Конспект бинарного урока литературы и психологии в 7-ом классе"Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Неволина Елена Александровна

Материал представляет собой подробный конспект бинарного урока литературы и психологии в 7 классе "Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".Форма урока-урок-исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

ФИО учителя: Неволина Елена Александровна,

ФИО психолога: Петелина Виктория Николаевна

Тема урока: Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Форма проведения урока: бинарный урок

Тип урока: урок-исследование

Технология: технология учебного диалога, технология проблемного обучения, технология групповой деятельности

Деятельностная цель:

Формирование у учащихся способности анализировать литературное произведение, способности анализировать эмоциональную сферу человека

Содержательная цель:

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов, формирование представлений о нравственных ценностях русского человека

Задачи урока:

предметные

  • формировать умение проводить мини-исследование художественного текста;
  • формировать умение строить устное и письменное высказывания на предложенную тему;
  • формировать умение анализировать эмоциональную сферу человека;
  • формировать систему нравственных ценностей учащихся;

регулятивные

  • развивать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе;

коммуникативные

  • развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать умение выражать свои мысли.

личностные

  • формировать культуру речи;
  • формировать интерес (исследовательский) к художественной литературе;
  • воспитывать чувство патриотизма;
  • развивать творческое, аналитическое и синтезирующее мышление учащихся
  • подготовить учащихся к самостоятельной жизни через освоение ценностей, познание окружающего мира.

Методы:

по характеру познавательной деятельности

  • частично-поисковый;
  • поисковый;

по степени активности учащихся

  • продуктивные;
  • творческие;

по источнику знаний

  • словесные;
  • практические;
  • наглядные;
  • использование электронного носителя;

стимулирования и мотивации

  • познавательные;
  • социальные;
  • эмоциональные;

интеллектуальные

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • сравнение;
  • классификация материала;

контроля и самоконтроля

  • устный;
  • письменный;

по организации деятельности:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • фронтальные.

Оборудование:

 музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация, видеофрагменты, цветные карандаши, портрет Н.В.Гоголя,

плакаты с пословицами о любви к Родине.

Ход урока:

 Деятельность учителя

Хронометраж

Деятельность педагога психолога

Деятельность учащихся

1этап: Организационный (мотивационный)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, подготовка исследования.

Звучит музыкальная композиция №1

Приветствие

Слово учителя:

Сегодня у нас нетрадиционный урок. Мы познакомились с одним из самых героических и драматичных, на мой взгляд, произведений русской литературы 19 века - повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Разобраться со сферой чувств в этом произведении и в наших сердцах нам поможет сегодня психолог. Предоставим слово Виктории Николаевне.

1мин.

Приветствие

6 мин.

Слово психолога. Упражнение №1

Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека. 

Эмоциональная оценка событий формируется на основе личного опыта человека, в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. Предлагаю Вам изобразить чувства в цвете.

Найдите в своем листочке задание №1 Перед вами домики, их целая улица. В них живут чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, предательство, доброта, злоба, скука, восхищение. Спасибо за работу, отложите лист на край парты, мы к нему еще вернемся.

Учащиеся работают на индивидуальных листах (Приложение 1), выполняя задание №1, согласно инструкции психолога

 2 этап: Столкновение с проблемой исследования. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

 Цель: мотивация учащихся.

Слово учителя:

Попробуем определить, о каких чувствах мы будем сегодня разговаривать, а соответственно сформулируем и тему нашего урока, просмотрев кинофрагмент из экранизации

повести режиссёра Владимира Бортко «Тарас Бульба»

 Просмотр кинофрагмента

За что Тарас убивает своего сына?

Основные проблемы, которые мы будем сегодня исследовать: что значит предательство Родины, что такое патриотизм, как повесть Гоголя помогает нам это понять?

Тема урока: «Патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

5 мин.

2мин.

Учащиеся отвечают: за измену Родине, за предательство 

3 этап: Актуализация знаний. Выдвижение рабочей версии исследования.

Цель: проверка формирования теоретических знаний

Слово учителя:

Исследовать понятия «патриотизм», «предательство», обратившись к сфере чувств каждого нам поможет Виктория Николаевна. Послушаем её.

Слово учителя:

Продолжаем работать над антитезой

«патриотизм» - «предательство».

На прошлом уроке мы изучали термин

«пафос литературного произведения».

Что это такое?

6 мнн.

1мин.

Слово психолога. Упражнение №2

Определение понятий

«Патриотизм», «предательство».

Работа с ассоциативным рядом.

На доске большими буквами написано «ПАТРИОТИЗМ». Психолог обращается к детям: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово патриотизм? (какой образ возникает). Ответы записываю на доске. Затем всем классом из написанных на доске определений выбирается общее определение патриотизма. Обратимся к словарю Ожегова, где слово патриотизм – «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

А Википедия «патриотизм» трактует следующим образом — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

А сейчас каждый из набора карт вслепую выберет карточку и скажет, как она может быть связана со словом ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

Подводим вместе итог, сказанному, выбирая общее определение предательству. А Владимир Иванович Даль так определяет предательство – «изменить кому, обмануть лукаво, либо покинуть в беде, отступиться»

Работа с набором метафорических ассоциативных карт «Переход»

Учащиеся отвечают, активизируя воображение, память, эмоциональную сферу. Примерные ассоциации: Отчизна, страна, Россия, личность, преданность, народ, любовь, герой, гордость, счастье, поступок, война и т.д.

Учащиеся отвечают, опираясь на свой жизненный опыт, активизируя эмоциональную сферу. Примерные ассоциации: беда, горе, грусть, обман, измена, одиночество и т.д.

