Конспект бинарного урока литературы и психологии в 7-ом классе"Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Материал представляет собой подробный конспект бинарного урока литературы и психологии в 7 классе "Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".Форма урока-урок-исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
ФИО учителя: Неволина Елена Александровна,
ФИО психолога: Петелина Виктория Николаевна
Тема урока: Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Форма проведения урока: бинарный урок
Тип урока: урок-исследование
Технология: технология учебного диалога, технология проблемного обучения, технология групповой деятельности
Деятельностная цель:
Формирование у учащихся способности анализировать литературное произведение, способности анализировать эмоциональную сферу человека
Содержательная цель:
Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов, формирование представлений о нравственных ценностях русского человека
Задачи урока:
предметные
- формировать умение проводить мини-исследование художественного текста;
- формировать умение строить устное и письменное высказывания на предложенную тему;
- формировать умение анализировать эмоциональную сферу человека;
- формировать систему нравственных ценностей учащихся;
регулятивные
- развивать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе;
коммуникативные
- развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- развивать умение работать в группах;
- развивать умение выражать свои мысли.
личностные
- формировать культуру речи;
- формировать интерес (исследовательский) к художественной литературе;
- воспитывать чувство патриотизма;
- развивать творческое, аналитическое и синтезирующее мышление учащихся
- подготовить учащихся к самостоятельной жизни через освоение ценностей, познание окружающего мира.
Методы:
по характеру познавательной деятельности
- частично-поисковый;
- поисковый;
по степени активности учащихся
- продуктивные;
- творческие;
по источнику знаний
- словесные;
- практические;
- наглядные;
- использование электронного носителя;
стимулирования и мотивации
- познавательные;
- социальные;
- эмоциональные;
интеллектуальные
- индуктивные;
- дедуктивные;
- сравнение;
- классификация материала;
контроля и самоконтроля
- устный;
- письменный;
по организации деятельности:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные.
Оборудование:
музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация, видеофрагменты, цветные карандаши, портрет Н.В.Гоголя,
плакаты с пословицами о любви к Родине.
Ход урока:
Деятельность учителя | Хронометраж | Деятельность педагога психолога | Деятельность учащихся | ||
1этап: Организационный (мотивационный) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, подготовка исследования. | |||||
Звучит музыкальная композиция №1 Приветствие Слово учителя: Сегодня у нас нетрадиционный урок. Мы познакомились с одним из самых героических и драматичных, на мой взгляд, произведений русской литературы 19 века - повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Разобраться со сферой чувств в этом произведении и в наших сердцах нам поможет сегодня психолог. Предоставим слово Виктории Николаевне. | 1мин. | Приветствие | |||
6 мин. | Слово психолога. Упражнение №1 Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека. Эмоциональная оценка событий формируется на основе личного опыта человека, в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. Предлагаю Вам изобразить чувства в цвете. Найдите в своем листочке задание №1 Перед вами домики, их целая улица. В них живут чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим. Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, предательство, доброта, злоба, скука, восхищение. Спасибо за работу, отложите лист на край парты, мы к нему еще вернемся. | Учащиеся работают на индивидуальных листах (Приложение 1), выполняя задание №1, согласно инструкции психолога | |||
2 этап: Столкновение с проблемой исследования. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока. Цель: мотивация учащихся. | |||||
Слово учителя: Попробуем определить, о каких чувствах мы будем сегодня разговаривать, а соответственно сформулируем и тему нашего урока, просмотрев кинофрагмент из экранизации повести режиссёра Владимира Бортко «Тарас Бульба» Просмотр кинофрагмента За что Тарас убивает своего сына? Основные проблемы, которые мы будем сегодня исследовать: что значит предательство Родины, что такое патриотизм, как повесть Гоголя помогает нам это понять? Тема урока: «Патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 5 мин. 2мин. | Учащиеся отвечают: за измену Родине, за предательство | |||
3 этап: Актуализация знаний. Выдвижение рабочей версии исследования. Цель: проверка формирования теоретических знаний | |||||
Слово учителя: Исследовать понятия «патриотизм», «предательство», обратившись к сфере чувств каждого нам поможет Виктория Николаевна. Послушаем её. | |||||
Слово учителя: Продолжаем работать над антитезой «патриотизм» - «предательство». На прошлом уроке мы изучали термин «пафос литературного произведения». Что это такое? | 6 мнн. 1мин. | Слово психолога. Упражнение №2 Определение понятий «Патриотизм», «предательство». Работа с ассоциативным рядом. На доске большими буквами написано «ПАТРИОТИЗМ». Психолог обращается к детям: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово патриотизм? (какой образ возникает). Ответы записываю на доске. Затем всем классом из написанных на доске определений выбирается общее определение патриотизма. Обратимся к словарю Ожегова, где слово патриотизм – «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». А Википедия «патриотизм» трактует следующим образом — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. А сейчас каждый из набора карт вслепую выберет карточку и скажет, как она может быть связана со словом ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Подводим вместе итог, сказанному, выбирая общее определение предательству. А Владимир Иванович Даль так определяет предательство – «изменить кому, обмануть лукаво, либо покинуть в беде, отступиться» Работа с набором метафорических ассоциативных карт «Переход» | Учащиеся отвечают, активизируя воображение, память, эмоциональную сферу. Примерные ассоциации: Отчизна, страна, Россия, личность, преданность, народ, любовь, герой, гордость, счастье, поступок, война и т.д. Учащиеся отвечают, опираясь на свой жизненный опыт, активизируя эмоциональную сферу. Примерные ассоциации: беда, горе, грусть, обман, измена, одиночество и т.д. Учащиеся отвечают: это эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой действительности, эмоциональный настрой произведения. | ||
