанные станки, и...
Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: "Добре, сынку, добре!" Но когда подвели его к последним смертным мукам, - казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, все
неведомые, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
- Батько! где ты! Слышишь ли ты?
- Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Презентация к уроку литературы по повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя....
Национально - патриотический пафос повести А.А.Бестужева - Марлинского "Мореход Никитин". "Сюжет как средство развития характера", 7 класс
Национально - патриотический пафос повести А.А.Бестужева - Марлинского "Мореход Никитин". "Сюжет как средство развития характера", 7 класс.помочь учащимся в постижении романтического мира ...
Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Конспект урока литературы в 7 классе...
Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое....
Сопоставление Остапа и Андрия - главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
На уроке учащимся предлагается сравнить образы Остапа и Андрия Предусмотрены различные виды работы: парная, индивидуальная, групповая...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....