Учащиеся отвечают: это эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой действительности,

эмоциональный настрой произведения.

4 этап: Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания). Исследование художественного текста через призму рабочей версии.

Цель: проверка формирования навыков литературоведческого анализа, умений анализа эмоционального состояния человека.

Слово учителя

Исследование текста повести хочется продолжить высказыванием В.Г.Белинского

о мастерстве Н.В.Гоголя. Прочтите его на слайде презентации.

Докажите, что это так.

Найдите в этом тексте художественные средства выразительности.

Беседа

Как в литературе называется изображение природы? Что олицетворяет собой поэтический образ степи?

Что можно сказать об авторе, который создаёт такой удивительный образ родного края?

Вывод:

Таким образом, мы чувствуем патриотический пафос повести, когда читаем описание Н.В. Гоголем родной земли.

Однако этого недостаточно для эпического произведения.

5 мин.

Учащиеся читают: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…»

Учащиеся отвечают. Гл.2 Выразительное чтение отрывка «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее».

Эпитеты: «девственная пустыня»

Метафоры: «неизмеримые волны диких растений»; «чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха»

Олицетворения: «сквозили волошки», «дрок выскакивал», «кашка пестрела», «колос наливался»

«брызнули миллионы разных цветов»

Гипербола: кони, скрывавшиеся в растениях, как в лесу

«воздух был напоён тысячью разных птичьих свистов»

Сравнения: «поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном»

Риторическое восклицание: «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Пейзаж.

Образ Родины.

Он патриот.

Физминутка: пальминг, музыкальная композиция №1 1 мин.

5 этап: Включение нового знания в систему понятий учащихся. Выдвижение итоговой гипотезы исследования.

Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Беседа

Чем эпос отличается от лирики?

Рассказ о событиях можно выстроить, создавая образы литературных героев во взаимодействии.

Кто является главными героями повести?

Сравнительная характеристика героев

Дома вы по группам составляли характеристики главных героев повести.

Исследуя антитезу «патриотизм-предательство», остановимся на сравнительной характеристике Остапа и Андрия.

Расскажите о них по плану на слайде.

Во время устных ответов учащихся просмотр видеофрагмента: «Измена Андрия», чтение учителем отрывка «Казнь Остапа»

Слово учителя

Кого мы можем назвать патриотом, кого предателем? Почему?

8 мин.

В эпических произведениях повествуется о событиях.

Тарас Бульба, Остап, Андрий.

Устные ответы учащихся:

1)Портретная характеристика гл. 1

2)Главное в характере героев гл.2

3)Поведение в бою гл.5

4)Гибель: измена Андрия гл.6,

казнь Остапа гл.11

5)Смысл противопоставления братьев: противопоставление патриотизма и предательства, силы духа и эгоизма

6 этап: Подведение итогов исследования

Цель: оценка результатов исследования, процесса их получения.

Слово учителя

Подведём итоги нашего исследования. Анализируя текст повести, мы наблюдаем ярко выраженный патриотический пафос произведения в образах, созданных писателем: образе Родины, образах главных героев.

Беседу о произведении мы продолжим на следующем уроке, но уже сейчас нам хочется согласиться со словами

В.Г.Белинского: «Тарас Бульба» - это дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, это резкий очерк героической жизни народа».

 Выставление отметок за урок.

3 мин.

7этап: Проектирование дифференцированного домашнего задания

Цель: развитие умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль

Задание базового уровня:

 устная характеристика Тараса Бульбы

Задание повышенной сложности

Синквейн «Патриот»

2 мин.

8 этап: Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

7мин.

Слово психолога

Возьмите, пожалуйста, листы, на которых мы работали в начале урока. Найдите задание №2. В этих домиках жильцы необычные, здесь живут наши чувства. Я буду называть хозяина домика, а вы подберите подходящий на Ваш взгляд цвет и раскрасьте.

В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Во втором – Тараса Бульбы.

В третьем – сын Тараса Бульбы Остап

В четвертом – сын Тараса Бульбы Андрий

В пятом – мать Остапа и Андрия, жена Тараса Бульбы

В шестом – прекрасная полячку, любовь Андрия

В седьмом – патриотизм

В восьмом – твои чувства, эмоции после прочтения повести

В девятом – твои чувства, эмоции, после этого урока

А в десятом герой повести, который, по Вашему мнению, похож на Вас. Когда вы закончите его раскрашивать, на ответном листе напишите кто это. Звучит музыкальная композиция №2

Спасибо за работу. Спасибо за внимание.

Учащиеся работают на индивидуальных листах (Приложение 1), выполняя задание №2, согласно инструкции психолога, под музыкальное сопровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе

Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...

Конспект к уроку литературы на тему "Капитанская дочка" 8 класс.

Причина, по которой «Капитанскую дочку» будут читать и перечитывать по крайней мере до тех пор, пока не умрет русский язык....

Конспект бинарного урока (литература, история) с элементами интеграции "На любовь своё сердце настрою..." (10 класс)

Человек приходит в жизнь, чтобы любить и уходит из жизни, любя ее. Герой купринского рассказа “Леночка” говорит: “Нет, жизнь все-таки мудра… И, кроме того, жизнь прекрасна. Она – вечное воскресен...

Бинарные уроки литературы и психологии

В статье описывается опыт подготовки и проведения бинарного урока литературы и психологии в 7 классе....

Конспект бинарного урока литературы и английского языка по творчеству У. Шекспира. 8 класс

План-конспект бинарного урока литературы и английского языка по творчеству У.Шекспира может быть использован при изучении трагедии "Ромео и Джульеттта". Урок рассчитан на 2 часа...