Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Гавриловская Елена Борисовна

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_protivopostavlenie_ostapa_iandriya_7_klass.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

Цель урока:

  • Формировать умение учащихся выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев;
  • Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения, подробного и выборочного пересказа по плану;
  • Углублять понятие о литературном герое, сравнивать характеры героев;
  • Развивать связную речь;
  • Воспитывать патриотизм, негативное отношение к измене и предательству.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация.

Тип урока: урок формирования и совершенствования навыков и умений с элементами практикума.

                                                          Ход урока.

  1. Организационный этап. 1 мин.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивационная беседа. 3 мин.

Учитель. В.Г. Белинский считал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…»(слайд 2) Яркие, колоритные картины Запорожской Сечи, пестрые краски казачьей вольности - разгульной, бесшабашной и по-своему гордой – нарисованы Гоголем с особым мастерством. Какой же предстает перед нами Запорожская Сечь? Какой видят ее впервые Остап и Андрий?

  1. Повторение изученного на предыдущем уроке. Ответы на вопросы.
  1. Что такое Запорожская Сечь? Общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, сложившаяся в конце ХV в. – Первой половине XVI в. за днепровскими порогами в районе острова Хортица. 
  2. Чем было обусловлено возникновение Запорожской Сечи? Возникновение Запорожской Сечи было обусловлено колонизацией Среднего Приднепровья феодалами Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтийського, усилением феодально-крепостнического и национального гнета и пробуждением самосознания украинского народа.
  3. Какими были нравы и неписанные законы Запорожской Сечи? Чем они вас поразили?  Беседа и демонстрация презентации.13мин.
  1. Актуализация домашнего задания.

Индивидуальный опрос.

  1. Устный рассказ об Остапе (1 вариант)
  2. Устный рассказ об Андрии (2 вариант)
  3. Сравнительная характеристика братьев. (в работе используются цитатные характеристики героев. С помощью учителя ученики делают вывод)
  1. Портретная характеристика героев. (слайд 3).

Портрет – средство характеристики героев. В портретах братьев нет детализации. В центре внимания автора – воинские доблести братьев, потому что Гоголь писал героическую повесть о запорожцах, о их славных подвигах во имя родины. В портретах героев подчеркивается их сила, удаль, мужество, качество воина.

  1. Главное в характерах героев. (слайд 4)
  2. Главное в характере Андрия – себялюбие, эгоизм. Главное в характере Остапа –прямота и упрямство, бесстрашие и твердость.
  3. Поведение в бою. (слайд 5).
  4. Храбрость и мужество Остапа противопоставляются пылкости, горячности и эгоизму Андрия.
  5. Гибель.(слайд6)

 В последние минуты жизни Остапа посещают мысли о Родине: «Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Мысли Андрия - о прекрасной полячке: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны?...Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна!»

  1. Смысл противопоставления братьев. (слайд7)

Противопоставление верности родине, патриотизма, преданности идеалам своих отцов и предательства, силы духа и характера, малодушия и эгоизма. 15 мин

  1. Работа над темой урока. (слайд 8)

Литературный характер – это образ человека в литературном произведении, созданный с определенной полнотой и наделенный индивидуальными особенностями. Раскрывается посредством изображения внешних и внутренних качеств (портрета, поступков, мыслей и переживаний), а также его речи и авторской оценки.

Обратимся к речи Тараса Бульбы (смотрим отрывок из кинофильма «Тарас Бульба»)Определите основную идею этой речи.

Пафос произведения - эмоционально-оценочное отношение к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (глубокое, страстно чувство). 11мин.

  1. Подведение итогов урока. 1мин.

Рефлексия

  • Можно ли назвать пафос повести «Тарас Бульба» патриотическим?
  1. Домашнее задание (слайд 9): 1 мин.
  • Составить цитатный план, характеризующий Тараса Бульбу;
  • Выучить речь Тараса о товариществе наизусть.

Портрет после возвращения из бурсы.

"Остап и Андрий только слезли с коней. Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва".

"Добрый будет козак! " - так оценивает поведение старшего сына при встрече старый запорожец. Младшего же - Андрия - "двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом" отец называет "мазунчиком за молчаливое смущение. Однако Андрий не трус. При разговоре с запорожцами, с которыми гордый отец знакомит сыновей, Андрий запальчиво говорит: "Пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля! " Остап же, наряду с готовностью не давать обидчикам спуску, проявляет и такие качества как внимательность, наблюдательность, острый ум, хладнокровие.

Характеры главных героев.

Более ласковый и спокойный Андрий на шутки отца реагирует лишь улыбкой. Как огонь, вспыхивает Остап от слов отца, которые кажутся ему обидными, - сразу готов защищать свою честь в бою, даже с отцом готов драться. Если обратиться к страницам, рассказывающим о времени обучения сыновей в бурсе, то опять нельзя будет не заметить отличий в поведении Остапа и Андрия.