4 этап: Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания). Исследование художественного текста через призму рабочей версии. Цель: проверка формирования навыков литературоведческого анализа, умений анализа эмоционального состояния человека. | |||||
Слово учителя Исследование текста повести хочется продолжить высказыванием В.Г.Белинского о мастерстве Н.В.Гоголя. Прочтите его на слайде презентации. Докажите, что это так. Найдите в этом тексте художественные средства выразительности. Беседа Как в литературе называется изображение природы? Что олицетворяет собой поэтический образ степи? Что можно сказать об авторе, который создаёт такой удивительный образ родного края? Вывод: Таким образом, мы чувствуем патриотический пафос повести, когда читаем описание Н.В. Гоголем родной земли. Однако этого недостаточно для эпического произведения. | 5 мин. | Учащиеся читают: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…» Учащиеся отвечают. Гл.2 Выразительное чтение отрывка «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее». Эпитеты: «девственная пустыня» Метафоры: «неизмеримые волны диких растений»; «чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха» Олицетворения: «сквозили волошки», «дрок выскакивал», «кашка пестрела», «колос наливался» «брызнули миллионы разных цветов» Гипербола: кони, скрывавшиеся в растениях, как в лесу «воздух был напоён тысячью разных птичьих свистов» Сравнения: «поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном» Риторическое восклицание: «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!» Пейзаж. Образ Родины. Он патриот. | |||
Физминутка: пальминг, музыкальная композиция №1 1 мин. | |||||
5 этап: Включение нового знания в систему понятий учащихся. Выдвижение итоговой гипотезы исследования. Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | |||||
Беседа Чем эпос отличается от лирики? Рассказ о событиях можно выстроить, создавая образы литературных героев во взаимодействии. Кто является главными героями повести? Сравнительная характеристика героев Дома вы по группам составляли характеристики главных героев повести. Исследуя антитезу «патриотизм-предательство», остановимся на сравнительной характеристике Остапа и Андрия. Расскажите о них по плану на слайде. Во время устных ответов учащихся просмотр видеофрагмента: «Измена Андрия», чтение учителем отрывка «Казнь Остапа» Слово учителя Кого мы можем назвать патриотом, кого предателем? Почему? | 8 мин. | В эпических произведениях повествуется о событиях. Тарас Бульба, Остап, Андрий. Устные ответы учащихся: 1)Портретная характеристика гл. 1 2)Главное в характере героев гл.2 3)Поведение в бою гл.5 4)Гибель: измена Андрия гл.6, казнь Остапа гл.11 5)Смысл противопоставления братьев: противопоставление патриотизма и предательства, силы духа и эгоизма | |||
6 этап: Подведение итогов исследования Цель: оценка результатов исследования, процесса их получения. | |||||
Слово учителя Подведём итоги нашего исследования. Анализируя текст повести, мы наблюдаем ярко выраженный патриотический пафос произведения в образах, созданных писателем: образе Родины, образах главных героев. Беседу о произведении мы продолжим на следующем уроке, но уже сейчас нам хочется согласиться со словами В.Г.Белинского: «Тарас Бульба» - это дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, это резкий очерк героической жизни народа». Выставление отметок за урок. | 3 мин. | ||||
7этап: Проектирование дифференцированного домашнего задания Цель: развитие умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль | |||||
Задание базового уровня: устная характеристика Тараса Бульбы Задание повышенной сложности Синквейн «Патриот» | 2 мин. | ||||
8 этап: Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива. | |||||
7мин. | Слово психолога Возьмите, пожалуйста, листы, на которых мы работали в начале урока. Найдите задание №2. В этих домиках жильцы необычные, здесь живут наши чувства. Я буду называть хозяина домика, а вы подберите подходящий на Ваш взгляд цвет и раскрасьте. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте. Во втором – Тараса Бульбы. В третьем – сын Тараса Бульбы Остап В четвертом – сын Тараса Бульбы Андрий В пятом – мать Остапа и Андрия, жена Тараса Бульбы В шестом – прекрасная полячку, любовь Андрия В седьмом – патриотизм В восьмом – твои чувства, эмоции после прочтения повести В девятом – твои чувства, эмоции, после этого урока А в десятом герой повести, который, по Вашему мнению, похож на Вас. Когда вы закончите его раскрашивать, на ответном листе напишите кто это. Звучит музыкальная композиция №2 Спасибо за работу. Спасибо за внимание. | Учащиеся работают на индивидуальных листах (Приложение 1), выполняя задание №2, согласно инструкции психолога, под музыкальное сопровождение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе
Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...
Конспект к уроку литературы на тему "Капитанская дочка" 8 класс.
Причина, по которой «Капитанскую дочку» будут читать и перечитывать по крайней мере до тех пор, пока не умрет русский язык....
Конспект бинарного урока (литература, история) с элементами интеграции "На любовь своё сердце настрою..." (10 класс)
Человек приходит в жизнь, чтобы любить и уходит из жизни, любя ее. Герой купринского рассказа “Леночка” говорит: “Нет, жизнь все-таки мудра… И, кроме того, жизнь прекрасна. Она – вечное воскресен...
Бинарные уроки литературы и психологии
В статье описывается опыт подготовки и проведения бинарного урока литературы и психологии в 7 классе....
Конспект бинарного урока литературы и английского языка по творчеству У. Шекспира. 8 класс
План-конспект бинарного урока литературы и английского языка по творчеству У.Шекспира может быть использован при изучении трагедии "Ромео и Джульеттта". Урок рассчитан на 2 часа...