Остап показывает свой гордый, независимый характер - отказывается учиться, закапывает несколько раз свои учебники. И только приезд и вмешательство отца смогли изменить отношение Остапа к учению - он взялся за учебу и вскоре не уступал лучшим ученикам бурсы.

Андрий же сразу проявил покладистость и прилежание. Учился в меру своих способностей, нрава и упрямства не проявлял. Что же касается мальчишеских шалостей, то в этом принимали участие оба брата. Если же оказывалось, что за проступок был задержан Остап, он хранил молчание об остальных «соучастниках» , сам принимал наказание за всех и все сделанное.

Сыновья его были заняты другими мыслями. Но нужно сказать поболее о

  сыновьях его. Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию,

  потому что все почетные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его. Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и получали

  что-то общее, делавшее их похожими друг на друга. Старший, Остап, начал с   того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли

  страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю,

  и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без

  сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного

  обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не

  поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в

  академии всем наукам. Любопытно, что это говорил тот же самый Тарас Бульба,  который бранил всю ученость и советовал, как мы уже видели, детям вовсе не заниматься ею. С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими.

Остап Бульба,  несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие,  никак не избавлялся неумолимых розг. Естественно, что все это должно было  как-то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков. Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом

доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком

  характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери,  и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.

   Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более

  развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата;  чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще  стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали  ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы. Вообще в последние годы он реже являлся предводителем какой-нибудь ватаги, но чаще бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева, потопленном в вишневых садах, среди низеньких домиков, заманчиво глядевших на улицу. Иногда он забирался и в улицу аристократов, в нынешнем

  старом Киеве, где жили малороссийские и польские дворяне и домы были

  выстроены с некоторою прихотливостию.

Сечь. Поведение в бою.

Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков. Часто вместе

  с другими товарищами своего куреня, а иногда со всем куренем и с соседними куренями выступали они в степи для стрельбы несметного числа всех возможных степных птиц, оленей и коз или же выходили на озера, реки и протоки,  отведенные по жребию каждому куреню, закидывать невода, сети и тащить богатые тони на продовольствие всего куреня. Хотя и не было тут науки, на которой пробуется козак, но они стали уже заметны между другими молодыми  прямою удалью и удачливостью во всем. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения - дело, за которое новичок принимался торжественно в козацкие круги.

В один месяц возмужали  и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами. Черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость,  стали теперь грозны и сильны. А старому Тарасу любо было видеть, как оба  сына его были одни из первых. Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись  и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все  положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но  уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной  уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.

   - О! да этот будет со временем добрый полковник! - говорил старый

  Тарас. - Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс

  заткнет!

   Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не

  знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее

  свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то

  пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгонится у человека голова, в  глазах все мелькает несется, - летят головы, с громом падают на землю кони,

  а он несется, как пьяный, в свисте пуль в сабельном блеске, и наносит всем

  удары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такии чудеса, которым не могли не изумиться старые  в боях. Дивился старый Тарас и говорил:

   - И это добрый - враг бы не взял его! - вояка! не Остап, а добрый,

  добрый также вояка!

Гибель .

Оглянулся Андрий:  пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен... Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал,  как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

   - Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в

  очи.

   Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

   - Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

   Андрий был безответен.

   - Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

   Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв

  перед Тарасом.

   - Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и,

  отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

   Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его

  и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или

  братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

   Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший

  под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не

  сказавши ни одного слова.

Гибель Остапа.

Остап остановился. Ему  первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку  вверх и произнес громко:

   - Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали,

  нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни

  одного слова!

   После этого он приблизился к эшафоту.

   - Добре, сынку, добре! - сказал тихо Бульба и уставил в землю свою

  седую голову.

   Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно

  сделанные станки, и...

Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда,  когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не  дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время  гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: "Добре, сынку, добре!"  Но когда подвели его к последним смертным мукам, - казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, все

  неведомые, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

   - Батько! где ты! Слышишь ли ты?

   - Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Презентация к уроку литературы по повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя....

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

Цель урока:·        Формировать умение учащихся выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев;·...

Национально - патриотический пафос повести А.А.Бестужева - Марлинского "Мореход Никитин". "Сюжет как средство развития характера", 7 класс

Национально - патриотический пафос повести А.А.Бестужева  - Марлинского  "Мореход Никитин". "Сюжет как средство развития характера", 7 класс.помочь учащимся в постижении романтического мира ...

Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....

Сопоставление Остапа и Андрия - главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

На уроке учащимся предлагается сравнить образы Остапа и Андрия Предусмотрены различные виды работы: парная, индивидуальная, групповая...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....